Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5-Х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №112135

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся в средней общеобразовательной школе 12
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования 12
1.2 Функциональная грамотность обучающихся как основа
образовательной политики страны 22
1.3 Финансовая грамотность как составная часть
функциональной грамотности 30
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы 40
2.1 Выявление уровня финансовой грамотности обучающихся
в средней общеобразовательной школе 40
2.2 Разработка программы «Финансовая грамотность»
для обучения в 5 классе средней общеобразовательной школы ... 55
2.3 Динамика изменения уровня финансовой грамотности
у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы 64
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты диагностической методики 1 тест
«Финансовая грамотность» по выявлению уровней знаний и понимания обучающихся о финансовой грамотности (контрольная группа) 81
Приложение Б Результаты диагностической методики 1 тест
«Финансовая грамотность» по выявлению уровней знаний и понимания обучающихся о финансовой грамотности (экспериментальная группа) 82
Приложение В Результаты диагностической методики 3 Карта наблюдений (Ролевая игра «Семья») по выявлению уровней нравственно-экономических качеств личности о финансовой грамотности (контрольная группа) 83
Приложение Г Результаты диагностической методики 3 Карта
наблюдений (Ролевая игра «Семья») по выявлению уровней нравственно-экономических качеств личности о финансовой грамотности (экспериментальная группа) 84
Приложение Д Раздаточный материал к ролевой игре «Семья» 85
Приложение Е Программа «Финансовая грамотность». Тема 2:
«Деньги в разных странах» 88
Приложение Ж Программа «Финансовая грамотность». Тема 4:
«Как разумно делать покупки?» 90
Приложение З Программа «Финансовая грамотность». Тема 5: «Кто такие мошенники?» 91
Приложение И Программа «Финансовая грамотность». Тема 7: «Сколько стоит «своё дело»?» 92


Актуальность исследования. В Стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 гг. определены приоритетные цели, задачи, а также способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения. В документе описывается создание системы финансового образования и информирования населения в сфере финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Отмечается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности», рационально выбирать финансовые услуги, избегать несоразмерных доходам долгов, уметь отстаивать свои законные права, быть способным распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Предусматривается продолжение работы по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения, по разработке онлайн-игр по финансовой грамотности, организации онлайн-олимпиад для школьников.
Необходимо развивать практику проведения таких мероприятий, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Неделя финансовой грамотности в регионах России.
В реализации Стратегии участвуют Минфин России, ЦБ РФ и другие заинтересованные органы исполнительной власти и организации, в том числе Минобрнауки России, Роспотребнадзор.
Центральным понятием международной программы является «грамотность», которая в более широком смысле также определяется как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеобразовательную компетентность, которая в настоящее время обеспечивается введением Федерального образовательного стандарта на всех уровнях образования. Только функционально грамотная личность может использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, навыки и умения для решения максимально широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В структуру функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в неопределенной ситуации.
Итак, проблема функциональной грамотности - это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов устранения безграмотности и формирования функциональной грамотности.
Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокую креативность, которая может помочь решить проблему трудоустройства.
Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на формировании функциональной грамотности обучающихся.
Вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся многоаспектен, но его решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения возникших противоречий между:
- традиционной системой обучения, осуществляемой в образовательных организациях и требованиями к разработке и реализации образовательных программ по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп обучающихся образовательных организаций;
- теоретическими знаниями и практическими навыками у обучающихся и слабо разработанном процессе формирования финансовой грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности.
При достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, позволяющие сформировать финансовую грамотность у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Таким образом, необходимость устранения противоречий и решения проблемы была определена тема исследования: «Формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс формирования финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.
Предмет исследования: финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах как составной часть функциональной грамотности.
Гипотеза исследования: финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия:
- определено содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- определена готовность педагогов к формированию финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах основного общего образования;
- выявлен уровень сформированности финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- разработана и реализована программа, способствующая формированию финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
- на основе теоретического анализа определить содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявить критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- разработать программу формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявить динамику изменения уровня финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теоретические концепции психолого-педагогического исследования (И.В. Сорокина, А.Л. Плотникова и другие ученые);
- современные теории формирования функциональной грамотности и компетентности как определенного уровня образованности человека (В.А. Ермоленко, С.А. Крупник, В.В. Ацкевич, А.С. Тангян и другие ученые);
- исследования, посвященные формированию функциональной грамотности (В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов);
- формирование функциональной грамотности учащихся в процессе образования (Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева, А.С. Тангян и другие ученые).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 4 имени Н.В. Абрамова» (МБУ «Школа № 4»). В исследовании принимали участие ученики 5 «А» и 5 «Б» классов в количестве 40 человек.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проходило с сентября 2019 г. по июнь 2021 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - поисково-аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, рабочей гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
Второй этап (апрель 2020 г. - декабрь 2020 г.) - экспериментальный: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
Третий этап (январь 2021 г. - июнь 2021 г.) - заключительно-обобщающий: анализ, обобщение, систематизация и представление результатов исследования в тексте диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе исследования было:
- раскрыто содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявлены критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы;
- выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления о финансовой грамотности обучающихся в средней общеобразовательной школы, адаптированы подходы и методы экономической теории к педагогическим исследованиям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для повышения готовности педагогов к формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Разработана и внедрена учебная программа «Финансовая грамотность», которая направлена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у обучающихся данной возрастной группы, и может быть использована педагогами, работающими в средней общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений науки; применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, объекту, цели, задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации условий формирования финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на заседании кафедры дошкольной педагогике, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 6 статей.
Методические разработки были представлены на Всероссийском конкурсе студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», которые были отмечены:
- дипломом Победителя I Волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» по кейсу «Функциональная грамотность на втором уровне образования (5-9 классы)»;
- дипломом Победителя II Волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0» по кейсу «Новые методы и приёмы реализации основ финансовой грамотности в школьной среде посредством внеурочной деятельности».
На защиту выносятся следующие положения.
- «Финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. Формируя финансово грамотное поведение, начиная с 5 класса, как сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, школа помогает обучающимся принимать правильные и грамотные решения в повседневной жизни.
- Финансовая грамотность представлена компонентами: когнитивный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-ценностный компонент. Когнитивный компонент проявляется в знаниях учащимися потребностей семьи, в представлениях о труде, в представлениях об экономических понятиях, проявлении интереса к окружающим явлениям современного общества. Поведенческо-деятельностный компонент представляет собой компетенции, отражающие имеющиеся знания в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; оценка проявления этих качеств у сверстников.
- Программа «Финансовая грамотность», направленная на формирование финансовой грамотности в 5-м классе, позволила педагогам начать грамотную подготовку детей к усвоению экономических знаний.
Программа формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы «Финансовая грамотность» состоит из трёх разделов:
- «Деньги. Что это такое?»;
- «Риски потери денег»;
- «Как контролировать финансы?».
Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 17 таблиц, списка используемой литературы (52 источника), 9 приложений. Основной текст работы изложен на 92 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема развития финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах является актуальной в педагогической теории и практике муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического исследования. Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокую креативность, которая может помочь решить проблему трудоустройства. Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на формировании функциональной грамотности обучающихся.
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы узнать какими должны быть педагогические условия, позволяющие сформировать финансовую грамотность у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Таким образом магистерская диссертация посвящена формированию финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было определено содержание понятия «финансовая грамотность» у обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы, выявлены критерии, показатели и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах, была разработана программа формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в 5-х классах, проведена экспериментальная работа с целью проверки эффективности разработанной программы у обучающихся в 5-х классах.
В процессе исследования доказано, что основными критериями и показателями методического обеспечения являются: знание ребенком потребностей семьи, представления о труде родителей, представления об экономических понятиях, проявление интереса к окружающим явлениям современного общества, отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания, проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа «Финансовая грамотность» для обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Благодаря которой обучающиеся в 5-х классах средней общеобразовательной школы освоили базовые финансово-экономические понятия, которые являются отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов.
Проведенное исследование доказывает результативность обучающей программы «Финансовая грамотность» при внедрении в педагогический процесс для повышения финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень финансовой грамотности детей, описанные в нашей исследовательской деятельности, разработанные методики позволяют повышать не только финансовую грамотность, но и общее развитие обучающихся.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что финансовая грамотность обучающихся в 5-х классах, будет сформирована, если будут реализованы педагогические условия. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Так как исследование считается успешным, дальнейшая работа обучающей программы «Финансовая грамотность» в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения будет продолжаться и дальнейшие исследования могут быть посвящены для обучающихся более старших классов, а также работе с родителями



1. Аймалетдинов Т. А. Роль муниципальной информационной
среды в формировании финансовой культуры населения [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. URL: https://scholar.google.ru/citations?user=kbemWmwAAAAJ&hl=ru (дата
обращения: 03.10.2019).
2. Башкирева Т. Ф. Опыт применения активных и интерактивных методик при преподавании экономических дисциплин // Среднее профессиональное образование. 2015. № 3. С. 89-92.
3. Белехова Г. В. Финансовое поведение населения: демографические особенности // Экономика и экономические науки. 2018. № 1(93). С. 133-146.
4. Брехова Ю. В., Алмосов А. П. Модель формирования финансового поведения человека // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-2 (58-2). С. 811-815.
5. Бэкон Ф. "Новый органон" [Электронный ресурс] // URL: Ф.Бэкон «Новый органон». (just-kids.ru) (дата обращения: 11.03.2021).
6. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
7. Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте: доминанта дали [Электронный ресурс] // URL:Выготский Л. С. Развитиеинтересов в переходном возрасте (gumer.info) (дата обращения: 11.03.2021).
8. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12. С. 105-110.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «СПС КонсультантПлюс».
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата
обращения: 09.06.2021).
10. Гуреев П. М., Сороко Г. Я. Современные технологии активного обучения: основные понятия и классификация // Интеграция науки и образования. 2014, № 4. С. 36-40.
11. «Достижения молодых» - Junior Achievement® (JA).
[Электронный ресурс]. Сайт международного содружества некоммерческих организаций, помогающих молодежи приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в мировой экономике. URL: http://ja-russia.ru/zhurnal/finansovaya-gramotnost/296-o-finansovoj-gramotnosti.html(дата обращения: 20.02.2019).
12. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Электронное научное издание альманах Пространство и время. 2015. № 1. Том 8. URL: условия экологизации содержания профессиональной подготовки будущихспециалистов (j-spacetime.com) (дата обращения 03.09.2020).
13. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М., 2012. С. 112.
14. 5 историй: как лжеблаготворители обманывают людей, собирая
деньги больным детям [Электронный ресурс]. URL:
https://medialeaks.ru/1504okh_moshenniki/ (дата обращения: 20.02.2019).
15. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции.
[Электронный ресурс] Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, № 47, 21 ноября 2017 г. URL:
http://www.ug.ru/archive/72357 (дата обращения: 20.02.2020).
16. Конасова Н. Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся: методическое пособие. СПб., 2012. С. 138.
17. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2961103.html (дата обращения: 11.03.2021).
18. Концепция ФГОС [Электронный ресурс] // URL:
koncepciya_fgos.pdf (mskobr.ru) (дата обращения: 11.03.2021).
19. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. Мн.: АПО, 2003. 125 с. С. 100.
20. Кузина О. Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 4 (88). С.14-25.
21. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.) : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.
22. Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. М.: ВАКО, 2018. С. 280.
23. Международная программа по оценке образовательных
достижений учащихся [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL:
http: //www. centeroko. ru/pisa18/pisa2018_info. html (дата обращения
03.05.2021).
24. Милославский В. Г., Герасимов В.С., Транова В.А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2016. № 4. С. 452-456.
25. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения российского
региона: экономико-социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2017 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.volsu.ru/upload/iblock/022/ (дата обращения: 06.04.2021).
26. Непрокина И. В., Шаврина О. В. Формирование финансовой
грамотности школьников // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции / Издательство: МНИЦ "Наукосфера" Смоленск, 2020. С. 28-31.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42516083 (дата обращения:
24.02.2020).
27. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI (дата обращения: 23.04.2021).
28. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499087774 (дата обращения: 09.09.2019).
29. Основные результаты Международного исследования PISA-2015. Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Официальный сайт. URL: https://fioco.ru/results_pisa_2015 (дата обращения: 23.04.2021).
30. Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.- сост. Т. Ю. Ерёмина. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. С. 166.
31. Примерная основная образовательная программа основного (среднего) общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://metodist.lbz.ru/docs/pso16.pdf (дата обращения: 09.04.2021).
32. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. С. 3.
33. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039¬р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [Электронный ресурс]. URL: Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Обутверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РоссийскойФедерации на 2017 - 2023 гг. (garant.ru) (дата обращения: 09.04.2021).
34. Самсонова Т. И., Середа Т. Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/1907-istoricheskij-aspekt-razvitiya-funktsionalnoj (дата обращения: 20.02.2021).
35. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И. С. Сергеев. СПб.: Питер, 2014. С. 316.
36. Смирнова Н. В. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников. Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 58-60.
37. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен [Текст]: учебно-методическое пособие. СПб. : КАРО, 2005. С. 78.
38. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс] // URL:УказПрезидента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 • Официальноеопубликование правовых актов • Официальный интернет-портал правовойинформации (pravo.gov.ru) (дата обращения: 11.03.2021).
39. Финансовая грамотность. Цифровой мир [Текст] : учебное
пособие для общеобразовательных организаций / С. В. Толкачёва. Москва : Просвещение, 2019. 174, [1] с. : ил., табл., цв. ил.; 26 см. - (Серия
"Внеурочная деятельность").
40. Шаврина О. В. Критерии и показатели сформированности финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сборник научных статей. Выпуск 16 / отв. ред. О.В. Дыбина; под ред. С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной. Тольятти : НаукоПолис, 2020.
41. Шаврина О. В. Функциональная грамотность как цель и
результат основного общего образования // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической
конференции, 5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис, 2021.
42. Шаврина О. В., Авласевич Д. В., Дмитриев Н. А., Чураев В. В. Формирования финансовой грамотности у обучающихся в 5-ом классе /// e- Журнал Форум молодых ученых. 2020, № 10(50).
43. Шаврина О. В. Формирование финансовой грамотности человека // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики: электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 19 ноября 2019 года / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. Тольятти: НИЦ «НаукоПолис», 2019. 716 с.
44. Шаврина О. В. Функциональная грамотность человека // Проблемы образования на современном этапе: электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 13¬17 апреля 2020 года Выпуск IX / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти: НИЦ «НаукоПолис», 2020.
45. Шевяков М. Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. № 1 (1011). С. 3035.
46. Bravo, David &Contreras, Dante & Larranaga, Osvaldo. (2002). [электронный ресурс] Functional Literacy and Job Opportunities. - URL: https://www.researchgate.net/publication/241768059_Functional_Literacy_and_Jo b_Opportunities (1.10.2019)
47. Lusardi, Annamaria. (2019). [электронный ресурс] Financial literacy and the need for financial education: evidence and implications. Swiss Journal of Economics and Statistics. 155. 1. 10.1186/s41937-019-0027-5. - URL: https://www.researchgate.net/publication/330599981_Financial_literacy_and_the_ need_for_financial_education_evidence_and_implications (1.10.2019)
48. PISA 2015 Results. Excellence and Equity in Education. Volume 1.
[электронный ресурс] URL: https://www.oecd-
ilibrary.org/docserver/9789264266490-
en. pdf?expires=1561869141 &id=id&accname=guest&checksum=AF 49DD8B36D7B9F993AEF1AE0CB19EA4 (дата обращения: 22.04.2020).
49. PISA [Электронный ресурс]. Официальный сайт Института
стратегии развития образования РАО. URL:
http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html (дата обращения: 22.02.2019).
50. Rose S. Financial Literacy for High School Students [Электронный
ресурс] // OppU 2021. - Режим доступа:
https://www.opploans.com/oppu/articles/high-school-financial-literacy/ (дата
обращения: 22.04.2020).
51. Umi Widyastuti and Usep Suhud. Aplied business and economic
research. [электронный ресурс] Serials Publications Pvt. Ltd. Volume 15, Number 19, 2017. Pp 315-318 - URL:
https://www.researchgate.net/publication/326252843_Financial_literacy_and_playing_intention_of_financial_literacy_digital_game (1.10.2019)
52. Zak K. The knowledge economy - the diagnosis of its condition in
selected countries [Text] /Studia Ekonomiczne. Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego w Katowicach. 2016. № 271. URL:
http://yadda.icm.edu.pl/yadda/element/bwmeta1.element.cejsh-830242e1-2713-460e-a2db-053fbb334dde/c/15.pdf (1.10.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ