ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие, структура и содержание коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр ..17
Выводы по первой главе 28
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 29
2.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр ..41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 50
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования затрагивает проблему формирования коммуникативной деятельности младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предлагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих адаптировать ребенка в социуме. Основой актуальности концепции развития коммуникативных универсальных учебных действий в курсе начального общего образования является ряд возросших требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности в поликультурном обществе, усиление ответственности и свобода личностного выбора, самоактуализации.
Отражение низкого уровня коммуникативной компетенции можно найти в увеличивающемся количестве детей, имеющих высокую социальную и межличностную тревожность. Всё больше детей отвергаются и травятся одноклассниками, переживают одиночество, проявляют враждебность и агрессию по отношению к сверстникам. В этом видится особая актуальность своевременного воспитания умения осуществлять сотрудничество и работу в группе, толерантности относительно разнообразных мнений, умения слушать и слышать партнера, способность к свободному, четкому и понятному изложению своей точки зрения на проблему.
Проблему формирования коммуникативных умений в течение долгого времени рассматривали лишь в качестве проблемы высшего образования, в основном, педагогического.
Особое внимание данная проблема получила в исследованиях И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Н.Д.Никандрова, В.А. Сластенина. Ряд исследований, среди которых можно отметить труды А.А. Бодалева, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, затрагивающих классификацию внутренних средств деятельности, содержит подход к коммуникативным умениям как умениям использования речи с целью оказания воздействия на людей, технике общения и контакта, умение осознания своего поведения.
Проанализировав теорию и практику формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, следует отметить существенные недостатки. На данный момент не достаточно разработан вопрос о педагогических условиях и путях формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Мало изучена проблема формирования коммуникативных умений младших школьников, с опорой на индивидуальные показатели их развития; не находят достаточного применения такие практико-ориентированные средства формирования коммуникативных умений, как театрализованные игры, развивающие занятия, дискуссии, тренинги.
Несмотря на безусловную значимость проведенных исследований, развитие коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр не являлось предметом специального исследования.
Объяснить наличие выявленных недостатков в теории и практике формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников могут объективно складывающиеся противоречия:
-между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;
-между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью.
Исходя из выделенных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных умений во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр.
Цель исследования — обосновать и экспериментально доказать эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности посредством театрализованных игр.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и виды универсальных учебных действий младших школьников;
- выявить возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
- определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников ;
- разработать и апробировать систему театрализованных игр во внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если создать следующие педагогические условия:
- посредством театрализованных игр формировать партнерские отношения посредством побуждения детей к активному общению, развивать навыки диалогической и монологической речи, обучать нахождению средств передачи образа посредством движений, мимики, жестов, интонации;
- поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре во внеурочной деятельности, желание принимать участие в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: исследование проводилось в ГБОУ СОШ № во 2 «Б» классе. В экспериментальном исследовании принимали участие 23 учащихся.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанная система театрализованных игр способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и может быть использована в работе учителей начальных классов
В ходе исследовательской работы нами было установлено, что универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Под коммуникативными универсальными учебными действиями следует понимать умение осуществлять общение, а именно вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, понимать и доносить информацию, учитывать позицию и взгляд собеседника, умение работать в коллективе. Коммуникативные действия делятся на три группы: коммуникация как взаимодействие; коммуникация как кооперация; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На становление коммуникативных способностей огромное влияние оказывают театрализованные игры, поскольку обогащают знания о специфике взаимодействия людей разного возраста, пола, национальностей, актуализируют эмоционально-чувственную сферу, связанную с проявлением интереса к межличностному взаимодействию, потребности в диалоговом общении, социально значимыми мотивами поведения, формируют способы взаимоотношений, принятые в социальной культуре.
В соответствии с особенностями организации общения в ходе театрализованных игр формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития коммуникативных учебных универсальных действий у детей экспериментальной и контрольной групп, а также разработали и апробировали систему театрализованных игр во внеурочной деятельности по развитию у детей экспериментальной группы коммуникативных учебных универсальных действий.
На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике. У детей экспериментальной группы уровень развития коммуникативных учебных универсальных действий стал выше, у них отмечается обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, дети научились отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета и дискуссионной культуры, понимать точку зрения другого, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться с другими.
Таким образом, предложенная нами система театрализованных игр во внеурочной деятельности способствовала овладению нормами речевого этикета и приобретению опыта их использования в речевой практике, с учетом продуктивного взаимодействия учащихся на коммуникативной основе, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.
1. Арефьева, О.М. Технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / О.М. Арефьева // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XIV Региональной научно-практической конференции. Часть 1. - Махачкала, 2015. - С.94 - 101.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова. - М. : 2013. - 210 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. — М. : Педагогика, 2012. - 620 с.
4. Асмолов, А.Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2014. - 142 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М. : Просвещение, 2014. — 151 с.
6. Арсланьян, В.П. ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект) [Текст] / В.П. Арсланьян, Г.А.Стюхина. - М. : Первое сентября, 2014. - 162 с.
7. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа [Текст] / И. Н. Агафонова. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства,
2013. - 70 с.
8. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И. Н. Агафонова //Управление начальной школой. - 2014. - № 2. С. 13-19.
9. Бучковская, И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / И.В. Бучковская // Пермский педагогический журнал. - № 4.- 2013. - С. 28-34.
10. Бусова, М.Н. Формирование и оценка универсальных учебных действий [Текст] / М.Н. Бусова, Л.В. Грачева. М. : АСТ, 2012. - 83 с.
11. Буданова, О.В. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования [Текст] / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2014. -№. 5 - С. 39 - 42
12. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : 2012. — Т. 4. - 526 с.
13. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.Г. Вечканова. - СПб. : КАРО, 2006. - 144 с.
14. Всеволдовский-Генгросс, В.Н. Игры народов СССР [Текст] /
В.Н. Всеволдовский-Генгросс. - М. : Academia, 2013. - 563 с.
15. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова. - Ижевск, 2016. - 64 с.
16. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2013. - 233 с.
17. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия: управление
формированием [Текст] / Н. Н. Давыдова, О. В. Смирных // Народное образование. - 2016. - № 1. - С. 167-174.
18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: 2016. - 544 с.
19. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно¬
деятельностного подхода к обучению [Текст] / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк. - М. : Вита-пресс, 2011. - 251 с.
20. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия: управление
формированием [Текст] / Н.Н.Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. - 2016. - № 1. - С. 167 - 175.
21. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты [Текст] / Р.А. Дунилова, Л.Г. Бобрикова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - №3 - С.5-11.
22. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] / Л.В. Епишина //Начальная школа - 2015. - № 11. С. 8-14.
23. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] / Л.В. Епишина //Начальная школа - 2016. - № 11. С. 8-14.
24. Игры-драматизации в детском саду [Текст] / Сост. Е.Л. Трусова. - Киев, 2011. - 152 с.
25. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О.А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2016. - 208 с.
26. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2013. - 174 с.
27. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 38—44.
28. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М. : Баласс, 2012. - 144 с.
29. Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. — М. : Школьная пресса, 2013. - 96с.
30. Логвинова, И.М. Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования [Текст] / И.М. Логвинова // Управление начальной школой. - 2012. - № 1. - С. 4 - 6.
31. Мигунова, Е.В. Театр, в котором играют дети [Текст] / Е.В. Мигунова. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. — 164с.
32. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] / А.Я.Михайлова. — М. : Просвещение, 2015. - 128 с.
33. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших
школьников с использованием наглядности [Текст] / И.М. Михайлова. - Псков, 2015. - 45 с.
34. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС [Текст]. - Липецк: ЛИРО, 2012. - 94 с.
35. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения
младших школьников [Текст] / О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. — СПб. : Питер, 2015. - 82 с.
36. Никитина, А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта [Текст] / А.В. Никитина: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014. - 224 с.
37. Психическое развитие младших школьников [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М. : Academia, 2015. - 160 с.
38. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика [Текст] / П.И.Пидкасистый. - М. : Высшее образование, 2016. — 714 с.
39. Пачина, А. Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] // Управление начальной школой. - 2013. - № 5. - С. 15 - 27.
40. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст] / С.Ю. Прохорова, Я.М. Брагина // Управление начальной школой. - 2013. - № 8. - С. 19-25.
41. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст] / В.В. Рубцов. — М. : Academia, 2013. - 160 с.
42. Рубцов, В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения [Текст] / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. — 2013. — № 5. - С. 44-53
43. Рубина, Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: основы
педагогического руководства [Текст] / Ю.И.Рубина. - М. : Просвещение,
2013. - 120 с.
44. Романович, И. Ю. Ведение учета сформированности УУД у младших школьников [Текст] / И. Ю. Романович // Управление начальной школой. -
2014. - № 1. - С. 35- 39.
45. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся [Текст] / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.- С.4-22.
46. Старостина, О. А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов [Текст] / О. А. Старостина // Управление качеством образования. - 2013. -№ 2. - С. 87-90.
47. Солодкова, М.И. Модели организации внеурочной деятельности [Текст] / М.И. Солодкова, Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков // Управление начальной школой. - 2012. № 1. - С. 7 - 12.
48. Степанов, Е.Н.. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Текст] / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011. - № 6. - С. 36 - 64.
49. Творческая театральная самодеятельность школьников. Основы
педагогического руководства [Текст] / Под ред. Ю.И.Рубиной,
Т.Ф.Завадской, Н.Н.Шевелева. - М. : Просвещение, 2013. - 176с.
50. Усольцева, И.В. МОУ СОШ № 24 г. Сургута - пилотная площадка
опережающего введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / И.В. Усольцева // Вестник образования. - 2011. - № 11. - С. 45 - 50.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) // ййр://минобрнауки.рф/документы/922
52. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» //http://base.garant.ru/70291362/
53. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М. :, 2012. - 233 с.
54. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М. : 2013. - 33 с.
55. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 2011. — № 5. - С. 23-29.
56. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилова. - М. : Владос, 2011. - 194 с.
57. Штильман, Н.В. Нетрадиционные формы внеурочной работы: визитка [Текст] / Н.В. Штильман // Педагогические науки. - 2016. - №4. - С.146-147.
58. Шевцова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е. А. Шевцова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 2. - С. 28-32.
59.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М. : Владос, 2013. - 473 с.
60.Яшкова, Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Текст] / Л.А. Яшкова // Инновационная наука. - № 2-4 (14). -2016. - С. 45¬51.