Введение 4
Глава 1. Теоретические основы брака и семьи 7
1.1 Понятие, функции, стадии развития семьи 7
1.2 Психологические особенности позднего юношеского возраста 13
1.3 Понятие психологической готовности к браку и семье 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к созданию семьи в юношеском возрасте 26
2.1 Описание методов и процедуры исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психологической
готовности к семейной жизни в юношеском возрасте 28
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Актуальность исследования связана с тем, что на данном этапе современной жизни институт брака и семьи, хотя остаётся наиважнейшей частью общества, однако, в настоящее время у юношей и девушек изменились приоритеты, семья остается ценностью, но при этом, главным является самоопределение, становление и самореализация в обществе, отодвигая создание и развитие семейных отношений на второстепенный план.
Но многие исследователи, как раз напротив считают, что семья - определяющая основа в развитии как психического, так и физического здоровья личности. В молодом возрасте, люди не задумываются о семье, о ее создании и значении в своей жизни. И для того, чтобы быть готовым к семейной жизни, необходимо знать и осознавать свои убеждения, свои ценности, так же представления о браке и семейной жизни.
Для создания хорошей и крепкой семьи, в которой общие интересы и общие убеждения, необходимо формировать готовность к созданию брака и семьи. Ведь как отмечает Вирджиния Сатир: «создание семьи, одно из наитруднейших дел на свете». И мы в свою очередь, полностью согласны с данным высказыванием.
Проблемой семьи занимались такие ученые как: Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, В. Сатир, А.И.Захаров, Ю.Н. Олейник, Н. Аккерман, К. Альт, Н.В. Александрова, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова, Н.Я. Соловьева, Гребенников И.В. и многие другие.
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности в юношеском возрасте к созданию семьи.
Объект исследования - психологическая готовность к созданию семьи.
Предмет исследования - психологической готовности к созданию семьи у юношей и девушек в позднем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования — психологическая готовность к созданию семьи в позднем юношеском возрасте, будет характеризоваться сформированностью когнитивного компонента личности, а также напряжённостью и несформированностью эмоционального компонента готовности личности к созданию семьи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической готовности к созданию семьи в юношеском возрасте в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария для исследования психологической готовности к созданию семьи.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности юношества к созданию семейной жизни.
4. Проанализировать эмпирические данные, сделать выводы, составить рекомендации.
Методологические основы исследования:
1. Принцип детерминизма (совокупность, знаний, представлений убеждений, мотивов).
2. Принцип системности (целостность, структурность,
иерархичность семейной системы).
3. Принцип единства сознания и деятельности (влияние психологической готовности к семейной жизни, на продуктивность совместной деятельности в браке).
4. Теория отношений В.Н. Мясищева.
5. Аналитический подход (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Методы исследования:
1 .Теоретический анализ литературы.
2. Методы психодиагностики:
• Метод анкетирования;
• Методика «Тест-карта оценка готовности к семейной жизни»
И.Ф. Юнда;
• Проективная методика «Моя будущая семья».
3. Качественный и количественный анализ.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть применены психологами как опора для создания программ психологического сопровождения, направленных на формирование готовности представителей юношеского возраста к созданию семьи, в консультативной и просветительской работе с будущими семьями.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 16 юношей и 16 девушек Тольяттинского государственного университета.
Семья - это первая ступень на пути к социализации каждого индивида.
Семья - это то, что окружает нас с рождения и на протяжении всей жизни, сначала это родительская семья, то место, где в нас закладывается самые базовые знания, ценности, убеждения, затем на основе этого уходя во взрослую жизнь, мы перенимаем знания и опыт в свою новую семью.
Юноши и девушки при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи, именно поэтому важно отдавать себе отчет, в понимании семьи, формировать знание о ее функциях и стадиях.
В случае гармоничных отношений в родительской семье юноши и девушки переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, и представления являются позитивно окрашенными. Вместе с тем, формируется готовность к созданию семьи, положительный эмоциональный фон, правильная мотивация на создание семьи, знания о базовых функциях семьи.
Как показало наше исследование, при наличии сформированных знаний и представлений о семье, негативно-аффективный компонент вышел на первый план, тем самым указывая на неготовность юношей и девушек к созданию семьи на данном этапе жизни. На первый план выходит профессиональное становление, поиск себя, и своего места в жизни.
Полученные и обработанные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза подтвердилась, когнитивный компонент готовности юношества к вступлению в семейную жизнь сформирован, однако эмоциональная составляющая отношения к будущей семье у юношей и девушек не сформирована, что позволяет нам сделать вывод о не сформированной готовности к созданию семейной жизни в позднем юношеском возрасте.
Для формирования готовности к созданию семьи и браку, необходимо проводить психопросветительские лекции в школах, колледжах и ВУЗах, что будет формировать знания юношей и девушек, и тем более осознанным будет вступления в брак, и тем меньше бракоразводных процессов.
Практическая значимость нашего исследования, для психологов - это материал для создания программ психопросвещения с целью представлений о будущей семье для работы с юношами от 15 до 18 в школах, так и для работы с молодежью от 18 до 23 лет в колледжах и ВУЗах.
Для педагогов - это материал, на основе которого возможно провести уроки о структуре семьи, для самих юношей и девушек - наглядное пособие для развития и формирования готовности к созданию семьи и брака.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М., 2001. - 704с.
2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы [Текст] / Ю. Е. Алешина // Вестник Московского Университета. - Психология. - Сер.14. - 1987. - №2. - С. 60-72.
3. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 3-е изд. - М., 2003. - 857 с.
4. Бэндлер, Р, Гриндер, Д., Сатир, В. Семейная терапия [Текст] / Р Бэндлер, Д. Гриндер, В. Сатир. - Воронеж, 1993. - 320 с.
5. Варга, А.Я. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / А.Я. Варга. - М., 1989. - 208 с.
6. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 160 с.
7. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта [Текст] / К. Витакер. - М., 1998. - 288 с.
8. Волкова, А.Н., Трапезникова, Т.М. - Методологические приемы диагностики супружеских отношений [Текст] / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - 116 с.
9. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 176 с.
10. Джерелиевская, М.А. Установки коммуникативного поведения [Текст] / М.А. Джереливская. - М., 2000.- 191с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - 3 изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 135 с.
12. Занько, С.Ф., Тюнников, Ю.С., Тюнникова, С. М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения [Текст] / С.Ф. Занько, Ю. С. Тюнников, С.М. Тюнникова. - М., 1992. - Ч. 2. - 259 с.
13. Клее, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие [Текст] / М. Клее. - М., - 2008.
14. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] /
С.В. Ковалев. - М., 1987. - 159 с.
15. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] /
С.В. Ковалев. - М., 1988. - 208 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
17. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
18. Малкина - Пых, И.Г. Семейная терапия [Текст] / И.Г. Малкина - Пых // Справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2006.- 224 с.
19. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды [Текст] / В. Н. Мясищев // Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 356 с.
20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
21. Пухова, Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях в семье [Текст] / И.Т. Пухова // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 14-18.
22. Ратанов, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] / Т.А. Ратанов. - М.: Флинта, 2005. - 303 с.
23. Ростовская, Т.К., Кучмаева, О.В. Представление молодых
россиян о семейной жизни: социологический ракурс [Текст] /
Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева // Вопросы управления. - М., 2015. - 85 с.
24. Рудестам, К.Г. Групповая психотерапия [Текст] / К.Г. Рудестам. - СПб., 2000. - 384 с.
25. Силяева, Е.Г. Современные исследования семейно-брачных отношений [Текст] / Е.Г. Силяева // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для вузов под ред. Е.Г Силяевой. - М., 2002. - 192с.
26. Стоюнин, В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы. Очерки [Текст] / В.Я. Стоюнин // Семейное воспитание: Сост. П.А. Лебедав. - М., 2001. - 408 с.
27. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко. - М., 1987. - 352 с.
28. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М., 1989. - 208 с.
29. Фромм, Э. Искусство любить [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2011. - 223 с.
30. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О. В. Хухлаева. - М., 2002. - 208 с.
31. Ширн, Ч., Расселл, К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений [Текст] / Ч. Ширн, К. Рассел // Проективная психология. - М ., 2000.
32. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512с.
33. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер // Методическое пособие. - М. - СПб., 1996. - 48 с.
34. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 2008. - 672 с.
35. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб., 2000. - 445 с.
36. Юнда, И.Ф., Юнда, Л.И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда, Л.И. Юнда. - Киев, 1990.
37. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. - М., Воронеж, 1998.
38. Berg, I.K. Family-based services: Asolution focused approach/ I.K. Berg // NewYork: W.W. - Norton & Company, Inc.-1994.
39. Black, L., &Piercy, F. P. / L. Black F.P Piercy // Afeminist family therapyscale. Journal of Maritaland Family Therapy. - 1991, 111с.
40. Dykeman, Bruce F./ The Effects of Family Conflict Resolution on children's Classroom Behavior // Journal of Instructional Psychology, 2003.-113 с.