Введение 4
1 Теоретические аспекты использования компетентностного подхода при
использовании персонала организации 7
1.1 Основные понятия, виды и структура компетенций 7
1.2 Портфель компетенций в процессе совершенствования персонала
компании 12
2 Анализ использования персонала в ООО «Компания СК» 22
2.1 Характеристика деятельности компании 22
2.2 Оценка компетенций и системы использования персонала компании .. 33
3 Разработка мероприятий по совершенствованию использования персонала
компании на основе разработки портфеля компетенций 45
3.1 Разработка портфеля компетенций, как инструмента использования
персонала 45
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 53
Список используемой литературы и список используемых источников 61
Приложение А Должностная инструкция менеджера по продажам 64
Приложение Б Модель компетенций менеджера по продажам отдела сбыта 67
Приложение В Портфель компетенций менеджера по продажам отдела сбыта
69
Приложение Г Кейсы для определения навыков продаж и понимания бизнес-процессов в сфере продаж 71
В сегодняшних условиях рынка предприятия находятся в конкурентной, постоянно меняющейся среде. Для того чтобы удержаться на рынке, предприятие должно иметь в своем арсенале квалифицированный персонал, регулярно повышающий свою квалификацию, умеющий ориентироваться в бизнес-ситуациях, оперативно реагировать на изменения рынка и предъявляющий к себе достаточно высокие требования. Основой профессионализма являются личные качества работника, которые в последующем формируют профессиональные. Способность корректировать и моделировать свое поведение, профессиональные знания и умения работников являются, своего рода, пропуском в личную карьеру. Такой «личный инструментарий» можно назвать компетентностью.
В периоды кризисов и нестабильности экономики, когда в экономической и социальной сфере жизни общества происходят деструктивные изменения, вопросы эффективности использования персонала становятся первоочередными. У любой компании возникает необходимость в компетентных работниках, особенно в условиях кризиса и информационных изменений. Для этого, как правило, используется компетентностный подход - он позволяет формировать определенный запрос на закрытие вакансии, определяет качественную составляющую работника. Использование компетентностного подхода дает возможность вывести компанию на новый высокий уровень управления персоналом, и позволяет, в последующем, минимизировать пути достижения целей компании. Формирование портфеля компетенций на сегодняшний день является практически обязательным при отборе кадров на вакантные управленческие и руководящие должности.
Проблеме совершенствования механизма использования персонала посвящен ряд исследований. Так, использованию персонала различных отраслей промышленности Российской Федерации посвящены работы Л.В. Озеровой, Ю.А. Ивановой, В.Г. Новикова. Также изучением вопросов использования персонала предприятия активно занимались Т.Ю. Базаров, А.Я. Кибанов, И.В. Кочетков и Н.А. Севостьянов.
Термин «компетенция» был введен в оборот еще в начале второй половины прошлого века. Широкое распространение на практике компетентностный подход получил в 70-х годах прошлого столетия. Американский психолог, внесший значительный вклад в развитие компетентностного подхода Дж. Равен определил компетентность, как специфичную способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. [2, С. 67] Данную тему изучали многие зарубежные авторы. В 90-х годах компетенции завоевали свое внимание и в России. На начальном этапе их можно увидеть в работах Базарова Т.Ю. Кибанова А.Я., Аксеновой Е.В.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Компания СК», основным видом деятельности компании является производство прочих пищевых продуктов.
Предмет исследования - влияние портфеля компетенций на использование персонала.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию использования персонала на основе построения портфеля компетенций.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты использования
компетентностного подхода при использовании персонала организации.
2. Провести анализ использования персонала в ООО «Компания СК» и оценку компетенций персонала.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию использования персонала ООО «Компания СК» на основе разработки портфеля компетенций.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты использования компетентностного подхода при использовании персонала организации: даны основные понятия, структура компетенций, портфель компетенций.
Во второй главе проведен анализ использования персонала компании, включающий в себя характеристику деятельности компании и оценка компетенций и системы использования персонала.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по совершенствованию использования персонала компании на основе разработки портфеля компетенций и определению эффективности предложенных мероприятий.
В бакалаврской работе было проведено исследование на тему: Совершенствование использования персонала организации на основе разработки портфеля компетенций (на примере ООО «Компания СК»).
За последнее время происходят значительные изменения в управлении персоналом, внедряются новые технологии, учитываются новые рыночные тренды и становится очевидным, что изучение компетенций - это одно из важных направлений работы.
В первой части работы были раскрыты теоретические аспекты компетентностного подхода при использовании персонала организации. Были раскрыты такие основные понятия, как «компетенция», «компетентность», «модель компетенций». Проведен сравнительный анализ определений, данных разными учеными. Было выяснено, что существуют два подхода в определении компетенций. Схематично представлена структура компетенции и этапы жизненного цикла персонала. Также определены задачи, которые можно решить с введением в действие портфеля компетенций.
Во второй главе работы был проведен анализ использования персонала в ООО «Компания СК». Дана характеристика деятельности компании. По результатам анализа выяснено, что компания занимается производством прочих пищевых продуктов. Организационная структура предприятия - линейно-функциональная. За анализируемые три года произошло увеличение практически всех показателей. Это произошло потому, что компания активно развивалась, увеличивала свое производство и продажи. Выручка выросла в 2018 году на 10,7% и в 2019 еще на 3,5%. Валовая прибыль на 16,9% и 5% в 2018 и 2019 году соответственно. Численность работающих лиц увеличилась на 13,3%. Определено, что показатель текучести превышает норму в каждом из исследуемых периодов. Необходимо отметить, что за с каждым годом показатель увеличивается на 3%. Это увеличение происходит из-за введения новых систем продаж и изменения производственных планов.
Оценка компетенций и системы использования персонала компании показала, что специалисту по кадрам было дано задание по разработке проектов портфелей компетенций по должностям руководителя отдела сбыта и менеджера по продажам. Специалистом были определены компетенции, необходимые для руководителя отдела сбыта и менеджеров по продажам. На основе вышеизложенных компетенций специалистом по кадрам был разработан проект портфеля компетенций руководителя отдела сбыта и проект портфеля компетенций менеджеров по продажам отдела сбыта. При определении типа корпоративной культуры была использована классификация С. Ханди. По этой классификации в ООО «Компания СК» преобладает культура власти. Это связано с тем, что движущая сила компании - генеральный директор, он же учредитель.
Вывод. Таким образом, по результатам анализа, проведенного во второй главе бакалаврской работы, был выявлен ряд проблем в использовании персонала компании.
- отсутствие компетентностного подхода при подборе и отборе персонала;
- высокий коэффициент текучести кадров;
- отсутствие оценки персонала в компании;
- отсутствие четко сформированных ценностей в компании.
Для устранения вышеназванных проблем предложено разработать программу мероприятий по внедрению изменений. Программа представлена в третьей главе. В рамках программы предложено:
- составление модели компетенций для каждой должности в штатном расписании;
- доработка модели компетенций для должности менеджера по продажам;
- разработка портфеля компетенций для всех категорий работников;
- доработка портфеля компетенций для должности менеджера по продажам;
- разработка тестов, кейсов, ролевых, деловых игр, структурированных интервью для проведения отбора персонала по компетенциям;
- разработка кейса для определения навыков продаж и понимания бизнес-процессов в сфере продаж;
- проведение опроса по причинам текучести кадров;
- разработка и введение в действие периодической оценки персонала, обучение и развитие на основе портфеля компетенций;
- формирование особенности корпоративной культуры компании;
- определение миссии компании, главной цели.
Ожидается, что предлагаемые мероприятия усовершенствуют использования персонала организации на основе разработки портфеля компетенций.
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий показал, что эффективность проекта доказана. Проект имеет положительную эффективность, и значит, может быть рекомендован к реализации в ООО "Компания СК"
Портфель компетенций позволит работодателю эффективнее использовать работников, а самим работникам более четко понимать требования, предъявляемые к конкретной должности и необходимые для успешного выполнения работы в компании с целью достижения стратегических целей.
1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами: [учебник по программе "Мастер делового администрирования": пер. с англ.] / Майкл Армстронг. -10-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. 846 с.
2. Бацокин А.О. Совершенствование системы оплаты труда производственно-промышленного персонала на основе компетентностного подхода. // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 2019. Т.8, №2, стр. 55-61
3. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. / А.А. Васина. СПб.: Питер, 2015. с. 448.
4. ГОСТ Р ИСО 10015-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 567-ст)
5. Гуськова Н. Д. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд„ испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 212 с.
6. Дариенко О.Л., Попова, Е.С. Исследование сущности понятия «использование персонала» его роли в системе управления персоналом предприятия.// Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», Горловка, Донецкая Народная Республика 2019 . № 3 стр. 395-401
7. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. № 6. С.8-9.
8. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник. 3-е изд.
Н.Новгород: Нимб, 2015. 430 с.
9. Зоткин А.О., Натейкина Ю.О. Компетентностный подход в управлении персоналом // Международный научно-исследовательскийжурнал. 2015. № 1-2 (32). С. 85-86.
10. Иванов И.Я. Формирование ключевых профессиональных
компетенций персонала диверсифицированных предприятий среднего бизнеса: диссертация кандидата экономических наук: Омский
государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2015.
11. Исаева О. М. Управление персоналом: учебник и практикум для СПО. О. М. Исаева, Е. А. Припорова. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 168 с.
12. Исаева О. М. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2019. 168 с.
13. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. Учебник. М.: НИЦ ИнфраМ, 2017. 156 с.
14. Кязимов К. Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие: учебник для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019.
15. Лапшова О.А. Оплата труда персонала: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 308 с.
16. Маховикова Г. А. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., нерсраб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2019. 281 с.
17. Мизинцева М. Ф. Оценка перестала: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 378 с.
18. Основы управления персоналом: Учебное пособие 4-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 352 с.
19. Позолотина Е.И. Механизм внедрения изменений на предприятии на примере внедрения компететностного подхода в подсистему управления мотивацией и стимулированием труда персонала // Human Progress, 2017, Том 3, № 12.
20. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Экономика, 2015. 366 с.
21. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчестве. М.: ПЕРСЭ, 2002. 320 с
22. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М.: Варяг, 2015. 267 с.
23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru- 12.12.2019).
24. Управление персоналом: учебник и практикум для СПО под ред. А. А. Литвинюка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 498 с.
25. Федорова О.Н. Компетентностный подход в управлении персоналом // Инновационное развитие: ключевые проблемы и решения Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 153-154.
26. Харун О. А. Ефектившсть використання персоналу в систем! управлшня тдприемством // Вшник Хмельницького нацюнального ушверситету, Сер!я «Економхчш науки» 2009. № 4. T.1 С.78-80.
27. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в управлении персоналом. Схемы, таблицы, практика применения . Москва, 2017. (2-е изд., исправленное и дополненное).
28. https://hr-portal.ru/story/chto-takoe-kompetencii
29. https://ru.wikipedia.org/wiki
30. https://www.consultant.ru
31. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
32. https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/samye-vostrebovannye-professii-menedzherov-v