Введение 3
Глава 1 Гражданско-правовое регулирование услуг в сфере телекоммуникаций 6
1.1 Обзор действующего законодательства 6
1.2 Гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания телекоммуникационных услуг 14
Глава 2 Основные виды договоров об оказании телекоммуникационных услуг 24
2.1 Правовое регулирование отношений, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров об оказании телекоммуникационных услуг 24
2.2 Договоры об оказании телекоммуникационных услуг в телерадиовещании 30
2.3 Комплекс договоров, заключаемых между вещателем и телекоммуникационной компанией 38
Глава 3 «Клиентские» договоры об оказании услуг в сфере телекоммуникаций 46
3.1 «Клиентские» договоры об оказании услуг телефонной связи 46
3.2 Особенности «клиентских» договоров об оказании услуг связи по передаче данных 53
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Актуальность темы работы заключается в том, что при анализе в целом процессов в экономической сфере, которые происходят на всем мировом пространстве, следует обратить внимание на существенный рост телекоммуникационных услуг, что выражено и в их объеме и диверсификации.
На международном уровне развитию телекоммуникационных услуг толчок был дан Всемирной торговой организацией (ВТО) [62], которая официально начала свою деятельность 1 января 1995 года в соответствии с Марракешским соглашением 1994 года, заменив, таким образом, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Обязательства государств, которые они принимают на себя в рамках данной организации, являются специфическими, а их объем зависит от воли тех государств, которые в ВТО вступают [59], [60].
В то же время, действие телекоммуникационных услуг ощущают на себе все сферы экономики, не составляет исключения и экономика России [61]. Однако анализ современного правового регулирования телекоммуникационных услуг, и заключаемых в этой сфере договоров, показывает, что сегодня следует идти по пути совершенствования данной сферы. К примеру, практически за рамками исследований остается сама специфика телекоммуникационных услуг [63]. Несмотря на то, что в этой сфере действует большое число нормативно-правовых актов, в то же время есть некоторая неопределенность в установлении правовой природы в целом телекоммуникационных услуг и договорных конструкций, опосредованных ими.
Также следует отметить, что неоднозначным сегодня является уровень ответственности телекоммуникационных компаний, которые оказывают конкретные виды услуг, что во многом может быть связано с неопределенностью законодательства в выборе определенных правовых конструкций.
Не уделяется на сегодняшний день достаточного внимания правовому регулированию договорных отношений в сфере оказания телекоммуникационных услуг, такие договоры в законодательстве упоминаются только вскользь.
Очевидно, что сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на развитие сферы рассматриваемых услуг. На современном этапе необходима четкая проработка законодательной базы в этой сфере, попытка чего и будет сделана в данной работе.
Все изложенное и указывает на актуальность темы представленной работы.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени отношения в сфере оказания телекоммуникационных услуг были рассматривались в трудах ученых: В.П. Артемьева, В.А. Вайпана, Ю.В. Волкова, Р.С. Ибрагимова, В.С. Иваненко, Н.Е. Колобаевой, И.С. Логинова, К.В. Ляпидова и др. Тем не менее, до настоящего времени, научная разработанность темы исследования все еще остается недостаточной и не соответствует современным вызовам времени.
Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся в сфере гражданско-правового регулирования телекоммуникационных услуг.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства России и международные нормы права, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере телекоммуникационных услуг.
Целью исследования является теоретический и практический анализ правовых норм, регулирующих сферу телекоммуникационных услуг, выявление в этом направлении проблем и внесение обоснованных предложений.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:
• провести обзор действующего законодательства в сфере телекоммуникационных услуг;
• выявить особенности гражданских правоотношений, складывающиеся в сфере телекоммуникаций;
• рассмотреть правоотношения, связанные с заключением, исполнением и расторжением договоров телекоммуникационных услуг;
• рассмотреть договоры об оказании телеком- услуг в телерадиовещании;
• рассмотреть комплексы договоров, заключаемые между вещателями и телеком- компаниями;
• проанализировать правовое регулирование клиентских договоров об оказании услуг различных видов телефонной связи;
• определить особенности «клиентских» договоров в сфере оказания услуг по передаче данных.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы исследования, метод сравнительного правоведения и структурно-функциональный метод.
Практическая значимость работы состоит в том, что автор рассматривает правовое регулирование сферы телекоммуникационных услуг применительно к действующему сегодня законодательству, принимая во внимание внесенные в него изменения, выявляет проблемы и вносит обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования этой сферы.
Структура представленной работы состоит из оглавления, введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных литературы и источников.
Исследование правового регулирования телекоммуникационных услуг показывает, что на современном этапе такое регулирования мы не можем признать адекватным и совершенным. Следовательно, необходимо совершенствование этой сферы.
Определено, что основными субъектами телекоммуникационных услуг являются:
• оператор электросвязи;
• организация электросвязи.
В то же время, конечно, не стоит забывать и об операторах почтовой связи и о том, что Закон о связи содержит в статье 2 еще ряд понятий субъектов связи, которые могут принимать участие в гражданских правоотношениях.
Объектом правоотношений в сфере услуг связи, по нашему мнению, следует признать в целом оказание любых телекоммуникационных услуг, которые выражаются в приеме, обработке, передаче и доставке.
Основанием возникновения правоотношений, в части оказания телекоммуникационных услуг следует назвать договор. Если не будет договора, не будет и гражданско-правовых отношений в данной сфере, но могут быть связи публичного характера, например, на организации электросвязи лежит обязанность извещать население о чрезвычайных положениях и пр.
Предлагаем изменить понятие организации электросвязи в статье 2 Закона о связи и привести следующее понятие, которое позволит понять сущность такой организации и определить ее организационно-правовую форму - коммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с законом, которая постоянно находится на территории России и оказывает пользователям и абонентам услуги связи, на основании полученной в соответствии с законом лицензии. Деятельность организации электросвязи вправе проводить индивидуальный предприниматель, проживающий на постоянной основе в Российской Федерации и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством.
Как видим, мы исключили из данного понятия указание на основной вид деятельности, так как это не соответствует современным реалиям, так как один субъект одновременно может оказывать и услуги электросвязи и услуги почтовой связи, и получится, что у него будет ни один, а несколько основных видов деятельности. Если же и дальше указывать только на один вид деятельности, то это серьезно сократит возможности организаций связи осуществлять свою деятельность на рынке услуг.
Выявлено, что договор об оказании телекоммуникационных услуг следует признавать двусторонним, консенсуальным и возмездным.
Анализ договоров в сфере телекоммуникаций, для целей теле- и радиовещания, приводит нас к выводу, что как клиентский договор, так и клиентский договор с вещателем является договором возмездного оказания услуг. При этом деятельность телекоммуникационной компании сводится к распространению и передаче сигнала, который распространяет непосредственно вещатель. Учитывая это, и должно строиться гражданско- правовое регулирование в данной сфере.
Проведенный нами анализ действующего законодательства, показал, что та модель, которая в настоящее время используется между вещателями и телекоммуникационными компаниями, в части заключения между ними лицензионных договоров, не отвечает сущности экономический отношений между ними, тем самым было предложено две основные модели, по которым данные субъекты должны осуществлять свою деятельность.
Для того, чтобы имел место баланс правообладателя, вещателя и телекоммуникационной компании, предложено при осуществлении публичного показа на телекоммуникационную компанию возлагать обязанность при заключении договора с конечным потребителем в случае желания проводить публичный показ, заключать с ними лицензионные договоры от имени правообладателя. Что же касается остальных взаимоотношений, то следует идти по пути заключения между вещателем и телекоммуникационной компанией договоров на оказание услуг между клиентом и вещателем с правом привлечения телекоммуникационной компании, как третьего лица и агентских договоров между вещателями и телекоммуникационной компанией.
Определено, что клиентские договоры об оказании услуг телефонной связи являются гражданско-правовыми, возмездными, урегулированы положениями гражданского законодательства и будут регулироваться гражданско-правовыми методами без возможности применить в этих отношениях административных установлений, поскольку это войдет в противоречие с гражданско-правовым регулированием договоров по возмездному оказанию услуг.
Объектом данных договорных конструкций следует признать оказание услуг, что следует из статьи 128 ГК РФ. При этом в рамках соответствующих клиентских договоров объект будет иметь собственные черты, а именно:
• конкретное указание на деятельность, которая должна совершаться, то есть установление возможности совершать соединение как голосовое, так и не голосовое (пакетное);
• указание на эффект, который самостоятельным объектом гражданского права быть не может;
• указание на потребление услуги только тогда, когда эта услуга, оказывается.
Было установлено, что сегодня в законодательстве в отношении услуг связи уже сделаны значительные продвижения, однако остаются некоторые неразрешенные вопросы, не принимается во внимание постоянно растущий уровень развития телекоммуникаций, что переопределяет необходимость совершенствования законодательства.
Проведенный анализ договора о передаче данных и его сравнение с договором телематических услуг показывает, что по правовой природе договор оказания услуг передачи данных является договором оказания услуг.
В случае, когда телекоммуникационная компания выступает в качестве оператора и занимает в сети довольно значительное положение, то договор по передаче данных, с нашей точки зрения, может содержать элементы агентского договора в части передачи требования клиентов об увеличении на счету электронных средств за счет средств, которые были внесены телекоммуникационной компании.
Было определено, что правовое регулирование договора передачи данных на современном этапе обладает рядом недостатков, что позволило нам сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5663171/ (дата обращения 15.02.2022).
2. Вайпан В.А. Проблемы регулирования услуг связи. // Предпринимательское право. 2017. № 4.
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=29365 (дата обращения 14.12.2021).
4. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). // URL: http://ind.kurganobl.ru/assets/files/WTO/services.pdf (дата обращения 14.12.2021).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021). // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.
6. Гражданское право. Учебник. В 3-х томах. Том 1. / Агафонова Н.Н., Артеменков С.В., Безбах В.В., под ред. Мозолина В.П. 2-е изд. Проспект, 2015.
7. Гузанов К.А. Правовое регулирование деятельности в области связи. // Право и экономика. 2018. № 1 (359).
8. Гукетлова Д.М. Правовое регулирование функционирования средств массовой информации. Дисс. канд. юрид. наук. Саратовский юридический институт МВД Российской Федерации. Саратов, 2006.
9. Жевняк О.В. Гражданско-правовой институт оказания услуг связи. Дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.03. Екатеринбург, 2009.
10. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.
11. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021). // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7.
12. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.). // URL: https://base.garant.ru/2540246/ (дата обращения 15.02.2022).
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http: //www.pravo .gov .ru, 04.07.2020.
14. Кузнецова О.А. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере телекоммуникационных услуг. Дисс. ... канд. юрид. наук. Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. Москва, 2017.
15. Кузнецова О.А. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере телекоммуникационных услуг. М., 2018.
...