Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Сущность и характеристика понятия «экологическая культура студентов
колледжа»
1.2Формирование экологической культуры студентов колледжа как
психолого-педагогическая проблема
1.3Педагогические условия формирования экологической культуры
студентов колледжа в процессе учебной деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
2.1Выявление уровня сформированности экологической культуры студентов
колледжа
2.2Организация процесса формирования экологической культуры студентов
колледжа во внеучебной деятельности
2.3Анализ результатов контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблемы формирования экологической культуры в современном мире являются актуальными в связи с увеличением влияния общества на живую природу. Воздействие на окружающую среду настолько возросло, что это в скором времени может привести к негативным последствиям для всего человечества. Для того, чтобы избежать это, нужно решить ряд проблем: научно-технических, социально-политических, экономических. Особую роль в этом ряду занимают педагогические и воспитательные. Их решение важно на всех ступенях образования, в том числе и профессионального. «Экологизация» учебных дисциплин - один из способов эффективного решения, направленных на формирование экологической культуры будущих профессионалов.
Феномен экологической культуры рассматривают исследователи Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и другие. В своих работах изучаются психологические аспекты формирования экологической культуры (С.А. Дерябо, В.А. Ясвин и др.); влияние антропогенной деятельности на уровень экологического сознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Состояние окружающей среды напрямую зависит от экологической грамотности будущих профессионалов. Особая роль отводится формированию экологической культуры студентов, специфике экологического образования на этапе высшего и профессионального образования. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и др. разработали принципы экологического образования будущих профессионалов. Между тем, актуальность данного исследования подтверждает наличие следующих недостатков:
- в системе профессионального образования не осуществляется целенаправленная работа по формированию экологических знаний студентов;
-отсутствуют методические разработки по подготовке студентов колледжа к формированию экологически целесообразного поведения средствами смежных дисциплин и внеучебной работы.
Данные недостатки позволили сформулировать противоречие между необходимостью формировать экологическую культуру на всех ступенях образования молодёжи и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность этой работы в колледже.
Указанное противоречие определило проблему данного исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры студентов колледжа?
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры студентов колледжа.
Предмет: педагогические условия формирования экологической
культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия формирования экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Гипотеза: формирование экологической культуры студентов колледжа будет эффективным, если обоснованы и реализованы следующие педагогические условия:
-разработана программа внеучебной деятельности, содержание которой направлено на формирование гностического, аксиологического, эмоционально-волевого и мотивационного критериев, и реализуется с помощью разнообразных интерактивных методов;
-создана образовательная среда, способствующая организации экологоориентированной и исследовательской деятельности в колледже,
-используются методы и средства стимулирования экологической деятельности студентов колледжа.
Реализация поставленной цели и проверка гипотезы требует решения следующий задач:
1.На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть содержание экологической культуры студентов колледжа.
2.Выявить особенности формирования экологической культуры студентов колледжа.
3.Обосновать педагогические условия организации внеучебной деятельности студентов колледжа с целью формирования экологической культуры.
4.На основе разработанного диагностического инструментария проверить эффективность Программы формирования экологической культуры студентов колледжа.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
-труды о сущности понятия экологической культуры (Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и др); принципах экологического образования (Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и др);
-исследования о психологических аспектах формирования экологической культуры (Л.И. Божович, Н.Н. Вересов, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.А. Дерябо, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Ясвин);
-основные социобиологические идеи (Е. Масуда);
-труды по вопросам экологического воспитания (А.П. Исаев, В.П. Казначеев, Г.В. Платонов, А.Н. Селезнев, А.И. Субетто, Л.В. Тарасов, В.П. Яншин и др.); формирование экологической культуры во внеурочной деятельности (М.С. Денисовой, А.П. Захлебного, В.Д. Иванова, А.С. Метелицы, В.В. Рынькова, М.С. Старкина);
-исследования зарубежных авторов по проблемам экологической культуры и экологической этики (John. Forrester, D. Meadows, M. Mesarovic, A. Pe^che^.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
-теоретические: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования; анализ и обобщение современного педагогического опыта.
-эмпирические: педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анкетирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных; сравнительный анализ полученных результатов.
База исследования: ГАПОУ «Тольяттинский социально
педагогический колледж». Студенты, обучающиеся по специальности 44.02.01 «Преподавание в начальных классах», НК-11 - 25 человек, НК-12 - 25 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2018 гг. и включало в себя три этапа.
Первый этап (2015-2016 гг.) - подготовительный. Изучение состояния проблемы; определение понятийного аппарата исследования, целей, задач, методологии и методики организации исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировки гипотезы.
Второй этап (2016-2017 гг.) - основной. Теоретическое обоснование и разработка Программы по формированию экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности. обобщение полученных данных констатирующего эксперимента.
Третий этап (2017-2018 гг.) - заключительный. Проведение формирующего эксперимента на базе колледжа, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов данного исследования. Формулировка выводов по проделанной работе. Оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит:
-в систематизации трактовок понятия «экологическая культура студентов колледжа»;
-в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий эффективной реализации Программы по формированию экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается:
-в определении диагностического инструментария, включающего апробированные методики показателей сформированности экологической культуры студентов колледжа, который позволяет выявить динамику формирования экологической культуры студентов колледжа.
Практическую значимость имеет прикладной материал диссертации (таблицы с результатом анкетирования, полученными на занятиях по программе внеучебной деятельности «Эколог стайд» и т.д), Программа «Эколог стайл» по формированию экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и промежуточные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики преподавания Тольяттинского государственного университета (2016-2018). Прошли апробацию на Всероссийской научнопрактической конференции аспирантов, студентов и учащихся школ (г. Тольятти, 30 мая 2017г.), в публикациях автора. Основное содержание проведенного исследования изложено в 3 публикациях, в том числе опубликовано в рецензируемом журнале ВАК РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1.Формирование экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности представляет собой процесс, направленный на развитие у студентов понимания взаимосвязи профессиональной и природоохранной деятельности, что способствует расширению теоретических знаний и умений в области экологически-целесообразной деятельности.
2.Педагогическими условиями эффективной реализации по формированию экологической культуры студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности являются:
-наличие программы внеучебной деятельности, содержание которой направлено на формирование гностического, аксиологического, эмоционально-волевого и мотивационного критериев базового понятия;
-создание образовательной среды, способствующей организации экологоориентированной и исследовательской деятельности в колледже и включающей естественно-научную лабораторию для проведения естественных экспериментов; мультимедийное, интерактивное, цифровое, химико-биологическое оборудование;
-использование методов и средств стимулирования экологической деятельности студентов колледжа, к которым относится: одобрение, похвала, благодарность, материальное стимулирование.
3.Для формирования экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности эффективными являются интерактивные методы (дебаты, групповая дискуссия, презентация, выполнение практических задач и т.д. ), которые предполагают вовлеченность студентов в практическую и исследовательскую деятельность.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 57 источник, 5 приложений. Работа содержит 2 иллюстраций, 14 таблиц.
Формирование экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности представляет собой процесс, направленный на развитие у студентов понимания взаимосвязи профессиональной деятельности и природоохранной, что способствует расширению теоретических знаний и умений в области экологически-целесообразной деятельности.
1.На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «экологическая культура студентов колледжа» - это составная часть духовной и материальной культуры, она тесно связана с нравственной и эстетической культурой, выражает материально-предметное и духовно-практическое отношение человека к миру.
2.Педагогическими условиями эффективной реализации по формированию экологической культуры студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности являются:
-наличие программы внеучебной деятельности «Эколог стайл», общекультурной направленности. Содержание программы направлено на формирование гностического, аксиологического, эмоционально-волевого и мотивационного критериев базового понятия;
-создание образовательной среды, способствующей организации экологоориентированной и исследовательской деятельности в колледже и включающей естественно-научную лабораторию для проведения естественных экспериментов; мультимедийное, интерактивное, цифровое, химико-биологическое оборудование;
-использование методов и средств стимулирования экологической деятельности студентов колледжа, к которым относится: одобрение, похвала, благодарность, материальное стимулирование.
3.Для формирования экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности эффективными являются интерактивные методы (дебаты, групповая дискуссия, презентация, выполнение практических задач и т.д. ), которые предполагают вовлеченность студентов в практическую и исследовательскую деятельность.
4.Разработанная программа внеучебной деятельности «Эколог стайл» оказала успешное влияние на формирование экологической культуры студентов колледжа. Опытно-экспериментальная работа подтвердила обоснованность поставленной цели, правильность выдвинутой гипотезы. Сопоставимый анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента показал эффективность условий организации внеучебной деятельности, обеспечивающей формирование экологической культуры студентов колледжа.
1.Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Изд. полит, литры, 2005. 263с.
2.Асафова Е.В. Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе // Ученые записки Казанского государственного университета. 2014. Т.152, кн.2. С. 78-86.
3.Асафова Е.В. Экологическая культура как фактор повышения качества профессионального образования. // Качество профессионального образования на рубеже веков: Материалы науч.-практ. конф. - Казань: КГЭУ,
2000.С. 69-70.
4.Астафьева Л.С. Экологическая химия: учебник. М.: Академия, 2014. 224с.
5.Астраханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: автореф. дис. канд. педаг. наук. Махачкала, 2014. 21 с.
6.Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. №6. С. 107-116.
7.Балдуева Т.А. Формирование познавательного интереса у учащихся 8-9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014.
8.Бахарев В.В. Экологическая культура социума как система: автореф. дис. ... д-ра социологических наук. Саранск, 2000.
9.Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
10.Бирюкова Н.А. Формирование экологического сознания в
профессиональном образовании // Специалист. 2004. № 12. С. 56.
11.Богатова И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональныхучебных заведениях) : автореф. дис... канд. пед. наук. Тольятти, 2004.
12.Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
13.Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М. : Экология, 2005. 651 с.
14.Герасименко С.В. Формирование профессионализма будущих специалистов через научно-исследовательскую работу // Специалист. 2007. - № 6. С. 6-8.
15.Глазачев С.Н. Сохраним ценность экологической культуры мира. М.: ИздАкадемия, 2014. 481с...