Введение 3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты коррупции в Российской Федерации 13
1.1. Социально-историческая обусловленность коррупции в России...13
1.2. Признаки и последствия коррупции 20
Глава 2. Причины существования и распространения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации 27
2.1. Коррупция как «недуг» государственной службы Российской
Федерации: причины существования и распространения 27
2.2. Латентность, как одна из главных проблем борьбы с коррупцией в
системе государственной службы Российской Федерации 41
Глава 3. Правовые меры по противодействию коррупционному поведению в системе государственной службы Российской Федерации 45
3.1. Юридическая ответственность государственных служащих
Российской Федерации за коррупционные правонарушения 45
3.2. Предложения по улучшению эффективности мер противодействия
коррупции в системе государственной службы Российской Федерации 67
Заключение 75
Список используемых источников 79
Приложения 87
Актуальность темы исследования. Коррупция является поистине насущной проблемой, характерной не только для России, но и для других стран мира, поскольку она является одной из самых главных угроз для безопасности государства. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.
Огорчает тот факт, что, согласно данным Transparency International, Россия в рейтинге восприятия коррупции за 2017 г. опустилась со 131 места на 135, а в 2018 на 138 место из 180 стран участниц, поделив место с такими странами, как Ливан, Иран, Мексика, Папуа - Новая Гвинея и Гвинея.
В последние годы Россию потрясли серии задержаний высокопоставленных государственных чиновников, начиная от представителей МВД, СКР, глав субъектов Российской Федерации (далее - РФ), и заканчивая министром экономического развития. Как представляется, в нелегкие времена санкций и политического давления в отношении России, коррупция является внутренним врагом страны, который наносит экономике, да и не только, огромный ущерб, и что с этим врагом нужно бороться.
Коррупционные правонарушения в России в настоящее время проявляются практически во всех сферах государственной власти и управления. Они разрушают государственный аппарат и отрицательно влияют на нравственные устои общества. Коррупционное поведение государственных служащих далеко ушло за рамки обычного подкупа. Повсеместно распространены явления криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирования в коммерческие структуры бюджетных средств, необоснованной передачи им в управление государственного имущества, незаконных внешнеэкономических операций, совмещения служебной деятельности с коммерческой и т.д.
Одним из первых масштабных мероприятий по противодействию коррупции послужило принятие более 10 лет назад целого пакета федеральных законов, одним из которых стал Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон впервые определил понятие противодействия коррупции, которое должно быть направлено на предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений; минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Тем не менее, несмотря на законодательную регламентацию теоретических положений, практических мер по уменьшению уровня коррупции в системе государственной службы явно недостаточно. В связи с этим возникает необходимость на научном уровне провести анализ сущности коррупции, причин коррупционного поведения государственных служащих, имеющегося правового регулирования противодействия коррупции, что предопределяет актуальность темы исследования.
Состояние разработанности проблемы. Исследователи советского и постсоветского периода уделяли большое внимание коррупционным проявлениям и противодействию им. Так, специальные исследования по проблемам борьбы с коррупцией были проведены А.И. Алексеевым, А.А. Аслахановым, С.А. Алтуховым, В.В. Астаниным, СЕ. Борисовой, О.Н. Ведерниковой, Л.Г. Дашковой, В.В. Лунеевым, Л.В. Петелиной, А.Д. Сафроновым, Р.В. Скомороховым, Т.А. Хабибулиным, В.А. Шабалиным, П.А. Шурыгиным и другими авторами. Однако в основном работы касались уголовно-правовых и криминологических характеристик коррупции, и в большинстве своем исследовалось взяточничество.
Отдельным аспектам противодействия коррупции на государственной службе посвятили свои исследования Н.В. Болва, Е.И. Голованова, М.А. Долгова, A.M. Ломов, А.В. Куракин, Н.М. Конин, Н.Ю. Хаманева и др. Тем не менее, указанные авторы не проявили научного интереса к установлению причин распространения коррупции среди государственных служащих, правовым и организационным мерам, позволяющим выявлять и пресекать коррупционные проявления в системе государственной службы РФ. В связи с этим необходимо проведение научного исследования, позволяющего оценить, насколько предусмотренных законодательных мер достаточно для успешного противодействия коррупции среди государственных служащих, что позволит подготовить ряд рекомендаций по улучшению правового регулирования в данной сфере, а также устранит некоторые научные пробелы.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации правовых мер, обеспечивающих пресечение коррупционного поведения государственных служащих.
В качестве предмета исследования выступает коррупция в системе государственной службы, научные представления, совокупность правовых норм, обеспечивающих противодействие коррупционному поведению служащих, и практика их реализации.
Целью данной работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию правоприменительной практики и законодательного регулирования противодействия коррупционному поведению государственных служащих.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать описание коррупции, как социальному явлению в Российской Федерации;
- обобщить основные проблемы борьбы с коррупцией;
- описать признаки коррупции;
- выделить негативные последствия коррупции;
- выявить причины существования и распространения коррупции в системе государственной службы РФ;
- исследовать общественное мнение граждан, а также государственных служащих, к коррупции в органах государственной власти;
- проанализировать коррупцию с точки зрения преступления, подверженного латентности;
- выделить существующие меры юридической ответственности для государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения;
- внести предложения, по совершенствованию мер противодействия коррупции.
Методология исследования. Методологическую базу составили общенаучные методы исследования, такие как метод диалектики, системный, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, наблюдения, моделирования, а также применялись частно-научные методы: сравнительного правоведения, статистический, формально-логический, технико-юридическое комментирование, научная систематизация и доктринальное толкование.
Теоретическая база исследования представлена идеями, концептуальными положениями, научными обобщениями в сфере противодействия коррупции в системе государственной службы. Магистерская диссертация основана на теоретических представлениях ведущих отечественных представителей науки, специализирующихся в различных отраслях права, связанных с проблематикой исследования.
Нормативную основу исследования составляет федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты и другие источники, регулирующие вопросы противодействия коррупции в системе государственной службы в России.
Научная новизна исследования заключается том, что оно представляет собой комплексное исследование проблем противодействия коррупции в системе государственной службы РФ, проведенное на основе современного состояния правоприменительной практики и законодательных положений, предусматривающих меры по борьбе с коррупцией. Новизну исследования отличает также то, что диссертант предлагает собственное решение некоторых проблем противодействия коррупции в системе государственной службы.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Коррупция представляет собой отношение, в котором одной из сторон является лицо, наделенное властными полномочиями, а другой стороной является лицо, которое заинтересовано в получении некоего блага. Исходя из такого понимания коррупции, как социального явления, можно сделать вывод о том, что коррупционное отношение есть всегда отношение по обмену, происходящему между двумя субъектами. Среди основных проблем борьбы с коррупцией выделяются: трудность преодоления наследия и распад государственной идеологии СССР, слабое развитие контролирующих власть институтов гражданского общества, низкие темпы роста экономики, а также ощущение нестабильности у населения в целом и у государственных служащих в частности.
2. Коррупция, как социальное явление, является «болезнью» России на протяжении многих веков, так как первые упоминания коррупции в России появляются еще на рубеже XIII века, когда это явление еще носило название «мздоимство». В дореволюционное время серьезная борьба с коррупцией проводилась в периоды правления Ивана Грозного и Петра I, которыми применялись жесткие, репрессивные и правоохранительные меры к коррупционерам, тем не менее искоренить коррупцию не удалось. В советской России материальные блага, ресурсы и власть были сосредоточены в «руках» государства. Такой режим привел к усилению роли государственного аппарата, а также к усилению зависимости простого гражданина от него. Из режима «государственной монополии» позже выделилась монополия на дефицит, когда товары, а также иные материальные блага, производимые в объемах, недостаточных для удовлетворения спроса населения, могли быть получены только в результате обращения к лицам, обладающим над данными товарами властными полномочиями, не на безвозмездной основе, что подпитывало коррупционные проявления.
3. К основным признакам коррупции относится то, что она всегда является отношением между субъектами, одним из которых выступает должностное лицо, а другим - лицо, заинтересованное в достижении своих целей посредством коррупционных механизмов; чиновник-коррупционер всегда использует свои служебные полномочия либо использует свой авторитет; в коррупционных отношениях всегда имеется факт обмена или купли-продажи.
4. Экономическим последствием коррупции является то, что она ограничивает конкуренцию, ведет к снижению налоговых сборов, способствует росту теневого сектора экономики, влечет за собой усиление неуверенности и неопределенности среди субъектов экономической деятельности, искажает показатели экономического роста. К политическим последствиям коррупции относится то, что коррупционный политик, оказывая влияние на принятие государственных решений в интересах взяткодателя, перестает выражать волю народа. Происходит подрыв доверия к государственной власти, снижается престиж страны на международной арене, обостряются отношения между политическими группами, что может привести к дестабилизации политической обстановки. Среди социальных последствий коррупции можно выделить недостаточное финансирование социальной сферы, усиление имущественного неравенства в обществе, неверие граждан в справедливость, верховенство права и защиту государства, а также изменение ценностных ориентиров населения.
5. Причинами существования и распространения коррупции в системе государственной службы является переход от недемократического режима к режиму демократическому, экономический кризис и политическая нестабильность, несовершенство и долговременное отсутствие системы антикоррупционного законодательства, неэффективность деятельности институтов государственной и муниципальной власти в сфере кадровой политики и расстановки управленческих кадров, слабость гражданского общества и недоверие граждан к институтам власти, нравственная деградация российского общества, низкий морально-этический уровень российского чиновника, его сравнительно низкая заработная плата, лоббирование коррупции со стороны властных структур, избыточный аппарат чиновников, а также высокая латентность коррупционных проявлений.
6. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо запретить любые сделки, в том числе дарения, прямо или косвенно направленные на вознаграждение государственных служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей либо за «общее содействие по службе», независимо от их размера. Таким образом, предлагается ввести полный запрет на получение государственными служащими подарков, даже самых незначительных.
7. По мнению законодателя и высшей судебной инстанции, к предмету взятки относятся любые материальные ценности, а также услуги имущественного характера, которые подлежат денежной оценке. Как представляется, подобное положение не способствует противодействию коррупции. Денежной оценке могут подлежать только те услуги, которые имеют официальные расценки. В этой ситуации, оказание, например, услуг сексуального характера, на которые в нашей стране отсутствуют официальные расценки, не могут быть оценены в денежном выражении. Получается, что законодательно допускается вполне возможное и ненаказуемое коррупционное деяние. В связи с этим считаем целесообразным внесение изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 в части дополнения пункта 9 абзацем 6 следующего содержания: «Денежная оценка переданных в качестве предмета взятки услуг имущественного характера, оказание которых незаконно, устанавливается с учетом цен, сформированных на рынке нелегальных услуг». Это даст возможность расширить число коррупционных правонарушений, за которые виновные лица будут привлекаться к уголовной ответственности.
8. Диссертант делает вывод о том, что следует изменить действующее примечание к ст. 291 УК РФ, убрав из него возможность освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания лицу, давшему взятку чиновнику и сообщившему впоследствии об этом в правоохранительные органы. Это не способствует снижению уровня коррупции и ведет к осознанию возможности ухода от ответственности, что недопустимо.
9. Необходимо усилить контроль над собственностью государственных служащих. Если чиновник не может объяснить источник финансирования сделки с имуществом, которая превышает его доходы, он, безусловно, должен быть уволен с государственной службы. В настоящий момент предусмотрена только возможность обращения имущества в доход государства, увольнение же государственного служащего (либо лица замещающего государственную должность) остается прерогативой работодателя. При этом лицо, принявшее решение об осуществлении контроля над расходами госслужащего, уполномочено вносить предложения о применении к такому лицу мер юридической ответственности в случае необходимости. Представляется, что подобное усмотрение необходимо устранить путем исключения слов «в случае необходимости» из пункта 2 части 3 статьи 13 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
10. Необходимо ужесточить ответственность для взяткодателей. При получении взятки имущество, выступавшее в качестве ее предмета, подлежит конфискации в доход государства на основании пункта а) части 1 статьи 104.1 УК РФ. Но в этой статье присутствует только указание на статью 290 УК РФ (получение взятки), а статья 291 УК РФ (дача взятки) не упоминается. Получается, что дача взятки государственному служащему, который ее самостоятельно пресек и доложил об этом, должна быть квалифицирована по статье 291 УК РФ, получения взятки здесь не будет, поэтому имущество, явившееся предметом взятки, должно быть возвращено его законному владельцу - самому взяткодателю. Подобные противоречия и отличия в судьбе предмета взятки должны быть устранены. В связи с этим целесообразно на законодательном уровне урегулировать вопрос о конфискации имущества, переданного в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, внесением соответствующих изменений в пункт а) части 1 статьи 104.1 УК РФ.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в авторских предложениях, развивающих положения, направленные на реализацию государственной политики по противодействию коррупционных правонарушений среди государственных служащих. Отдельные теоретические выводы и представления могут стать основанием для дальнейших научных исследований по данной проблематике.
Практическая значимость работы заключается том, что предложенные выводы и рекомендации могут быть применены для дальнейшего проведения реформирования в сфере противодействия коррупции в системе государственной службы РФ, а также для их использования в процессе правоприменения. Предложения и обобщения, подготовленные автором, могут быть использованы в процессе обучения студентов по дисциплине «Правовое регулирование антикоррупционной деятельности», а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих.
Научная обоснованность и достоверность определяется тем, что полученные результаты и выводы диссертации были обсуждены и одобрены на международной научно-практической конференции «Верховенство права и правовое государство» (Пермь, 2019), где дана критическая оценка выводов работы, сделанная в сравнении с ранее имевшимися в юридической литературе.
Личный вклад автора в исследование заключается в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы, провел их анализ, подготовил предложения и оформил научную публикацию по теме исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в одной статье общим объемом 0,2 п.л.
Структура диссертация состоит из введения; трех глав; включающих шесть параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений. Общий объем ВКР - 88 страниц.
В ходе исследования установлено, что одной из важнейших проблем на пути построения правового государства в России является возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической и социальной жизни государства, обостряет и общественные кризисы.
Коррупция не возникла внезапно и точно также внезапно не исчезнет. Она, как явление, вообще не исчезнет никогда, это предопределено человеческим сознанием, его внутренними мотивами. Кроме того, с каждым годом коррупция эволюционирует, принимает новые формы, поглощает новые сферы жизни общества.
Веками Россия борется с коррупцией самыми изощренными способами. Что только не делали с коррупционерами, им отрубали головы, отправляли на каторги, заключали в тюрьмы, отбирали имущество, наказывали штрафами, расстреливали - все подобные способы оказались бесполезны.
На сегодняшний день коррупция в России расширяется, поглощает новые сферы, принимает новые формы. Последствия от коррупции велики, они разрушают существующие демократические институты, подрывают основы рыночной экономики, снижают доверие граждан к действующей власти, создают экономическое неравенство, приводят к росту организованной преступности, а, следовательно, страдает национальная безопасность страны.
Как уже говорилось, коррупцию никогда не искоренить, однако, можно ее уменьшить. Но для этого нужны комплексные меры. Даже при успешной борьбе с коррупцией, на снижение ее уровня до приемлемого, необходимо не год и не два. Для успешной борьбы с коррупцией необходимо эффективно развивать гражданское правосознание, повышать уровень правовой культуры, как граждан, так и государственных служащих, стремиться ликвидировать предпосылки, которые могут подтолкнуть к коррупционному поведению.
Кроме того, следует развивать институты гражданского общества, развивать общественный контроль за деятельностью государственных органов, развивать антикоррупционную пропаганду, чтобы каждый гражданин считал коррупцию неприемлемым явлением.
В настоящее время проблема коррупции стала для граждан действительно важной темой и заняла 5-ое место в рейтинге наиболее острых проблем России. Общество в своем большинстве (66%) считает, что уровень коррупции в России находится на высоком уровне, а каждый второй россиянин посчитал, что любой человек, если ему предложат, будет брать взятки.
Следует отметить, что, несмотря на такой рост публичного внимания к данной проблеме, среди членов общества все еще наблюдается пассивность, низкий уровень участия в противодействии данному явлению. Коррупция прочно укоренила свои позиции, стала нормой повседневной жизни. Она пронзила все сферы общества и государства.
Согласно данным международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров АССА, Россия является одной из самых коррумпированных стран мира. При этом Россия также лидирует в списке стран с долей теневой экономики. Как следует из доклада, объем теневой экономики в России составляет 39% ВВП (что по скромным подсчетам составляет 33,6 трлн. рублей) .
Говорить про снижение данного показателя не приходится. По оценкам экспертов уровень теневой экономики в России не только останется прежним, но и в ближайшие годы будет расти. В первую очередь это связано с тем, что экономический кризис перешел в стадию хронического, что подрывает экономическое благополучие граждан, вынуждая их «выживать» любыми средствами.
Установлено, что коррупция не только оказывает негативный эффект на экономику, политическую стабильность в стране, но она еще и убивает. В прямом смысле этого слова. Недавняя трагедия в г. Кемерово показала всю страшную сущность коррупции. Из-за нее в эксплуатацию было введено здание, которое по всем мыслимым и немыслимым законам попросту не могло получить такое разрешение. Именно из-за коррупции, у прибывших на место происшествия огнеборцев не оказалось средств индивидуальной защиты, и часть из них впоследствии оказались в больнице с отравлением угарным газом.
И дело не в конкретных лицах, виновных в случившемся. Проблема находится на уровне всего государства. Есть четкое и ясное убеждение, что за нужную сумму можно сделать практически все. И пока такое убеждение существует, все мы находимся в большой опасности.
Коррупция приобретает все новые и более изощренные завуалированные формы. В связи с этим особую актуальность приобретают меры, направленные на совершенствование действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В свою очередь, для успешного противодействия коррупции необходим постоянный мониторинг действующих нормативно-правовых актов, необходимо их регулярное совершенствование. Необходимо ужесточение имеющейся ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Следует обеспечить, прежде всего, прозрачность и подконтрольность деятельности должностных лиц всех уровней и ветвей власти.
Но, безусловно, одни государственные реформы без поддержки общества не будут эффективны. Следовательно, чтобы достичь реальных успехов в борьбе с коррупцией, необходимо добиться увеличения зависимости государства от граждан. Для этого требуется проводить долгосрочные реформы по сокращению бюрократического аппарата, создавать независимые институты для расследования обвинений в коррупции, а также повышать саму этическую культуру, как госслужащих, так и простых граждан.
Кроме того, очень важно поддерживать общую атмосферу нетерпимости к коррупции среди населения, как и заложено в Федеральном законе «О противодействии коррупции».
Опыт борьбы с коррупцией в других странах говорит о том, что существенным способом борьбы является конфискация имущества у лица, которого осудили за этот вид преступления, а так же снятие депутатской неприкосновенности. Способов много, однако, стоит признать, что на сегодняшний день не существует методов, позволяющих полностью истребить коррупцию, но необходимо прилагать все усилия, чтобы свести коррупцию к минимуму.
Самое важное и главное, что может спасти в этой сложной и непростой ситуации - это системная борьба. Только она, в конечном счете, если уж и не приведет к полному искоренению коррупции в стране, то хотя бы позволит свести ее к минимуму.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. - октябрь 2006 г. - № 10.
2. Модельный закон «Основы законодательства об
антикоррупционной политике», принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: URL:
https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/korrupcionnoe_pravonarushenie/(дата обращения: 17.12.2018).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» // СЗ РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - ст. 6228.
5. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СЗ РФ. - 10 декабря 2012 г. - № 50 (часть IV). - ст. 6953.
6. Указ Президента России от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. - 2008. - № 21. - Ст.2429.
7. Указ Президента РФ от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. - 11 августа 2014. - № 32. - ст. 4470.
8. Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления / А.Н. Агыбаев. - Алматы: Жет жаргы, 1997. - 302 с.
9. Айрапетян Э.С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях / Э.С. Айрапетян // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 68¬71.
10. Афанасьева О.Р. Криминология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.Р. Афанасьева, М.В. Гончарова, В.И. Шиян. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 360 с.
11. Бараненкова И.В. О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения / И.В. Бараненкова // Право в Вооруженных Силах. - 2014. № 7. - С. 30-35.
12. Блинова Е.О., Пустовалова И.Н. Гражданско-правовые меры предупреждения коррупции / Е.О. Блинова, И.Н. Пустовалова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 6. - С. 139-140.
13. Боброва Л.Д. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы / Л.Д. Боброва // В сборнике: Дорожно¬транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов XVII Республиканской технической научно¬практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 54-56.
14. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М., 2009. - 858 с.
15. Гальперин И.М. Организованная преступность, коррупция, уголовный закон / И.М. Гальперин // Социалистическая законность. - 1989. - № 4. - С. 34-37.
16. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционное преступление / Л.Д. Гаухман // Законность. - 2000. - № 6. - С. 2-6.
17. Гдлян Т., Иванов Н. Кремлевское дело / Т. Гдлян, Н. Иванов. - М., 1996. - 442 с.
18. Деятельность прокуроров по привлечению к ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения: пособие / Авт. кол. под рук. С.К. Илия. - М.: Акад. Генеральной прокуратуры РФ, 2013. - 80 с.
19. Добробаба М.Б. Проблема поиска фактических оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих / М.Б. Добробаба // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 631-640.
20. Жесткова А.Н., Дзюба Д.И. Влияние гражданского общества на организацию контроля в системе государственной гражданской службы как средство противодействия коррупции / А.Н. Жесткова, Д.И. Дзюба // В сборнике: Современные технологии эффективного управления. Сборник научных трудов. - Саратов, 2018. - С. 28-30.
21. Законодательные памятники Русского централизованного государства XV-XVII веков. Судебники XV-XVI веков / под общ. ред. Б.Д. Грекова. - Москва-Ленинград: изд-во Академии наук СССР, 1952. - 619 с.
22. Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества: учебное пособие / Б.В. Здравомыслов. - М.: МЮИ, 1991. - 90 с.
23. Зубарев С.М. К вопросу об основаниях и видах дисциплинарных проступков на государственной гражданской службе / С.М. Зубарев // Российский следователь. - 2015. - № 16. - С. 36-40.
24. Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности / С.К. Илий // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 5 (89). - С. 460-468.
25. Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность
государственных и муниципальных служащих через призму судебной практики (материально-правовой аспект) / Н.А. Колоколов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 2. - С. 38-43.
26. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. - М., 2014. - 688 с.
27. Криминология: учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - СПб., 1999. - 608 с.
28. Кудашкин А.В. Противодействие коррупции в военной организации государства: монография / Под общ. ред. А.В. Кудашкина. - М., 2012. - 159 с.
29. Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях / И. Мени // Международный журнал социальных наук. - 1997. - № 16. - С. 3-10.
30. Пудаков Е.Р. Криминология коррупции в государственной службе: монография / Е.Р. Пудаков. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2017. - 168 с.
31. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т. 2 / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1985. - 520 с.
32. Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учебник. В 3 т. Т. 3 Особенная часть. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.А. Лопашенко. - М., 2014. - 664 с.
33. Социально-экономические аспекты коррупции. Проблемно-тематический сборник / Отв. ред. В.Г. Белов. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - 188 с.
34. Трофимчук С.А., Терехин М.А. Противодействие коррупции в сфере государственной службы / С.А. Трофимчук, М.А. Терехин // Colloquium-journal. - 2018. - № 10-3 (21). - С. 69-71.
35. Туганов Ю.Н., Журавлев С.И. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности / Ю.Н. Туганов, С.И. Журавлев // Российская юстиция. - 2014. - № 4. - С. 57-60.
36. Эстрин А.Я. Взяточничество в доктрине и законодательстве / А.Я. Эстрин // Труды кружка уголовного права при С.-Петербургском Университете. - 1913. - 214 с.
37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступления»// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - сентябрь 2013. - № 9.
38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г.
№ 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации
имущества в уголовном судопроизводстве» // Российская газета. - Федеральный выпуск № 7597 (134). - 22.06.2018.
39. Klitgaard R. Controlling corruption / R. Klitgaard. - Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1991. - 230 p.
40. Leff N.H. Economic Development Through Bureaucratic Corruption / N.H. Leff // American Behavioral Scientist. - Vol. 8. - Issue 3. - 1964. - P. 8-14.
41. Mauro P. Corruption and Growth / P. Mauro // The Quarterly Journal of Economics. - Vol. 110. - Issue 3. - 1995. - P. 681-712.
42. Rose-Ackerman S., Palifka B.J. Corruption and government: Causes, consequences, and reform / S. Rose-Ackerman, B.J. Palifka. - New York: Cambridge University Press, 2016. - 618 p.
43. Shleifer A., Vishny R.W. Corruption / A. Shleifer, R.W. Vishny // The Quarterly Journal of Economics. - Vol. 108. - Issue 3. - 1993. - P. 599-617.
44. Emerging from the shadows. The shadow economy to 2025
[Электронный ресурс] // Boon Yew Ng The Association of Chartered Certified Accountants June 2017. - Режим доступа: URL:http://www.accaglobal.com/ content/dam/ACCA_Global/T echnical/Future/pi-shadow-economy.pdf (дата
обращения: 17.01.2019).
45. Transparency International 2018 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL: https://www.transparency. org/news/feature/corruption_
perceptions_index_2018 (дата обращения: 11.01.2019).
46. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема... (основные понятия, исследовательские подходы) [Электронный ресурс] /
А.С. Быстрова, М.В. Сильвестрос. - Режим доступа: URL:
http://www.civisbook.ru/files/File/bystrova,_silvestros.pdf(дата обращения: 15.01.2019).
47. Доверие к властным институтам после выборов снизилось [Электронный ресурс] // Аналитический центр «Левада-Центр». - Режим доступа: URL: https://www.levada.ru/2016/10/14/doverie-k-vlastnym-institutam- posle-vyborov-snizilos/(дата обращения: 25.11.2018).
48. Зверинцева Т. Коррупция в цифрах [Электронный ресурс] / Т. Зверинцева. - Режим доступа: URL:http://gosvopros.ru/job/qualification/ korruptsiya/ (дата обращения: 25.11.2018).
49. Качество государственного управления [Электронный ресурс] // Аналитический портал «Гуманитарные технологии». - Режим доступа: URL:http://gtmarket.ru/ratings/governance-matters/govemance-mattersinfo#russia(дата обращения: 25.11.2018).
50. Коррупция в системе государственной власти [Электронный
ресурс] // Аналитический центр «Левада-Центр», 18.11.2014. - Режим
доступа: URL:https://www.levada.ru/2014/11/18/korruptsiya-v-sisteme-
gosudarstvennoj-vlasti/ (дата обращения: 25.11.2018).
51. Коррупция и взяточничество в России. Какова динамика уровня коррупции в стране? Как относятся к взяточникам? [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение», 16 января 2015 г. - Режим доступа: URL:http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11912(дата обращения: 25.11.2018).
52. Коррупция стала беспокоить россиян больше войны на Украине
[Электронный ресурс] // Аналитический центр «Левада-Центр». - Режим доступа: URL:https://www.levada.ru/2015/09/01/korruptsiya-stala-bespokoit-
rossiyan-bolshe-vojny-na-ukraine/ (дата обращения: 17.01.2019).
53. Латов Ю.В. Коррупция: ее причины, экономические последствия и влияние на развитие общества [Электронный ресурс] / Ю.В. Латов. - Режим доступа: URL: http: //www.elitarium.ru/korrupciya-vzyatka-povedenie- upravlenie-socialnye-normy-vliyanie-gosudarstvo-politika-zakon-izderzhki-risk- investicii/ (дата обращения: 15.01.2019).
54. Лиджи-Горяева С.Э., Оконов Б.А. Социологический мониторинг коррупции: промежуточные итоги [Электронный ресурс] / С.Э. Лиджи- Горяева, Б.А. Оконов. - Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ sotsiologicheskiy-monitoring-korruptsii-promezhutochnye-itogi (дата обращения: 15.01.2019).
55. Моисеев В.В. Петр I и борьба с коррупцией в России [Электронный ресурс] / В.В. Моисеев. - Режим доступа: URL:http://fizkult- frunz.ru/Links/pp1.html(дата обращения: 11.01.2019).
56. Нужны ли нашему обществу общественные организации?
[Электронный ресурс] // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2647 от 14.08.2014. - Режим доступа: URL.:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=743(дата
обращения: 25.11.2018).
57. Рожко Г. Коррупционеров в таможне стало меньше, а взяткодателей больше [Электронный ресурс] / Г. Рожко // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД», 02.02.2018. - Режим доступа: URL: http: //xn--b 1 ae2adf4f.xn--p 1 ai/article/46115 -korruptsionerov-v-tamozhne- stalo-menshe--a-vzyatkodateley—bolshe.html (дата обращения: 25.11.2018).
58. Сделано в России: 10 громких дел о коррупции уходящего года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.tvc.ru/news/show/ id/82376 (дата обращения: 25.11.2018).
59. Смирнов В. Об особенностях русской революции и причинах
реставрации капитализма в России [Электронный ресурс] / В. Смирнов. - Режим доступа: URL:http://www.rpk.len.ru/theory/vsmirnov.html(дата
обращения: 11.01.2019).
60. Соколов А., Терентьев И. Сколько в России чиновников и много
ли они зарабатывают [Электронный ресурс] / А. Соколов, И. Терентьев. - Режим доступа: URL:https://www.rbc.ru/economics/15/10/2017/
543cfe56cbb20f8c4e0b98f2 (дата обращения: 25.11.2018).
61. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.: https://genproc.gov.ru/stat/data/1328502/ (дата обращения: 10.12.2018).
62. Тихонов С. Непобедимое зло? [Электронный ресурс] / С. Тихонов. - Режим доступа: URL:http://expert.ru/2013/11/12/nepobedimoe-zlo(дата обращения: 11.01.2019).
63. Юдинская А. Колокольцев назвал самые коррумпированные
сферы в России [Электронный ресурс] / А. Юдинская // РБК, 05 октября 2016. - Режим доступа: URL:https://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/
57f4ddb39a79471c1a6fc13d (дата обращения: 25.11.2018).