Особенности мнестических функций у детей младшего школьного возраста с эндокринными заболеваниями (Клиническая психология, Российский национальный исследовательский медицинский университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ГБОУ ШКОЛЫ 1321 «Ковчег».
Выборка: 60 детей младшего школьного возраста (6-10 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти у детей младшего школьного возраста в «норме» и при эндокринных заболеваниях. 5
1.1 Общее понятие о памяти в психологической литературе, ее видах и формах 5
1.2. Формирование памяти в младшем школьном возрасте 14
1.3 Эндокринные заболевания в младшем школьном возрасте 21
1.4 Особенности когнитивных функций у детей младшего школьного возраста при эндокринных заболеваниях. 27
Глава 2. Эмпирическое исследование памяти у детей с сахарным диабетом I типа младшего школьного возраста 29
2.2 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования памяти у детей с сахарным диабетом I типа младшего школьного возраста 35
Глава 3. Рекомендации по нейропсихологической коррекции памяти у детей младшего школьного возраста. 45
3.1 Методика «ДИАКОР» для коррекции памяти (Ю.В. Микадзе). 45
3.2 Методики, направленные на оптимизацию параметров памяти. 50
Выводы 57
Заключение 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Младшие классы - это время в жизни ребёнка, создающее наиболее благоприятные условия для активной мнестической деятельности. Иными словами, в данный период развитие функций запоминания будет максимально эффективным. Младшеклассники обладают особенностями психической деятельности, которые наиболее полно сохраняют в памяти и воспроизведении сложный состав орфографического и счетного навыков и характеризуют их формирование большим отрезком времени.
Объект исследования: память у детей младшего школьного возраста с сахарным диабетом I типа.
Предмет исследования: особенности памяти у детей младшего школьного возраста с сахарным диабетом I типа.
Цель исследования: изучение особенностей памяти у детей младшего школьного возраста с сахарным диабетом I типа.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста, которые страдают сахарным диабетом I типа, отмечаются нарушения памяти.
Определены следующие задачи исследования:
Теоритические:
- изучить и просистематизировать всю имеющуюся литературу по памяти у детей с сахарным диабетом 1 типа;
Эмпирические:
- исследовать памяти у детей с сахарным диабетом 1 типа.
- сравнить память у детей контрольной группы и экспериментальной группы
Практические:
- на основании результатов исследования сформулировать выводы и составить рекомендации по развитию памяти младших школьников.
Основными методами для написания работы выступили:
1. Теоретический анализ научной литературы, обобщение и систематизация.
2. Наблюдение, анализ документов, исследование, методика «ДИАКОР» (Микадзе, Ю.В., Корсакова Н.К., 1994), позволяющая оценить состояние памяти в каждой из трех основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной.
3. Статистический анализ полученных эмпирических данных.
Практическое значение работы: Данные о состоянии памяти у детей с сахарным диабетом I типа дают возможность более точно строить прогноз психического развития детей, разрабатывать адекватные методы психологической коррекции с учетом сильных и слабых звеньев разных функциональных систем психики, обосновывать рекомендации по их адаптации.
Наиболее важным когнитивным процессом является память. Это дает шанс для роста и обучения. Развитие речи, мышления, эмоциональных реакций, физических способностей и творческой деятельности — все это начинается с памяти.
Память необходима для выполнения всех ментальных процессов, и память не может существовать независимо от других ментальных процессов. Без памяти наши переживания и восприятия испарились бы по мере их возникновения, навсегда оставив нас в состоянии новорожденности.
Младший школьный возраст — это чувствительное время для формирования способности к обучению и для изучения предмета, средств и приемов действий, а также форм сотрудничества, соответствующих этой деятельности. Мнемические таланты быстро развиваются в течение этого времени.
В последнее время появляется все больше доказательств неблагоприятных эффектов эндокринных заболеваний на ЦНС и когнитивные функции. Эндокринная система у детей - это очень сложный и чувствительный механизм. Изучение детей с СД1 показало нарушение внимания, скорости переработки данных, исполнительных функций, интеллекта и памяти [2, 3].
Постоянное поступление глюкозы имеет решающее значение для нормального метаболизма головного мозга. Нейропсихологические профили детей с диабетом 1 типа соответствуют тонким нарушениям в передних и средних височных областях мозга, что может свидетельствовать о том, что у детей с сахарным диабетом 1 типа более низкие показатели памяти.