Введение 7
1 Теоретические аспекты развития образовательных учреждений 10
1.1 Понятие, сущность и особенности образовательных учреждений 10
1.2 Основные этапы и методика разработки предложений по развитию
образовательных учреждений 17
2 Анализ деятельности МАДОУ "Детский сад № 67" 23
2.1 Общая характеристика учреждения 23
2.2 Оценка деятельности образовательного учреждения 25
3 Разработка предложений по развитию образовательного учреждения
МАДОУ "Детский сад № 67" 31
3.1 Основные направления по улучшению деятельности учреждения 31
3.2 Экономическая эффективность мероприятий 33
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложения
Актуальность темы данной работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все больший смысл приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства к развитию учреждений образования.
Образование как самый важный фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Существующая в России система образования достаточно конкурентноспособна с системами образования развитых стран. Конечно нельзя исключать тот аспект, что требуется поддержка общества в проводимой государством образовательной политики, а также непосредственного участия и восстановления ответственности государства в данной сфере, всестороннее усовершенствование образования, с решением проблемы ресурсообеспеченности и способов эффективного использования ресурсов. Образование является частью процесса социализации общества, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Образовательные учреждения создаются для координирования и формализации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение социально значимой потребности в обучении и воспитании подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных и этических норм, профессиональных теоретических
знаний, практических умений и навыков.
Реализация такой сложной деятельности требует формирования системы образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения, средние школы, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет централизованность и унификацию образования.
Ограниченность, и в первую очередь, нехватка финансовых ресурсов в государственных образовательных учреждениях негативно сказывается на развитии материальной базы и , соответственно качестве обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки специалистов, а в дальнейшем и руководителей разных уровней. Данный негативный аспект вызывает отток наиболее грамотной и одаренной части педагогического, профессорско-преподавательского персонала и научных работников, что, в свою очередь, снижает статус учреждения и уровень социально-экономического развития региона в целом, где находится учреждение, а также его конкурентноспособности на мировом рынке. В современных условиях, когда финансирование учреждений образования ведется лишь по статьям текущих расходов, региональным и местным властям следует брать на себя часть забот о развитии системы образования региона и увеличении числа учащихся и детей в учебных заведениях.
Цель данной работы -исследовать теоретические основы развития образовательных учреждений, а также провести анализ деятельности на примере МАДОУ «Детский сад №67», на его основе выявить проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические развития образовательных учреждений;
- проанализировать деятельность МАДОУ «Детский сад №67»;
- выявить проблемы и представить рекомендации по развитию МАДОУ «Детский сад №67».
Объектом исследования является МАДОУ «Детский сад №67».
Предметом исследования работы являются отношения, которые складываются в процессе развития образовательного учреждения.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития образовательных учреждений: использованы литературные источники (монографии, периодические издания), материалы научно-практических конференций.
Нормативно - правовую базу работы составляют: Конституция РФ, Бюджетный и Гражданский Кодексы РФ, законодательные и нормативные акты Государственной Думы и Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Указы Президента РФ, законы Российской Федерации и ее отдельных субъектов, постановления Правительства РФ, отраслевые и местные нормативные акты.
При написании работы использовались работы следующих авторов: Абрамов Р.А., Бабич А.М., Павлова Л.Н., Жураковский В.М., Кураков Л.П., Данилов Е.Н., Абарникова В.Е. и др.
В методологической базе использованы методы экономического, системного анализа, графические методы и др.
Практическая значимость исследования заключается в использовании предложенных мероприятий в деятельности анализируемого объекта.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Для достижения поставленной цели в процессе написания бакалаврской работы решался следующий комплекс задач: изучение деятельности учреждения, анализ основных показателей деятельности учреждения, анализ плановых и фактических показателей деятельности учреждения.
Объектом исследования выступал МАДОУ «Детский сад № 67».
Сделаем основные выводы по исследованию.
Финансовый результат имеет положительную величину, то есть профицит, который надо трактовать как неиспользованные бюджетные ассигнования (экономию средств), а если дефицит означал бы недостаток финансирования. Профицит (дефицит) отражается в разделе «Капитал и резервы» по аналогии с балансом коммерческих организаций.
Анализ финансового состояния и его изменений за анализируемый период с 2015 - 2016 гг. показал увеличение доли основных средств, имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных активов, предприятие нуждается в большей величине собственных оборотных средств, т.е. более мобильных средствах.
В МАДОУ «Детский сад № 67» учет доходов и расходов и составление отчетности осуществляются в разрезе показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. Оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от назначений, а также количественная оценка влияния факторов; вызвавших эти отклонения, является содержанием анализа исполнения плана доходов и расходов
Во второй главе нами были выделены основные проблемы в деятельности МАДОУ «Детский сад № 67». Вывод: дефицит поступления средств из бюджета в МАДОУ «Детский сад № 67», вызывает необходимость экономить средства на развитии учреждения. Для более полноценного развития деятельности учреждения, нами были разработаны мероприятия, представленные в главе 3 работы.
Было предложено два мероприятия:
1. Занятия в группах по адаптации детей к условиям школьной жизни (прежде чем ребенок поступит в школу, если он не учился в дошкольном учебном заведении) - "Подготовка к школе".
2. Увеличение зарплаты штата сотрудников, привлекая внебюджетные источники.
Данные мероприятия подтверждены соответствующими расчетами, которые показывают следующее. Экономический эффект составил 1813,7тыс. руб. Данный результат будет получен от дохода платных услуг и роста внебюджетных средств за счет распределения выплат по заработной плате. Все это способствует решению (пусть и частичному) проблемы нехватки финансирования МАДОУ "Детский сад № 67", а также улучшит качество образования и авторитет учреждения, и в целом положительно повлияет на развитие деятельности МАДОУ "Детский сад № 67".
1. Конституция РФ: [Электронный ресурс] - принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. - Доступ из справочно¬
правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Бюджет ный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О ведении в действие инструкции «О составлении финансовой отчетности [Электронный ресурс]: Приказ ЦБ РФ от 01.10.1997 №02-429. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Абрамов Р.А. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах // Финансы и кредит. 2015. №37. С. 25-29.
7. АнанскихМ.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг // Финансы и кредит. 2016. №1. С. 28 - 33.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ЮНИТИ, 2015. 353 с.
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы / Бабич А.М., Павлова Л.Н. М.: Юнити, 2013. - 280 с.
10. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2014. 241 с.
11. Башаров О.Г. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №28. С. 56-61.
12. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ,
2013. 405 с.
13. Беляков С.А. Система финансирования образования: анализ эффективности. М.: Технопечать, 2014. 182 с.
14. Беляков А.С. Лекции по экономике образования / Беляков А.С. М.: ГУ-ВШЭ, 2015. - 280 с.
15. Вифлеемский А.В. Смета доходов и расходов образовательного учреждения / Вифлеемский А.В. // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 3. С. 30-39.
16. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики / Воронин А.Г. М.: Финансы и статистика, 2014. - 176 с.
17. ГафиуллинаЛ.Ф Эффективность деятельности системы
образования // Социально-экономические вопросы развития региона. 2014. №1. С. 44-48.
18. ГординВ.М. Управление социальной сферой / ГординВ.М.. М.: Юристъ, 2014. - 185 с.
19. Данилов Е.Н., АбарниковаВ.Е. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Данилов Е.Н., АбарниковаВ.Е., (Текст). Мн.: ИНТЕРПРЕССЕРВИС, 2013. - 336 с.
20. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы. М.: Инфра-М, 2014. 174 с.
21. ЖураковскийВ.М., КураковЛ.П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М.: Инфра-М, 2016. 422 с.
22. Зотова В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014. 259 с.
23. Зотова В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Зотова В.Б. СПб.: Лидер, 2015. - 493с.
24. Иванов В.Н., ГузовЮ.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления: Учеб.пособие / Иванов В.Н., ГузовЮ.Н., Безденежных Т.И.М.: Финансы и статистика, 2013. - 396с.
25. Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований. М.: Март,
2014. 544 с.
26. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово - экономической деятельности в образовательных учреждениях / Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. М.: ВЛАДОС, 2013. - 230 с.
27. Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2016. 218 с.
28. СушкевичН.А. Адаптация системы образования / Сушкевич Н.А., (Текст). М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. - 340с.
29. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений / Торосян В.Г., М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2015. - 280 с.
30. Официальный сайт МАДОУ «Детский сад № 67» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://madou67-5959.ucoz.ru/