Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации 9
1.1 Проблема адаптации детей третьего года жизни
к дошкольной образовательной организации в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации 28
2.1 Выявление уровня адаптации детей третьего года жизни
к дошкольной образовательной организации 28
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации 36
2.3 Выявление динамики уровня адаптации детей третьего года
жизни к дошкольной образовательной организации 40
Заключение 45
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей первой младшей группы, участвующих в экспериментальной работе 51
Приложение Б Результаты, полученные в ходе анкетирования родителей по методике «Готовность Вашего ребенка к поступлению в детский сад» 52
Только сформировав у ребенка положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему, можно прийти к успешной адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Это зависит, прежде всего, от педагогов, от их умения, знания и желания создавать теплую атмосферу доброты, любви и внимания в группе дошкольного учреждения.
Но каждый год, когда формируются первые младшие группы, воспитатели изучают литературу по данной теме. Почему это происходит? Потому, что воспитатели, которые набирают первую младшую группу, выпустили подготовительную группу (где дети с удовольствием ходили в детский сад, самостоятельно одевались, умели организовывать сюжетно-ролевые игры). Педагогам бывает сложно сразу перестроиться на таких маленьких детей, которые впервые переступили порог детского сада. Им важно вспомнить то, о чем они забыли. Организация адаптационного периода, начинается до того, как дети переступят порог дошкольной образовательной организации. Педагог-психолог дошкольной образовательной организации проводит психологическую работу с педагогами, повышая их профессиональный уровень, организуя различные семинары, консультации, тренинги. Все это помогает раскрыть такие качества у педагогов, как умение сочувствовать, навыки общения, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стойкость и так далее.
Адаптация - это серьезное и нелегкое испытание для детей третьего года жизни. Из семейной домашней обстановки, они попадают в новые для себя условия, и это может привести к изменению не только поведения детей, но и нарушению сна и аппетита.
Нужно помнить и об особенностях детей третьего года жизни. Дети данной возрастной категории отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Изменяется привычный образ жизни ребенка, а разлука с близкими людьми вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Если ребенок, будет длительно пребывать в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития. Поэтому воспитателю нужно создать такую эмоционально благоприятную обстановку в группе, чтобы снизить стресс у воспитанников. И в этом ему могут помочь родители детей. Заполняя анкеты, при личной беседе, на консультациях родители рассказывают о привычках своих детей, что они любят, какие сказки у них любимые, засыпают ли дети под колыбельную песню, умеют ли они самостоятельно одеваться, есть. А воспитатель знакомит их с особенностью адаптационного периода. Только объединение усилий воспитателя, родителей и педагога-психолога может привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к новым условиям.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи в своих исследовательских работах заостряли внимание на особенности адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации. Среди них Ж. Пиаже, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер, Л.В. Белкина, Н.М. Аксарина, В. Теплюк, А. Атанасова-Вукова и другие. Исследования социальной адаптации можем найти в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика.
Особенности психологической адаптации детей третьего года жизни в дошкольной образовательной организации, важные закономерности психического развития детей, факторы их психологического благополучия изучает в своих исследованиях Т.В. Костяк.
О зависимости характера адаптации детей, их индивидуальных особенностях и особенностях нервной системы, от возраста пишут в своих исследовательских работах педагоги и медики Н.М. Аксарина и Н.П. Жукова.
Н.Д. Ватутина проанализировала оптимизацию условий для успешной адаптации детей в дошкольной образовательной организации, раскрыла запросы к подготовке детей в семье и особенности поведения детей в период адаптации и рассмотрела методы педагогического воздействия на детей в этот период.
Авторы едины во мнении, что значительная роль в период адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации отводится педагогу и его работе с родителями ребёнка. Этот вопрос остаётся актуальным и сейчас, что и определило тему бакалаврской работы.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между признанной важностью вопросов адаптации ребенка третьего года жизни к дошкольной образовательной организации и недостаточным уровнем профессионального уровня педагогов в части их психологического просвещения по вопросам организации соответствующих психолого-педагогических условий успешной адаптации детей.
Проблема исследования: какова роль психолого-педагогических условий в адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации при реализации специально организованных психолого-педагогических условий.
Объект исследования - процесс адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: успешная адаптация детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
- организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации;
- создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
3. Обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Выявить динамику уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о зависимости характера адаптации детей от возраста, индивидуальных особенностей и особенностей нервной системы детей раннего возраста Н.М. Аксариной и Н.П. Жуковой;
- теоретические положения О.И. Давыдовой, А.А. Майера об адаптации как главной части процесса социализации, предполагающего включение ребенка в социальную практику, усвоение общественного опыта, норм и ценностей, характерных форм поведения;
- теоретические положения К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Г.Г. Голубевой о процессе адаптации как процессе, в результате которого происходит изменение ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, преодоление психологических барьеров.
Новизна исследования: выявлена возможность успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации при реализации специально организованных психолого-педагогических условий; дана характеристика уровням адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия могут быть реализованы воспитателями и педагогами-психологами на этапе организации работы по адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ №13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие 20 детей третьего года жизни и 20 родителей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 рисунками, 7 таблицами.
Научные концепции действия приспособления рассматриваются в работах А.А. Началджян, А.А. Реана; трудности адаптации детей дошкольного возраста выявлена в исследовательских работах Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, А.А. Алямовской, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Беокиной, Д.Н. Исаева, Н.П. Бадьиной и других.
Исследования социальной адаптации можем найти в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика.
Особенности психологической адаптации детей третьего года жизни в дошкольной образовательной организации, важные закономерности психического развития детей, факторы их психологического благополучия изучает в своих исследованиях Т.В. Костяк.
О зависимости характера адаптации детей, их индивидуальных особенностях и особенностях нервной системы, от возраста пишут в своих исследовательских работах педагоги и медики Н.М. Аксарина и Н.П. Жукова.
Авторы едины во мнении, что значительная роль в период адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации отводится педагогу и его работе с родителями ребёнка. Этот вопрос остаётся актуальным и сейчас, что и определило тему бакалаврской работы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 2-3 лет, 20 родителей.
Исходя из теоретических положений, в исследованиях Н.М. Аксариной, В.А. Алямовской, Г.В. Пантюхиной, Л.Н. Павловой, К.Л. Печоры, Н.В. Соколовской мы выделили показатели и подобрали диагностические методы и методики для выявления уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Оценка эмоционального самочувствия, деятельности воспитанников, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи, аппетита детей позволил нам условно отнести каждого воспитанника к одной из групп адаптации:
- к первой группе (дезадаптация) условно относится 1 воспитанник (5%);
- ко второй группе (сложная адаптация) условно относятся 2 ребенка (10%);
- к третьей группе (средняя адаптация) условно относятся 10 воспитанников (50%);
- к четвертой группе (легкая адаптация) условно относятся 7 детей (35%);
Итоги констатирующего эксперимента доказали важность реализации психолого-педагогических условий для успешной адаптации воспитанников третьего года жизни к дошкольной образовательной организации, исходя из того, что почти у 75% воспитанников зафиксирован средний и низкий уровень адаптации.
Целью формирующего эксперимента было экспериментально проверить обоснованные нами психолого-педагогические условия успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Мы предположили, что успешная адаптация детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
- организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации;
- создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.
При разработке содержания формирующего эксперимента мы опирались на исследования К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Н.В. Соколовской.
Экспериментальная работа по повышению уровня адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО проходила поэтапно, каждый этап был направлен на решение определенных целей и задач.
1 этап - работа с родителями (законными представителями). На данном этапе происходила реализация психолого-педагогического условия - организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации и учет индивидуальных особенностей адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации в процессе работы с ними.
2 этап - работа с детьми. На данном этапе происходила реализация психолого-педагогических условий: организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации; создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.
Работа на этом этапе была нацелена на стабилизацию эмоционального настроя детей, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитие познавательно-исследовательской и игровой активности, уверенности в собственных силах. Главными педагогическими требованиями на этапе работы с воспитанниками были учет индивидуальных особенностей адаптации детей третьего года жизни к ДОО в процессе построения работы с ними и создание эмоционально-благоприятной атмосферы в первой младшей группе.
Для проверки результативности нашей формирующей работы по реализации в условиях ДОО психолого-педагогических условий успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации, будет проведен контрольный срез.
По результатам контрольного среза можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО оказалась успешной, это подтверждают количественные данные:
- количество детей третьего года жизни с легкой степенью адаптации увеличилось на 25%;
- количество детей третьего года жизни со средней степенью
адаптации снизилось на 15%;
- количество детей третьего года жизни со сложной степенью
адаптации снизилось на 5%;
- количество детей третьего года жизни с дезадаптацией снизилось на 5%.
Доказано, что у большого количества детей улучшилось эмоциональное самочувствие, нормализовался сон и аппетит, дети научились налаживать правильные социальные контакты с взрослыми и сверстниками.
Итогом проделанной работы, является вывод о том, что работа по теоретическому обоснованию и экспериментальной апробации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО оказались успешной. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1991. 228 с.
2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 57-64.
3. Белкина В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2001. 189 с.
5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М. : Просвещение, 1993. 170 с.
6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. М.: Педагогика, 2004. 232 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 108 с.
8. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 128 с.
9. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. : Педагогика, 1999. С. 220.
10. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста / Сост.: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г .В. Губанова. М. : Просвещение, 2003. 80 с.
11. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М. : Айрис-пресс, 2006. 112 с.
12. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 34-37.
13. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. 992 с.
14. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. 2000. № 3. С. 16-18.
15. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 3, кн. 2. М. : Педагогика, 1999. 354 с.
16. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. : Просвещение, 2006. 214 с.
17. Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. 64 с.
18. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2003. №2. С. 12-18.
19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2009. 184 с.
20. Руденский Е. В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Новосибирск : Институт психологии личности, 2006. 96 с.
21. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М. : Школа-Пресс, 2005. 162 с.
22. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации. М. : Учитель, 2020. 188 с.