Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения 13
1.1 Историко-правовой анализ административной ответственности
за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения 13
1.2 Понятие и виды административных правонарушений,
посягающих на безопасность дорожного движения 25
Глава 2 Состав административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения 34
2.1 Объект и объективные признаки составов правонарушений 34
2.2 Субъект и субъективные признаки состав правонарушений 41
Глава 3 Проблемы административной ответственности за безопасность дорожного движения: теория и практика применения 52
3.1 Проблемы правоприменительной практики по делам об
административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения 52
3.2 Повышение эффективности административной ответственности
за правонарушения в области дорожного движения 67
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 84
Глава 1 Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения 13
1.1 Историко-правовой анализ административной ответственности
за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения 13
1.2 Понятие и виды административных правонарушений,
посягающих на безопасность дорожного движения 25
Глава 2 Состав административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения 34
2.1 Объект и объективные признаки составов правонарушений 34
2.2 Субъект и субъективные признаки состав правонарушений 41
Глава 3 Проблемы административной ответственности за безопасность дорожного движения: теория и практика применения 52
3.1 Проблемы правоприменительной практики по делам об
административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения 52
3.2 Повышение эффективности административной ответственности
за правонарушения в области дорожного движения 67
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 84
Актуальность исследования. Проблема безопасности дорожного движения является одной из актуальных проблем современной правовой действительности. Связано это, прежде всего, с сохраняющимся высоким уровнем дорожно-транспортных происшествий, несмотря на общее снижение аварийности на дорогах. К примеру, в 2018 году было зарегистрировано 173694 случаев дорожно-транспортных происшествий, что по сравнению с предыдущим 2017 годом меньше на 10 306 случаев [1, с.3]. За ноябрь месяц 2019 года зарегистрировано 13667 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 1490 и ранено 17206 человек [27].
Кроме того, прослеживается тенденция повышения агрессивности в поведении водителей. Проведенный социологический опрос водительского состава показал, что около 50% респондентов указали на возможность осознанного нарушения Правил дорожного движения [80]. Таким образом, следует предположить, что уровень административной деликтности в области безопасности дорожного движения в будущем будет расти, так как ежегодное увеличение числа выявленных нарушений и наложенных административных наказаний на сегодняшний день не всегда является фактором, который будет сдерживать недисциплинированных водителей, а, следовательно, не несет в себе необходимой профилактической направленности.
Дорожно-транспортные происшествия наносит огромный ущерб не только экономике страны, но оказывают негативное влияние на демографическую ситуацию в целом. Все это, вполне обоснованно вызывают необходимость со стороны Президента РФ и других властных структур как федерального, так и регионального и местного значения в качестве важнейшей задачи ставить повышение безопасности на дорогах и снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий [66] [70] [88]. Более того, повышение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной не только на социальное-экономическое, но и на демографическое развитие, что отражается в соответствующих программных документах [86].
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством различных областей правового регулирования, важное место среди которых занимает административно-правовое регулирование. Кроме этого, в системе правовых мер, позволяющих повысить эффективность обеспечения безопасности дорожного движения, особое значение принадлежит юридической ответственности и, прежде всего - административной.
Генезис и развитие юридической ответственности в области дорожного движения показывает, что ее административно-правовой аспект является одним из наиболее востребованных, универсальных, который позволяет оперативно обеспечить реализацию как карательной, так и охранительной и профилактической функций ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Развитие института административной ответственности явилось следствием усложнения общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения, усложнением связей в системе «человек» - «транспортное средство» - «дорога», а также необходимости разработки системы административно-правовых средств, которые могли бы оперативно решать возникающие в данной области проблемы. На административно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения оказывают влияние все тенденции развития административного права и административного процесса.
Проблемы административной ответственности в области дорожного движения становятся проблемами всей административно-правовой науки, требующими своего разрешения. Наблюдаются трудности в реализации принципов неотвратимости и справедливости административной ответственности. Взаимодействие норм административного и уголовного права приводит к использованию при решении вопроса об ответственности за правонарушение в области дорожного движения такого правового средства, как административная преюдиция.
В практической реализации норм административного законодательства выявляются некоторые недостатки, которые влияют на возбуждение и рассмотрение административного правонарушения в области дорожного движения. Кроме того, правонарушения в области безопасности дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность, излишне детализированы, что не способствует своевременной и адекватной реакции со стороны правоохранительных органов.
Возникают сложности с пониманием сущности объекта правонарушения, хотя именно он нередко является одним из оснований разграничения административных правонарушений и преступлений.
Не решенными по сей день остаются вопросы, касающиеся «понятийного аппарата» в административном праве, которые играют существенную роль в квалификации сотрудником полиции того или иного правонарушения. В частности, отсутствует легальное понятие таких терминов, как «управление транспортным средством», «сопротивление сотруднику полиции», «общественное место», что на практике создает большие сложности. При отсутствии рассматриваемых понятий у судей и сотрудников полиции, применяющих меры административного принуждения, нет единого подхода к квалификации административных правонарушений.
Отдельным аспектом обеспечения безопасности дорожного движения в механизме имеющихся у государства совокупности ресурсов выступает фиксация административных правонарушений техническими средствами, значительная роль среди которых принадлежит введенному сравнительно недавно правовому институту - фиксации административных правонарушений в области дорожного движения техническими устройствами. Вместе с тем, в российской правовой системе и в настоящее время нет единства во взглядах ученых в отношении порядка привлечения собственников транспорта к административной ответственности и реализации принципа презумпции невиновности применительно к рассматриваемому аспекту.
Нуждаются в развитии положения, касающиеся административно-правовых споров в области дорожного движения. Необходимо совершенствование правового регулирования применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
При все при этом, область дорожного движения и обеспечения его безопасности является одной из наиболее реформируемых, для нее не характера стабильность законодательства. Разрабатываются и обсуждаются проекты кодексов Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых предлагается реализация выработанных наукой предложений по совершенствованию российского административно-деликтного законодательства.
В целом же, происходящие принципиальные изменения в российском административном законодательстве требуют изучения административной ответственности в области безопасности дорожного движения. Особенности реализации административной ответственности в области дорожного движения должны стать постоянным объектом административно-правовых исследований. Все это говорит об актуальности и важности темы настоящей магистерской диссертации.
Степень разработанности темы. Вопросы юридической ответственности в общеправовом аспекте исследовались такими учеными, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский и иными учеными [16] [17] [123] [125]. Их работы служат теоретической базой для проведения научных исследований отраслевых видов ответственности, в том числе и административной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения.
Общие вопросы теории административной ответственности и административного процесса и практики их применения в различных сферах государственного управления рассматривали С.И. Агафонов, Ю.С. Адушкин, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.В. Куракин, Э.Н. Ренов, В.Ю. Ухов и иные ученые [13] [14] [45] [112].
Проблемы безопасности дорожного движения, новые тенденции в правовом обеспечении безопасности дорожного движения отразили в своих работах А.А. Бахаев, В.А. Городкин, М.М. Зиганшин, И.Л. Трунов, А.П. Царакова и другие ученые [12] [23] [34] [107] [126].
Особенно следует отметить вклад Б.В. Россинского в развитие теории административного права, административной ответственности и государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Его диссертационные исследования [95] [98], а также
многочисленные научные и учебные работы [9] [94] [97] являются фундаментом для развития административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности мер административной ответственности.
Обеспечение безопасности дорожного движения все активнее рассматривается в контексте обеспечения национальной безопасности, изучению которой посвящены работы Н.А. Босхамджиевой, Н.Я. Лепешкина и иных ученых [15] [46]. Однако в работах далеко не всех названных авторов находили отражение вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Выводы и результаты, полученные вышеназванными авторами, создали прочную научную основу для исследований административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые осуществляли С.Н. Антонов, С.В. Байгажаков, В.В. Головко, Ю.Н. Калюжный, С.А. Майорова, С.Б. Мамаева, П.В. Молчанов, В.М. Редкоус, И.В. Тимошенко, А.Ю. Харыбин и иные ученые [10] [20] [55] [89] [106] [123]. Однако несмотря на расширение спектра научных исследований проблем обеспечения безопасности дорожного движения и использования в этих целях мер административной ответственности не все вопросы правового регулирования складывающихся отношений оказались в достаточной степени урегулированы, что требует продолжения исследований в рассматриваемой области.
Особое значение при исследовании административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения имеет опыт зарубежных стран, что отражено в ряде работ [1] [2] [3] [4] [5].
Цель исследования - комплексный теоретико-правовой анализ правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, выявление проблем и выработка предложений, направленных на эффективность административной ответственности за данные виды административных правонарушений.
Задачи исследования:
1) провести историко-правовой анализ административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения;
2) рассмотреть понятие и виды административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения;
3) исследовать объект и объективные признаки составов правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения;
4) определить особенности субъекта и субъективных признаков рассматриваемых составов административных правонарушений;
5) выявить проблемы, возникающие в правоприменительной практике по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения;
6) на основе проведенного анализа и выявленных проблем, наметить пути повышения эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения.
Предметом исследования являются нормы действующего административного, уголовного и гражданского законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и привлечения виновных к ответственности, а также научные исследования ученых и материалы правоприменительной практики.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих ученых: Н.В. Азаровой, С.Н. Антонова, В.В. Головко, А.Н. Грачева, А.С. Дугенец, М.М. Зиганшина Ю.Н. Калюжного, А.И. Коробеева, Е.А Ляшенко, В.И. Майорова, П.В. Молчанова, Ю.И. Попугаева, В.В. Похмелкина, В.М. Редкоус, Б.В. Россинского, Е.С. Смирновой и др.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие юридическую ответственность за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения.
Методологическая основа исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. Так, с помощью исторического метода исследования был проведен историко-правовой анализ административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения. Диалектический метод познания позволил исследовать понятие и виды данных административных правонарушений. Проблемы правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с учетом совокупности правовых, политических, экономических и социальных факторов выявлялись с помощью метода объективного и всестороннего анализа. Состав исследуемых административных правонарушений, был определен посредством системного метода исследования. Формально-логические методы исследования позволили наметить подходы и пути повышения эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения полученных результатов как в учебной деятельности при изучении курса «Административное право», так и при расследовании и привлечении виновных лиц к административной ответственности за совершенные правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в положениях, выносимых на защиту.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- необходимо нормативно закрепить общественную опасность в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ в определении административного правонарушения, что заметно усилило бы аргументацию в пользу рассмотрения общественной опасности как признака административного правонарушения;
- под административным правонарушением в области дорожного движения следует понимать общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное в области общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность;
- управление транспортным средством - это деятельность (система действий) лица, находящегося за рулем, по приведению транспортного средства в движение, обеспечению контроля за движением и маневрированию вплоть до постановки на стоянку;
- в совершенствовании нуждается правовой статус пешехода как участника дорожного движения. Для этого необходимо: добиваться соразмерного и справедливого усиления административной ответственности всех участников дорожного движения за совершение административных правонарушений, как водителей транспортных средств, так и пешеходов; продолжить уточнение понятийного аппарата, в частности, определение водителя и пешехода; для совершенствования структуры и названий глав ПДД необходимо в соответствующих главах сгруппировать только обязанности, но и права участников дорожного движения, что потребует соответствующей систематизации нормативно-правового материала, однако позволит представить правовое положение каждого участника дорожного движения цельным и единым правовым образованием. Также в главу 4 ПДД необходимо внести ряд обязанностей, аналогичных обязанностям водителей, установленных в пп. 2 п. 11 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Необходимо разумное ужесточение санкций к пешеходам, если по их вине совершаются дорожно-транспортные происшествия, влекущие материальный ущерб;
- целесообразно совершенствовать форму протокола об административном правонарушении, создании единой типовой формы протокола с установленным объемом реквизитов, подлежащих заполнению. Данная форма и реквизиты могут, например, утверждаться Правительством РФ;
- возвращение балльной системы учета нарушений является эффективным способом борьбы с систематическим нарушением правил дорожного движения, позволяющим добиться не только уменьшения вероятности совершения ДТП со смертельным исходом, но и повысить общий уровень законности в поведении водителей транспортных средств.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Кроме того, прослеживается тенденция повышения агрессивности в поведении водителей. Проведенный социологический опрос водительского состава показал, что около 50% респондентов указали на возможность осознанного нарушения Правил дорожного движения [80]. Таким образом, следует предположить, что уровень административной деликтности в области безопасности дорожного движения в будущем будет расти, так как ежегодное увеличение числа выявленных нарушений и наложенных административных наказаний на сегодняшний день не всегда является фактором, который будет сдерживать недисциплинированных водителей, а, следовательно, не несет в себе необходимой профилактической направленности.
Дорожно-транспортные происшествия наносит огромный ущерб не только экономике страны, но оказывают негативное влияние на демографическую ситуацию в целом. Все это, вполне обоснованно вызывают необходимость со стороны Президента РФ и других властных структур как федерального, так и регионального и местного значения в качестве важнейшей задачи ставить повышение безопасности на дорогах и снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий [66] [70] [88]. Более того, повышение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной не только на социальное-экономическое, но и на демографическое развитие, что отражается в соответствующих программных документах [86].
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством различных областей правового регулирования, важное место среди которых занимает административно-правовое регулирование. Кроме этого, в системе правовых мер, позволяющих повысить эффективность обеспечения безопасности дорожного движения, особое значение принадлежит юридической ответственности и, прежде всего - административной.
Генезис и развитие юридической ответственности в области дорожного движения показывает, что ее административно-правовой аспект является одним из наиболее востребованных, универсальных, который позволяет оперативно обеспечить реализацию как карательной, так и охранительной и профилактической функций ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Развитие института административной ответственности явилось следствием усложнения общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения, усложнением связей в системе «человек» - «транспортное средство» - «дорога», а также необходимости разработки системы административно-правовых средств, которые могли бы оперативно решать возникающие в данной области проблемы. На административно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения оказывают влияние все тенденции развития административного права и административного процесса.
Проблемы административной ответственности в области дорожного движения становятся проблемами всей административно-правовой науки, требующими своего разрешения. Наблюдаются трудности в реализации принципов неотвратимости и справедливости административной ответственности. Взаимодействие норм административного и уголовного права приводит к использованию при решении вопроса об ответственности за правонарушение в области дорожного движения такого правового средства, как административная преюдиция.
В практической реализации норм административного законодательства выявляются некоторые недостатки, которые влияют на возбуждение и рассмотрение административного правонарушения в области дорожного движения. Кроме того, правонарушения в области безопасности дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность, излишне детализированы, что не способствует своевременной и адекватной реакции со стороны правоохранительных органов.
Возникают сложности с пониманием сущности объекта правонарушения, хотя именно он нередко является одним из оснований разграничения административных правонарушений и преступлений.
Не решенными по сей день остаются вопросы, касающиеся «понятийного аппарата» в административном праве, которые играют существенную роль в квалификации сотрудником полиции того или иного правонарушения. В частности, отсутствует легальное понятие таких терминов, как «управление транспортным средством», «сопротивление сотруднику полиции», «общественное место», что на практике создает большие сложности. При отсутствии рассматриваемых понятий у судей и сотрудников полиции, применяющих меры административного принуждения, нет единого подхода к квалификации административных правонарушений.
Отдельным аспектом обеспечения безопасности дорожного движения в механизме имеющихся у государства совокупности ресурсов выступает фиксация административных правонарушений техническими средствами, значительная роль среди которых принадлежит введенному сравнительно недавно правовому институту - фиксации административных правонарушений в области дорожного движения техническими устройствами. Вместе с тем, в российской правовой системе и в настоящее время нет единства во взглядах ученых в отношении порядка привлечения собственников транспорта к административной ответственности и реализации принципа презумпции невиновности применительно к рассматриваемому аспекту.
Нуждаются в развитии положения, касающиеся административно-правовых споров в области дорожного движения. Необходимо совершенствование правового регулирования применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
При все при этом, область дорожного движения и обеспечения его безопасности является одной из наиболее реформируемых, для нее не характера стабильность законодательства. Разрабатываются и обсуждаются проекты кодексов Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых предлагается реализация выработанных наукой предложений по совершенствованию российского административно-деликтного законодательства.
В целом же, происходящие принципиальные изменения в российском административном законодательстве требуют изучения административной ответственности в области безопасности дорожного движения. Особенности реализации административной ответственности в области дорожного движения должны стать постоянным объектом административно-правовых исследований. Все это говорит об актуальности и важности темы настоящей магистерской диссертации.
Степень разработанности темы. Вопросы юридической ответственности в общеправовом аспекте исследовались такими учеными, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский и иными учеными [16] [17] [123] [125]. Их работы служат теоретической базой для проведения научных исследований отраслевых видов ответственности, в том числе и административной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения.
Общие вопросы теории административной ответственности и административного процесса и практики их применения в различных сферах государственного управления рассматривали С.И. Агафонов, Ю.С. Адушкин, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.В. Куракин, Э.Н. Ренов, В.Ю. Ухов и иные ученые [13] [14] [45] [112].
Проблемы безопасности дорожного движения, новые тенденции в правовом обеспечении безопасности дорожного движения отразили в своих работах А.А. Бахаев, В.А. Городкин, М.М. Зиганшин, И.Л. Трунов, А.П. Царакова и другие ученые [12] [23] [34] [107] [126].
Особенно следует отметить вклад Б.В. Россинского в развитие теории административного права, административной ответственности и государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Его диссертационные исследования [95] [98], а также
многочисленные научные и учебные работы [9] [94] [97] являются фундаментом для развития административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности мер административной ответственности.
Обеспечение безопасности дорожного движения все активнее рассматривается в контексте обеспечения национальной безопасности, изучению которой посвящены работы Н.А. Босхамджиевой, Н.Я. Лепешкина и иных ученых [15] [46]. Однако в работах далеко не всех названных авторов находили отражение вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Выводы и результаты, полученные вышеназванными авторами, создали прочную научную основу для исследований административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые осуществляли С.Н. Антонов, С.В. Байгажаков, В.В. Головко, Ю.Н. Калюжный, С.А. Майорова, С.Б. Мамаева, П.В. Молчанов, В.М. Редкоус, И.В. Тимошенко, А.Ю. Харыбин и иные ученые [10] [20] [55] [89] [106] [123]. Однако несмотря на расширение спектра научных исследований проблем обеспечения безопасности дорожного движения и использования в этих целях мер административной ответственности не все вопросы правового регулирования складывающихся отношений оказались в достаточной степени урегулированы, что требует продолжения исследований в рассматриваемой области.
Особое значение при исследовании административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения имеет опыт зарубежных стран, что отражено в ряде работ [1] [2] [3] [4] [5].
Цель исследования - комплексный теоретико-правовой анализ правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, выявление проблем и выработка предложений, направленных на эффективность административной ответственности за данные виды административных правонарушений.
Задачи исследования:
1) провести историко-правовой анализ административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения;
2) рассмотреть понятие и виды административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения;
3) исследовать объект и объективные признаки составов правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения;
4) определить особенности субъекта и субъективных признаков рассматриваемых составов административных правонарушений;
5) выявить проблемы, возникающие в правоприменительной практике по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения;
6) на основе проведенного анализа и выявленных проблем, наметить пути повышения эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения.
Предметом исследования являются нормы действующего административного, уголовного и гражданского законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и привлечения виновных к ответственности, а также научные исследования ученых и материалы правоприменительной практики.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих ученых: Н.В. Азаровой, С.Н. Антонова, В.В. Головко, А.Н. Грачева, А.С. Дугенец, М.М. Зиганшина Ю.Н. Калюжного, А.И. Коробеева, Е.А Ляшенко, В.И. Майорова, П.В. Молчанова, Ю.И. Попугаева, В.В. Похмелкина, В.М. Редкоус, Б.В. Россинского, Е.С. Смирновой и др.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие юридическую ответственность за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения.
Методологическая основа исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. Так, с помощью исторического метода исследования был проведен историко-правовой анализ административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения. Диалектический метод познания позволил исследовать понятие и виды данных административных правонарушений. Проблемы правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с учетом совокупности правовых, политических, экономических и социальных факторов выявлялись с помощью метода объективного и всестороннего анализа. Состав исследуемых административных правонарушений, был определен посредством системного метода исследования. Формально-логические методы исследования позволили наметить подходы и пути повышения эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения полученных результатов как в учебной деятельности при изучении курса «Административное право», так и при расследовании и привлечении виновных лиц к административной ответственности за совершенные правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в положениях, выносимых на защиту.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- необходимо нормативно закрепить общественную опасность в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ в определении административного правонарушения, что заметно усилило бы аргументацию в пользу рассмотрения общественной опасности как признака административного правонарушения;
- под административным правонарушением в области дорожного движения следует понимать общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное в области общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность;
- управление транспортным средством - это деятельность (система действий) лица, находящегося за рулем, по приведению транспортного средства в движение, обеспечению контроля за движением и маневрированию вплоть до постановки на стоянку;
- в совершенствовании нуждается правовой статус пешехода как участника дорожного движения. Для этого необходимо: добиваться соразмерного и справедливого усиления административной ответственности всех участников дорожного движения за совершение административных правонарушений, как водителей транспортных средств, так и пешеходов; продолжить уточнение понятийного аппарата, в частности, определение водителя и пешехода; для совершенствования структуры и названий глав ПДД необходимо в соответствующих главах сгруппировать только обязанности, но и права участников дорожного движения, что потребует соответствующей систематизации нормативно-правового материала, однако позволит представить правовое положение каждого участника дорожного движения цельным и единым правовым образованием. Также в главу 4 ПДД необходимо внести ряд обязанностей, аналогичных обязанностям водителей, установленных в пп. 2 п. 11 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Необходимо разумное ужесточение санкций к пешеходам, если по их вине совершаются дорожно-транспортные происшествия, влекущие материальный ущерб;
- целесообразно совершенствовать форму протокола об административном правонарушении, создании единой типовой формы протокола с установленным объемом реквизитов, подлежащих заполнению. Данная форма и реквизиты могут, например, утверждаться Правительством РФ;
- возвращение балльной системы учета нарушений является эффективным способом борьбы с систематическим нарушением правил дорожного движения, позволяющим добиться не только уменьшения вероятности совершения ДТП со смертельным исходом, но и повысить общий уровень законности в поведении водителей транспортных средств.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Подводя итог изложенному в настоящей магистерской диссертации, представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Во-первых, в истории правового регулирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в России целесообразно выделить три основных этапа: досоветский период развития - период до октября 1917 г.; советский период развития - с октября 1917 г. до распада СССР в 1991 г.; современный период развития - после распада СССР в 1991 г. и по настоящее время.
Во-вторых, в науке административного права не все ученые считают, что административному правонарушения присущ такой признак, как общественная опасность. Автор настоящей магистерской диссертации, не вступая в полемику по данному вопросу, присоединяется к мнению тех ученых, которые считают, что общественная опасность является объективной предпосылкой для установления противоправности и наказуемости деяния. Поэтому логическим завершением дискуссий на эту тему могло бы стать нормативное закрепление общественной опасности в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ в определении административного правонарушения, что заметно усилило бы аргументацию в пользу рассмотрения общественной опасности как признака административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, а также определения дорожного движения, данного в ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ, было предложено следующее определение:
«Административным правонарушением в области дорожного движения признается общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное в области общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Это определение можно конкретизировать в зависимости от подхода исследователей к определению содержания понятия «дорожное движение».
В-третьих, общее определение любого административного правонарушения конкретизируется в юридической конструкции состава, полная совокупность признаков которого позволяет отнести акт поведения к конкретному административному правонарушению.
При рассмотрении объекта административных правонарушений в области дорожного движения трудности могут возникнуть при обобщенном определении родового объекта, так как гл. 12 КоАП РФ регламентирует ответственность за правонарушения и в области дорожного движения, и обеспечения его безопасности, и установленного порядка эксплуатации транспортных средств и т.д. В этом плане необходимо подержать мнение ученых о том, что большинство рассматриваемых правонарушений посягают на безопасность дорожного движения.
Большинство административных правонарушений в области дорожного движения совершаются путем активных противоправных действий, являются формальными. Противоправное деяние как обязательный элемент любого состава административного правонарушения в сфере дорожного движения может характеризоваться фактическими и юридическими признаками. С этой точки зрения ключевым является понятие управления транспортным средством, с которым действующее законодательство связывает подавляющее большинство составов административных правонарушений в области дорожного движения. Однако определения этого понятия в нашем законодательстве нет.
В магистерской диссертации было предложено под управлением транспортным средством понимать деятельность (систему действий) лица, находящегося за рулем, по приведению транспортного средства в движение, обеспечению контроля за движением и маневрированию вплоть до постановки на стоянку.
В-четвертых, субъективная сторона административного правонарушения представлена виной как обязательным элементом каждого состава, а также мотивом и целью. Следует заметить, что значение мотивов и целей на практике часто недооценивается, поскольку они не предусмотрены в качестве самостоятельных признаков составов административных правонарушений в области дорожного движения.
По общему правилу административные правонарушения в области дорожного движения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, за следующими исключениями:
- в статье (части статьи) главы 12 КоАП РФ прямо оговорено, что действие (бездействие) является правонарушением только при наличии умысла;
- исключительно умышленный характер вытекает из самой природы конкретного деяния;
- правонарушение может совершаться только по неосторожности, поскольку при наличии умысла оно приобретает характер уголовно-наказуемого деяния (преступления).
Административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения несут физические лица. Юридические лица могут привлекаться к ответственности по статьям главы 12 КоАП РФ как собственники транспортных средств, водители которых были уличены в совершении противоправных деяний посредством фото-, видео-фиксации.
Актуальным и важным является раскрытие и совершенствование правового статуса пешехода как участника дорожного движения. Для этого необходимо: добиваться соразмерного и справедливого усиления административной ответственности всех участников дорожного движения за совершение административных правонарушений, как водителей транспортных средств, так и пешеходов; продолжить уточнение понятийного аппарата, в частности, определение водителя и пешехода; для совершенствования структуры и названий глав ПДД необходимо в соответствующих главах сгруппировать только обязанности, но и права участников дорожного движения, что потребует соответствующей систематизации нормативно-правового материала, однако позволит представить правовое положение каждого участника дорожного движения цельным и единым правовым образованием. Также в главу 4 ПДД необходимо внести ряд обязанностей, аналогичных обязанностям водителей, установленных в пп. 2 п. 11 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Необходимо разумное ужесточение санкций к пешеходам, если по их вине совершаются дорожно-транспортные происшествия, влекущие материальный ущерб.
В-пятых, развитие процессуальных основ привлечения к административной ответственности в области дорожного движения, в первую очередь, влияют на юрисдикционную составляющую административного процесса, а во вторую - на совершенствование административно-процессуальной деятельности в целом непосредственно влияют, а также на формирование концептуальных основ развития административного процесса в Российской Федерации, формированию так называемого «интегративного административного процесса».
Справедливыми являются предложения по совершенствованию формы протокол об административном правонарушении, создании единой типовой формы протокола с установленным объемом реквизитов, подлежащих заполнению. Данная форма и реквизиты могут, например, утверждаться Правительством РФ. С целью установления максимально полного объема сведений о правонарушителе, обстоятельств совершения административного правонарушения, целесообразно расширить перечень сведений, которые подлежат отражению в протоколе об административном правонарушении, помимо указанных в ст. 28.2 КоАП РФ.
В магистерской диссертации было установлено, что действующее законодательство непоследовательно решает вопрос о задержании транспортного средства, перевозящего опасный груз, в случае, например, если его водитель будет находиться в состоянии опьянения. Также требуют корректировки и приведения в соответствие с положениями ст. 27.13 КоАП РФ Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1496. В частности, в данном Постановлении должно быть безусловно реализовано требование ч. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ о том, что задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Для производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения актуальной является проблема определения малозначительности совершенного административного правонарушения. В КоАП РФ отсутствует понятие малозначительности административного правонарушения, что затрудняет правильное правоприменение в области дорожного движения.
В магистерской диссертации было установлено, что с позиций малозначительности административное правонарушение в области дорожного движения может быть оценено при совокупности следующих условий:
а) оно не только не причинило никаких вредных последствий, но не создало и по своему характеру потенциально не могло создать угрозы безопасности и помех другим участникам дорожного движения;
б) оно было в значительной степени вынужденным, ситуативным, обусловленным неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, по сути - в обстановке, пограничной с состоянием крайней необходимости.
В-шестых, можно выделить два главных направления совершенствования административной ответственности в области дорожного движения и обеспечения его безопасности: 1) совершенствование общих правил поведения граждан и деятельности организаций в области дорожного движения в целях обеспечения его безопасности; 2) совершенствование непосредственно материальных и процессуальных норм, устанавливающих административную ответственность в области дорожного движения.
Достаточно актуальным является предложение освобождать от ответственности водителей, нарушивших ПДД из-за противоречий в требованиях разметки проезжей части дороги, а равно в требованиях, установленных дорожными знаками. Также это касается случаев, если разметка проезжей части дороги и установка дорожных знаков были произведены с нарушением установленных требований. В настоящее время ПДД не устанавливают приоритеты действия разметки, когда значение горизонтальной разметки противоречит другому значению горизонтальной разметки в одном и том же месте.
Кроме того, возвращение балльной системы учета нарушений является эффективным способом борьбы с систематическим нарушением правил дорожного движения, позволяющим добиться не только уменьшения вероятности совершения ДТП со смертельным исходом, но и повысить общий уровень законности в поведении водителей транспортных средств. Для цели реализации балльной системы учета нарушений ПДД следует применять временное ограничение права управления транспортным средством в качестве меры административно-пресекательного воздействия на нарушителей ПДД.
Таким образом, административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения находится в постоянном поле внимания законодателя и с учетом возникающей объективной необходимости совершенствуется и изменяется.
Во-первых, в истории правового регулирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в России целесообразно выделить три основных этапа: досоветский период развития - период до октября 1917 г.; советский период развития - с октября 1917 г. до распада СССР в 1991 г.; современный период развития - после распада СССР в 1991 г. и по настоящее время.
Во-вторых, в науке административного права не все ученые считают, что административному правонарушения присущ такой признак, как общественная опасность. Автор настоящей магистерской диссертации, не вступая в полемику по данному вопросу, присоединяется к мнению тех ученых, которые считают, что общественная опасность является объективной предпосылкой для установления противоправности и наказуемости деяния. Поэтому логическим завершением дискуссий на эту тему могло бы стать нормативное закрепление общественной опасности в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ в определении административного правонарушения, что заметно усилило бы аргументацию в пользу рассмотрения общественной опасности как признака административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, а также определения дорожного движения, данного в ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ, было предложено следующее определение:
«Административным правонарушением в области дорожного движения признается общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное в области общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Это определение можно конкретизировать в зависимости от подхода исследователей к определению содержания понятия «дорожное движение».
В-третьих, общее определение любого административного правонарушения конкретизируется в юридической конструкции состава, полная совокупность признаков которого позволяет отнести акт поведения к конкретному административному правонарушению.
При рассмотрении объекта административных правонарушений в области дорожного движения трудности могут возникнуть при обобщенном определении родового объекта, так как гл. 12 КоАП РФ регламентирует ответственность за правонарушения и в области дорожного движения, и обеспечения его безопасности, и установленного порядка эксплуатации транспортных средств и т.д. В этом плане необходимо подержать мнение ученых о том, что большинство рассматриваемых правонарушений посягают на безопасность дорожного движения.
Большинство административных правонарушений в области дорожного движения совершаются путем активных противоправных действий, являются формальными. Противоправное деяние как обязательный элемент любого состава административного правонарушения в сфере дорожного движения может характеризоваться фактическими и юридическими признаками. С этой точки зрения ключевым является понятие управления транспортным средством, с которым действующее законодательство связывает подавляющее большинство составов административных правонарушений в области дорожного движения. Однако определения этого понятия в нашем законодательстве нет.
В магистерской диссертации было предложено под управлением транспортным средством понимать деятельность (систему действий) лица, находящегося за рулем, по приведению транспортного средства в движение, обеспечению контроля за движением и маневрированию вплоть до постановки на стоянку.
В-четвертых, субъективная сторона административного правонарушения представлена виной как обязательным элементом каждого состава, а также мотивом и целью. Следует заметить, что значение мотивов и целей на практике часто недооценивается, поскольку они не предусмотрены в качестве самостоятельных признаков составов административных правонарушений в области дорожного движения.
По общему правилу административные правонарушения в области дорожного движения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, за следующими исключениями:
- в статье (части статьи) главы 12 КоАП РФ прямо оговорено, что действие (бездействие) является правонарушением только при наличии умысла;
- исключительно умышленный характер вытекает из самой природы конкретного деяния;
- правонарушение может совершаться только по неосторожности, поскольку при наличии умысла оно приобретает характер уголовно-наказуемого деяния (преступления).
Административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения несут физические лица. Юридические лица могут привлекаться к ответственности по статьям главы 12 КоАП РФ как собственники транспортных средств, водители которых были уличены в совершении противоправных деяний посредством фото-, видео-фиксации.
Актуальным и важным является раскрытие и совершенствование правового статуса пешехода как участника дорожного движения. Для этого необходимо: добиваться соразмерного и справедливого усиления административной ответственности всех участников дорожного движения за совершение административных правонарушений, как водителей транспортных средств, так и пешеходов; продолжить уточнение понятийного аппарата, в частности, определение водителя и пешехода; для совершенствования структуры и названий глав ПДД необходимо в соответствующих главах сгруппировать только обязанности, но и права участников дорожного движения, что потребует соответствующей систематизации нормативно-правового материала, однако позволит представить правовое положение каждого участника дорожного движения цельным и единым правовым образованием. Также в главу 4 ПДД необходимо внести ряд обязанностей, аналогичных обязанностям водителей, установленных в пп. 2 п. 11 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Необходимо разумное ужесточение санкций к пешеходам, если по их вине совершаются дорожно-транспортные происшествия, влекущие материальный ущерб.
В-пятых, развитие процессуальных основ привлечения к административной ответственности в области дорожного движения, в первую очередь, влияют на юрисдикционную составляющую административного процесса, а во вторую - на совершенствование административно-процессуальной деятельности в целом непосредственно влияют, а также на формирование концептуальных основ развития административного процесса в Российской Федерации, формированию так называемого «интегративного административного процесса».
Справедливыми являются предложения по совершенствованию формы протокол об административном правонарушении, создании единой типовой формы протокола с установленным объемом реквизитов, подлежащих заполнению. Данная форма и реквизиты могут, например, утверждаться Правительством РФ. С целью установления максимально полного объема сведений о правонарушителе, обстоятельств совершения административного правонарушения, целесообразно расширить перечень сведений, которые подлежат отражению в протоколе об административном правонарушении, помимо указанных в ст. 28.2 КоАП РФ.
В магистерской диссертации было установлено, что действующее законодательство непоследовательно решает вопрос о задержании транспортного средства, перевозящего опасный груз, в случае, например, если его водитель будет находиться в состоянии опьянения. Также требуют корректировки и приведения в соответствие с положениями ст. 27.13 КоАП РФ Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1496. В частности, в данном Постановлении должно быть безусловно реализовано требование ч. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ о том, что задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Для производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения актуальной является проблема определения малозначительности совершенного административного правонарушения. В КоАП РФ отсутствует понятие малозначительности административного правонарушения, что затрудняет правильное правоприменение в области дорожного движения.
В магистерской диссертации было установлено, что с позиций малозначительности административное правонарушение в области дорожного движения может быть оценено при совокупности следующих условий:
а) оно не только не причинило никаких вредных последствий, но не создало и по своему характеру потенциально не могло создать угрозы безопасности и помех другим участникам дорожного движения;
б) оно было в значительной степени вынужденным, ситуативным, обусловленным неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, по сути - в обстановке, пограничной с состоянием крайней необходимости.
В-шестых, можно выделить два главных направления совершенствования административной ответственности в области дорожного движения и обеспечения его безопасности: 1) совершенствование общих правил поведения граждан и деятельности организаций в области дорожного движения в целях обеспечения его безопасности; 2) совершенствование непосредственно материальных и процессуальных норм, устанавливающих административную ответственность в области дорожного движения.
Достаточно актуальным является предложение освобождать от ответственности водителей, нарушивших ПДД из-за противоречий в требованиях разметки проезжей части дороги, а равно в требованиях, установленных дорожными знаками. Также это касается случаев, если разметка проезжей части дороги и установка дорожных знаков были произведены с нарушением установленных требований. В настоящее время ПДД не устанавливают приоритеты действия разметки, когда значение горизонтальной разметки противоречит другому значению горизонтальной разметки в одном и том же месте.
Кроме того, возвращение балльной системы учета нарушений является эффективным способом борьбы с систематическим нарушением правил дорожного движения, позволяющим добиться не только уменьшения вероятности совершения ДТП со смертельным исходом, но и повысить общий уровень законности в поведении водителей транспортных средств. Для цели реализации балльной системы учета нарушений ПДД следует применять временное ограничение права управления транспортным средством в качестве меры административно-пресекательного воздействия на нарушителей ПДД.
Таким образом, административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения находится в постоянном поле внимания законодателя и с учетом возникающей объективной необходимости совершенствуется и изменяется.
Подобные работы
- Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - «Административная ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



