Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология допроса

Работа №112377

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Юридические и психологические аспекты допроса, как способа получения сведений …………..………………………………
6
1.1. Понятие допроса в уголовном процессе…………………………. 6
1.2. Проблематика вопросов, связанных с участием адвоката в допросе подозреваемого………………………………………………..
10
1.3. Критерии допустимости психологического воздействия в ходе проведения допроса…………………………………………………….
15
Глава 2. Психология допроса различных категорий граждан……….. 18
2.1. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого…………… 18
2.2. Психология допроса свидетелей и потерпевших………………... 25
2.3. Психология допроса несовершеннолетних ………………………. 29
Глава 3. Тактические приемы допроса……………………………….. 35
3.1. Установление психологического контакта………………………. 35
3.2. Актуализация забытого в памяти допрашиваемого……………… 43
3.3. Разоблачение лжи в показаниях…………………………………... 47
Заключение…………………………………………………………… 52
Список использованных источников…………………………………. 55

Оригинальность 97%

Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что Конституция Российской Федерации устанавливает прямой запрет на использование доказательств, которые в свою очередь были получены незаконно, то есть в случаях нарушения действующего законодательства.
Важно указать, что многие правоведы и психологи задаются вопросами корректного и правильного проведения допроса на основании действующего законодательства и с применением эффективно знаний психологии того или иного лица. Безусловно, допрос может считаться успешным только при применении дознавателем и следователем знаний и опыта в психологических приемах. Такие приемы помогают сотрудникам правоохранительных органов составить портрет допрашиваемого лица, расположить его к себе, сформулировать вопросы таким образом, чтобы лицо предоставило как можно больше значимой информации по существу рассматриваемого дела.
Данная тема крайне актуальна в современной правоохранительной практики, поскольку теоретическая ее разработка прямо влияет на практику и результаты успешного закрытия дела, а значит, повышает раскрываемость преступлений и уменьшает количество ошибок в следственных действиях.
Выбранная тема является крайне значимой, но, при этом, достаточно сложной для правовой науки.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с применением психологии на допросе.
Предметом исследования являются психологические подходы и действующее законодательство, регулирующие психологические аспекты допроса.
Целью работы является комплексное исследование психологии допроса, а также разработка предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
1. Провести анализ понятия, значения психологии допроса как криминалистической тактики;
2. Рассмотреть критерии допустимости психологического воздействия в ходе проведения допроса;
3. Выделить вопросы защиты участников уголовного процесса от неправомерного психологического воздействия;
4. Проанализировать психологические методы для осуществления результативного допроса;
5. Выделить особенности допроса несовершеннолетних;
6. Изучить психологические проблемы, возникающие при проведении допроса.
7. Определить тактику установления психологического контакта;
8. Рассмотреть тактику приема актуализации, забытого в памяти допрашиваемого;
9. Определить тактические приемы разоблачения лжи в показаниях.
Методологической основной исследования стали такие методы, как анализ, классификация и обобщение теоретических положений, системный подход, сопоставительный метод, вариационно-статистический метод.
На этапе подготовки и написания работы нами были рассмотрены различные нормативно-правовые акты, работы учёных-правоведов и специалистов криминалистики, уголовно-процессуального и различных других областей права: П.С. Николаева, А.И. Власова, О.М. Крапина, И.В.Семенов, А. М. Сажаев, С.Ю. Головина, М.В. Антокольской, И.А. Косаревой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, А.М. Трофимец, И.А. Трофимец и многих других.
В качестве эмпирического материала использовались Постановления и Определения Конституционного суда Российской Федерации, Постановления и Определения Верховного суда Российской Федерации, официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, которая затрагивает различные аспекты исследуемой проблематики в настоящее время.
Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к рассмотрению процедур прекращения брака и их последствий.
Правовой основой исследования выступает действующее уголовно-процессуальное право.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных источников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного нами анализа поднятой темы исследования, можно констатировать тот факт, что допрос – это один из важнейших способов получения информации в ходе расследования уголовного дела. В процессе допроса следователь применяет различные приемы психологического воздействия на потерпевшего или свидетеля, направленные на получение необходимой информации.
Однако следует отметить, что допрос должен осуществляться в соответствии с установленными законодательством правилами и требованиями. Нельзя применять физическую силу, угрозы или насилие для достижения цели. Также важно учитывать возможность ошибок и ложной информации, которые могут появиться в ходе допроса.
Кроме того, потерпевший или свидетель имеют право на защиту своих интересов во время допроса. Они могут обратиться за помощью к адвокату или представителю защиты прав потерпевшего.
Итак, допрос – это важный инструмент в ходе расследования уголовного дела, который должен быть проведен с соблюдением законодательных требований и учетом прав и интересов потерпевшего или свидетеля.
Психология допроса является крайне важной частью работы следователя и дознавателя, поскольку работа с людьми особенно в сложных жизненных ситуациях обязывает к высокой концентрации и знаниям основ психологии для достижения служебных задач.
В исследовании были проанализированы вопросы психологии допроса различных категорий граждан. Так, допрос потерпевшего отличается особой сложностью, поскольку точное определение этих событий имеет важное значение для правильного расследования и раскрытия уголовного дела. Наиболее сложным аспектом в процессе допроса является психологическое сопротивление допрашиваемого, поскольку последний может существенно исказить информацию в силу своего психоэмоционального состояния.
Каждый допрос проходит с набором определенных обстоятельств, которые являются как объективными, так и субъективными. Если рассматривать каждый из видов, то стоит уточнить, что к объективных обстоятельствам относятся внешние воздействия, которые в свою очередь совершенно не зависят от воли лица, которое допрашивается.
Сложным с психологической точки зрения является и допрос несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние относятся к особой категории правонарушителей, что обусловливает дополнительные гарантии при защите их прав и интересов, в том числе закрепленные в международных нормативных правовых актах.
В работе было установлено, что для эффективного проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших или свидетелей очень важно учитывать особенности их психо-эмоционального фона, их гендерные особенности, а также использовать различные тактики для построения взаимоотношений с данной категорией лиц.
Было предложено использование бесконтактного полиграфа под видом игрушки робота при допросе несовершеннолетних детей, что позволит незамедлительно оценить достоверность полученных показаний и улучшить работу сотрудников следственных органов и органов дознания Российской Федерации. При правильном совокупном применении полиграфа робота вместе со следователем или дознавателем, возможно, получить ключевые данные:
1. определить круг подозреваемых лиц в совершении преступления;
2. исключает возможность сокрытия истины и дачу заведомо ложных показаний;
3. снижает возможность форсирования досудебного производства следователем/дознавателем;
4. устанавливает обстоятельства и факты по уголовному делу.
Согласно проведенному исследованию в области российской практики и зарубежной, стоит отметить тот факт, что возможность применения полиграфа во много ограничена, и может быть таковой только в случае, если необходимо подтверждение или опровержение промежуточных следственных действий, не иначе. Также, законным будет применение полиграфа, если допрашиваемый добровольно согласится на данный вид исследования, если такого согласия не будет, то в таком случае, будут грубо нарушены его права и интересы, закрепленные в Конституции нашей страны.




Нормативно-правовые акты
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года // Режим доступа: https://www.un.org/ (дата обращения: 21 февраля 2023 г.)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). ст. 4921.


Учебная и научная литература
4. Айзятова, Л. Ф. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / Л. Ф. Айзятова // Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики : Материалы X научно-практической конференции, Саранск, 21 мая 2021 года / Редколлегия: Г.П. Кулешова и др.. Саранск: Общество с ограниченной ответственностью ЮрЭксПрактик, 2021. С. 5-7.
5. Беликов, А. М. Психология и особенности допроса несовершеннолетних по уголовному делу / А. М. Беликов // Традиции и новации в системе современного российского права : Материалы XXI Международной конференции молодых ученых. В 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2022 года. Том 3. – Москва: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. – С. 166-168.
6. Багмет, А. М. Особенности установления психологического контакта с подростками в связи с их поведением в сети Интернет / А. М. Багмет, А. А. Гайворонская // Юридическая психология. 2022. № 3. С. 27-30.
7. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Мегатрон ХХ1, 2000. 2-е изд. доп. 334 с.
8. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. Общая часть и досудебные стадии (курс лекций). - М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1998. - 320 с.
9. Бурмистрова, В. В. Психология свидетеля / В. В. Бурмистрова // Наука XXI века: вызовы, становление, развитие : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 19 мая 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 8-12.
10. Виноградова, О. П. Элементы следственной компетентности, лежащие в основе установления психологического контакта при проведении допроса / О. П. Виноградова // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 4(36). С. 79-83.
11. Газизуллина, Л. З. Психология допроса обвиняемого / Л. З. Газизуллина, А. И. Яхина // II Всероссийский научный форум СТУДЕНТОВ и УЧАЩИХСЯ : сборник статей, Петрозаводск, 27 сентября 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 89-93.
12. Гадяцкая, М. В. Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения / М. В. Гадяцкая // Молодой ученый. 2020. № 50(340). С. 176-177.
13. Гармаев Ю.П. Пределы прав и полномочий адвоката в уголовном судопроизводстве и типичные нарушения. Иркутск. Иркутский институт повышения квалификации прокурорских работников., 2004. С.390
14. Гареева Э.Р. Проблемы реализации принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе // № 13-6 (24), 2018, С. 23-24.
15. Горностай П. П. Личность и роль. Ролевой подход в социальной психологии личности. Киев : Интерпресс ЛТД, 2007. 312 с.
16. Деулин, Д. В. Тактика и приемы установления психологического контакта в рамках оперативно-розыскной деятельности / Д. В. Деулин, Д. В. Белых-Силаев // Юридическая психология. 2022. № 2. С. 17-24.
17. Ерахтина, Е. А. Когнитивная психология в методах допроса свидетеля / Е. А. Ерахтина // Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход : Материалы Международной научно-практической конференции, Красноярск, 18–19 июня 2021 года. Том Часть 2. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. – С. 47-52.
18. Зверев В. О., Соколов А. Б., Половников О. Г., Кожевников В. В., Прокурова С. В. Установление психологического контакта как организационно-тактическая особенность в деятельности следователя при производстве допроса подозреваемого // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 219–226
19. Звонков Б.Н. Этические аспекты тактики допроса // 50 лет советской прокуратуры и проблемы совершенствования предварительного следствия. Л., 1972. С. 56
20. Здорова С. В. Авторская методика оценки уровня развития коммуникативных способностей личности и ее применение // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 17–23.
21. Игнатенко Е.А. Критерии психологического воздействия на допрашиваемого в ходе производства допроса подозреваемого (обвиняемого) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (19): в 2 ч. Ч. 2. C. 59–61
22. Карманова, Н. В. Психология допроса несовершеннолетнего / Н. В. Карманова // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений : сборник материалов, Воронеж, 21 мая 2020 года. Том Часть 1. – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 213-215.
23. Коновалова, О. А. Методика обучения в образовательных организациях МВД России психологии допроса подозреваемого или обвиняемого (на примере УрЮИ МВД России) / О. А. Коновалова // Правоохранительные органы: теория и практика. 2021. № 1(40). С. 80-84.
24. Костина, У. А. Психологические аспекты проведения очной ставки / У. А. Костина // XXXIV Международные Плехановские чтения : Сборник статей студентов В четырех томах, Москва, 29–31 марта 2021 года. Том 4. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. С. 191-195
25. Крепышева, С. К. К вопросу о тактико-психологических аспектах установления психологического контакта при допросе подозреваемых (обвиняемых) / С. К. Крепышева // Юридическая наука и практика в условиях современных вызовов : Материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25–26 ноября 2021 года / Под редакцией Е.Е. Черных, М.В. Барановой. Том Часть II. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Русайнс, 2022. С. 84-87.
26. Килафян, А. А. Особенности производства допроса несовершеннолетнего с участием адвоката / А. А. Килафян // Юридическая гносеология. 2022. № 1. С. 46-51.
27. Кузнецова, Е. Ю. Тактические особенности проведения допроса несовершеннолетнего / Е. Ю. Кузнецова // Аспирант. 2021. № 10(67). С. 66-68.
28. Курбатова, С.М. Уголовно-процессуальная дееспособность: юридические и фактические аспекты проявления когнитивных особенностей личности / С.М. Курбатова // Право и законность: вопросы теории и практики. Сб. мат-в IX Всероссийской научно-практич. конф. Абакан: Изд-во ХГУ, 2019. С. 28-29.
29. Матамаров, А. Н. Особенности подготовки к допросу несовершеннолетних потерпевших и свидетелей / А. Н. Матамаров // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 8(212). – С. 141-143.
30. Матюшкина, А. В. К вопросу о роли психологии при производстве допроса / А. В. Матюшкина, Н. С. Монахова, С. М. Сергунин // Юность. Наука. Культура: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 19 декабря 2019 года / Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Саранск: Б. и., 2020. С. 362-368.
31. Мирошниченко, А. А. Тактические приемы проведения допроса лиц перед проведением проверки показаний на месте / А. А. Мирошниченко // Развитие научных идей профессора Р.С. Белкина в условиях современных вызовов (к 100-летию со дня рождения) : Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 20 мая 2022 года / Редколлегия: Ю.В. Гаврилин, Б.Я. Гаврилов, С.Б. Россинский, Ю.В. Шпагина. Том Часть 1. – Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 483-486.
32. Овчинников, А. И. Роботизация адвокатской деятельности, достоинство личности и психологические пытки (Размышляя над книгой Софии нагорной и Шамиля Хазиева долг адвоката и этика психолога: психическая (психологическая) пытка в правовой системе России / А. И. Овчинников, М. Д. Фоминская // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 1. С. 62-66.
33. Пантелеев И.Ф. Некоторые вопросы психологии расследования преступлений // Труды Всесоюзного юридического заочного института. 1973. Вып. 29. С. 221.
34. Парфентьев А.В., Полищук Д.А. Психологические особенности общения при допросе // Прокурорская и следственная практика. 2002. № 1–2. С. 199–215.
35. Порубов Н.И. О психологическом воздействии на личность в процессе допроса // Проблемы предварительного следствия. Волгоград, 1972. Вып. 1. С. 106.
36. Попова И. П. Полиграф в уголовном судопроизводстве: за и против // Известия Тульского государственного университета. 2019. № 1. С. 126-134.
37. Радченко, Е. А. Психологические особенности проведения допроса / Е. А. Радченко // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2022. № 1. С. 58-62. Резник, В. С. Речевые особенности допроса несовершеннолетних / В. С. Резник // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе : сборник материалов VII международной научно-практической конференции, Москва, 15 февраля 2022 года. – Москва: Институт развития образования и консалтинга, 2022. С. 22-26.
38. Рудаков, Д. С. Психология допроса потерпевших / Д. С. Рудаков // Правовое образование : Сборник научных статей / Под редакцией И.В. Бухаровой, А.А. Никитиной, Е.С. Сапруновой. Том 22. – Ростов-на-Дону : Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Ростове-на-Дону, 2021. С. 304-311.
39. Рыбин Д. Н. Основы психотехники общения с гражданами участковых уполномоченных полиции: учеб.-метод. пособие. Барнаул: Барнаул. юрид. ин-т МВД России, 2017. 20 с.
40. Сачков, Д. А. Метод психологического воздействия на допрашиваемого как способ получения правдивых показаний / Д. А. Сачков // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений : Сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого круглого стола со Всероссийским и международным участием, Шахты, 29–30 ноября 2020 года. Том Часть 1. – Шахты: Общество с ограниченной ответственностью КОНВЕРТ, 2020. С. 175-177.
41. Савкова, С. С. Основания и процессуальный порядок производства допроса на предварительном следствии / С. С. Савкова // 2022. Т. 4, № 14-2. С. 129-134.
42. Сидоренко, Е. В. Психология допроса и критерии допустимости психологического воздействия в ходе проведения допроса / Е. В. Сидоренко, В. В. Конин, М. Г. Ковалева // Допустимость показаний в уголовном процессе : Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола, Санкт-Петербург, 19 декабря 2020 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий Астерион, 2021. С. 69-73.
43. Соромотина, В. А. Особенности допроса малолетних (потерпевших, свидетелей) с использованием игрушек / В. А. Соромотина, Е. С. Яночкина // Вопросы российской юстиции. 2022. № 19. С. 22-28.
44. Сергеева, К. В. Навыки установления сотрудником полиции психологического контакта и особенности их развития / К. В. Сергеева // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: состояние и перспективы : Всероссийская научно-практическая конференция : сборник научных трудов, Москва, 31 марта 2022 года. – Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. С. 253-256.
45. Слепухина, Д. А. Проблемы процессуальных особенностей психологии допроса в эпоху глобальных потрясений / Д. А. Слепухина // Правовое образование : сборник научных статей. Том 19. – Ростов-на-Дону: Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в г. Ростове-на-Дону, 2021. С. 271-276.
46. Тралков, С. А. О некоторых проблемах установлении психологического контакта при производстве следственных действий / С. А. Тралков // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права: Сборник статей. – Тюмень: Институт государства и права Тюменского государственного университета, 2022. С. 299-302.
47. Тренинги в профессиональной подготовке и деятельности психологов органов внутренних дел: учебно-практическое пособие / под ред. Л.Н. Костиной. Т. 1. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. 276 с.
48. Хамидуллин, Р. С. Доверие как нравственная категория в оперативно-розыскной деятельности / Р. С. Хамидуллин // Психология и психотехника. 2022. № 4. С. 177-188.
49. Чеджемова, Л. Г. Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения / Л. Г. Чеджемова, М. А. Яворский // Российская наука: актуальные исследования и разработки : Сборник научных статей X Всероссийской научно-практической конференции, в 2-х ч., Самара, 15 октября 2020 года. Том Часть 2. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2020. – С. 347-350.
50. Шевченко В. М. Психолого-педагогические аспекты установления контакта с подозреваемым (обвиняемым) при проведении допроса // Вестник НовГУ. 2017. №1 (99). С. 64–68.
51. Яблоков Н.П., Маевский С.С. Общетактические основы взаимодействия следователей с защитниками при проведении следственных действий в разных ситуациях. Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2010. – № 2. – С. 39




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ