Введение 4
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативных умений младших школьников 10
1.1 Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников 10
1.2 Интерактивные технологии как средство формирования
коммуникативных умений младших школьников 19
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников на основе интерактивных технологий 32
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
младших школьников 32
2.2 Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса заданий на
основе интерактивных технологий с целью формирования коммуникативных умений младших школьников 43
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования по формированию коммуникативных умений младших школьников 52
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложение А Задания по методике «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман) 68
Приложение Б Опросник к методике «Самоконтроль в общении» (М. Снайдер) 69
Приложение В Вопросы и задания по методике «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) 70
Сфера коммуникации является неотъемлемой частью социального мира, в котором развивается личность. Благодаря коммуникативным умениям человек реализуется профессионально и личностно. С ними он приобретает поддержку и помощь в осуществлении своих жизненных целей и потребностей. Поэтому коммуникативные умения являются средством, обеспечивающим эффективную деятельность субъекта в общении. Помимо этого, умение слушать и слышать собеседника, получая для себя полезную информацию и делясь этой информацией с другими, это показатель культуры личности в целом [17].
В настоящее время прослеживаются значительные изменения в общении современных детей. По статистике 25% из них беспомощны в отношениях со своими сверстниками и неспособны преодолевать простые конфликты. Более 30% предложенных детьми самостоятельных решений конфликта несут агрессивный характер [49]. Поэтому формировать коммуникативные умения следует с самого раннего детства, но этот процесс необходимо строить в соответствии с определенным возрастным этапом развития ребенка - дошкольника и школьника. Данный процесс следует организовывать направленно и систематично.
В психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется формированию коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте. В федеральном государственно образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что каждым учащимся должны быть освоены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) для успешного взаимодействия в обществе [47]. Коммуникативные умения особо значимы в жизни школьника и на их формирование направлено особое внимание, поскольку:
- они оказывают влияние на успешность обучения. Если младший школьник чувствует дискомфорт, стеснение, отвечая учителю на вопросы или выступая перед классом, то ответ может оказаться слабее его реальных знаний, а оценка, в соответствии с этим ниже. Такой опыт может отрицательно отразиться на последующей учебной деятельности;
- уровень сформированности коммуникативных умений сказывается на процессе адаптации младшего школьника в коллективе;
- с происходящими переменами в мире и потребностью в правильной реакции на них, становится актуальным развивать коммуникативную сферу с раннего детства в условиях школьного обучения и готовить учащихся к эффективной коммуникации и реализации собственных способностей во взаимодействии с окружающими людьми [17].
В настоящее время формируется новая система образования, происходят значительные перемены в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования дополняется новыми умениями, развитием способностей использования информации, развитием творчески подходить к решению педагогических проблем с упором на индивидуализацию образовательной программы. Преобразование системы образования направлено на становление ученика главной фигурой в учебном процессе. Однако это усложненно отсутствием для этого условий при традиционном подходе в образовании и традиционных средствах обучения, в большинстве своем направленных на классно-урочную систему. Добиться цели образования могут помочь новые технологии. Мотивацию и вовлеченность учащихся на уроках можно повысить, используя интерактивные технологии обучения [22].
Интерактивные технологии дают возможность в достижении таких задач, как:
- обеспечение коммуникабельности, возможности повышения мотивации, углубления знаний, воображения и творчества, активной жизненной позиции, взаимоуважения;
- установление эмоционального контакта между учащимися;
- обеспечение воспитательной задачи за счет обучения работать в команде и прислушиваться к мнению товарищей [7].
Значит, интерактивные технологии дают возможность решать сразу несколько задач, которые способствуют развитию коммуникативных умений.
Организуя обучение с применением интерактивных технологий, каждый ученик ощущает себя успешным и интеллектуально самостоятельным, от этого процесс обучения становится результативнее. Таким образов, актуальной и важной проблемой на современном этапе развития общества и системы образования является использование интерактивных технологий, как средства развития коммуникативных умений младших школьников.
Так как наше исследование посвящено формированию коммуникативных умений младших школьников, следует определить основные понятия, такие как «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения». Многие ученые, например, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.Н. Курбатов сравнивают понятия «общение» и «коммуникация» и сопоставляют их с процессом передачи и получения информации. Но большинство ученых, занимающихся изучением межличностных отношений, различают эти понятия [27].
В психолого-педагогическом словаре А.П. Астахова коммуникация понимается как связь, в процессе которой обмениваются информацией системы живой и неживой природы и общества [3, с. 319]. С.Л. Рубинштейном коммуникация рассматривается как сложный процесс, в установлении и развитии контактов между людьми, вызванный потребностями в совместной деятельности и содержащий в себе обмен информацией, формирование совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [41]. По мнению С.М. Вишняковой коммуникация это межличностное общение, позволяющее достигать более высокого уровня сопереживания и сочувствия между партнерами [9, с. 130].
Некоторые ученые выделяют составляющие коммуникативных умений: А.В. Мудрик выделяет умение ориентироваться в партнерах, умение ориентироваться в ситуации общения, умение сотрудничать в разных видах деятельности [31]. О.Н. Сомкова в своих исследованиях отмечает другую точку зрения на составляющие коммуникативных умений. Она выделяет такие компоненты, как речевые умения, невербальные умения и правила речевого этикета [44].
А.А. Леонтьев структурирует коммуникативные умения, разделяя их на две группы: первая, это коммуникативное применение личностных особенностей в общении, а вторая - владение техникой общения и контакта [27].
Л.Р. Мунировой были выделены компоненты коммуникативных умений: информационно-коммуникативный компонент, регуляционно-коммуникативный компонент, аффективно-коммуникативный компонент [32].
Г.М. Андреева систематизирует коммуникативные умения по группам, пользуясь функциональной характеристикой структуры общения: первая группа соотносится с коммуникативной стороной общения, вторая группа с перцептивной стороной общений и третья группа с интерактивной стороной общения [2, с. 67].
На наш взгляд, интерактивные технологии имеют большой воспитательный потенциал, но в образовательном процессе они применяются крайне редко, а особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений уделяется мало внимания.
Вследствие этого мы выделили следующие противоречия между:
- необходимостью формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточным вниманием, уделяемым организации данного процесса в начальной школе;
- потребностью формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточным использованием педагогического потенциала интерактивных технологий в образовательном процессе;
- необходимостью использования новых средств с целью формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточным применением интерактивных технологий в образовательном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности интерактивных технологий в формировании коммуникативных умений детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: разработать комплекс заданий на основе интерактивных технологий для формирования коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста на основе заданий с применением интерактивных технологий на уроках окружающего мира.
В основу исследования положена гипотеза, заключающаяся в предположении, что формирование у младших школьников коммуникативных умений будет более эффективным, если:
- раскрыто содержание коммуникативных умений младших школьников и определены уровни сформированности этих умений;
- содержание образовательного процесса обогащено интерактивными технологиями, способствующими формированию коммуникативных умений;
- создана эмоционально-благоприятная атмосфера на уроках.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) подобрать диагностические методики для выявления уровней сформированное™ коммуникативных умений младших школьников, провести диагностику;
3) разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс заданий по окружающему миру с применением интерактивных технологий, с целью формирования коммуникативных умений младших школьников;
4) оценить эффективность применения комплекса заданий по окружающему миру на основе интерактивных технологий для формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ (психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), обобщение, сравнение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап), методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Школа имени академика Сергея Павловича Королева».
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и студентами педагогических вузов при организации уроков с применением интерактивных технологий с целью формирования коммуникативных умений.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы (56 источника), приложения (3 пункта), 3 таблицы, 13 диаграмм.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы рассмотрели особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
При изучении особенностей формирования коммуникативных умений младших школьников, мы рассмотрели несколько взглядов ведущих психологов и педагогов относительно понятия «коммуникативные умения» и остановились на определении, выделенном А.В. Батаршевым: коммуникативные умения - это способность и готовность к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию. Это умение подходить осознанно к отбору языковых средств, чтобы осуществлять общение в определенной речевой ситуации, создавать свои связные высказывания.
Также анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, нами были рассмотрены средства формирования коммуникативных умений младших школьников.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан вывод о том, что формировать коммуникативные умения у младших школьников необходимо, поскольку от степени сформированности данных умений зависит процесс социализации и развитие личности в целом. Проанализировав цели интерактивных технологий, мы пришли к тому, что они являются эффективным средством формирования коммуникативных умений.
Затем нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой стало выявление и определение уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников, а также разработка комплекса заданий по формированию коммуникативных умений младших школьников на основе интерактивных технологий и экспериментальная проверка его эффективности. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного этапа. Исследование проводилось в г. Тольятти на базе Муниципального бюджетного учреждения «Школа имени академика С. П. Королева». В исследовании принимали участие 22 ученика 3 «Б» класса и 22 ученика 3 «Г» класса в возрасте 9-10 лет.
На констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников. Результаты эксперимента показали, что уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе на 8%. Средний уровень в экспериментальной группе ниже на 2%, а низкий уровень в экспериментальной группе выше на 10%. В соответствии с результатами 3 «Б» класс был выбран в качестве экспериментальной группы.
На формирующем этапе эксперимента мы разработали комплекс заданий с целью формирования коммуникативных умений младших школьников. Мы внедрили комплекс заданий с применением интерактивных технологий в уроки по окружающему миру, чтобы подтвердить то, что коммуникативные умения учеников динамичны и формируются в процессе совместной деятельности.
После чего на контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности коммуникативных умений с помощью тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе.
Результаты повторной диагностики показали положительную динамику формирования коммуникативных умений, что свидетельствует об эффективности разработанного и внедренного комплекса заданий с применением интерактивных технологий на уроках окружающего мира.
Отсюда следует, что гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута.
1. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Просвещение, 2007. 149 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 2011. 375 с.
3. Астахов А.П. Новейший психолого-педагогический словарь. Минск: Современная школа, 2010. 927 с.
4. Байтматов М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры дилогического взаимодействия младших школьников. Волгоград, 2016. 150 с.
5. Батаршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 189 с.
6. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд. центр «Академия»,
2015. 176 с.
7. Ветошкина Т.А., Шнайдер Н.В. Активные и интерактивные методы обучения: метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2017. 182 с.
8. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2018. 96 с.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины. М.: Просвещение, 2004. 538 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2004. 432 с.
12. Григорьева Д.Р., Шамсутдинова Р.Р. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. М.: Просвещение, 2016. 118 с.
13. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. М.: Просвещение, 2017. 106 с.
14. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2010. 288 с.
15. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2016. 130 с.
16. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Педагогика, 1991. 257 с.
17. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития
коммуникативных свойств личности. М.: Просвещение, 2017. 143 с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2014. 382 с.
19. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности. Таганрог, 2006. 227 с.
20. Казаринова Н.В. Межличностные общения. М.: Просвещение,
2016. 194 с.
21. Карпенко А.В., Дегтярева Ю.И. Применение информационно-коммуникативных технологий в начальной школе для активизации познавательной активности учащихся. Уфа, 2016. 83 с.
22. Кашлев С.С. Технологии интерактивного обучения. М.: Просвещение, 2015. 197 с.
23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2017. 458 с.
24. Козина Е.В. Интерактивное обучение в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 86 с.
25. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 2016. 106 с.
26. Кругликов В.Н. Интерактивные образовательные технологии. М.: Юрайт, 2020. 353 с.
27. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Просвещение, 1999. 365 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 319 с.
29. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх. М.: Начальная школа, 2015. 184 с.
30. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгофад: Перемена, 2006. 319 с.
31. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2015. 304 с.
32. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. М.: Просвещение, 2009 217 с.
33. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. М.: Просвещение, 2004. 151 с.
34. Нор Е.Ф. Технология организации групповой учебной деятельности. Николаев, 1998. 75 с.
35. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Академия, 2009. 112 с.
36. Патрушева И.В. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2019. 130 с.
37. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. М.: Юрайт, 2020. 151 с.
38. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса. М.: Просвещение, 2015. 172 с.
39. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Екатеринбург, 1999. 231 с.
40. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 2005. 247 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2002. 720 с.
42. Рябцева С.Л. Диалог за партой. М.: Педагогика, 2003. 96с.
43. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 2005. 192с.
44. Сомкова О.Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация». М.: Просвещение 2016. 64 с.
45. Суворова, Н. Интерактивное обучение. Новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.
46. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности. Школьные технологии, 2016. 415 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М.: Просвещение, 2018. 29 с.
48. Федорова Л.И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. М.: Форум, 2009. 176 с.
49. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. 11 с.
50. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. М.: Учитель, 2020. 144 с.
51. Харисова И.Г. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии. М.: Юрайт, 2020. 223 с.
52. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству. М.: Вопросы психологии, 1993. 274 с.
53. Шаимова Г.А. Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра». М.: Просвещение, 2017. 383 с.
54. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период. М.: Просвещение, 2006. 42 с.
55. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: «Сентябрь» 2011. 95 с.
56. Яшкова Л. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / Электронный ресурс // Инновационная наука. 2016. № 2-4. С. 162-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28144314(дата обращения: 30.03.2020).