Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Актуальные проблемы мира детства в научной литературе 9
1.1 Образ ребёнка и детства, особенности изображения героев в детской литературе 9
1.2 Мир детства в русской литературе XIX-XX вв 13
1.2.1 Мир детского рая в повести Л.Н. Толстого «Детство» 19
1.2.2 Мир детства в произведении С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» 23
Глава 2 Изображение мира детства в произведениях Н. Абгарян 34
2.1. Творчество Н. Абгарян в научных исследованиях и литературной критике 34
2.2 Жизнь ребенка второй половины ХХ века в изображении Н. Абгарян 40
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Приложение А Внеклассное мероприятие по литературе «Мир детства в произведении Н. Абгарян «Манюня» 58
Одной из основных задач литературы, адресованной юным читателям, является создание образа ребенка и осмысление темы детства как особой поры в жизни каждого человека. «Все начинается с детства» - так называется книга С.В. Михалкова». «Человек начинается с детства, - говорит автор в предисловии к книге. - Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра в схожими, или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра». С этими словами знаменитого поэта трудно не согласиться, ведь именно в раннем возрасте закладываются основы нравственности человека, формируется его характер. Вот почему тема детства всегда волновала писателей, педагогов, психологов, и социологов. Ученых интересовали проблемы становления личности ребенка, места подрастающего человека в обществе, система взаимоотношений ребёнка со взрослыми.
Тема детства стала ведущей в творчестве писателей, посвятивших свой талант подрастающему поколению. На страницах многочисленных произведений для юных читателей авторы стремились раскрыть мир растущего человека, создать психологически убедительные образы детей, строили сюжеты на ситуациях, которые могли бы помочь юным читателям ответить на непростые житейские вопросы, подсказать выход из сложных ситуаций.
Отечественная детская литература богата произведениями, раскрывающими мир ребенка, живущего в различные эпохи. Достаточно серьезно изучены в работах ученых и критиков произведения лучших авторов ХIХ-ХХ веков.
В последние годы обострился интерес к страницам отечественной истории второй половины ХХ века. Горячие споры о советском периоде невозможно представить без аргументов о детстве второй половины ХХ века. Не случайно в последние годы многие авторы обратились к освещению памяти детства родителей, бабушек и дедушек нынешних школьников. Одной из лучших книг о детстве конца ХХ века является трилогия Н. Абгарян «Манюня», в состав которой входят повести. Несмотря на то, что творчество писательницы не обделено вниманием критики, отдельной работы, посвященной изучению специфики изображения советского детства в современной литературе пока не создано. Настоящая выпускная квалификационная работа является попыткой восполнить этот пробел. Этим и определяется актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению детских образов в произведениях русских писателей посвящены работы М.Н. Эпштейна, Т.В. Юкиной «Образы детства» [61, с. 241-257], заслуживают внимание монографии Н.А. Дворяшиной «Лики детства в литературе Серебряного века» [Дворяшина 2008], «Феномен детства в творчестве русских символистов Ф. Сологуба, З. Гиппиус, К. Бальмонта». [18, с. 291], И.Н. Арзамасцевой «Век ребенка в русской литературе1900-1930- х годов [8, с.404].
Творчеству Н. Абгарян посвящены статьи П.С. Ивановой и Е.П. Иванян «Прецедентные имена собственные в сравнениях из повести Н.Абгарян «Манюня», П.С. Ивановой «Характеристика системы сравнений в повести Н. Абгарян «Манюня», Т.Д. Попковой «Мир детства в современной художественной литературе: экзистенциальный текст» и многие другие.
Объектом исследования являются повести писательницы, составившие трилогию «Манюня»: «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман».
Предметом исследования является изображение мира детства в произведениях Н. Абгарян.
Цель работы - выявить особенности изображения мира детства в литературе, определить их значимость для раскрытия проблематики произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, посвященную исследованию изображения мира детства в отечественной литературе.
2. Выявить специфику изображения мира детства в произведениях русских писателей.
3. Определить особенности изображения мира девства в произведениях Н. Абгарян.
Методологической основой исследования являются:
• биографический метод;
• культурно-исторический метод;
• метод изучения научной литературы;
• описательный метод;
• сопоставительный метод;
На защиту выносятся следующие положения:
1. В повестях Н. Абгарян, составляющих трилогию «Манюня», используются разные средства создания мира детства: бытовые детали эпохи, специфика воспоминаний о детстве, индивидуализация речи и поступки героев, их мировоззрение, определенное временем.
2. В повестях Н. Абгарян продолжаются гуманистические традиции отечественной детской литературы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в выявлении специфики создания мира детства в современной литературе. В результате анализа детских образов в повестях о Манюне и ее верных подругах были выявлены особенности изображения мира ребёнка в творчестве писательницы.
Теоретическая значимость материалы исследования позволяют подчеркнуть особенности изображения мира детства в творчестве Н. Абгарян и их функциональную значимость для осмысления мира детства второй половины ХХ века.
Практическая значимость работы заключается в том, что - полученные результаты могут стать материалами для уроков внеклассного чтения в школе и на практических занятиях в вузе, посвященных знакомству с произведениями писателей ХХI века.
Апробация проходила во время педагогической практики в МБУ «Школа №1» на внеклассном мероприятии по литературе (см. приложение А). Результаты проведённого исследования были обсуждены на всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020 г.), на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021 г.).
Цель и задачи определили структуру бакалаврской работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и источников, включающего в себя 61 источник.
Интерес к миру детства, детской теме, образу ребенка в литературе был характерен в переломные эпохи истории, на рубежах ХIХ-ХХ веков и в начале третьего тысячелетия. Отечественная детская литература богата произведениями, раскрывающими мир ребенка, живущего в различные эпохи.
Особенностью произведений русских писателей о мире детства стало внимание к миру переживаний юных героев в таких произведениях, как повести «Детство» Л.Н.Толстого и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, сказочной повести А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители» и др. Реалистичный образ ребёнка - невинной жертвы социального зла создаёт в своих рассказах Ф.М. Достоевский. В последние годы обострился интерес к страницам отечественной истории второй половины ХХ века. Горячие споры о советском периоде невозможно представить без аргументов о детстве второй половины ХХ века.
Таким образом, на основе анализа текстов произведений можно сделать вывод об особом внимании русских писателей ХIХ века к миру детства. Этот интерес характерен и для детской прозы начала ХХI столетия.
Во многих произведениях современной литературы находит продолжение тема «рая детского житья», но в то же время затрагиваются острые проблемы современности, к которым можно отнести социальное сиротство, равнодушие взрослых, просчеты и недостатки незадачливых педагогов. Тема детства в книгах нашего времени неразрывно связана и с социальной проблематикой.
В работах русских писателей изображение мира детства нередко соединялось с противопоставлением «рай детского житья» - «обездоленное детство». Авторы книг для юных читателей, изображая светлый мир детства, не скрывают и темные стороны жизни, с которыми приходится сталкиваться растущему человеку. Горестные воспоминания о детстве все-таки не позволяют затмить светлое восприятие мира ребенком и оставляют в детских воспоминаниях только лучшее, примеры тому - повесть К.И. Чуковского «Серебряный герб» и книги современной писательницы Н. Абгарян.
Благодаря рассмотрению феномена детства в литературе разных эпох мы смогли углублено исследовать поэтику отечественной прозы.
В результате изучения мира детства в автобиографической трилогии Н. Абгарян «Манюня» мы углублено рассмотрели поэтику современной литературы. В произведениях Н. Абгарян наряду с чертами массовой литературы обнаруживаются черты психологической прозы, что позволяет их отнести к произведениям не только массовой, но и качественной литературы. Анализ критической литературы, а также научных работ, посвященных творчеству писательницы, позволил сделать вывод о своеобразии языка произведений Н. Абгарян, специфике структуры повествования ее прозы, особенностях изображения смешного.
В книгах Н. Абгарян создается мир счастливого детства начала восьмидесятых годов 20 века. В книгах много описаний беспечных проделок маленьких героинь, которые вызывают справедливый гнев взрослых, но мир счастливого детства составляют не только радости и забавы детской жизни - в произведениях также немало упоминаний о гармоничном, весёлом мире, где люди всегда готовы прийти на помощь друг другу. Светлые воспоминания из детства связаны у героинь с поездками к родным, легендами и преданиями городка Берд и многим другим.
В повестях, составивших трилогию «Манюня» можно обнаружить основные принципы создания мира детства в отечественной литературе. Автор без прикрас рисует реальный мир, окружающую среду жизни маленьких героинь. С особой теплотой припоминая детские годы, писательница не идеализирует реальную жизнь в стране, но воспоминания о детстве связаны с радостным, солнечным мировосприятием жизни.
Таким образом, анализ текстов произведений Н. Абгарян, составивших трилогию «Манюня» позволяет говорить о продолжении лучших традиций детской прозы в современной литературе.
1. Абгарян Н. Манюня. М.: АСТ, 2019. 317 с.
2. Абгарян Н. Манюня, Юбилей Ба и прочие треволнения. М.: АСТ, 2018. 352 с.
3. Абгарян Н. Манюня пишет ФантастичЫскЫй роман. М.: АСТ, 2018. 350 с.
4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире // Вопросы психологии. 2000. №1. С. 3441.
5. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий // теория и практика обучения языкам. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
6. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в четырёх томах. // Т1: Детские годы Багрова-внука. М.: ГИХЛ, 1955. 556 с.
7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука // Авторский сборник. Государственное издательство художественной литературы, 1958. 536 с.
8. Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900-1930 годов. Монография. М.: «Прометей» МПГУ, 2003. 404 с.
9. Арзамасцева И.Н. Детская литератур / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М.: Академия, 2005. 576 c.
10. Бауэр В. Дюмотц И. Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон- Пресс, 1998. С. 42.
11. Бестужев-Лада И.В. Депопуляция: социальные проблемы // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Материалы Российской научно-практической конференции. М.: о-во «Знание» РСФСР, 1982. 227 с.
12. Билибина И, Рачева Е., Самокиш-Судковской Е. Городок в табакеркеСост и вступ ст.С.Серова. М.: Правда, 1989. С.252-283.
13. Бухина О. Чего может добиться гадкий утенок: психологический портрет сироты в детской литературе // Конструируя детское. Филология, история, антропология: сборник науч. ст.: вып. 9. СПб.: Изд-во Азимут, 2011. С. 374-397.
14. Гиндин В.П. Психопатология в русской литературе. М.: Пер Сэ, 2005. 224 с.
15. Глухова Ю.О. Подросток в современной русской литературе // Научная дискуссия современной молодёжи: 69 актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник ст. конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 233-234.
...