ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5-Х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся в средней общеобразовательной школе 12
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования 12
1.2 Функциональная грамотность обучающихся как основа
образовательной политики страны 22
1.3 Финансовая грамотность как составная часть
функциональной грамотности 30
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы 40
2.1 Выявление уровня финансовой грамотности обучающихся
в средней общеобразовательной школе 40
2.2 Разработка программы «Финансовая грамотность»
для обучения в 5 классе средней общеобразовательной школы ... 55
2.3 Динамика изменения уровня финансовой грамотности
у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы 64
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты диагностической методики 1 тест
«Финансовая грамотность» по выявлению уровней знаний и понимания обучающихся о финансовой грамотности (контрольная группа) 81
Приложение Б Результаты диагностической методики 1 тест
«Финансовая грамотность» по выявлению уровней знаний и понимания обучающихся о финансовой грамотности (экспериментальная группа) 82
Приложение В Результаты диагностической методики 3 Карта наблюдений (Ролевая игра «Семья») по выявлению уровней нравственно-экономических качеств личности о финансовой грамотности (контрольная группа) 83
Приложение Г Результаты диагностической методики 3 Карта
наблюдений (Ролевая игра «Семья») по выявлению уровней нравственно-экономических качеств личности о финансовой грамотности (экспериментальная группа) 84
Приложение Д Раздаточный материал к ролевой игре «Семья» 85
Приложение Е Программа «Финансовая грамотность». Тема 2:
«Деньги в разных странах» 88
Приложение Ж Программа «Финансовая грамотность». Тема 4:
«Как разумно делать покупки?» 90
Приложение З Программа «Финансовая грамотность». Тема 5: «Кто такие мошенники?» 91
Приложение И Программа «Финансовая грамотность». Тема 7: «Сколько стоит «своё дело»?» 92
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся в средней общеобразовательной школе 12
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования 12
1.2 Функциональная грамотность обучающихся как основа
образовательной политики страны 22
1.3 Финансовая грамотность как составная часть
функциональной грамотности 30
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы 40
2.1 Выявление уровня финансовой грамотности обучающихся
в средней общеобразовательной школе 40
2.2 Разработка программы «Финансовая грамотность»
для обучения в 5 классе средней общеобразовательной школы ... 55
2.3 Динамика изменения уровня финансовой грамотности
у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы 64
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты диагностической методики 1 тест
«Финансовая грамотность» по выявлению уровней знаний и понимания обучающихся о финансовой грамотности (контрольная группа) 81
Приложение Б Результаты диагностической методики 1 тест
«Финансовая грамотность» по выявлению уровней знаний и понимания обучающихся о финансовой грамотности (экспериментальная группа) 82
Приложение В Результаты диагностической методики 3 Карта наблюдений (Ролевая игра «Семья») по выявлению уровней нравственно-экономических качеств личности о финансовой грамотности (контрольная группа) 83
Приложение Г Результаты диагностической методики 3 Карта
наблюдений (Ролевая игра «Семья») по выявлению уровней нравственно-экономических качеств личности о финансовой грамотности (экспериментальная группа) 84
Приложение Д Раздаточный материал к ролевой игре «Семья» 85
Приложение Е Программа «Финансовая грамотность». Тема 2:
«Деньги в разных странах» 88
Приложение Ж Программа «Финансовая грамотность». Тема 4:
«Как разумно делать покупки?» 90
Приложение З Программа «Финансовая грамотность». Тема 5: «Кто такие мошенники?» 91
Приложение И Программа «Финансовая грамотность». Тема 7: «Сколько стоит «своё дело»?» 92
Актуальность исследования. В Стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 гг. определены приоритетные цели, задачи, а также способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения. В документе описывается создание системы финансового образования и информирования населения в сфере финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Отмечается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности», рационально выбирать финансовые услуги, избегать несоразмерных доходам долгов, уметь отстаивать свои законные права, быть способным распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Предусматривается продолжение работы по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения, по разработке онлайн-игр по финансовой грамотности, организации онлайн-олимпиад для школьников.
Необходимо развивать практику проведения таких мероприятий, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Неделя финансовой грамотности в регионах России.
В реализации Стратегии участвуют Минфин России, ЦБ РФ и другие заинтересованные органы исполнительной власти и организации, в том числе Минобрнауки России, Роспотребнадзор.
Центральным понятием международной программы является «грамотность», которая в более широком смысле также определяется как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеобразовательную компетентность, которая в настоящее время обеспечивается введением Федерального образовательного стандарта на всех уровнях образования. Только функционально грамотная личность может использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, навыки и умения для решения максимально широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В структуру функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в неопределенной ситуации.
Итак, проблема функциональной грамотности - это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов устранения безграмотности и формирования функциональной грамотности.
Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокую креативность, которая может помочь решить проблему трудоустройства.
Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на формировании функциональной грамотности обучающихся.
Вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся многоаспектен, но его решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения возникших противоречий между:
- традиционной системой обучения, осуществляемой в образовательных организациях и требованиями к разработке и реализации образовательных программ по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп обучающихся образовательных организаций;
- теоретическими знаниями и практическими навыками у обучающихся и слабо разработанном процессе формирования финансовой грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности.
При достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, позволяющие сформировать финансовую грамотность у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Таким образом, необходимость устранения противоречий и решения проблемы была определена тема исследования: «Формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс формирования финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.
Предмет исследования: финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах как составной часть функциональной грамотности.
Гипотеза исследования: финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия:
- определено содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- определена готовность педагогов к формированию финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах основного общего образования;
- выявлен уровень сформированности финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- разработана и реализована программа, способствующая формированию финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
- на основе теоретического анализа определить содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявить критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- разработать программу формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявить динамику изменения уровня финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теоретические концепции психолого-педагогического исследования (И.В. Сорокина, А.Л. Плотникова и другие ученые);
- современные теории формирования функциональной грамотности и компетентности как определенного уровня образованности человека (В.А. Ермоленко, С.А. Крупник, В.В. Ацкевич, А.С. Тангян и другие ученые);
- исследования, посвященные формированию функциональной грамотности (В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов);
- формирование функциональной грамотности учащихся в процессе образования (Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева, А.С. Тангян и другие ученые).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 4 имени Н.В. Абрамова» (МБУ «Школа № 4»). В исследовании принимали участие ученики 5 «А» и 5 «Б» классов в количестве 40 человек.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проходило с сентября 2019 г. по июнь 2021 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - поисково-аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, рабочей гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
Второй этап (апрель 2020 г. - декабрь 2020 г.) - экспериментальный: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
Третий этап (январь 2021 г. - июнь 2021 г.) - заключительно-обобщающий: анализ, обобщение, систематизация и представление результатов исследования в тексте диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе исследования было:
- раскрыто содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявлены критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления о финансовой грамотности обучающихся в средней общеобразовательной школы, адаптированы подходы и методы экономической теории к педагогическим исследованиям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для повышения готовности педагогов к формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Разработана и внедрена учебная программа «Финансовая грамотность», которая направлена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у обучающихся данной возрастной группы, и может быть использована педагогами, работающими в средней общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений науки; применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, объекту, цели, задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации условий формирования финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на заседании кафедры дошкольной педагогике, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 6 статей.
Методические разработки были представлены на Всероссийском конкурсе студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», которые были отмечены:
- дипломом Победителя I Волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» по кейсу «Функциональная грамотность на втором уровне образования (5-9 классы)»;
- дипломом Победителя II Волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» по кейсу «Новые методы и приёмы реализации основ финансовой грамотности в школьной среде посредством внеурочной деятельности».
На защиту выносятся следующие положения.
- «Финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. Формируя финансово грамотное поведение, начиная с 5 класса, как сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, школа помогает обучающимся принимать правильные и грамотные решения в повседневной жизни.
- Финансовая грамотность представлена компонентами: когнитивный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-ценностный компонент. Когнитивный компонент проявляется в знаниях учащимися потребностей семьи, в представлениях о труде, в представлениях об экономических понятиях, проявлении интереса к окружающим явлениям современного общества. Поведенческо-деятельностный компонент представляет собой компетенции, отражающие имеющиеся знания в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; оценка проявления этих качеств у сверстников.
- Программа «Финансовая грамотность», направленная на формирование финансовой грамотности в 5-м классе, позволила педагогам начать грамотную подготовку детей к усвоению экономических знаний.
Программа формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы «Финансовая грамотность» состоит из трёх разделов:
- «Деньги. Что это такое?»;
- «Риски потери денег»;
- «Как контролировать финансы?».
Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 17 таблиц, списка используемой литературы (52 источника), 9 приложений. Основной текст работы изложен на 92 страницах.
Отмечается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности», рационально выбирать финансовые услуги, избегать несоразмерных доходам долгов, уметь отстаивать свои законные права, быть способным распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Предусматривается продолжение работы по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения, по разработке онлайн-игр по финансовой грамотности, организации онлайн-олимпиад для школьников.
Необходимо развивать практику проведения таких мероприятий, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Неделя финансовой грамотности в регионах России.
В реализации Стратегии участвуют Минфин России, ЦБ РФ и другие заинтересованные органы исполнительной власти и организации, в том числе Минобрнауки России, Роспотребнадзор.
Центральным понятием международной программы является «грамотность», которая в более широком смысле также определяется как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеобразовательную компетентность, которая в настоящее время обеспечивается введением Федерального образовательного стандарта на всех уровнях образования. Только функционально грамотная личность может использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, навыки и умения для решения максимально широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В структуру функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в неопределенной ситуации.
Итак, проблема функциональной грамотности - это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов устранения безграмотности и формирования функциональной грамотности.
Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокую креативность, которая может помочь решить проблему трудоустройства.
Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на формировании функциональной грамотности обучающихся.
Вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся многоаспектен, но его решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения возникших противоречий между:
- традиционной системой обучения, осуществляемой в образовательных организациях и требованиями к разработке и реализации образовательных программ по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп обучающихся образовательных организаций;
- теоретическими знаниями и практическими навыками у обучающихся и слабо разработанном процессе формирования финансовой грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности.
При достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, позволяющие сформировать финансовую грамотность у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Таким образом, необходимость устранения противоречий и решения проблемы была определена тема исследования: «Формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс формирования финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.
Предмет исследования: финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах как составной часть функциональной грамотности.
Гипотеза исследования: финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия:
- определено содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- определена готовность педагогов к формированию финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах основного общего образования;
- выявлен уровень сформированности финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- разработана и реализована программа, способствующая формированию финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
- на основе теоретического анализа определить содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявить критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- разработать программу формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявить динамику изменения уровня финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теоретические концепции психолого-педагогического исследования (И.В. Сорокина, А.Л. Плотникова и другие ученые);
- современные теории формирования функциональной грамотности и компетентности как определенного уровня образованности человека (В.А. Ермоленко, С.А. Крупник, В.В. Ацкевич, А.С. Тангян и другие ученые);
- исследования, посвященные формированию функциональной грамотности (В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов);
- формирование функциональной грамотности учащихся в процессе образования (Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева, А.С. Тангян и другие ученые).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 4 имени Н.В. Абрамова» (МБУ «Школа № 4»). В исследовании принимали участие ученики 5 «А» и 5 «Б» классов в количестве 40 человек.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проходило с сентября 2019 г. по июнь 2021 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - поисково-аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, рабочей гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
Второй этап (апрель 2020 г. - декабрь 2020 г.) - экспериментальный: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
Третий этап (январь 2021 г. - июнь 2021 г.) - заключительно-обобщающий: анализ, обобщение, систематизация и представление результатов исследования в тексте диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе исследования было:
- раскрыто содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявлены критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления о финансовой грамотности обучающихся в средней общеобразовательной школы, адаптированы подходы и методы экономической теории к педагогическим исследованиям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для повышения готовности педагогов к формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Разработана и внедрена учебная программа «Финансовая грамотность», которая направлена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у обучающихся данной возрастной группы, и может быть использована педагогами, работающими в средней общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений науки; применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, объекту, цели, задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации условий формирования финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на заседании кафедры дошкольной педагогике, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 6 статей.
Методические разработки были представлены на Всероссийском конкурсе студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», которые были отмечены:
- дипломом Победителя I Волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» по кейсу «Функциональная грамотность на втором уровне образования (5-9 классы)»;
- дипломом Победителя II Волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» по кейсу «Новые методы и приёмы реализации основ финансовой грамотности в школьной среде посредством внеурочной деятельности».
На защиту выносятся следующие положения.
- «Финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. Формируя финансово грамотное поведение, начиная с 5 класса, как сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, школа помогает обучающимся принимать правильные и грамотные решения в повседневной жизни.
- Финансовая грамотность представлена компонентами: когнитивный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-ценностный компонент. Когнитивный компонент проявляется в знаниях учащимися потребностей семьи, в представлениях о труде, в представлениях об экономических понятиях, проявлении интереса к окружающим явлениям современного общества. Поведенческо-деятельностный компонент представляет собой компетенции, отражающие имеющиеся знания в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; оценка проявления этих качеств у сверстников.
- Программа «Финансовая грамотность», направленная на формирование финансовой грамотности в 5-м классе, позволила педагогам начать грамотную подготовку детей к усвоению экономических знаний.
Программа формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы «Финансовая грамотность» состоит из трёх разделов:
- «Деньги. Что это такое?»;
- «Риски потери денег»;
- «Как контролировать финансы?».
Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 17 таблиц, списка используемой литературы (52 источника), 9 приложений. Основной текст работы изложен на 92 страницах.
В ходе исследования было установлено, что проблема развития финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах является актуальной в педагогической теории и практике муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического исследования. Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокую креативность, которая может помочь решить проблему трудоустройства. Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на формировании функциональной грамотности обучающихся.
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы узнать какими должны быть педагогические условия, позволяющие сформировать финансовую грамотность у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Таким образом магистерская диссертация посвящена формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было определено содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы, выявлены критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах, была разработана программа формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах, проведена экспериментальная работа с целью проверки эффективности разработанной программы у обучающихся в 5-х классах.
В процессе исследования доказано, что основными критериями и показателями методического обеспечения являются: знание ребенком потребностей семьи, представления о труде родителей, представления об экономических понятиях, проявление интереса к окружающим явлениям современного общества, отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания, проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа «Финансовая грамотность» для обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Благодаря которой обучающиеся в 5-х классах средней общеобразовательной школы освоили базовые финансово-экономические понятия, которые являются отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов.
Проведенное исследование доказывает результативность обучающей программы «Финансовая грамотность» при внедрении в педагогический процесс для повышения финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень финансовой грамотности детей, описанные в нашей исследовательской деятельности, разработанные методики позволяют повышать не только финансовую грамотность, но и общее развитие обучающихся.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Так как исследование считается успешным, дальнейшая работа обучающей программы «Финансовая грамотность» в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения будет продолжаться и дальнейшие исследования могут быть посвящены для обучающихся более старших классов, а также работе с родителями
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы узнать какими должны быть педагогические условия, позволяющие сформировать финансовую грамотность у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Таким образом магистерская диссертация посвящена формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было определено содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы, выявлены критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах, была разработана программа формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах, проведена экспериментальная работа с целью проверки эффективности разработанной программы у обучающихся в 5-х классах.
В процессе исследования доказано, что основными критериями и показателями методического обеспечения являются: знание ребенком потребностей семьи, представления о труде родителей, представления об экономических понятиях, проявление интереса к окружающим явлениям современного общества, отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания, проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа «Финансовая грамотность» для обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Благодаря которой обучающиеся в 5-х классах средней общеобразовательной школы освоили базовые финансово-экономические понятия, которые являются отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов.
Проведенное исследование доказывает результативность обучающей программы «Финансовая грамотность» при внедрении в педагогический процесс для повышения финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень финансовой грамотности детей, описанные в нашей исследовательской деятельности, разработанные методики позволяют повышать не только финансовую грамотность, но и общее развитие обучающихся.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Так как исследование считается успешным, дальнейшая работа обучающей программы «Финансовая грамотность» в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения будет продолжаться и дальнейшие исследования могут быть посвящены для обучающихся более старших классов, а также работе с родителями
Подобные работы
- Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование финансовой грамотности обучающихся в системе школьного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование финансовой грамотности при обучении математики 7-9 классов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование финансовой грамотности школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Формирование финансовой грамотности у обучающихся 9 класса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - «Текстовые задачи как средство развития финансовой грамотности обучающихся основной школы»
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



