Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки проблемы формирования информационной культуры педагога профессионального
цикла 12
1.1 Ретроспективный анализ понятия «информационная
культура» 12
1.2 Современные тенденции развития общества как фактор
формирования информационной культуры преподавателя 18
1.3 Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры преподавателя профессионального
цикла 24
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению информационной культуры педагога профессионального цикла 40
2.1 Методика организации экспериментальной
работы 40
2.2 Разработка авторского курса «Повышение информационной
культуры преподавателя» 48
2.3 Анализ и оценка результатов сформированности информационной
культуры преподавателя профессионального цикла 55
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение 73
Цель исследования - повышение уровня информационной культуры преподавателя профессионального цикла на основе разработки и апробации авторского курса «Повышение информационной культуры преподавателя».
Объект исследования - процесс формирования информационной культуры преподавателя профессионального цикла.
Предметом исследования выступают организационно
педагогические условия формирования информационной культуры педагога профессионального цикла.
Задачи:
1. Изучить проблему формирования информационной культуры в научно-педагогической литературе.
2. Определить компоненты информационной культуры преподавателя.
3. Выявить организационно-педагогические условия, способствующие формированию информационной культуры педагогов.
4. Разработать авторский курс для повышения информационной культуры преподавателя профессионального цикла.
5. Экспериментально проверить эффективность авторского курса
формирования информационной культуры преподавателя
профессионального цикла.
Полученные данные доказали правильность первоначальной гипотезы диссертации и позволили сделать следующие выводы:
Понятие «информационная культура» включает определенную совокупность знаний и умений личности.
Организация интеллектуально-информационной среды в колледже через освоение преподавателями новых информационных технологий - сложная и актуальная проблема. Информатизация учебного процесса представляется как новое явление, преподаватель занимается дополнительными нагрузками, которые связаны с получением незнакомых, новых знаний, навыков и умений. Это явление проявляется в невозможности использовать современную вычислительную технику, в увеличении затрат времени при подготовке к занятиям. Все эти проблемы развивают у некоторых педагогов различные предубеждения, в их сознании возникает некий психологический барьер.
Система СПО в России является самой распространённой и самой востребованной. Подготовка студентов ведется с уклоном на практическую значимость, что является важнейшим фактором для развивающейся экономики региона.
Для того, что бы выпускники были конкурентоспособными на рынке труда, необходимо как можно большее внимание обращать на обучение информационным технологиям, которые стремительно развиваются в современном мире.
Для подтверждения недостаточной сформированности уровня информационной культуры преподавателей был проведен констатирующий эксперимент, участие в котором приняли 62 преподавателя Тольяттинского политехнического колледжа. Анализ результатов комплекса диагностических методик показал, что у опрошенных отсутствует мотивация и преобладает внешняя (материальная) система мотивов, а присутствует низкая степень готовности к самостоятельному развитию, слабое владение ИКТ- технологиями и их редкое использование на своих занятиях. Небольшой процент педагогов действительно стремятся учится новому, развиваться, и, соответственное, давать новые знания студентам. Так как работа с информационными коммуникациями подразумевает постоянное изменение и совершенствование технологий, преподаватель, не желающий или не способный их освоить, будет пользоваться только устаревшими методами, и, значит, его профессиональная деятельность не будет эффективной.
На формирующем этапе был разработан и внедрен авторский курс «Повышение информационной культуры преподавателя».
В авторский курс предлагается 24 занятия, 12 лекционных и 12 практических. Благодаря практическим занятиям в течение специального курса у преподавателей развивался творческий потенциал, потребность в самообразовании и саморазвитии. Достигая успехов в овладении информационными технологиями, они обретали уверенность в своих силах, увеличивали самооценку и внутреннюю мотивацию, которые в будущем приведут к эффективной профессиональной деятельности преподавателя.
Значительную роль при изучении материала отводили знакомству с информационными ресурсами Интернета, формированию и реализации собственных проектов, пополняющих информационные познания преподавателя и улучшающих его навыки работы с компьютерами. Выработка умений рациональной работы с информационными ресурсами занимала особое место.
Контрольный эксперимент был проведен с участием того же педагогического состава, преподающего дисциплины профессионального цикла в колледже. Методики, использованные нами на констатирующем этапе, снова были предложены преподавателям с целью выявления динамики сформированности компонентов информационной культуры педагога.
Итоги эксперимента позволили сделать вывод, что процент находящихся на низком уровне сформированности потребности в саморазвитии снизился в два раза. Преподаватели, попробовав свои силы в освоении новых технологий, стали стремиться изучать новое и дальше, получили мотивацию к обучению. Также у педагогов повысились мотивация и готовность к саморазвитию, ИКТ-компетентность, преподаватели стали чаще использовать информационные технологии на занятиях. Преподаватели освоили рациональный и продуктивный поиск в сети Интернет и различных электронных библиотеках, улучшили навык работы с использованием текстовых, табличных и графических данных. Высокий уровень информационной культуры способствовал стимулированию творческого труда, стремлению к самообразованию, увеличению мотивации преподавателя к применению инновационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Контрольный эксперимент выявил положительную динамику сформированности компонентов информационной культуры. Таким образом, программа авторского курса повышения квалификации «Повышение информационной культуры преподавателя» доказала свою эффективность.
В ходе исследования были получены выводы, обнаружившие возможный потенциал для дальнейших исследований по повышению информационной культуры педагога.
1. Айзенберг А.Я. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих. М.: Высшая школа, 1973. 48 с.
2. Анисимов П.Ф. Управление средним профессиональным образованием. Казань, 2001. 72 с.
3. Антонова С.Г. Информационная культура личности // Профессиональное образование. 1997. № 1. С. 82-89.
4. Астафьева Н.Е. Информатизация педагогической деятельности. Тамбов: ИПК РО, 1997. 175 с.
5. Атаян А.М. Дидактика формирования информационной культуры педагога: дис. ... канд. пед. Наук. Владикавказ, 2001. 164 с.
6. Бондаревская Е.В. Педагогика. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. 32 с.
7. Виноградов A.A., Скворцов JI.B. Информатизация образования // Техническое творчество. 1990. № 4. С.48-60.
8. Воиханская K.M., Смирнова Б.А. Информационная культура // Библиотека и информация, 1974. 86 с.
9. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность. М.: Кн.
палата, 1989. 197 с.
10. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры
личности. М.: Школьная библиотека, 2002. 288 с.
11. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: «Флинта», 1998. 492 с.
12. Демин В.М. Методология адаптивной автоматизированной системы управления. Казань: ИСПО РАО, 2002. 212 с.
13. Ершов А. П. Концепция информатизации образования //
Информатика и образование. 1988. №6. С. 7-12.
14. Ершов А.П. Информатика в колледже // Информатика и
образование. 1987. №6. С. 3-11.
15. Задонская И. А. Информационная культура личности // Социальноэкономические явления и процессы. 2015. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/informatsionnaya-kultura-lichnosti-kak-osnova- formirovaniya-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 15.04.2018).
...