Объект исследования - строительный гипермаркет ООО «Декорадо» (г. Нижневартовск).
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие ассортимента и ценовой политики 6
1.2 Методология анализа ассортимента и ценовой политики 11
1.3 Пути повышения эффективности формирования ассортимента и ценовой политики 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ДЕКОРАДО» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика 24
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента 29
2.3 Оценка эффективности ценовой политики 35
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «ДЕКОРАДО» 41
3.1 Программа мероприятий по улучшению формирования ассортимента 41
3.2 Эффективность предложенных мер 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования вопросов управления ассортиментом также обоснована необходимостью своевременного выявления наиболее и наименее ликвидных товаров, наиболее рентабельных товарных ассортиментных групп. Исследование товарной номенклатуры позволяет оптимизировать ассортимент предприятия, сформировать систему скидок на товары, усовершенствовать процесс торговой деятельности в целом. Можно говорить о том, что управление ассортиментом и ценовой политикой предприятия – это важнейшие инструменты повышения эффективности работы.
Актуальность темы исследования обоснована также тем, что многие современные предприятия испытывают финансовые трудности в силу нестабильной внешней среды. Недопустимо сосредоточение денежных средств в запасах, требуется как можно точнее определить ассортимент предлагаемых товаров и услуг, продумать ценовую политику. Это снизит затраты на управление деятельностью предприятием в целом и позволит добиться более высоких результатов в работе, обеспечит повышение деловой активности, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и платежеспособности организации.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности формирования ассортимента и управления ценовой политикой на основании теоретических и практических исследований по выбранной теме.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. определить понятие и значение ассортимента и ценовой политики;
2. ознакомиться с методологией анализа ассортимента;
3. определить направления повышения эффективности формирования ассортимента;
4. представить организационно-экономическую характеристику предприятия;
5. проанализировать товарооборот и ассортимент предприятия;
6. оценить эффективность управления ценовой политикой предприятия;
7. определить проблемы и направления улучшения работы исследуемого предприятия;
8. оценить эффективность предложенных мер.
Объектом исследования выступает торговая организация г. Нижневартовска – ООО «Декорадо». ООО «Декорадо» предлагает потребителям широкий ассортимент строительных товаров.
Предмет исследования – система управления ассортиментом и ценовой политикой предприятия.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза. При оценке эффективности системы управления ассортиментом широко были использованы методы абсолютных и относительных величин, метод средних величин, графический и табличные методы исследования. Также в работе были применены методы опроса, контент-анализа, наблюдения. Использование представленных методов позволяет раскрыть тему выпускной квалификационной работы и определить направления улучшения работы.
Информационной базой для выполнения выпускной квалификационной работы стали учебники, учебные пособия, монографии, а также статьи в периодических изданиях, отражающие аспекты управления ассортиментом.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в определении мер по совершенствованию системы управления ассортиментом исследуемого предприятия. Предложенная система рекомендаций позволит повысить уровень деловой активности и конкурентоспособности предприятия, добиться улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
Управление ассортиментом – это одно из самых главных направлений деятельности маркетинга торговой компании. Понятие «ассортимент» широко используется во всех сферах экономики. Данное понятие следует характеризовать как набор товаров, сформированный по определённым признакам. Ассортиментный перечень нацелен на удовлетворение разнообразных, аналогичных и индивидуальных потребностей. Управление ассортиментом приобретает особое значение в условиях жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели компании. Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Анализ ассортимента базируется на изучении данных отчётности, на исследовании динамики и структуры ассортиментных позиций, широты и глубины ассортимента. При анализе ассортимента широко применяются методы АВС и ХУZ анализа. Заключительным этапом анализа ассортимента должны стать меры его оптимизации в целях повышения эффективности работы современного предприятия.
Добиться повышения эффективности управления ассортиментом можно разными способами. В практике управления различают сокращение, расширение и обновление ассортимента. Немаловажную роль при работе с ассортиментом играет работа непосредственно с покупателем, которая позволяет добиться формирования положительного имиджа предприятия и оптимизировать ассортимент предлагаемых товаров.
Для исследования и аналитической оценки ассортимента и ценовой политики выбран строительный гипермаркет г. Нижневартовска ООО «Декорадо».
Изучение организационно-экономической характеристики ООО «Декорадо» позволяет сделать вывод о том, что исследуемая организация занимает устойчивые позиции на рынке строительных материалов. ООО «Декорадо» – строительный гипермаркет г. Нижневартовска, которые предлагает розничным потребителям более 60 тыс. наименований строительных материалов. В организации работает более 500 сотрудников. В организации уделяется существенное внимание аналитической оценке финансовой и маркетинговой деятельности, регулярно анализируется спрос на различные строительные товары и сопутствующие услуги. Выручка организации и чистая прибыль в 2020 году существенно увеличились, для 2021 года характерно некоторое снижение показателей в силу неустойчивой внешней среды.
Представленный анализ товарооборота и ассортимента ООО «Декорадо» позволяет убедиться в том, что в 2020 году объем реализации товаров существенно увеличился. В 2021 году наблюдается небольшое снижение объемов реализации строительных товаров и оказания сопутствующих услуг. ООО «Декорадо» занимается не только реализацией строительных, отделочных, сантехнических и прочих аналогичных товаров в розницу, но и оказывает сопутствующие услуги, а также сотрудничает с оптовыми покупателями. Среди основных ассортиментных товарных групп следует выделить отделочные материалы, сантехнических материалов, электрику и освещение. Структура ассортимента остается стабильной на протяжении анализируемого периода.
Ценовая политика ООО «Декорадо» – это стратегия определения цен на предлагаемые потребителю товары. В стратегическом плане ценовая политика представляет собой долгосрочную политику в области установления цен с выбором основного параметра (целевой функции), который становится главным ориентиром ценообразования. ООО «Декорадо» придерживается активной ценовой политики, предлагая потребителю различного рода скидки и акции на товары и оказываемые услуги. По результатам исследования ценовой политики можно говорить о то, что ООО «Декорадо» придерживается активной системы ценообразования, предлагает покупателям возможность приобретения товара со скидкой. В целом система ценообразования оптимальна.
Управление ассортиментом и ценовой политикой строительного гипермаркета «Декорадо» должно быть усовершенствовано по следующим направлениям. Во-первых, необходимо автоматизировать процесса контроля, планирования и анализа ассортиментных товарных групп. Во-вторых, требуется применять инструменты цифрового маркетинга. Необходимой мерой является наполнение социальных сетей, также необходимо внедрение контекстной и баннерной рекламы. Социальные сети – это залог успешного взаимодействия с постоянными и потенциальными потребителями. Третье направление – это повышение эффективности управления товарными запасами за счет внедрения технологии RFID. Инструменты бережливого производства позволяют исключить необоснованные траты рабочего времени и повысить эффективность управления ассортиментом.
В результате предложенных мероприятий будет достигнуто увеличение товарооборота на 81914 тыс. рублей, сумма затрат составляет 811,152 тыс. рублей. Предложенная система рекомендаций целесообразна к внедрению. Комплексный подход к управлению ассортиментом позволит добиться устойчивого развития строительного гипермаркета в долгосрочной перспективе.
1. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М.П. Афанасьев — М.: Издательский центр «Книга», 2019. — 304 с.
2. Антипова Т.Ю. Современный комплекс маркетинга / Т.Ю. Антипова // Аллея науки. – 2019– №5. – с. 269–273
3. Алексеев Н.В. Эволюция научных подходов к толкованию ассортиментной политики предприятий/ Н.В. Алексеев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. статей. — Москва,2019. — С. 370–374
4. Ахмедова Л.К. Управление ассортиментом продукции с позиции рынка / Л.К. Ахмедова // Студенческий вестник. – 2021. – №23. – С. 18–20
5. Балахонцев, С.В. Понятие и классификация товарного ассортимента / С.В. Балахонцев // Современная наука. – 2022. – №38. – С. 809–813
6. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
7. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 365 с.
8. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. / Под общ.ред. Е.П. Голубкова. – М.: Экономика, 2020. – 286 с.
9. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова. — М.: Дело и сервис, 2022. 302 с.
10. Дыбаль, С.В. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / С.В. Дыбаль. — СПб: Бизнес — пресса, 2022. — 512 с.
11. Дубаневич, Л.З. Возможности и пути совершенствования ценовой политики коммерческого предприятия / Л.З. Дубаневич // Синергия наук. – 2022. – №4. – с. 12–19.
12. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: учеб.-практ. пособие. – М.: Эксмо, 2022 – 211 с.
13. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: учебник / О.В. Ефимова. — М.: Бухгалтерский учет, 2019. — 633 с.
14. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
15. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2019. – 312 c.
16. Котлер, Филип Основы маркетинга Краткий курс / Ф. Котлер — М. Издательский дом «Вильяме», 2021 — 656 с
17. Кузнеченкова К.П. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии / К. П. Кузнеченкова // Менеджмент – время возможностей. – Севастополь,2021. – С. 166–171
18. Мароян А. Современный подход к управлению ассортиментной политикой предприятия / А. Мароян // Дорога знаний. – 2018. – №1.– С. 60–64
19. Масленникова А.С. Понятие и сущность стимулирования сбыта / А.С. Масленникова // Форум молодых ученых. – 2019. – №5. – С. 881–886
20. Мазилкина, Е.И. Основы рекламы : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 070700 «Реклама» / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина, Л. А. Ольхова. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 239 с.
21. Можонова В.В. Ассортиментная политика: подходы, понятие и ее составляющие / В.В. Можонова // Мир науки: сб. науч. статей. – Пенза,2021. — С. 330–335.
22. Москвин, С.Н. Критериальный подход к выбор стратегии управления товарным ассортиментом предприятия / С.Н. Москвин // Фундаментальная и прикладная наука: сб. науч. статей. – Пенза,2021. – С. 138–142.
23. Парамонова, Т.Н. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2019. – 360 с
24. Петрова, А.В. Факторы, оказывающие влияние на формирование товарного ассортимента предприятия / А.В. Петрова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №4. – С. 74–77
25. Репина Е. А. Основы менеджмента: учебное пособие / Е. А. Репина, М. А. Чернышев, Т. Ю. Анопченко. — М. : НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2014. – 240 c.
26. Ремигайло, Н.В. Пути оптимизации товарного ассортимента / Н.В. Ремигайло // Синергия наук. – 2022. – №7. – С. 12–19
27. Черная Л.В. Комплексный подход к формированию маркетинговой стратегии предприятия / Л.В. Черная // Сборник научных работ серии «Экономика». – 2019. – №14. – С. 107–116
28. Чувакова, С.Г. Стратегический маркетинг: учебник / С.Г. Чуваков. – М.: Дашков и К., 2018. – 272 с.
29. Черчилль, Браун: Маркетинговые исследования: учебник. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2022. — 704 с.
30. Чернова Е.С. Понятие инструментов стимулирования сбыта и их в комплексе маркетинга / Е.С. Чернова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. науч. статей. – Пенза,2019. – С. 107–111
31. Чувакова, С. Г. Управление ассортиментом магазина / С.Г. Чувакова. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 260 c.
32. Шабыкова Н.Э. К вопросу о практических методах управления ассортиментной политикой в организации / Н.Э. Шабыкова // Экономика и управление: современные вызовы: сб. науч. статей. — Улан-Удэ,2019.— С.418–421
33. Щербачев, А.О. Ассортиментная политика как фактор стратегического развития организации / А.О. Щербачев // Актуальные аспекты современным предприятием: сб. науч. статей. – Краснодар,2021. – С. 481–486
34. Шуляк, П.Н. Ценообразование / П.Н. Шуляк. - Москва: Огни, 2020. – 216 c.
35. Яруллина А.А. Управление ассортиментом товаров / А.А. Яруллина // Управление ассортиментом в системе маркетинга предприятия. — Синергия наук. – 2022. – № 36. – 20–2
36. ООО «Декорадо»: официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://decorado.ru/about?catalog=true Дата обращения 20.03.2023