Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие, структура и содержание коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр ..17
Выводы по первой главе 28
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 29
2.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр ..41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 50
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие, структура и содержание коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр ..17
Выводы по первой главе 28
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 29
2.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр ..41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 50
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования затрагивает проблему формирования коммуникативной деятельности младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предлагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих адаптировать ребенка в социуме. Основой актуальности концепции развития коммуникативных универсальных учебных действий в курсе начального общего образования является ряд возросших требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности в поликультурном обществе, усиление ответственности и свобода личностного выбора, самоактуализации.
Отражение низкого уровня коммуникативной компетенции можно найти в увеличивающемся количестве детей, имеющих высокую социальную и межличностную тревожность. Всё больше детей отвергаются и травятся одноклассниками, переживают одиночество, проявляют враждебность и агрессию по отношению к сверстникам. В этом видится особая актуальность своевременного воспитания умения осуществлять сотрудничество и работу в группе, толерантности относительно разнообразных мнений, умения слушать и слышать партнера, способность к свободному, четкому и понятному изложению своей точки зрения на проблему.
Проблему формирования коммуникативных умений в течение долгого времени рассматривали лишь в качестве проблемы высшего образования, в основном, педагогического.
Особое внимание данная проблема получила в исследованиях И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Н.Д.Никандрова, В.А. Сластенина. Ряд исследований, среди которых можно отметить труды А.А. Бодалева, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, затрагивающих классификацию внутренних средств деятельности, содержит подход к коммуникативным умениям как умениям использования речи с целью оказания воздействия на людей, технике общения и контакта, умение осознания своего поведения.
Проанализировав теорию и практику формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, следует отметить существенные недостатки. На данный момент не достаточно разработан вопрос о педагогических условиях и путях формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Мало изучена проблема формирования коммуникативных умений младших школьников, с опорой на индивидуальные показатели их развития; не находят достаточного применения такие практико-ориентированные средства формирования коммуникативных умений, как театрализованные игры, развивающие занятия, дискуссии, тренинги.
Несмотря на безусловную значимость проведенных исследований, развитие коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр не являлось предметом специального исследования.
Объяснить наличие выявленных недостатков в теории и практике формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников могут объективно складывающиеся противоречия:
-между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;
-между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью.
Исходя из выделенных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных умений во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр.
Цель исследования — обосновать и экспериментально доказать эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и виды универсальных учебных действий младших школьников;
- выявить возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
- определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников ;
- разработать и апробировать систему театрализованных игр во внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если создать следующие педагогические условия:
- посредством театрализованных игр формировать партнерские отношения посредством побуждения детей к активному общению, развивать навыки диалогической и монологической речи, обучать нахождению средств передачи образа посредством движений, мимики, жестов, интонации;
- поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре во внеурочной деятельности, желание принимать участие в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: исследование проводилось в ГБОУ СОШ № во 2 «Б» классе. В экспериментальном исследовании принимали участие 23 учащихся.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанная система театрализованных игр способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и может быть использована в работе учителей начальных классов
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предлагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих адаптировать ребенка в социуме. Основой актуальности концепции развития коммуникативных универсальных учебных действий в курсе начального общего образования является ряд возросших требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности в поликультурном обществе, усиление ответственности и свобода личностного выбора, самоактуализации.
Отражение низкого уровня коммуникативной компетенции можно найти в увеличивающемся количестве детей, имеющих высокую социальную и межличностную тревожность. Всё больше детей отвергаются и травятся одноклассниками, переживают одиночество, проявляют враждебность и агрессию по отношению к сверстникам. В этом видится особая актуальность своевременного воспитания умения осуществлять сотрудничество и работу в группе, толерантности относительно разнообразных мнений, умения слушать и слышать партнера, способность к свободному, четкому и понятному изложению своей точки зрения на проблему.
Проблему формирования коммуникативных умений в течение долгого времени рассматривали лишь в качестве проблемы высшего образования, в основном, педагогического.
Особое внимание данная проблема получила в исследованиях И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Н.Д.Никандрова, В.А. Сластенина. Ряд исследований, среди которых можно отметить труды А.А. Бодалева, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, затрагивающих классификацию внутренних средств деятельности, содержит подход к коммуникативным умениям как умениям использования речи с целью оказания воздействия на людей, технике общения и контакта, умение осознания своего поведения.
Проанализировав теорию и практику формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, следует отметить существенные недостатки. На данный момент не достаточно разработан вопрос о педагогических условиях и путях формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Мало изучена проблема формирования коммуникативных умений младших школьников, с опорой на индивидуальные показатели их развития; не находят достаточного применения такие практико-ориентированные средства формирования коммуникативных умений, как театрализованные игры, развивающие занятия, дискуссии, тренинги.
Несмотря на безусловную значимость проведенных исследований, развитие коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр не являлось предметом специального исследования.
Объяснить наличие выявленных недостатков в теории и практике формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников могут объективно складывающиеся противоречия:
-между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;
-между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью.
Исходя из выделенных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных умений во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр.
Цель исследования — обосновать и экспериментально доказать эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и виды универсальных учебных действий младших школьников;
- выявить возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
- определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников ;
- разработать и апробировать систему театрализованных игр во внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если создать следующие педагогические условия:
- посредством театрализованных игр формировать партнерские отношения посредством побуждения детей к активному общению, развивать навыки диалогической и монологической речи, обучать нахождению средств передачи образа посредством движений, мимики, жестов, интонации;
- поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре во внеурочной деятельности, желание принимать участие в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: исследование проводилось в ГБОУ СОШ № во 2 «Б» классе. В экспериментальном исследовании принимали участие 23 учащихся.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанная система театрализованных игр способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и может быть использована в работе учителей начальных классов
В ходе исследовательской работы нами было установлено, что универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Под коммуникативными универсальными учебными действиями следует понимать умение осуществлять общение, а именно вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, понимать и доносить информацию, учитывать позицию и взгляд собеседника, умение работать в коллективе. Коммуникативные действия делятся на три группы: коммуникация как взаимодействие; коммуникация как кооперация; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На становление коммуникативных способностей огромное влияние оказывают театрализованные игры, поскольку обогащают знания о специфике взаимодействия людей разного возраста, пола, национальностей, актуализируют эмоционально-чувственную сферу, связанную с проявлением интереса к межличностному взаимодействию, потребности в диалоговом общении, социально значимыми мотивами поведения, формируют способы взаимоотношений, принятые в социальной культуре.
В соответствии с особенностями организации общения в ходе театрализованных игр формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития коммуникативных учебных универсальных действий у детей экспериментальной и контрольной групп, а также разработали и апробировали систему театрализованных игр во внеурочной деятельности по развитию у детей экспериментальной группы коммуникативных учебных универсальных действий.
На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике. У детей экспериментальной группы уровень развития коммуникативных учебных универсальных действий стал выше, у них отмечается обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, дети научились отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета и дискуссионной культуры, понимать точку зрения другого, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться с другими.
Таким образом, предложенная нами система театрализованных игр во внеурочной деятельности способствовала овладению нормами речевого этикета и приобретению опыта их использования в речевой практике, с учетом продуктивного взаимодействия учащихся на коммуникативной основе, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На становление коммуникативных способностей огромное влияние оказывают театрализованные игры, поскольку обогащают знания о специфике взаимодействия людей разного возраста, пола, национальностей, актуализируют эмоционально-чувственную сферу, связанную с проявлением интереса к межличностному взаимодействию, потребности в диалоговом общении, социально значимыми мотивами поведения, формируют способы взаимоотношений, принятые в социальной культуре.
В соответствии с особенностями организации общения в ходе театрализованных игр формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития коммуникативных учебных универсальных действий у детей экспериментальной и контрольной групп, а также разработали и апробировали систему театрализованных игр во внеурочной деятельности по развитию у детей экспериментальной группы коммуникативных учебных универсальных действий.
На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике. У детей экспериментальной группы уровень развития коммуникативных учебных универсальных действий стал выше, у них отмечается обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, дети научились отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета и дискуссионной культуры, понимать точку зрения другого, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться с другими.
Таким образом, предложенная нами система театрализованных игр во внеурочной деятельности способствовала овладению нормами речевого этикета и приобретению опыта их использования в речевой практике, с учетом продуктивного взаимодействия учащихся на коммуникативной основе, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников во внеурочной деятельности по предмету
«Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Методы, приёмы и формы организации общения младших школьников во внеурочной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020



