Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: Государственное Казенное Общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа-интернат №5 «Преображенский кадетский корпус»
Выборка: 50 юношей (от 7 до 15 лет).
Есть приложения.
Оригинальность по Антиплагиат.ру (бесплатный) составила 89%.
Работа была успешно сдана - заказчик претензий не имел.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 6
1.1. Духовно-нравственное воспитание личности подростка в условиях современной школы 6
1.2. Духовно-нравственное воспитание в условиях цифровизации образования 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Основные характеристики процедуры и методов исследования 19
2.2. Уровень развития нравственного воспитания подростков 27
2.3. Предложения по совершенствованию нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность темы исследования: В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьников.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у детей школьного возраста, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
В данной работе мы ограничимся теоретическим поиском имеющихся данных для изучения уровня нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия.
Проблема исследования: Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной в условиях глобальных изменений основных сфер социальной и культурной жизни общества: дети и молодежь сегодня нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах и культурных образцах, являющихся важнейшими регуляторами социально значимого поведения.
Данная проблема является вневременной, вечной: к ее решению обращались известные педагоги в разные исторические периоды. Анализ научных работ известных отечественных педагогов XIX-XX вв. (К.Н. Вентцеля, В.Н. Сороки-Росинского, А.Н. Острогорского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого) показал, что в центре их внимания находились проблемы содержания духовно-нравственного воспитания, определения его целей и задач. В исследованиях А.Ф. Ахматовой, Б.А. Исмагуловой, В.В. Медушевского, В.В. Николиной, А.А. Чигирь раскрываются теоретические аспекты освоения личностью этических эталонов, анализируются ценностные приоритеты модернизации современного российского образования.
Цель исследования: изучение уровня нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия.
Объект исследования: уровень нравственного воспитания подростков младшего и среднего школьного возраста.
Предмет исследования: уровень нравственного воспитания подростков младшего и среднего школьного возраста на примере Государственного Казенного Общеобразовательного учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат №5 «Преображенский кадетский корпус».
Гипотеза исследования: происходящая цифровизация социального взаимодействия, в частности образования, оказывает существенное влияние на уровень нравственного воспитания подростков младшего и среднего школьного возраста, что требует совершенствования мероприятий по их духовно-нравственному воспитанию.
Задачи исследования:
- описать духовно-нравственное воспитание личности подростка в условиях современной школы;
- проанализировать духовно-нравственное воспитание в условиях цифровизации образования;
- указать основные характеристики процедуры и методов проведенного исследования;
- определить уровень развития нравственного воспитания подростков;
- предложить мероприятия по совершенствованию нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия.
Тип исследования: теоретико-поисковое исследование.
Методы исследования: теоретический анализ публикаций по проблеме исследования, анкетирование, тестирование (опросник «Личностный рост» (Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.)), количественный и качественный анализы эмпирических данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединенных между собой пятью параграфами, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволило сделать ряд следующих выводов и практических рекомендаций.
По нашему мнению, нравственное воспитание выступает в качестве систематического и целенаправленного влияния на поведение, чувства и сознание подопечных для развития у последних соответствующих качеств, которые отвечали бы требованиям морали, установленной в обществе.
В воспитательном процессе в школьных учреждениях, в первую очередь, необходим системный подход, ведущий к всестороннему позитивному совершенствованию личности учеников, стабильности духовных и ценностных ориентиров личности, а также воспитанию нравственной силы последней. В этой связи одной из важнейших задач выступает формирование нравственных рамок жизнедеятельности учреждений, в которых подростки получают то или иное образование.
Существенная часть областей деятельности человека в наши дни переходит в цифровое пространство, это связано с распространением технологий информационно-коммуникационной сферы. Указанные технологии на сегодняшний день глубоко и прочно закрепились в жизни практически каждого человека, подтверждением этому выступает тот факт, что полноценный доступ к тем или иным сведениям, а также общение уже практически невозможны без соответствующих устройств. Цифровые устройства используются участниками образовательного процесса почти в каждом учебном заведении, сфера применения таковых затрагивает такие цели, как развитие методов обучение, межличностное общение и т.д.
Российской гражданское общество наших дней встретилось с очередным этапом духовно-нравственного кризиса, а поколение подростков является самым уязвимым звеном при данном кризисе. Причинами современного роста инфантилизма, агрессии, а также упадка интеллектуальных способностей и культуры у молодежи выступают влияние нежелательного контента, бесконтрольный доступ к различным онлайн ресурсам, а также кризис образовательной системы и семейного воспитания. Все это оказывает существенное влияние на развитие нравственного воспитания подростков.
С целью определение уровня нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия и влияния такой цифровизации на духовно-нравственное воспитание нами было проведено эмпирическое исследование на базе Государственного Казенного Общеобразовательного учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат №5 «Преображенский кадетский корпус». Данный выбор обусловлен тем, что духовно-нравственному воспитанию кадетов государство уделяет более тщательное внимание, в связи с чем на территории Учреждения предусмотрена специальная концепция такого воспитания.
Выборка проведенного эмпирического исследования включала в себя 50 человек (юношей) младшего и среднего школьного возраста, то есть с 7 до 15 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие виды диагностики:
1. Собственное диагностическое исследование, основанное на девяти утверждениях с вариантами ответов.
2. Собственная Анкета, состоящая из одиннадцати вопросов с вариантами ответов.
3. Опросник «Личностный рост» (И.В. Кулешова, Д.В. Григорьева и П.В. Степанова).
Общий уровень нравственного воспитания подростков можно оценить как средний.
Проведенный диагностический анализ, основанный на девяти утверждениях, свидетельствует о недостаточно высоком уровне нравственного воспитания подростков младшего и среднего возраста в исследуемом Учреждении. Многие респонденты вовсе не имеют собственных позиций и представлений по некоторым утверждениям, в связи с чем затрудняются дать ответ. Было выяснено, что на результаты ответов респондентов также оказала влияние цифровизация социального взаимодействия, однако не только в негативном ключе, но и положительном.
Результаты проведенного анкетирования лишь подтвердили результаты диагностического исследования и наш вывод. Наиболее выраженными проблемами выступают следующие сферы: успешность в обучении и самообразовании; интеллект; ответственность и организованность; коммуникативность; готовность прийти на помощь; целеустремленность. Было выяснено, что многие из опрошенных респондентов не совсем понимают, что представляет собой нравственность и каким образом она проявляется.
Результаты опросника «Личностный рост» также подтвердили и показали, что среди опрошенных респондентов-подростков младшего и среднего школьного возраста имеется средний уровень нравственного воспитания, так и средний уровень его понимания в целом.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки специальных мероприятий с целью повышения и совершенствования нравственного воспитания подростков в исследуемом Учреждении. Разработанные мероприятия также могут быть использованы и в других образовательных учреждениях.
Так, нами была составлена специальная программа по совершенствованию и развитию нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия. Главная цель такой программы заключается в формировании на территории исследуемого Учреждения научно-прогнозируемой, гуманистически ориентированной и целостной системы нравственного развития подростков. Разработанная программа включает в себя двенадцать мероприятий по следующий направлениям:
1. Создание культуры здоровья и физическое воспитание подростков.
2. Приобщение к культурному наследию государства и субъекта, в котором проживают.
3. Экологическое воспитание.
4. Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.
Считаем, что разработанный нами комплекс мероприятий окажет существенное положительное воздействие на повышение уровня нравственного воспитания подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия.
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс, 2022 (дата обращения: 06.10.2022).
2. Абдуллаева Н.А. Нравственное воспитание детей на современном этапе / Н.А. Абдуллаева, М.О. Омарова // Педагогика и психология в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 454-459.
3. Аммаева А.А. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника / А.А. Аммаева // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 162-164.
4. Артемова Л.В. Духовно-нравственное воспитание как научно-педагогическая проблема / Л. В. Артемова // Кавказский диалог: материалы X международной научно-практической конференции. 2019. № 7. С. 20-25.
5. Ахматова А.Ф. Нравственность и одухотворенность образования / А.Ф. Ахматова // Педагогика. 2022. № 8. С. 35-41.
6. Ахметджанова Г.В. Цифровые технологии в образовании / Г.В. Ахметджанова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3(24). С.90-95.
7. Ахвердова Е.В. Духовно-нравственное воспитание: путь от традиций к современности / Е. В. Ахвердова // Личность в информационно-образовательном пространстве: ответы на вызовы времени: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 38-45.
8. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2016. - 256 с.
9. Береговая О.А. Образование как фактор национальной безопасности России / О.А. Береговая // Развитие территорий. 2019. № 2. С. 76-79.
10. Бурлакова И.И. К вопросу об актуальности духовно-нравственного воспитания в вузе / И.И. Бурлакова // Духовно-нравственное воспитание: история и современность: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. ЛГПУ. 2017. №2. С.154-158.
11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: учебное пособие / Н.И. Болдырев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 361 с.
12. Быкова Э.Ю. Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников / Э.Ю. Быкова // Молодой ученый. 2018. № 13.1. С. 8-11.
13. Васкина Е. А. Нравственное воспитание молодежи: проблемы и перспективы / Е. А. Васкина // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 5. С. 54-57.
14. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. - М.: Медиа Мир, 2017. - 160 с.
15. Волков Б.С. Детская психология развития / Б.С. Волков. - М.: Просвещение, 2019. - 576 с.
16. Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2020. - 243 с.
17. Груздова В. И. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / В. И. Груздова // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. 2022. № 2. С. 70-73.
18. Ерохина Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей в современном обществе / Е.А. Ерохина, К.М. Анисимкова // Вестник современных исследований. 2018. № 11.7(26). С. 25-27.
19. Ефимова И.В. Духовно-нравственное воспитание студентов в современных условиях / И. В. Ефимова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2018. № 4(21). С. 89-95.
20. Зверева Ю.С. Информатизация образования // Молодой ученый. Казань, 2016. № 6. С. 23-30.
21. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: Учебно-методическое пособие / К. В. Зелинский, Т. В. Черникова. – М.: Издательство "Планета", 2010. - 280 с.
22. Исаев А. А. Нравственное воспитание как неотъемлемый элемент высшего образования / А. А. Исаев // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 1-3. С. 89-95.
23. Корнетов Г.Б. Восхождение к ребенку: Педагогика в поиске гуманистической парадигмы / Г.Б. Корнетов // Социальная педагогика: проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. - Калининград: Калинингр. ун-т, 2020. - С. 15-24.
24. Кофанова К. А. Нравственное воспитание младших школьников в системе развивающего обучения / К.А. Кофанова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. 2020. № 2. С. 115-118.
25. Козлова А.Г. Воспитание духовно-нравственных ценностей у подростков в образовательном пространстве научно-технических музеев / А. Г. Козлова, М. Н. Останина // Научные изыскания магистрантов. ОПОП "Духовно-нравственное воспитание" : Научные изыскания магистрантов / Под общей редакцией А.Г. Козловой, Л.А. Немчиковой. – Санкт-Петербург: Частное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия Востоковедения". 2022. С. 289-300.
26. Куртвапова В.М. Нравственное воспитание подростка в поликультурной образовательной среде школы: результаты опытно-экспериментальной работы / В. М. Куртвапова // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 73-75.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Проспект, 2020. - 384 с.
28. Ли Л.А. Духовно-нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования / Л.А. Ли // Педагогическая наука и практика. 2018. № 2(20). С. 118-120.
29. Мазкина О.Б. Программа нравственного воспитания подростков на уроках литературы / О. Б. Мазкина // Гносеологические основы образования: материалы V Международной конференции, посвящённой памяти профессора С.П. Баранова, Липецк, 16–17 октября 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2020. С. 389-395.
30. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе / В.В. Медушевский. – М. : Моск. Консерватория, 2021. – 65 с.
31. Медведев И.И. Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomedu. ru/2018/01/31/tsifrovye-tehnologii-opyt-vnedreniya-iprimeneniya-v-shkole/ (дата обращения: 06.10.2022).
32. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С.38-42.
33. Ожегов C.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Издательство «Азъ», 2020. - 1608 с.
34. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков / Т.И. Петракова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2020. - 72 с.
35. Петрова Л.А. Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление в системе современного образования / Л.А. Петрова, Н.К. Кутякова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 92-103.
36. Плыгунова И. С. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста во время тематических бесед / И. С. Плыгунова, О. И. Музарова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы V Международной научной конференции. 2019. № 1. С. 463-467.
37. Подоль Р.Я. Дистанционное образование как проект цивилизационного развития в России / Р.Я. Подоль // Вопросы социальной теории. 2020. № 12. С. 263-275.
38. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. - СПб.: Питер, 2015. - 169 с.
39. Рачковская Н.А. Воспитание молодого поколения с учетом приобщения к общечеловеческой культуре в рамках регионализации образования / Н.А. Рачковская // Педагогический журнал. 2019. № 2-1. С.133-138.
40. Рудинская Е.А. Нравственное воспитание младших школьников / Е. А. Рудинская // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2019. № 5(9). С. 125-127.
41. Рожков М.И. Воспитание школьников как целевая функция ФГОС / М.И. Рожков // Начальное образование: реализация ФГОС, новые подходы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2016. № 9. С. 5-9.
42. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. №2. С.43-57.
43. Татаринова А.Е. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях / А.Е. Татаринова, С.С. Якимова // Вопросы педагогики. 2018. № 12. С. 85-87.
44. Табачкова А.В. Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях в православных традициях / А. В. Табачкова, А. А. Шатова // Лучшая научная статья 2022: сборник статей XLVII Международного научно-исследовательского конкурса. 2022. С. 153-156.
45. Туман-Никифоров А.А. Кризис духовности как проблема отсутствия цементирующего социум идеала / А.А. Туман-Никифоров // Философия и общество. 2021. № 3. С. 91-102.
46. Урумбасарова Э.А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки / Э.А. Урумбасарова. – М.: Проспект, 2019. - 364 с.
47. Харлап И.А. Духовно-нравственное воспитание детей в системе начального общего образования / И.А. Харлап // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: сборник материалов Международной электронной научно-практической конференции. 2018. С. 243-247.
48. Чернышевский Н.Г. Как воспитывать нравственное поведение? / Н.Г. Чернышевский. - М.: Просвещение, 2020. - 130 с.
49. Черных В.П. Роль нравственного воспитания в развитии личности подростка / В.П. Черных, М.Н. Емельянова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации: Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Уфа, 22 октября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки". 2021. С. 102-106.
50. Чигирь А.А. Нравственное воспитание подростков в современной школе / А.А. Чигирь // Новые ценности образования. 2016. № 6. С. 39-44.
51. Шпагина А. С. Нравственное воспитание младших школьников в условиях учебной деятельности / А.С. Шпагина // Вопросы педагогики. 2020. № 1-1. С. 263-266.
52. Шитякова Н.П. Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации / Н.П. Шитякова // Перспективы науки и образования. Воронеж, 2020. № 6 (48). С. 446-458.