Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие восприятия художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа №112111

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития восприятия младшими школьниками художественных произведений 9
1.1 Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики 9
1.2 Особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста 16
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Экспериментальное исследование развития восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения 33
2.1 Выявление уровня сформированности восприятия художественных произведений у младших школьников 33
2.2 Разработка и внедрение условий по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения 44
2.3 Выявление эффективности проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения 55
Заключение 67
Список используемой литературы 71

Актуальность исследования. Сегодня школа ориентирована на выявление, познание общих закономерностей читательской деятельности учащихся, что обеспечивает формирование личности ребёнка через творчески организованную учебную деятельность на уроках литературного чтения. Одним из путей формирования личности школьника является развитие младшего школьника как сознательного читателя, владеющего навыками осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, адекватно воспринимающего художественные тексты разных жанров и умеющего вести диалог с писателем.
Многогранность восприятия художественной литературы не вызывает сомнений. Формирование начинающего читателя связано со способностью правильно воспринимать художественное произведение. Всесторонняя работа с текстами различных литературных жанров заложена в Федеральных государственных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), где акцент делается на полноценное восприятие младшими школьниками того или иного художественного текста, понимание содержания произведения, активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической стороны читателя.
Литературное развитие у обучающихся в начальной школе рассматривается в качестве трехкомпонентного процесса, включающего следующие компоненты. Совершенствование читательской деятельности, подразумевающее формирование у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение, определять и оценивать собственное отношение к прочитанному; развитие у младших школьников способности адекватно выражать собственные мысли посредством слова; формирование культуры чтение и расширение читательского кругозора.
Результатом изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе становится умение полноценно воспринимать прочитанное, высказывать и обосновывать собственную точку зрения, эмоционально откликаться на содержание художественного текста.
Проблема восприятия исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными (И.А. Зимняя, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.С. Штерн и др.). Однако следует отметить достаточно небольшое количество исследований, посвященных изучению непосредственного смыслового восприятия у детей младшего школьного возраста. Многие педагоги и психологи говорят о том, что интерес детей к слушанию литературных текстов постепенно снижается в силу доминирования иных источников информации, что снижает в целом развитие читательских и познавательных интересов в дальнейшем школьном обучении. В свою очередь, отсутствие читательских интересов приводит к тому, что дети младшего школьного возраста не в полной мере способны понимать тексты литературного и познавательного содержания при их чтении, что свидетельствует о низком уровне развития смыслового восприятия и тормозит динамику развития успеваемости в школе.
Разные исследователи подходили к проблеме восприятия и понимания речи с различных сторон: данная проблема рассматривается и разрабатывается в общефилософском плане (М.М. Бахтин), в конкретно психологических аспектах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.М. Дубовис, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн). Кроме того, данная проблема в силу её большого практического значения привлекает и представителей педагогической науки (М.М. Конина, Е.Ф. Лукина, Н.С. Карпинская).
Наряду с пониманием и достаточно большой проработкой данного вопроса можно выделить следующее противоречие в его решении: проблема восприятия и понимания художественных текстов активно исследуется но, несмотря на это, необходимо отметить недостаток разработанных методик и психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста смыслового восприятия художественных произведений. Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования - создание каких психолого-педагогических условий способно помочь педагогам в построении эффективного процесса, направленного на развитие у младших школьников восприятия в процессе чтения и слушания художественных текстов?
Цель исследования - разработка и внедрение эффективных педагогических условий по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс развития восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования - психолого-педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников восприятия в процессе слушания и чтения художественных текстов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза - к психолого-педагогическим условиям, повышающим эффективность развития у младших школьников восприятия художественных текстов, относятся следующие условия:
• организация совместной деятельности по пересказу с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания;
• использование специальных приемов, направленных на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления.
В ходе работы нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Рассмотреть особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить эмпирическим путем уровень сформированности восприятия художественных произведений у младших школьников.
4. Разработать и внедрить педагогические условия по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Вывить эффективность проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы в контексте проблемы исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ организации и содержания образовательного процесса; наблюдение; беседа;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются: теоретические положения о развитии смыслового восприятия детей младшего школьного возраста (И.А. Зимняя, В.А. Артемов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, А.А. Брудный и др.); теоретические положения о развитии у детей младшего школьного возраста восприятия литературных произведений (Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут быть использованы педагогами начальной школы в контексте развития у младших школьников восприятия художественных произведений.
Экспериментальная база исследования: школа № 90 г. Тольятти.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Под восприятием понимается психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Под восприятием художественного текста в рамках данного исследования подразумевается волевой процесс, характеризующийся активностью субъекта и подразумевающий реализацию деятельности по внутреннему содействию и сопереживанию персонажам произведения, переносу «на себя» происходящих событий и осознанию смысла художественного текста.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет выделить определенные особенности восприятия современных младших школьников: слабая включенность воображения при достаточно сильной эмоциональной реакции читателя, развитие конкретизации литературных образов, фрагментарность восприятия, наличие тесной связи между уровнем техники чтения и полноценным восприятием художественного текста.
Процесс восприятия младшими школьниками художественного произведения не происходит сам собой, от педагога требуется организовать систематическую работу в данном направлении с соблюдением определенных педагогических условий. В качестве первого условия выступает осознанный подбор литературных произведений, начиная с простейших, с постепенным усложнением их содержания, объема и структуры. В качестве второго педагогического условия нами рассматриваются особенности организации совместной деятельности по анализу текста, его восприятию и пересказу. Также в рамках углубленной работы по восприятию текста детьми в современной педагогической практики используются специальные приемы, применение которых способствуют развитию у детей мыслительных операций, памяти и внимания.
Целью констатирующего этапа эмпирического исследования являлось выявление уровня сформированности восприятия художественного произведения у младших школьников. Выборку исследования составили учащиеся второго класса школы № 59 г. Тольятти в количестве 40 человек, из них 20 человек - экспериментальная группа; 20 человек - контрольная группа.
По результатам проведения констатирующего этапа исследования можем отметить, что у детей экспериментальной и контрольной группы зрительное, слуховое восприятие, а также восприятие содержания художественного произведения развито недостаточно, что свидетельствует о необходимости проведении целенаправленной работы с детьми с данном направлении.
В контексте развивающей работы нами были сформулированы определенные педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, эффективному развитию восприятия художественных текстов у обучающихся начальной школы. В качестве данных условий предложены следующие: подбор литературных текстов с постепенным усложнением их структуры, объема, смыслового содержания; организация совместной деятельности по пересказу с обязательным анализом текста с точки зрения его структуры и смыслового содержания; использование специальных приемов, направленных на развитие у детей восприятия, внимания, памяти и мышления.
На этапе формирующего эксперимента проводилась практическая реализация предложенных педагогических условий. Цель проводимой развивающей работы состояла в апробации представленных педагогических условий с целью развития у второклассников осмысленного восприятия художественного произведения. В формирующем эксперименте участвовали обучающиеся второго класса экспериментальной группы в количестве 20 человек. Развивающая работа осуществлялась на протяжении 10 уроков литературного чтения.
По результатам проведенной работы можем отметить явное улучшение результатов детей в контексте демонстрации умений самостоятельного оценивания содержания и смысла предъявленного текста, развитии навыков слухового восприятия произведения, что говорит о более высоком уровне развития понимания и восприятия. В качестве внешнего показателя динамики данного аспекта выступает способность детей более длительное время, чем ранее, целенаправленно удерживать свое внимание. Это свидетельствует о повышении степени произвольности внимания младших школьников и в значительной степени влияет на качество восприятия.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности проведенной работы, мы провели контрольный эксперимент. В экспериментальной группе после проведения опытно-практической работы выявлена существенная положительная динамика по всем показателям. Также можем констатировать следующие явные изменения в рамках процесса развития восприятия художественного произведения у детей экспериментальной группы. Дети в большинстве своем научились в ходе прослушивания текста обращать внимание на интонационные особенности говорящего, замечать логическое ударение и логические паузы. Проведенная работа способствовала и обогащению словарного запаса детей, активного и пассивного словаря. Также по итогам работы выявлено и совершенствование у детей умения определять смысловые нравственные особенности произведения, осуществлять моральные умозаключения, сопоставлять факты, вычленяя скрытый смысл подтекста, делать смысловые обобщения. Все это свидетельствует о явном прогрессе восприятия содержания и смысла художественного произведения, подтверждая эффективность проведенной практической работы.
Таким образом, в результате опытно-практической работы подтвердилась гипотеза об эффективном влиянии специально-организованных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей восприятия в процессе слушания художественного текста.
Гипотеза исследования подтверждена.
Цель исследования достигнута.


1. Белина Е.В. Особенности восприятия художественного текста современными младшими школьниками // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С. 30-35.
2. Белина Е.В. Формирование культуры чтения художественного текста у учащихся на начальном этапе литературного образования // В сборнике: Текст культуры и культура текста Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 439-443.
3. Боякова Е.В., Стукалова О.В., Юдушкина О.В. Возможности приобщения дошкольников и младших школьников к словесному творчеству в процессе восприятия художественных текстов // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 62-67.
4. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с. - С. 102­154.
6. Джафарова Ж.А., Спиридонова Г.С. О восприятии лирического произведения младшими школьниками // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 108-110.
7. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 128 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов/ И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. - 383с.
9. Зимняя, А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст] / А.А. Зимняя. - М., 2006. - С. 84.
10. Иванов Н.Н., Цивилева К.О., Волкова С.Н. Беседа по тексту в системе методов обучения младших школьников восприятию художественных произведений // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. 2013. С. 271-276.
11. Кабатай Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 24-26.
12. Константинова С.А., Власюк Д.В. Результаты экспериментальной проверки восприятия и понимания информационного текста в процессе чтения детьми младшего школьного возраста // В сборнике: Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся. Материалы IV республиканской научно-практической конференции. 2017. С. 78-80.
13. Колесникова Н.С. Особенности формирования у младших школьников художественного восприятия литературных произведений // В сборнике: Гносеологические аспекты образования Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк, 2018. С. 280-283.
14. Колесова О.В., Краснова В.В. Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 275-278.
15. Косоротова Н.Н., Ямалиева Е.В. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 106-110.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ