Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
|
Введение 4
1 Правовая характеристика права на свободу слова и информации в
Российской Федерации 9
1.1 История развития отечественного законодательства в сфере права
на свободу слова и информации 9
1.2 Содержание и место права на свободу слова и информации в
системе прав и свобод человека 20
2 Право на свободу слова и информации в Российской Федерации: понятие и
правовое регулирование 3030
2.1 Система конституционных гарантий реализации права на свободу
слова и информации 30
2.2 Международные стандарты в сфере реализации и защиты права на
свободу слова и информации и особенности их применения в Российской Федерации 40
3 Механизм реализации и защиты права на свободу слова и информации .... 48
3.1 Система защиты права на свободу слова и информации 48
3.2 Направления совершенствования гарантий защиты права на свободу слова и информации 56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
1 Правовая характеристика права на свободу слова и информации в
Российской Федерации 9
1.1 История развития отечественного законодательства в сфере права
на свободу слова и информации 9
1.2 Содержание и место права на свободу слова и информации в
системе прав и свобод человека 20
2 Право на свободу слова и информации в Российской Федерации: понятие и
правовое регулирование 3030
2.1 Система конституционных гарантий реализации права на свободу
слова и информации 30
2.2 Международные стандарты в сфере реализации и защиты права на
свободу слова и информации и особенности их применения в Российской Федерации 40
3 Механизм реализации и защиты права на свободу слова и информации .... 48
3.1 Система защиты права на свободу слова и информации 48
3.2 Направления совершенствования гарантий защиты права на свободу слова и информации 56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность темы исследования. На протяжении длительного периода времени в законодательстве, правоприменительной практики и среди учёных отсутствует единый подход, который позволял бы с точностью установить баланс соотношения частного и общественного интереса установления пределов реализации права на свободу слова и информации. Со всей очевидностью, существует информация, распространение которой не просто общественно опасно, а которая может привести к крайне негативным последствиям для личности, общества и государства. В частности, это призывы к совершению насильственных действий, разжигание межнациональной или религиозной вражды, разглашение информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну и т.п.
С другой стороны, ограничения, которые устанавливаются государством в данной сфере, зачастую могут быть использованы в целях безосновательного ограничения такого права, кроме того, законодатель в целом может «перегнуть» в вопросе обеспечения государственного (общественного) интереса и установить такие правила реализации соответствующего конституционного права, которые будут существенно ограничивать свободу поведения добросовестных участников информационных отношений. В связи с этим, вопрос установления баланса правового регулирования дозволений и запретов в сфере реализации права на свободу слова и информации был и продолжает оставаться весьма актуальным и проблематичным. Не является исключением и современный период истории России.
Среди конкретных проблемных аспектов в данной сфере необходимо выделить, например, разрешение вопроса о том, существуют ли пределы допустимости критики государства и его представителей со стороны общества, или нет. При этом, возникает ещё один актуальный вопрос, своеобразная конкуренция между двумя конституционными правами- правом на свободу слова и информации, которая предполагает возможность критики должностных лиц государства и их правом, как и каждого другого человека на охрану тайны личной жизни, защиту чести, деловой репутации и доброго имени. В целом существует понимание того, что «порог критики» должностного лица государства выше, чем обычного гражданина, однако каков он и где его пределы, до настоящего времени отечественное законодательство не определило.
Также существует проблема привлечения к ответственности сотрудника СМИ, который распространяет информацию, свободное распространение которой ограничено, но полученную последним, например, из интервью. Возникает дилемма о том, должен ли сотрудник СМИ в таких случаях нести ответственность или нет?
Разрешение этих и множества других теоретических и практических проблем, связанных с реализацией права на свободу слова и информации в России, продолжает представлять большую актуальность и значимость для совершенствования демократических основ российского государства. Ведь, демократия не является анархией и произволом большинства, демократия, как и любой другой общественно-политический строй предполагает под собой определённые гарантии и установления правил её осуществления.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена необходимостью анализа теоретических и нормативных основ реализации конституционного права на свободу слова и информации, а также поиска путей и способов разрешения возникающих при этом проблем правового регулирования и практики применения законодательства.
Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной науке наблюдается сравнительно большое количество исследований темы дипломной работы.
Среди авторов диссертационных исследований и научных публикаций в периодических изданиях, можно выделить следующих: М.Г. Алдыханов, М.К. Башаратьян,Р.И. Бурлакова, Д.Р. Гайнутдинов, А.Н. Давыдов, М.А. Дубровина, Е.В. Знамеровский, А.В. Кирпичникова, О.А. Кудряшова, Р.М. Каракотов, С.А .Куликова, С.А. Локинская, Е.С. Лисицына, Е.С. Пальцева, Л.А. Погребинская, Н.А. Петрова, П.Ю. Поздникин, В.Г. Романовский,Е.А. Сарасов, Т.В. Трофимова, А.А. Уваров, А.А. Фатализадзе, И.Г. Фролова, А.А. Царик, Д.В. Чернявский,А.А. Щербович, А.Б. Эктумаев и других.
В частности, свобода слова как явление общественной жизни, конституционные гарантии реализации права на свободу слова, особенности практики реализации данного права, проблемы реализации свободы массовой информации, уголовно-правовые гарантии свободы слова (вопросу уголовной ответственности за наиболее общественно-опасные нарушения данного права), вопросы защиты права на свободу слова, сравнительно-правовой анализ с отдельными государствами (например, США, Великобритания и Северная Ирландия), система прав и свобод граждан в сфере деятельности СМИ, вопросы соотношения права на свободу слова и права на защиту чести, достоинства и доброго имени, проблемы ограничения права на свободу слова и информации и её обоснованности, в т.ч. вопросы злоупотребления таким правом, историко-правовые и другие исследования посвящённые цензуре.
Обращает на себя внимание, что большая часть из перечисленных исследований (кандидатских диссертаций) датированы периодом 2012 - 2013 годов, когда наблюдался пик интереса к проблематике свободы слова и информации в России. Из последних исследований, необходимо отметить докторскую диссертацию С.А. Куликова 2019 года посвящённую вопросам конституционного запрета цензуры, что прямо взаимосвязано с правом на свободу слова и информации.
Таким образом, наблюдается тенденция, согласно которой, не смотря на сохраняющийся интерес на уровне научных публикаций, фундаментальные исследования, посвящённые вопросам реализации права на свободу слова и разрешению проблем возникающих в данной сфере, в отечественной науке не проводились уже давно. Данное обстоятельство также подтверждает актуальность избранной темы исследования.
Целью исследования является проведение комплексного анализа состояния правового регулирования реализации права на свободу слова и информации в отечественной правовой системе, выявление существующих недостатков и проблем правового регулирования, а также поиск способов их решения, дальнейших мер по совершенствованию законодательства в этом направлении.
Задачами исследования выступают следующие:
1. Охарактеризовать историю развития отечественного
законодательства в сфере права на свободу слова и информации.
2. Проанализировать содержание и место права на свободу слова и информации в системе прав и свобод человека.
3. Исследовать систему конституционных гарантий реализации права на свободу слова и информации
4. Изучить международные стандарты в сфере реализации и защиты права на свободу слова и информации и особенности их применения в Российской Федерации
5. Проанализировать систему защиты права на свободу слова и информации
6. Разработать направления совершенствования гарантий защиты права на свободу слова и информации
Объектом исследования являются совокупность общественных отношения, которые складываются в Российской Федерации в связи с реализацией права на свободу слова и информации.
Предмет исследования заключается в совокупности правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с реализацией права на свободу слова и информации в России. Такие нормы, прежде всего, содержатся в Конституции РФ, в других федеральных законах, которые регулируют затрагиваемые в настоящем исследовании вопросы, прежде всего, это Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другие нормативные правовые акты различной юридической силы. Также к предмету исследования относятся нормы, закреплённые в международных правовых актах, к которым относятся Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 года, а также Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 года.
В качестве методов проводимого исследования были выбраны общенаучные методы, такие как диалектически метод, методы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, логический, статистический методы. Также были использованы специальные методы юридической науки, такие как формально-юридический, историко-правовой и сравнительно правовые методы.
Структура исследования заключается в наличии трёх глав в каждой из которых последовательно отображается результаты проведённого исследования. При этом, первая глава посвящена вопросам общеправовой характеристики права на свободу слова и информации в России, во второй главе раскрытию содержания правового регулирования права на свободу слова и информации, а в третьей главе исследуется механизм реализации указанного права.
С другой стороны, ограничения, которые устанавливаются государством в данной сфере, зачастую могут быть использованы в целях безосновательного ограничения такого права, кроме того, законодатель в целом может «перегнуть» в вопросе обеспечения государственного (общественного) интереса и установить такие правила реализации соответствующего конституционного права, которые будут существенно ограничивать свободу поведения добросовестных участников информационных отношений. В связи с этим, вопрос установления баланса правового регулирования дозволений и запретов в сфере реализации права на свободу слова и информации был и продолжает оставаться весьма актуальным и проблематичным. Не является исключением и современный период истории России.
Среди конкретных проблемных аспектов в данной сфере необходимо выделить, например, разрешение вопроса о том, существуют ли пределы допустимости критики государства и его представителей со стороны общества, или нет. При этом, возникает ещё один актуальный вопрос, своеобразная конкуренция между двумя конституционными правами- правом на свободу слова и информации, которая предполагает возможность критики должностных лиц государства и их правом, как и каждого другого человека на охрану тайны личной жизни, защиту чести, деловой репутации и доброго имени. В целом существует понимание того, что «порог критики» должностного лица государства выше, чем обычного гражданина, однако каков он и где его пределы, до настоящего времени отечественное законодательство не определило.
Также существует проблема привлечения к ответственности сотрудника СМИ, который распространяет информацию, свободное распространение которой ограничено, но полученную последним, например, из интервью. Возникает дилемма о том, должен ли сотрудник СМИ в таких случаях нести ответственность или нет?
Разрешение этих и множества других теоретических и практических проблем, связанных с реализацией права на свободу слова и информации в России, продолжает представлять большую актуальность и значимость для совершенствования демократических основ российского государства. Ведь, демократия не является анархией и произволом большинства, демократия, как и любой другой общественно-политический строй предполагает под собой определённые гарантии и установления правил её осуществления.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена необходимостью анализа теоретических и нормативных основ реализации конституционного права на свободу слова и информации, а также поиска путей и способов разрешения возникающих при этом проблем правового регулирования и практики применения законодательства.
Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной науке наблюдается сравнительно большое количество исследований темы дипломной работы.
Среди авторов диссертационных исследований и научных публикаций в периодических изданиях, можно выделить следующих: М.Г. Алдыханов, М.К. Башаратьян,Р.И. Бурлакова, Д.Р. Гайнутдинов, А.Н. Давыдов, М.А. Дубровина, Е.В. Знамеровский, А.В. Кирпичникова, О.А. Кудряшова, Р.М. Каракотов, С.А .Куликова, С.А. Локинская, Е.С. Лисицына, Е.С. Пальцева, Л.А. Погребинская, Н.А. Петрова, П.Ю. Поздникин, В.Г. Романовский,Е.А. Сарасов, Т.В. Трофимова, А.А. Уваров, А.А. Фатализадзе, И.Г. Фролова, А.А. Царик, Д.В. Чернявский,А.А. Щербович, А.Б. Эктумаев и других.
В частности, свобода слова как явление общественной жизни, конституционные гарантии реализации права на свободу слова, особенности практики реализации данного права, проблемы реализации свободы массовой информации, уголовно-правовые гарантии свободы слова (вопросу уголовной ответственности за наиболее общественно-опасные нарушения данного права), вопросы защиты права на свободу слова, сравнительно-правовой анализ с отдельными государствами (например, США, Великобритания и Северная Ирландия), система прав и свобод граждан в сфере деятельности СМИ, вопросы соотношения права на свободу слова и права на защиту чести, достоинства и доброго имени, проблемы ограничения права на свободу слова и информации и её обоснованности, в т.ч. вопросы злоупотребления таким правом, историко-правовые и другие исследования посвящённые цензуре.
Обращает на себя внимание, что большая часть из перечисленных исследований (кандидатских диссертаций) датированы периодом 2012 - 2013 годов, когда наблюдался пик интереса к проблематике свободы слова и информации в России. Из последних исследований, необходимо отметить докторскую диссертацию С.А. Куликова 2019 года посвящённую вопросам конституционного запрета цензуры, что прямо взаимосвязано с правом на свободу слова и информации.
Таким образом, наблюдается тенденция, согласно которой, не смотря на сохраняющийся интерес на уровне научных публикаций, фундаментальные исследования, посвящённые вопросам реализации права на свободу слова и разрешению проблем возникающих в данной сфере, в отечественной науке не проводились уже давно. Данное обстоятельство также подтверждает актуальность избранной темы исследования.
Целью исследования является проведение комплексного анализа состояния правового регулирования реализации права на свободу слова и информации в отечественной правовой системе, выявление существующих недостатков и проблем правового регулирования, а также поиск способов их решения, дальнейших мер по совершенствованию законодательства в этом направлении.
Задачами исследования выступают следующие:
1. Охарактеризовать историю развития отечественного
законодательства в сфере права на свободу слова и информации.
2. Проанализировать содержание и место права на свободу слова и информации в системе прав и свобод человека.
3. Исследовать систему конституционных гарантий реализации права на свободу слова и информации
4. Изучить международные стандарты в сфере реализации и защиты права на свободу слова и информации и особенности их применения в Российской Федерации
5. Проанализировать систему защиты права на свободу слова и информации
6. Разработать направления совершенствования гарантий защиты права на свободу слова и информации
Объектом исследования являются совокупность общественных отношения, которые складываются в Российской Федерации в связи с реализацией права на свободу слова и информации.
Предмет исследования заключается в совокупности правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с реализацией права на свободу слова и информации в России. Такие нормы, прежде всего, содержатся в Конституции РФ, в других федеральных законах, которые регулируют затрагиваемые в настоящем исследовании вопросы, прежде всего, это Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другие нормативные правовые акты различной юридической силы. Также к предмету исследования относятся нормы, закреплённые в международных правовых актах, к которым относятся Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 года, а также Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 года.
В качестве методов проводимого исследования были выбраны общенаучные методы, такие как диалектически метод, методы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, логический, статистический методы. Также были использованы специальные методы юридической науки, такие как формально-юридический, историко-правовой и сравнительно правовые методы.
Структура исследования заключается в наличии трёх глав в каждой из которых последовательно отображается результаты проведённого исследования. При этом, первая глава посвящена вопросам общеправовой характеристики права на свободу слова и информации в России, во второй главе раскрытию содержания правового регулирования права на свободу слова и информации, а в третьей главе исследуется механизм реализации указанного права.
История развития отечественного законодательства в сфере свободы слова и информации насчитывает приблизительно 250 лет. Её «началом» является издание Указа Екатерины II 1783 года, которым устанавливались отдельные нормы о цензуре в книгопечатном деле. На протяжении длительного исторического периода законодательство в сфере свободы слова и информации необходимо характеризовать исключительно как «цензурное законодательство», поскольку предмет правового регулирования законодателем рассматривался не как отношения по свободе слова и свободе получения и распространения информации, а как часть государственной политики по обеспечению внутренней безопасности государства, его устоев, а также общепринятых традиционных устоев общества. Объектом защиты цензуры в основном выступали идеологические основы монархической формы правления, государственно-управленческая деятельность,
православие, устои морали и нравственности традиционного характера.
Исторически сложилось так, что цензура была разделена на предварительную и последующую. В большей степени применялась предварительная цензура. Конкретные меры ответственности за нарушение цензурного законодательства (составы правонарушений) были разработаны во второй половине 19 века. Субъектами ответственности выступали автор, издатель, редактор, цензор. Постепенно наблюдаюсь тенденция к усилению ответственности цензора. Применение ответственности носило исключительно административный характер.
Первые источники законодательства, в которых свобода слова и информации приобрела хоть какие-то нормативные очертания, являлись Временные правила для периодических изданий 1905 года и Указ 1906 года, регулирующий вопросы непериодических изданий. Впервые в отечественной истории, речь шла не о цензуре, а о законном порядке издательского дела с установлением определённых границ, запретов, за нарушение которых следовала юридическая ответственность, применяемая в судебном порядке. Однако, цензура не была устранена, а лишь незначительно ограничена. В советский период, цензура возобновилась с ещё большей силой и существовала фактически до 1990 года, когда было задекларирована её отмена в Законе СССР «О печати и других средствах массовой информации». Начался новый «современный» этап в развития законодательства о свободе слова и информации.
Значение права на свободу слова и информации и его место в системе других прав и свобод человека и гражданином, заключается, что это право является комплексным, состоящим из множества других относящихся к информационной сфере наиболее значимых правомочий и гарантий. Значение права на свободу слова и информации состоит в том, что только при его реальном воплощении в жизнь возможно достижения целей становления России как демократического государства, в котором человек и его права и свободы являются наивысшей ценностью. Кроме того, без реализации соответствующего права, не возможна полноценная реализация многих других важных конституционных прав и свободы: политических, экономических и социальных (право на получение информации о состоянии окружающей среды, право на образование, право на выбор профессии и т.п.).
В виду отсутствия законодательного определения права на свободу слова и информации, а также его составляющих, в науке существуют дискуссии относительно не только содержания данных терминов, но и их соотношения друг с другом, наличия в этих связях «подчинённости» и т.п.
Наиболее оптимальным и соответствующим отечественной правовой системе представляется понимание права на свободу слова и информации как фундаментального конституционного основополагающего права-принципа, которое состоит из двух основных прав, также имеющих «сложный» комплексный состав: право на свободу слова (состоит в свободе слова и свободе мысли), и права на информацию (в содержание которого входят право на доступ к информации и другие информационные права перечисленные в ст. 29 Конституции РФ).
Право на свободу слова и информации является основным, неотъемлемым право личности в отечественной правовой системе, которое состоит из совокупности информационных правомочий, а также обеспечения защиты информации и информационной безопасности личности и общества (защиты от информации), выступающее в качестве гарантии полноценной реализации всей системы прав и свобод человека и гражданина.
Спектр конституционных гарантий реализации права человека на свободу слова и информации весьма широк. В первую очередь, он заключается в том, что государство взяло на себя ответственность за признание, соблюдение и защиту любого права и свободы человека, в т.ч. права на свободу слова и информации. Данная обязанность обуславливает необходимость создания государством соответствующего механизма, которые должен обеспечивать необходимые условия для свободной реализации такого права, выявлении и предупреждении случаев посягательства на него, а, если такое право всё-таки было нарушено, предпринимать своевременные и действенные меры в целях его восстановления, и, при необходимости, привлекать к установленной юридической ответственности лиц, виновных в его нарушении. В целях реализации такой обязанности, в государстве предусмотрена судебная система, которая обладает монополией на осуществление правосудия, в т.ч. в отношении государства, его органов и должностных лиц.
В качестве других государственных органов, на которые возложена обязанность по защите прав и свобод человека является Президент РФ и прокуратура, выполняющая функцию надзора за законностью. К общим гарантиям защиты права на свободу слова и информации, также необходимо отнести право на получение квалифицированной юридической помощи, право на обращение в международные суды после исчерпания всех национальных возможностей по защите своих прав и свобод.
К специальным гарантиям реализации права можно отнести те, которые связаны с возможность свободно высказывать своё мнение, распространять и получать информацию. В этой связи важное значение имеет запрет цензуры, свободы религиозных убеждений и мнений, беспрепятственная возможность распространения религиозных взглядов, свобода литературного и художественного творчества, право на мирные собрания как способ коллективного выражения свободы мнений и слова, право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и прочие.
Знание только лишь положений Конвенции без практики ЕСПЧ недостаточно для ее правильного применения в национальных судах. Очевидно, что исходя уже из этих правовых положений законодатель и исполнительная власть в рамках обязательств по исполнению международных обязательств государств не могут руководствоваться исключительно своими усмотрениями в сфере регулирования отношений, которые возникают в течение реализации права на судебную защиту: они строго должны быть ориентированы на вырабатываемые ЕСПЧ по правам человека стандарты правосудия.
Отечественная правовая система во многом сходна с международными стандартами в данной сфере. При рассмотрении исков о диффамации, защита права на свободу слова и информации связана с определением того, предела, до которого возможна его реализация. Этот предел неизбежно связан с ограничением прав и свобод других участников информационных отношений. Наиболее спорные и конфликтные вопросы защиты права на свободу слова и информации возникают при реализации данного права в части критики органов государственной власти, политических и общественных деятелей, государственных служащих, а также сбора и распространения информации относительно частной жизни различных участников общественных отношений.
православие, устои морали и нравственности традиционного характера.
Исторически сложилось так, что цензура была разделена на предварительную и последующую. В большей степени применялась предварительная цензура. Конкретные меры ответственности за нарушение цензурного законодательства (составы правонарушений) были разработаны во второй половине 19 века. Субъектами ответственности выступали автор, издатель, редактор, цензор. Постепенно наблюдаюсь тенденция к усилению ответственности цензора. Применение ответственности носило исключительно административный характер.
Первые источники законодательства, в которых свобода слова и информации приобрела хоть какие-то нормативные очертания, являлись Временные правила для периодических изданий 1905 года и Указ 1906 года, регулирующий вопросы непериодических изданий. Впервые в отечественной истории, речь шла не о цензуре, а о законном порядке издательского дела с установлением определённых границ, запретов, за нарушение которых следовала юридическая ответственность, применяемая в судебном порядке. Однако, цензура не была устранена, а лишь незначительно ограничена. В советский период, цензура возобновилась с ещё большей силой и существовала фактически до 1990 года, когда было задекларирована её отмена в Законе СССР «О печати и других средствах массовой информации». Начался новый «современный» этап в развития законодательства о свободе слова и информации.
Значение права на свободу слова и информации и его место в системе других прав и свобод человека и гражданином, заключается, что это право является комплексным, состоящим из множества других относящихся к информационной сфере наиболее значимых правомочий и гарантий. Значение права на свободу слова и информации состоит в том, что только при его реальном воплощении в жизнь возможно достижения целей становления России как демократического государства, в котором человек и его права и свободы являются наивысшей ценностью. Кроме того, без реализации соответствующего права, не возможна полноценная реализация многих других важных конституционных прав и свободы: политических, экономических и социальных (право на получение информации о состоянии окружающей среды, право на образование, право на выбор профессии и т.п.).
В виду отсутствия законодательного определения права на свободу слова и информации, а также его составляющих, в науке существуют дискуссии относительно не только содержания данных терминов, но и их соотношения друг с другом, наличия в этих связях «подчинённости» и т.п.
Наиболее оптимальным и соответствующим отечественной правовой системе представляется понимание права на свободу слова и информации как фундаментального конституционного основополагающего права-принципа, которое состоит из двух основных прав, также имеющих «сложный» комплексный состав: право на свободу слова (состоит в свободе слова и свободе мысли), и права на информацию (в содержание которого входят право на доступ к информации и другие информационные права перечисленные в ст. 29 Конституции РФ).
Право на свободу слова и информации является основным, неотъемлемым право личности в отечественной правовой системе, которое состоит из совокупности информационных правомочий, а также обеспечения защиты информации и информационной безопасности личности и общества (защиты от информации), выступающее в качестве гарантии полноценной реализации всей системы прав и свобод человека и гражданина.
Спектр конституционных гарантий реализации права человека на свободу слова и информации весьма широк. В первую очередь, он заключается в том, что государство взяло на себя ответственность за признание, соблюдение и защиту любого права и свободы человека, в т.ч. права на свободу слова и информации. Данная обязанность обуславливает необходимость создания государством соответствующего механизма, которые должен обеспечивать необходимые условия для свободной реализации такого права, выявлении и предупреждении случаев посягательства на него, а, если такое право всё-таки было нарушено, предпринимать своевременные и действенные меры в целях его восстановления, и, при необходимости, привлекать к установленной юридической ответственности лиц, виновных в его нарушении. В целях реализации такой обязанности, в государстве предусмотрена судебная система, которая обладает монополией на осуществление правосудия, в т.ч. в отношении государства, его органов и должностных лиц.
В качестве других государственных органов, на которые возложена обязанность по защите прав и свобод человека является Президент РФ и прокуратура, выполняющая функцию надзора за законностью. К общим гарантиям защиты права на свободу слова и информации, также необходимо отнести право на получение квалифицированной юридической помощи, право на обращение в международные суды после исчерпания всех национальных возможностей по защите своих прав и свобод.
К специальным гарантиям реализации права можно отнести те, которые связаны с возможность свободно высказывать своё мнение, распространять и получать информацию. В этой связи важное значение имеет запрет цензуры, свободы религиозных убеждений и мнений, беспрепятственная возможность распространения религиозных взглядов, свобода литературного и художественного творчества, право на мирные собрания как способ коллективного выражения свободы мнений и слова, право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и прочие.
Знание только лишь положений Конвенции без практики ЕСПЧ недостаточно для ее правильного применения в национальных судах. Очевидно, что исходя уже из этих правовых положений законодатель и исполнительная власть в рамках обязательств по исполнению международных обязательств государств не могут руководствоваться исключительно своими усмотрениями в сфере регулирования отношений, которые возникают в течение реализации права на судебную защиту: они строго должны быть ориентированы на вырабатываемые ЕСПЧ по правам человека стандарты правосудия.
Отечественная правовая система во многом сходна с международными стандартами в данной сфере. При рассмотрении исков о диффамации, защита права на свободу слова и информации связана с определением того, предела, до которого возможна его реализация. Этот предел неизбежно связан с ограничением прав и свобод других участников информационных отношений. Наиболее спорные и конфликтные вопросы защиты права на свободу слова и информации возникают при реализации данного права в части критики органов государственной власти, политических и общественных деятелей, государственных служащих, а также сбора и распространения информации относительно частной жизни различных участников общественных отношений.
Подобные работы
- Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование свободы слова в международном и внутригосударственном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023 - ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Право на свободу мысли и слова: конституционно-правовой аспект
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020



