ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
§1. Понятие логико -математического анализа тем школьного курса математики (на примере содержания темы «Четырехугольники»)
§2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Четырехугольники»
§3. Анализ содержания теоретического материала темы «Четырехугольники» в школьных учебниках геометрии
§4. Анализ задачного материала по теме «Четырехугольники» в школьных учебниках геометрии
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ
ШКОЛЫ
§5. Формы, методы и средства обучения школьников решению геометрических задач
§6. Методические рекомендации по обучению школьников решению геометрических задач по теме «Четырехугольники»
§7. Системы задач по теме «Четырехугольники», ориентированные на усвоение понятий: прямоугольник и его элементы, параллелограмм и его элементы, трапеция и ее элементы, ромб и его элементы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Геометрия — наука, занимающаяся изучением геометрических фигур и их количественных характеристик. Как известно, школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию. В планиметрии изучаются свойства и количественные соотношения фигур на плоскости. Примерами таких фигур являются отрезки, окружности, треугольники, четырехугольники, прямоугольники, многоугольники.
Одним из главных и традиционных разделов планиметрии 7-9 классов является раздел «Четырехугольники». Изучение данной темы достаточно важно и актуально, т.к. в дальнейшем она используется при изучении других разделов геометрии - многоугольников, площадей и т.д. Однако, при изучении данного раздела возникают определённые трудности: при применении свойств, определений и признаков четырёхугольников к доказательству теорем, при решении задач на построение, к решению практических задач.
Проблема исследования: выявление методических особенностей обучения учащихся общеобразовательной школы решению
планиметрических задач по теме «Четырехугольники».
Объект исследования: процесс обучения школьников геометрии в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников решению планиметрических задач по теме «Четырехугольники» в курсе геометрии основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения учащихся решению планиметрических задач по теме «Четырехугольники» в курсе геометрии основной школы и разработать систему задач, способствующих формированию умения решать планиметрические задачи по теме «Четырехугольники».
Задачи исследования:
1.Выделить основные требования к умениям и знаниям школьников по теме «Четырехугольники».
2.Представить анализ теоретического и заданного материалов темы «Четырехугольники» в учебниках геометрии разных авторов.
3.Выявить формы, методы и средства обучения решению геометрических задач.
4.Разработать методические рекомендации по обучению школьников решению планиметрических задач по теме «Четырехугольники» в курсе геометрии основной школы.
5.Составить систему задач по теме «Четырехугольники», ориентированную на усвоение понятий: прямоугольник и его элементы, параллелограмм и его элементы, трапеция и ее элементы, ромб и его элементы.
Методы исследования: изучение и анализ методических пособий, учебной литературы и школьных программ по теме работы; решение задачного материала по теме работы, изучения опыта работы учителей математики, работающих в общеобразовательных школах.
Бакалаврская работа включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1.Проанализировано понятие логико-математического анализа тем школьного курса математики на примере содержания темы «Четырехугольники».
2.Выделены основные требования к умениям и знаниям школьников по теме «Четырехугольники».
3.Проведен анализ учебников, включенных в Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ[31]. Установлено, что все учебники содержат достаточный объем теоретического и задачного материала, ориентированного на формирование умений и закрепления знаний и навыков по теме «Четырехугольники» на базовом уровне. Однако обучение школьников решению задач на продвинутом уровне требует существенного оснащения задачного материала, предлагаемого в школьных учебниках.
4.Разработана методическая система задач, способствующая обучению школьников основным понятиям и фактам темы «Четырехугольники», формированию у школьников представления о таких важных понятиях планиметрии как многоугольник и его числовые характеристики, в частности периметр многоугольника, площадь многоугольника. Обучение школьников посредством разработанной методической системы задач на клетчатой бумаге способствует формированию у школьников тех основ, которые составляют базу обучения координатному и векторно-координатному способу решения планиметрических задач.
5.Выявлены формы, методы и средства обучения решению геометрических задач.
6.Разработаны методические рекомендации по обучению школьников решению планиметрических задач продвинутого уровня по теме «Четырехугольники» в курсе геометрии основной школы.
7.Составлена методическая система задач по теме
«Четырехугольники», ориентированная на усвоение понятий: прямоугольник и его элементы, параллелограмм и его элементы, трапеция и ее элементы, ромб и его элементы. Также, данная система направлена на обучение школьников усвоению знаний и решению планиметрических задач по теме «Четырехугольники» на продвинутом уровне.
1.Александров А.Д. Геометрия. 8 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.:
Просвещение, 2014. - 176 с.
2.Александров А.Д. Геометрия: учеб. пособие для 8 кл. с углубл. изучением математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. М: Просвещение, 2002. - 240 с.
3.Атанасян Л. С. Геометрия [Текст]: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян. и др. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
4.Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей / Л.С. Атанасян. и др. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
5.Бурмистрова Т.А. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ составитель Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. - 95 с.
6.Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. Геометрия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (МГУ - школе) - М., 2011, 175 стр.
7.Глейзер Г.Д. Геометрия: Учебник для 8 класса / Г.Д. Глейзер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 118 с.
8.Гусев В.А. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; под ред. В.А. Гусева. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 368 с.
9.Дорофеев С.Н., Наземнова Н.В. Деятельностный подход к обучению старшеклассников распознаванию геометрических образов [Электронный ресурс]/ Дорофеев С.Н., Наземнова Н.В // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. - 2017. №2(19). - С. 52-55. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29655596. - Последнее обновление 28.05.2018.
10.Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. Сборник задач по математики с решениями. 8-11 класс / В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др.; Под ред. М.И. Скинави. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2012. - 624 с.
11.Егидес А.П., Егидес Е.М. Классификационные схемы: технология и
способы построения [Электронный ресурс]/ Егидес А.П., Егидес Е.М. // Школьные технологии. - 2012. №3. - С. 71-85. -Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=17743335. - Последнее обновление 28.05.2018.
12.Киселев А. П., Глаголев Н. А. Геометрия: Учебник / А.П. Киселев; Под ред. Н.А. Глаголева. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2013. - 328 с.- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=439017. - Последнее обновление 27.05.2018.
13.Кытманов, А.М. Математика. Адаптационный курс [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.М. Кытманов, Е.К. Лейнартас, С.Г. Мысливец. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 288 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/4866. — Последнее обновление 27.05.2018.
14.Лященко Е. И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. -мат. спец. пед. Ин-тов / Е. И. Лященко. и др. - М.: Просвещение, 1988. - 223 c.
15.Майсеня, Л.И. Справочник по математике: основные понятия и
формулы [Электронный ресурс] / Л.И. Майсеня. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Выш. шк., 2012. - 399 c. - Режим доступа:
http://znanium.com/bookread2.php?book=508021. - Последнее обновление 27.05.2018...