Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повседневные Интернет-практики горожан в условиях информационного общества

Работа №112263

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу повседневности в
информационном обществе 10
1.1. Теории информационного общества 10
1.2. Технологии в повседневной жизни в информационном обществе 20
Глава 2. Качественные и количественные показатели отношения различных групп населения к значению Интернет-сети в повседневной жизни 26
2.1. Исследование представлений различных групп населения о значении
Интернет-сетей в повседневной жизни 26
2.2. Сравнение мнений различных групп населения о роли технологий в
повседневной жизни 35
Заключение 46
Список используемой литературы и источников 47
Приложения

Актуальность темы исследования. Поскольку повседневность принципиально изначально представляется как рутинная, неописываемая часть культуры, она никогда не фиксировалась и анализ ее базовых структурных форм представляется чрезвычайно увлекательным и до сих пор недостаточно исследованным пластом истории культуры. Решающим фактором, который повлиял на актуализацию интереса к данной проблеме, были социально-исторические преобразования, потрясшие мир двадцатого века (мировые войны, революции, становление постиндустриального общества и т. д.). Эти глобальные преобразования повлекли за собой преобразования не только мира глобального, но и мира малого, повседневного. Социология повседневности делает те вещи, которые кажутся нам простыми, - сложными, знакомое - незнакомым.
Интерес к повседневности объясняется тем, что ее исследование способствует преодолению разрыва между теорией в социальных и гуманитарных науках и обыденным знанием о мире, представляя теорию социальных структур и теорию индивидуального сознания как единое целое.
В связи с переходом общества от индустриального к постиндустриальному, стали развиваться и распространяться технологии, вследствие которых появился Интернет, ставший частью повседневной жизни человека. С помощью Интернет-сетей стали активно осуществляться коммуникационные связи (социальные сети, мессенджеры, почта), создаваться и использоваться информационные ресурсы (справочная информация, библиографическая информация,). Интернет в целом стал удобным средством для получения и передачи информации, стал активно использоваться для осуществления работы, также он выполняет развлекательную функцию (видеоигры; просмотр фильмов, сериалов и телепередач).
Степень разработанности научной проблемы. Повседневность свойственна социальной системе, она включена во все социальные отношения, и поэтому широко рассматривается мыслителями. Так, например, Альфред Шюц, основатель социологической теории повседневности, сделал рутинный мир предметом для изучения многих социологов. Важной характеристикой повседневности является специфика переживания времени. Согласно А. Шюцу, повседневность обосновывается стандартным временем трудовых ритмов . Это сложное строение трудового времени делает исторический анализ проблемы затруднительным. К тому же ни субъективное время, ни объективное внешнее время в сегодняшнем понимании не совпадают с тем, как они воспринимались в древности. Часто им было акцентировано внимание на сравнение давнего времени и того, что мы сейчас называем реальным временем. Говоря о реальном времени и коммуникации в нем, мы обращаем внимание на то, что происходит в данный период времени, отодвигая на задний план субъективное восприятие длительности времени, время дня и ночи, сезоны природы, стандартизованное время трудовых ритмов и многое другое.
Ирвинг Гоффман повлиял на область социологии повседневности тем, что она стала известна и популярна в своих кругах - социологам стала интересна тема повседневного опыта, быта, увлечений, проведения досуга.
Гарольд Гарфинкель в своих трудах обосновывал, как с помощью повседневных и рутинных действий люди организуют свою привычную жизнь, делают понятым свое повседневное существование. Исследование этих методов Г. Гарфинкель назвал этнометодологией. С точки зрения этнометодологии, повседневность рассматривается как ситуативное ограничение познания действительности и методически направляемое и контролируемое систематическое действие.
Исходная позиция в таких областях знания, как социология и философия, заключается в том, что повседневность используется как исторически изменяющаяся категория, применяемая для характеристики повседневного действия. Поэтому сама повседневность в целом является той частью социологии, которая будет изучаться всегда. Как, например, в одно время люди занимались изо дня в день какими-то определенными делами, так и сейчас все (распорядки дня, времяпрепровождение, увлечения и хобби) меняется из поколения в поколения, из одного общества в другое. Скоротечность изменения повседневной общественной жизни и является объяснением тому, почему социология повседневности и другие социальные науки до сих пор изучают повседневную жизнь прошлых лет.
Изучение повседневности особенно является актуально сейчас, так как в наше время наибольшую активность набирают Интернет-сети. Киберпространство тесно переплетается с нашей жизнью, становясь нашим помощником не только по учебе и работе, а также во всех других сферах, которые только можно представить (поиск информации, советов; проведение досуга, коммуникации с другими людьми).
Информационное общество обсуждали такие известные мыслители как Д. Белл, М. Кастэльс, Г. Шиллер, Ю. Хабермас и другие. С приходом технологий в нашу обыденную жизнь повседневность изменилась следующим образом: технологии заняли большую часть производств, отодвигая на задний план ручной труд, выдвигая, тем самым, на передний план сферу услуг. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект и знания - такое потребление приводит к увеличению доли умственного труда. Подход Д. Белла выделяется тем, что он отражает сложности и неоднородности самой сферы услуг; адекватен для современных экономических реалий, характеризующихся расширением и усложнением сферы услуг. Одной из проблем по мнению Белла, является то, что даже при росте стран в технологическом плане, проблемы трудоустройства высококвалифицированных выпускников кажутся универсальным практически для всех развивающихся обществ (учитывая, что для постиндустриальной стадии характерен переход от производства вещей к производству услуг).
Объект данного исследования - технологии в информационном обществе.
Предметом исследования является изучение Интернет-практик в повседневной жизни горожан.
Целью работы является анализ и выявление повседневных Интернет- практик горожан. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть такие понятия как «повседневность», «информационное общество», «рутина»;
2. Проанализировать теории и концепции повседневной жизни и повседневной жизни в информационном обществе;
3. Проанализировать роль технологий в повседневной жизни горожан;
4. Выявить основные виды Интернет-практик среди городского населения.
Теоретико- методологическая база исследования:
1. Феноменологический подход (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман) направлен на изучение того, как действительность воспринимается людьми в обыденной, повседневной жизни. Он используется в дипломной работе, так как с его помощью можно исследовать повседневную жизнь в современном социальном мире.
2. Социально-конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, И. Гоффман). С его помощью в дипломной работе исследуется путь создания людьми такого феномена как Интернет и его влияние на обыденную, повседневную жизнь.
3. Системный подход (Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон). С помощью данного подхода в выпускной квалификационной работе объект исследования (повседневная жизнь в информационном обществе) рассматривается в качестве системы, комплекса взаимосвязанных элементов. Используется принцип множественности, так как с помощью него можно рассмотреть каждый аспект системы по отдельности.
Использовались работы и идеи А. Шюца, П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Э. Гидденса, основными концептами социологии повседневности у которых выступают концепты практики, повседневного взаимодействия, фреймов, повседневного мира. Вопросы повседневности становятся предметом исследований И. Гоффмана. П. Бергер и Т. Лукман рассматривают повседневную жизнь как реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Особый вклад в изучение повседневности внесли исследования привычных оснований повседневных действий Г. Гарфинкеля. В дипломной работе рассматриваются такие концепции повседневности как теории Т. Адорно и М. Хоркхаймера, К. Мангейма, А. Грамши, Г. Зиммеля, Ю. Хабермаса, В. Беньямина, Э. Томпсона, М. Кастельса и многих других.
Гипотеза исследования: интернет-практики (досуг, покупки и оплата в интернете, использование справочной информации) стали одним из основных видом времяпрепровождения жителей города Тольятти, что обусловлено ценностями и нормами постиндустриального общества.
Методами исследования выступили анкетный опрос (N=200, жители г.о.Тольятти), интервью, (N=7, жители г.о. Тольятти).
Эмпирическая база исследования. Для получения информации о мнении различных групп населения о роли Интернет- сетей в повседневной жизни было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (n=200 человек). Было проведено интервью, в котором приняли участие 12 респондентов. Формализованное интервью носило индивидуальный характер и проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов.
Апробация работы:
1. «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе», IV Международная научно-практическая конференция, 6-7 декабря 2017 года, г. Пермь.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Технологии занимают высокое место в повседневной жизни множества людей. С каждым годом они все больше внедряются в нашу рутинную жизнь, дополняя и улучшая ее. Многие могут даже не замечать, что информационно-коммуникационные технологии прямо воздействуют на их жизнь, тем самым определяя быт, образ жизнь и даже мышление. В связи с трансформацией понятия повседневности, пересматривается повседневность как таковая - становится важным понимать, как выступает продукт взаимодействия человека с окружающим миром.
В параграфе 1.1. рассматриваются социологические теории повседневности различных ученых, которые являются актуальными в современном информационном обществе. Технологии начинают преобладать в рутинной жизни, в то время как повседневность человека становится все более отчужденной.
В параграфе 1.2 описана роль технологий, участвующих в повседневной жизни в информационном обществе. Помимо развлечений, которые предоставляют нам технологии, большую роль в жизни человека играет обслуживание, а именно быстрая оплата, покупки в Интернете и так далее. Компьютеризация повлекла за собой развитие информационной составляющей общества - информацию можно называть продуктом или товаром. Помимо развитой сферы обслуживания, технологии привнесли в повседневную жизнь и развитие коммуникационных инноваций, которые, в свою очередь, являются социальным продуктом.
Во второй главе представлены результаты анкетирования и интервьюирования на тему представлений о технологиях в повседневности и пользования ими. Выявлены проблемы пользования технологиями, способы времяпрепровождения в Интернете, большое внимание также уделено покупкам в сети - их достоинствам и недостаткам; отношение к популяризации Интернета в обществе.



1. Анисимова, С. Г. Личность в постиндустриальном обществе: транзиция через аномию // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2008. - №4. - С. 84-90.
2. Арзаканян, Ц. Г. Философия техники в ФРГ. / Ц. Г. Арзаканян - М.: Прогресс, 1989. - С. 364-371.
3. Артур, А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. Артур // М.: Изд. Дом «Вильямс», 2009. - 928 с.
4. Балакина, Н. А. Традиция в кластере современных понятий / Н. А. Балакина // Вестник ЧелГУ. - 2014. - №17. - С. 44-46.
5. Барковская, А. Ю. Социологическая интерпретация категории «Социальное пространство» / А. Ю. Барковская // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - №1. - С. 49-55.
6. Белов, В. Н. Проблема конструктивной и деструктивной социализации в коммуникативном подходе Ю. Хабермаса / В. Н. Белов // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №23. - С. 15-17.
7. Беспалова, Ю. М. Информационные технологии в повседневности региона: социально-экономический аспект / Ю. М. Беспалова // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №32. - С. 18-23.
8. Бобова, Л. А. Мануэль кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций / Л. А. Бобова // Вестник МГИМО.
- 2013. - №5. - С. 213-220.
9. Богатикова, А. О. Машины не ставить: повседневные практики проведения границ в жилом пространстве города / А. О. Богатикова // Вестник ТомГУ. Философия. Социология. Политология. - 2013. - №1.- С. 180- 187.
10. Вартанова, Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе / Е. Л. Вартанова - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 287 с.
11. Веричева, К. В. Социальное конструирование личности / К. В. Веричева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №149. - С. 51-58.
12. Войнилов, Ю. Л. Джордж Герберт Мид как «Основатель» символического интеракционизма / Ю. Л. Войнилов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №9. - С. 18-20.
13. Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов / Г. Гарфинкель // Социологическое обозрение. - 2003. - №1. - С. 3-19.
14. Грицанов, А. А Постмодернизм / А. А. Грицанов // Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
15. Давыдов, О. Б. Философский аспект социального эскапизма в эпоху
виртуальности / О. Б. Давыдов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2015. - №2. - С. 77-81.
16. Дедюлина, М. А. «Морализация технологий»: от компьютерных артефактов к социальным практикам / М. А. Дедюлина // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2015. - №2. - С. 75-86.
17. Долгоруков, А. М. Интернет и будущее социологии / А. М. Долгоруков // Мониторинг. - 2015. - №2. С. 32-43.
18. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм - М.: Наука, 1991. - С. 244.
19. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм - М.: Мысль, 1994. - С. 238.
20. Заладина, М. В. Критерии и границы утопии как методологическая проблема / М. В. Заладина // Вестник ВятГГУ. - 2016. - №8. - С. 5-9.
21. Зиммель, Г. Социальная дифференциация / Г. Зиммель - М.: 1909. - С. 14-21.
22. Когай, Е. А. Жизненный мир в европейской традиции: опыт рецепции / Е. А. Когай // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 68-74.
23. Колозариди, П. В. Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики / П. В. Колозариди // Шаги/Steps. - 2015. - №3. - С. 127-138.
24. Кондрашов, П. Н. Философия практики Карла Маркса и материализм / П. Н. Кондрашов // Вестник ОмГУ. - 2015. - №3. - С. 79-84.
25. Латышева, Ж. В. Социально-феноменологические составляющие концептуализации категории социального трансцендирования / Ж. В. Латышева // Вестник КГУ. - 2013. - №2. - С. 76-79.
26. Лефевр, А. Повседневное и повседневность / А. Лефевр // Социологическое обозрение. - 2007. - №3. - С. 33-36.
27. Малахов, В. П. История политических и правовых учений /
B. П. Малахов // М.: Юнити-Дана, 2007. - 319 с.
28. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм - М.: Юрист, 1994. - 700 с.
29. Мельник, Н. Н. Современные теории социального действия в немецкой социологии / Н. Н. Мельник // Социологический альманах. - 2012. - №3. - С. 408-414.
30. Никифорова, С. В. Конструирование образов повседневности /
C. В. Никифорова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 46. - С. 16-23.
31. Новикова, О. Н. Виртуализация жизненного мира человека в игровых практиках современности / О. Н. Новикова // Вестник ВятГГУ. - 2016. - №12. - С. 9-14.
32. Розенберг, Н. В. Феноменологический поворот в отечественном социально-гуманитарном знании: подходы к изучению повседневности / Н. В. Розенберг // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - №3. - С. 46-55.
33. Руднев, Ю. В. Два тела Фуко (очерк современного состояния Foucault Studies) / Ю. В. Руднев // Полития. - 2015. - №4. - С.48-68.
34. Рыбина, М. Н. Потребление как существенный фактор развития человека в условиях формирования новой экономики / М. Н. Рыбина // Вестник ГУУ. - 2013. - №19. - С. 205-213.
35. Рябова, М. Ю. Знаковые структуры повседневности / М. Ю. Рябова // Вестник КемГУ. - 2012. - №4. - С.128-131.
36. Синцова, Л. К. Повседневность в отечественном социогуманитарном
знании: проблемы, традиции, направления исследования /
Л. К. Синцова // Формирование системного мировоззрения современного человека материалы научно-практической конференции. - 2017. - С. 73-75.
37. Утехин, И. Место действия. Публичность и ритуал в пространстве постсоветского города / И. Утехин // М.: Strelka Press, 2012. - 4 с.
38. Химанен, П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / П. Химанен - М.: Логос, 2002. - 219 с.
39. Хоркхаймер, М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно - М.: 1997. - С. 171.
40. Шихардин, Н. В. Концепция повседневности в неомарксизме А. Лефевра / Н. В. Шихардин // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - №1. - С. 16-19.
41. Шушкина, А. Г. Критическая теория общества сегодня / А. Г. Шушкина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - №2 (28). - С. 98-103.
42. Шюц А. Структура повседневного мышления / А. Щюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 120-136.
43. Щедровицкий П. От разделения труда к разделению деятельности / П. Щедровицкий, Ю. Кузнецов // Философские науки. - 2014. - № 6. - С. 49-64.
44. Абельс, X. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса.
[Электронный ресурс] - Режи доступа:
soc.pu.ru:8101/publications/pts/abels.html. (Дата обращения: 07.09.2017).
45. Авцинова, Г. И. Гегемонизм и лидерство государств: исторические и
современные аспекты / Г. И. Авцинова // 2015 г. - №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gegemonizm-i- liderstvo-gosudarstv-istoricheskie-i-sovremennye-aspekty (Дата
обращения: 05.09.2017).
46. Алферов, О. Л. Информационное общество: истоки, проблемы,
тенденции развития. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. - 2001. - №2. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/2001-02-034-melyuhin-i-s-informatsionnoe- obschestvo-istoki-problemy-tendentsii-razvitiya-m-izd-vo-mosk-un-ta-1999- 308-s-21-vek-informatsiya-i(Дата обращения: 25.04.2018).
47. Вальтер, Б. Московский дневник: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artguide.com/posts/294- val- tier- bien- iamin- mos. (Дата обращения: 09.09.2017).
48. Гоффман, И. «Представление себя другим в повседневной
жизни» и социологическая традиция: [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/gofman_predstavlenie/00.aspx(Дата обращения: 19.09.2017).
49. Томпсон, Э. П. Плейбейская культура и моральная экономия:
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://commons.com.ua/ru/plebejskaya- kultura- i- moralnaya- ekon/ (Дата обращения: 15.09.2017).
50. Хабермас, Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://knigi.link/page/sotciolog/ist/ist-5- - idz- ax253- - nf- 11.html (Дата обращения: 11.09.2017).
51. Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/shutz- smusl_str_povsed- a.htm (Дата обращения 18.09.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ