ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Биография и творчество А.С. Пушкина
1.1. Биография А.С. Пушкина 6
1.2. Характеристика творчества А.С. Пушкина 12
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. Работа над композицией к портрету А.С. Пушкина
2.1. Исторический анализ картин и скульптур, посвящённых
А.С. Пушкину 22
2.2. Композиционное решение художественно творческой части.
Проектирование портрета на бумаге 26
2.3. Выбор материалов и инструментов для изготовления
скульптуры в объеме 28
2.4. Методические рекомендации по выполнению скульптурного
портрета 36
Выводы по II главе 41
ГЛАВА III. Технология изготовления скульптурной модели портрета
3.1. Изготовление каркаса 43
3.2. Изготовление скульптурной модели из пластилина 44
3.3. Отлив модели из гипса 49
Выводы по III главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемой литературы 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Поэзия народа, а именно устное творчество сопутствует человеку продолжительно всей его жизни, начиная знакомство с колыбельных, потешек, загадок, далее сказки, былины и так продолжается вплоть до самой смерти. Передавая из поколения в поколение воспоминания о нашем быте, традициях, о счастье и страданиях народа, они остаются в преданиях и сказках. Талантливые писатели, поэты, с любовью отражающие нашу национальную красоту и культуру остаются навсегда в памяти народа. Сказки А.С. Пушкина - именно такие произведения, шедевр мировой литературы.
Удивительная поэтичность русского народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко пронизывая произведения. Из многогранного разнообразия народного творчества, особым вниманием пользовались волшебные сказки, в которых отражались национальные особенности русского народа. Александр Сергеевич, любивший и изучающий историю своего народа, в присущей ему лирической манере, достаточно реалистично и с юмором писал свои, по - истине великие произведения.
Народность произведений Пушкина имела глубокие корни. Они основаны на любви к своему народу, на вере в духовные силы людей, на понимании огромной идеологической и эстетической ценности его творчества, на умении видеть мир глазами своего народа.
Проблема народности для Пушкина проявлялась ни в литературно-декоративном просторечии, ни в «выборе предметов из отечественной истории», и ни в простой стилизации народно - поэтического творчества. Александр Пушкин стремился понять «дух» родного языка, и психологический склад русского характера и понять сущность русской культуры».
Невозможно недооценивать значение А.С. Пушкина для истории русского литературного языка. И.С. Тургенев написал о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается лишь идти по пути, проложенному его гением». Таким образом, было принято решение выполнить памятный скульптурный портрет к юбилею великого поэта.
Актуальность выбранной темы обоснована двойным юбилеем А.С. Пушкина: 220 лет со дня рождения и 205 лет со дня первой публикации.
Объект исследования - творчество А.С. Пушкина в контексте эпохи в которой он жил.
Предмет исследования - создание портрета к юбилею А.С. Пушкина в образе сказочника.
Цель бакалаврской работы - создание памятного портрета А.С. Пушкина, который можно внедрить в среду любого интерьера.
Задачи:
1. Изучить творчество А.С. Пушкина в контексте эпохи.
2. Определить значение творчества А.С. Пушкина в современное время.
3. Разработать серию эскизов к юбилейному портрету А.С. Пушкина.
4. Передать образ А.С. Пушкина как сказочника.
5. Выполнить скульптурную модель юбилейного портрета методом пластического моделирования с применением различных материалов.
6. Изучить процесс литья с применением силиконовых масс.
7. Перевести лепную модель в гипс методом скульптурной формовки.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что данный бюст может быть использован в общетеоретических и методических целях в процессе преподавания в общеобразовательных школах, библиотеках и в дополнительном образовании. Данный бюст может служить оформлением интерьера или любой площади.
В бакалаврской работе был проведен анализ биографии и творчества А.С. Пушкина. Рассмотрены произведения известных скульпторов и художников, которые посвятили свои работы поэту, и которые максимально схожи с портретом на посмертной маске А.С. Пушкина.
Обоснована актуальность создания гипсовой скульптуры великого поэта. Проанализированы выбранные материалы. В работе приведена аргументация о предложенных материалах в изготовлении скульптуры.
Также обосновывается выбор и актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности в научной литературе, излагаются методы исследования; сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, обоснованы теоретическая и практическая значимость работы, также представлена характеристика новизны работы и обзор использованной литературы.
Выполняя поставленную цель «Выполнение памятного портрета, посвященного А. С. Пушкину» решены следующие задачи:
1. Раскрыто понятие скульптуры в историческом аспекте по средствам обращения к толковым словарям и путем изучения ряда аналогов:
- Путем изучения ряда работ таких известных скульпторов, как А. Опекушин, М. К. Аникушин, Р. Бах, А. Белашов и т.д.;
- Путем изучения технических требований к разработке скульптуры и изучения таких материалов как скульптурный пластилин, силикон и гипс;
2. Изучены биография и творчество А. С. Пушкина;
3. Определено и обосновано композиционное решение художественно творческой части.
4. Выполнена гипсовая полуфигура А. С. Пушкина;
Данная скульптура может быть использована в общетеоретических и методических целях в процессе преподавания, в общеобразовательных школах, библиотеках и в дополнительном образовании. Данный бюст может служить оформлением интерьера или любой площади.
В результате хода нашего исследования, можно сделать вывод, о том, что скульптура имеет широкие возможности как в творчестве, так и в развитии ребенка. Это дает нам право утверждать, что взаимодействие скульптуры, пластичному материалу, который мы используем, формируем знаниевую базу ребенка, что появляется в его универсальных учебных действиях, в овладении материалами, техниками и приемами расширяющие творческие возможности ребенка в передаче и создании художественного образа.
Таким образом развитие пространственного, образного мышления и восприятия — это целенаправленный процесс воздействия, направленный на развитие способностей ребенка как в его интеллектуальной, так и в эмоциональной сфере. Работы выполненные учащими в таком материале, как глина позволяет им освоить принципы трехмерного положения формы в пространстве, прочувствовать материал, форму предмета, ее объем.
Материал глина или пластилин по своей сути очень выразительны и пластичны, что позволяет педагогу придумать массу интересных заданий и упражнений, начиная от создания образа любимого героя, до формальных композиций.
Таким образом скульптура и ее средства не только повышают знания. Познавательный аппарат ребенка, способствуют развитию творческих способностей, мастерство, но и творческую активность, мотивацию, творческий поиск. Дети познают конструкцию, решают различные задачи, как личностного, так и творческого характера. Скульптурные материалы расширяют представления ребенка об объемной форме, пространстве, ассоциациях, разноплановости, целостности массе и ее пропорциях. Таким образом можно сказать, что скульптура это одно из средств повышающее уровень развития и формирования мышления, восприятия, памяти.
1. Анализ и интерпретация произведения искусства [Текст] : худож. сотворчество : учеб. пособие для студентов пед. вузов / [Н. А. Яковлева и др.] ; под ред. Н. А. Яковлевой. - Москва : Высш. шк. (ВШ), 2005. - 549, [2] с., [16] л. ил., портр., цв. ил., портр. : ил., нот.; 22 см.; ISBN 5-06-004511-0 (в пер.)
2. Амиржанова, А.Ш. История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья [Текст] : учебное пособие / А. Ш. Амиржанова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный технический университет". - Омск : Издательство ОмГТУ, 2017. - 190, [1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-8149-2549-7
3. Бокарев, А.П. Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Краснодар, 2006. - 189 с. : ил.
4. Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых ваятелей и зодчих / Джорджо Вазари ; [пер. с итал. А. Венедиктова, А. Габричевского]. - СПб. : Азбука-классика, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 605, [1] с. : портр.; 18 см. - (Азбука-классика).; ISBN 5-352-01005-8 (в обл.)
5. Ватагин, Н.Е. (1959-). Неизвестные работы известных художников в скульптурах и рисунках Николая Ватагина [Текст] : [16+]. - Москва : Красный пароход, 2016. - [100] с. : цв. ил.; 28 см.; ISBN 978-5-91487-080-2 : 1000 экз.
6. Ворохоб, А.А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2000. - 233 с. : ил.
7. Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих курс "Основы композиции" / Голубева Ольга Леонидовна. - 6-е изд. - Москва : В. Шевчук, 2014. - 143 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-94232-101-7 (В пер.)
8. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Давыдова Г. Н. - Москва : Скрипторий 2003, 2008. - 79 с., [4] л. цв. ил. : ил.; 21 см.; ISBN 5-98527-035-1
9. Декоративно-прикладное искусство в педагогическом университете. Художественно-педагогическое мастерство : межвузовский сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский пед. гос. ун-т ; [отв. ред.: П. Г. Демчев, Г. В. Черемных]. - Москва : Прометей, 2006. - 215 с. : табл.; 21 см.; ISBN 5-7042-1702-8
10. Живопись и скульптура [Электронный ресурс] : знаменитые картины, великие художники, извест. памятники, выдающиеся скульпторы. - Москва : Равновесие, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.; 12 см. - (Великое наследие; Т. 6) (Электронная книга) (Комфортное чтение).
11. Зайцев, В.Б. Поделки из глины [Текст] : [для младшего школьного возраста] / Зайцев В. Б. - Москва : РИПОЛ классик, 2011. - 15 с. : ил., цв. ил.; 26 см. - (Детское творчество) (Поделки-самоделки).; ISBN 978-5¬386-03603-4
12. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями [Текст] : учебное пособие по коррекционной педагогике / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. ун-т" ; [авт.-сост.: Неретина Татьяна Геннадьевна и др.] ; под общ. ред. Т. Г. Неретиной. - 2-е изд., стереотип. - Москва : ФЛИНТА, 2011. - 186 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-9765-1206-1
13. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ [Текст] : предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, 1-4 классы : предметная линия учебников под редакцией Б. М.
Неменского, 5-8 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]. - Москва : Просвещение, 2019. - 303, [1] с.; 22 см. - (Сборник примерных рабочих программ).; ISBN 978-5-09-063718-3 : 2000 экз.
14. Каратайева, Н.Ф. Специфика обучения скульптуре будущих
художников традиционного прикладного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Каратайева Нина Федоровна;
[Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. - 23 с.
15. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" / Т. Г. Казакова. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 255 с. : ил.; 22 см. - (Педагогика и воспитание).; ISBN 5¬691-01561-3
16. Иван Мартос. Известный и неизвестный... Портрет в творчестве скульптора [Текст] : к 250-летию со дня рождения / [авт. ст. и кат. Елена Карпова ; ред. Ирина Самцова] ; Государственный русский музей. - Санкт- Петербург : Palace Editions : Государственный русский музей, 2005. - 47, [1] с. : ил., портр., цв. ил., портр.; 23х24 см.; ISBN 5-93332-184-2
17. Лернер, Н.О. (1877-1934). Рассказы о Пушкине [Текст] / Н. О. Лернер. - Москва : Терра : Книжный клуб Книговек, cop. 2015. - 221, [2] с. : портр.; 20 см. - (Я люблю Пушкина).; ISBN 978-5-4224-0945-7
18. Лучшее в Пушкине [Текст] ; Pro Ремонт в Пушкине : мини справочник. - Пушкин, Ленинградская обл. : Меридиан, 2013. - 41, 20 с. встреч. паг.; см.
19. Лучшее в Пушкине [Текст] ; Pro Ремонт в Пушкине : мини справочник. - Пушкин, Ленинградская обл. : Меридиан, 2015. - 33, 13 с. встреч. паг.; 20 см
20. Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. - М. : Айрис-пресс, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). - 172, [3] с. : цв. ил.; 24 см. - (Внимание: дети!).; ISBN 5-8112-0212-1 (в пер.)
21. Лыкова, И.А. Чудеса из глины [Текст] : художественный альбом для детского творчества : учебно-методическое пособие для воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и родителей : 0+ / Лыкова И. А. ; худож.: Грушина Л. В. - Москва : Цветной мир, печ. 2014. - [64] с. : ил., цв. ил.; 20x28 см. - (Цветные ладошки) (С чего начинается Родина).; ISBN 978-5-4310-0195-6
22. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). Каталог картинной галереи [Текст] : Живопись. Скульптура / Гос. музей изобразит. искусства им. А. С. Пушкина. - [3-е изд., расшир.]. - Москва : [б. и.], 1961. - 222 с., 37 л. ил.; 23 см.
23. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" / С. В. Погодина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 269, [1] с., [2] л. цв. ил. : ил., табл.; 22 см. - (Профессиональное образование. Профессиональный модуль: организация различных видов деятельности и общения детей).; ISBN 978-5¬4468-5083-9 : 1000 экз.
24. Погодина, С.В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" / С. В. Погодина. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 200, [1] с. : ил.; 22 см. - (Профессиональное образование) (Профессиональный модуль: организация различных видов деятельности и общения детей).; ISBN 978-5-4468-4289-6 : 1000 экз.
25. Перовская, Е.В. Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе: учебное материалы / Е. В. Перовская; Федеральное агентство по образованию, Новгородская гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т, 2007. - 120 с.; 20 см.
26. Li Zhiyan (1937-). Pottery and porcelain [Текст] / by Li Zhiyan and Cheng Qinhua. - Beijing : Foreign Languages Press, 2002. - 101, [2] с. : ил., цв. ил.; 17x19 см. - (Culture of China).; ISBN 7119030620
27. Appreciation of Indian art : ideals & images / ed. C. P. Sinha & U. C. Dwivedi. - Guwahati, Assam : Ind. art history congr., 2005. - XXXIII, 170 c. : ил., табл.; 25 cм.; ISBN 81-7305-291-3
28. Паранюшкин, Р.В. Композиция [Текст] : теория и практика изобразительного искусства : учебное пособие / Р. В. Паранюшкин. - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань ; Планета музыки, 2018. - 99, [1] с. : ил., портр., цв. ил., портр.; 29 см.; ISBN 978-5-8114-1988-3 (Лань) : 100 экз.
29. Усманов, Б.Ю. Совершенствование методики обучения студентов основам композиции в системе художественно-педагогического образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Усманов Бахтияр Юлчиваевич; [Место защиты: Академия образования Таджикистана. - Душанбе, 2015. - 241 с. : 0 ил.
30. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет [Текст] : занятия пластилинографией : [3+] / авт.-сост. Т. В. Смирнова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 47 с. : ил., табл.; 29 см. - (В помощь педагогу ДОУ) (ФГОС ДО).; ISBN 978-5-7057-4053-6
Электронные ресурсы:
1. Гипс как материал для скульптуры: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st011.shtml - дата
обращения 17.05.2019
2. Силикон для форм. Какой купить?: [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.geogips.ru/news/kak wbrat silicon/- дата
обращения 01.05.2019
3. Литературная сказка А.С.Пушкина и её особенности :
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/skazocnyetradicii/2-literaturnaa-skazka-a-s-puskina-i- eee-osobennosti - дата обращения 02.03.2019
4. 8 самых известных памятников А. С. Пушкину : [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-
prazdniki/8-samykh-izviestnykh-pamiatnikov-a-s-pushkinu.html- дата обращения 3.03.2019
5. Образ Пушкина в скульптуре: [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://muzei-mira.com/sculpture/1626-obraz-pushkina-v-
skulpture.html- дата обращения 18.04.2019
6. Сказки Пушкина: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/articles/articles13.php- дата обращения 30.02.2019
7. Александр Пушкин, биография, новости, фото : [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksandr- pushkin.html- дата обращения 15.03.2019
8. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и его
сказки для детей: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.wday.ru/deti/sovety-roditelyam/velikiy-russkiy-poet-aleksandr- sergeevich-pushkin-i-ego-skazki-dlya-detey/- дата обращения 20.02.2019
9. Приготовление глины для лепки и процесс лепки. :
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.babaylik.ru/ru/goncharnoe/lepki.html- дата обращения 15.05.2019
10. Основы понимания скульптуры : [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st001 .shtml- дата обращения 04.02.2019
11. Композиция портретного изображения : [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.historicus.ru/kompozitsiya portretnogo izobrajeniya- дата обращения 12.03.2019