Аннотация 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры речи учащихся начальной школы
1.1. Формирование культуры речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Средства формирования культуры речи у младших школьников 15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речи младших школьников посредством ситуаций общения.
2.1. Диагностическое исследование начального уровня сформированности культуры речи младших школьников 29
2.2. Формирование культуры речи младших школьников посредством создания ситуации общения 37
2.3. Экспериментальная проверка эффективности работы по формированию культуры речи учащихся начальной школы 45
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение А «Описание диагностических методик» 63
Приложение Б «Задание на определение логической последовательности речи» 67
Приложение В «Задание на развитие содержательной стороны речи» 68
Приложение Г «Тест на выявление умения точного употребления слов в речи» 69
Приложение Д «Наглядный дидактический материал» 71
Актуальность исследования процесса формирования речевой культуры младших школьников обусловлена тем, что основной задачей современной школы, в соответствии с ФГОС НОО, является воспитание личности, умеющей:
1) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
2) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование речевой культуры школьника, повышающей успешность его учебной, общественной, бытовой деятельности, является одним из важнейших направлений начального образования [69].
Овладение речевой культурой является одним из необходимых условий для формирования социально активной личности. Ребенок первоначально овладевает речью в процессе общения с родителями, а задача педагога - в процессе обучения и воспитания сформировать у ребенка умения общаться со сверстниками, с учителями, с родителями.
В своем труде «Мышление и речь» Л.С. Выготский впервые в отечественной психологии упоминает такое понятие как речевая культура. [14] Затем исследования проблемы продолжили развивать в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, И.А. Зимняя и др. Отечественные психологи полагают, что речевая культура является основной единицей коммуникации. Работа А.А. Леонтьева в области речевой культуры позволила выделить внутреннюю и внешнюю речь и определить различие структуры внешней и внутренней речи [33].
Исследовательскую работу по развитию речи младших школьников проводят такие педагоги, как М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, М.С. Соловейчик, О.М. Казарцева. Процесс формирования культуры речи, с точки зрения авторов, нацелен на обучение школьника устному и письменному общению с помощью языковых средств.
Анализ состояния научно-методической литературы позволил выявить недостатки, связанные с формированием речевой культуры у младших школьников в ситуации педагогического общения. В частности:
• имеющиеся дидактические средства не позволяют в полном объёме проводить работу по развитию речевой культуры у детей;
• педагогические условия и специфика их реализации в процессе формирования речевой культуры у младших школьников разработаны недостаточно полно.
Младший школьник - это такой человек, который активно овладевает навыками и умениями общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских связей. Одной из важных задач развития на этом возрастном этапе являются приобретение умений и навыков социального взаимодействия с группой сверстников. [19] Важнейшим умение является умение общаться, поддержать тему разговора, уметь выразить свои мысли и чувства.
Общение является ключевым фактором в формировании культуры речи школьника. Теоретически задачи по развитию речи вполне выполнимы и выпускники школ должны обладать высоким уровнем культуры речи. Однако на практике зачастую речь не просто бедна и не выразительна, но и неправильна с точки зрения литературных и языковых норм. Ключевым фактором становится среда, в которой воспитывается ребенок вне школы (семья, друзья, СМИ, социальные сети). Не во всех случаях ребенок видит перед собой пример грамотной речи.
Противоречие между необходимостью формирования культуры речи младшего школьника с одной стороны и отсутствием комплекса мероприятий с другой позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования речевой культуры у младших школьников?
Эффективность обучения во многом определяется уровнем учебной коммуникации. Педагог стремится к коммуникативному сотрудничеству с учениками, к интеллектуально-речевому взаимодействию с ними. Следовательно, профессиональное речевое поведение педагога должно выстраиваться с помощью средств, побуждающих детей к интеллектуально-речевой активности. [2] К их числу, относится ситуации общения младшего школьника, в частности, ситуации общения в условиях образовательной среды.
Недостаточная разработка проблемы и практическая значимость её решения обусловили выбор темы исследования: «Ситуации общения как средство формирования культуры речи младшего школьника».
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования речевой культуры младших школьников посредством ситуаций общения.
Цель исследования: разработать содержание ситуаций общения и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность для формирования речевой культуры у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования речевой культуры младших школьников будет эффективнее, если при проведении уроков использовать ситуации общения, способствующие освоению:
• логической последовательности речи;
• содержательной стороны речи;
• точности употребления слов в речи;
• активного словарного запаса.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) спроектировать диагностический комплекс и с его помощью выявить актуальный уровень сформированности культуры речи у младших школьников;
3) разработать содержание ситуаций общения (логическая последовательность речи, содержательная сторона речи, точность употребления слов в речи) и проверить его эффективность в ходе учебной деятельности;
4) провести анализ результатов исследования, сделать выводы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические и эмпирические.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец. В исследовании принимали участие 40 учащихся 3 - А (20 учащихся) и 3 - Б (20 учащихся) классов школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и содержание ситуаций общения могут быть применены в образовательном процессе учителями начальных классов c целью повышения уровня сформированности культуры речи у обучающихся.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (теоретического и практического характера), заключение, список используемой литературы (источников), приложение. Общий объем работы составляет 62 стр. без приложений.
Цель исследования заключалась в том, чтобы разработать содержание ситуаций общения и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность для формирования речевой культуры у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) спроектировать диагностический комплекс и с его помощью выявить актуальный уровень сформированности культуры речи у младших школьников;
3) разработать содержание ситуаций общения (логическая последовательность речи, содержательная сторона речи, точность употребления слов в речи) и проверить его эффективность в ходе учебной деятельности;
4) провести анализ результатов исследования, сделать выводы.
Все поставленные задачи были решены в процессе исследования.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы определены основные условия формирования культуры речи младшего школьника.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры речи младшего школьника по средствам ситуации общения позволяет сформулировать основные условия успешного развития коммуникативных умений:
• методика развития речи должна подразумевать использование таких ситуаций, которые бы определяли мотивацию речи, ставили учащегося перед необходимостью использовать речевые высказывания, возбуждали у него интерес и желание поделиться информацией, рассказать о своем опыте; [27]
• речевая среда в которой воспитывается ребенок должна соответствовать нормам литературного языка. Приветствуется посещение театра, кино, прослушивание аудио спектаклей и книг, занятия к кружкам и секциях подразумевающих речевую активность;
• качество усвояемого материала. Речь - это не только инструмент общения, но и неотъемлемая часть познавательного процесса младшего школьника. Чем больше развито сознание ребенка, тем более развита его культура речи, что дает ему возможность больше общаться, следовательно, больше познавать;
• постоянный контроль и мониторинг за качеством речи. Предупреждение ошибкоопасных мест. Совершенствование качества речи.
Развитие речевой культуры младшего школьника, определяется как умение ясно и четко формулировать свои мысли и передавать посредством языка. Ученик должен уметь выражать свои мысли доходчиво и наиболее уместно согласно ситуации общения.
Опытно- экспериментальная часть констатирующего эксперимента предполагала собой исследование уровня культуры младшего школьника на основе показателей оценки эффективности речевой культуры: развитие логической последовательности речи; развитие содержательной стороны речи; точность употребления слов в речи; определение активного словарного запаса.
Результат анализа показал достаточно низкие показатели по нескольким параметрам, что привело нас к мысли о необходимости создания комплекса речевых упражнений и использования их в условиях учебной деятельности.
Комплекс упражнений был направлен на формирование всех показателей качества речи младшего школьника, так как они находятся в тесном взаимодействии на друг с другом, а вместе на речь в целом. Формирование речевой культуры в условиях образовательного процесса осуществлялось на уроке русского языка.
На формирующем этапе нашего исследования большое внимание уделялось, но поэтапное развитие показателей качеств речи, в связи со сложностью формирования всех качеств речи одновременно, связанных с возрастными особенностями младшего школьника и особенностью учебной программы. Стоит отметить, что учебный процесс не был нарушен внедрением формирующих упражнений, а наоборот был дополнен тематическими заданиями согласно изучаемому разделу.
Комплекс упражнений на формирование культуры речи младшего школьника оказался эффективным, что подтверждают результаты сравнения данных полученных в констатирующем эксперименте и контрольном.
Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить гипотезу исследования в части обоснования основных условий формирования речевой культуры у младших школьников в учебной ситуации общения, процесс формирования речевой культуры младших школьников будет эффективнее, если при проведении уроков использовать ситуации общения, способствующие освоению основных показателей качества речи (логической последовательности, содержательной стороны, точности употребления слов, активного словарного запаса).
Опыт данного исследования поможет в будущем учителям начальных классов применять полученные данные в образовательном процессе, с целью повышения уровня сформированности культуры речи младшего школьника.
Исследование условий формирования культуры речи младших школьников в ситуации общения, открывает новые перспективы для дальнейшей работы в этом направлении в дальнейшем.
1. Агафонова В.А. Формирование культуры речи у младших школьников / В.А. Агафонова, Л.А. Сатарова. Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-rechi-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.04.2020).
2. Айбятова Е.В. Особенности речевого воздействия в ситуации учебного общения в начальной школе / Е.В. Айбятова // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки) с. 57
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград: Учитель, 2001. 276 с.
4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебник / И.П. Андриади. М.: ИНФРА-М, 2017. 209 с.
5. Бабина С. А. Активизация коммуникативных умений младших школьников на этапе обобщения и систематизации знаний по русскому языку / С. А. Бабина. - Текст: электронный // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1. С. 50-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28856766 (дата обращения: 30.03.2020)
6. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А.С. Баранова. Изд.: Символ науки. 2015. № 9-2. С.147-148.
7. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Е.В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева. Саратов: Научная книга, 2019. 159 с.
8. Белоусова В.И. Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка / В.И. Белоусова, Я.С. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-na-proiznositelnom-urovne-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.04.2020).
9. Богданова Р.А. Работа классного руководителя по развитию речи младших школьников / Р.А. Богданова, В.Н. Перфильева Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №9. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/rabota-klassnogo-rukovoditelya-po-razvitiyu-rechi-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.04.2020).
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. Питер, 2009. 400 с.
11. Божович Л.И. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Л.И. Божович, М. Воронеж, 2002. 288 с.
12. Винокурова Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения орфографии / Н.В. Винокурова Гуманитарные науки и образование. 2017. №1(29). С. 61-65. URL: https:ZZwww.mordgpi.ru/uploadZiblockZcaa/1 29
13. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2001. 286 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский - М.: Перспектива, 2018. 224 с.
...