ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СОЗДАНИЮ БРАКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы брака и семьи 7
1.1 Понятие, функции, стадии развития семьи 7
1.2 Психологические особенности позднего юношеского возраста 13
1.3 Понятие психологической готовности к браку и семье 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к созданию семьи в юношеском возрасте 26
2.1 Описание методов и процедуры исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психологической
готовности к семейной жизни в юношеском возрасте 28
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Глава 1. Теоретические основы брака и семьи 7
1.1 Понятие, функции, стадии развития семьи 7
1.2 Психологические особенности позднего юношеского возраста 13
1.3 Понятие психологической готовности к браку и семье 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к созданию семьи в юношеском возрасте 26
2.1 Описание методов и процедуры исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психологической
готовности к семейной жизни в юношеском возрасте 28
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Актуальность исследования связана с тем, что на данном этапе современной жизни институт брака и семьи, хотя остаётся наиважнейшей частью общества, однако, в настоящее время у юношей и девушек изменились приоритеты, семья остается ценностью, но при этом, главным является самоопределение, становление и самореализация в обществе, отодвигая создание и развитие семейных отношений на второстепенный план.
Но многие исследователи, как раз напротив считают, что семья - определяющая основа в развитии как психического, так и физического здоровья личности. В молодом возрасте, люди не задумываются о семье, о ее создании и значении в своей жизни. И для того, чтобы быть готовым к семейной жизни, необходимо знать и осознавать свои убеждения, свои ценности, так же представления о браке и семейной жизни.
Для создания хорошей и крепкой семьи, в которой общие интересы и общие убеждения, необходимо формировать готовность к созданию брака и семьи. Ведь как отмечает Вирджиния Сатир: «создание семьи, одно из наитруднейших дел на свете». И мы в свою очередь, полностью согласны с данным высказыванием.
Проблемой семьи занимались такие ученые как: Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, В. Сатир, А.И.Захаров, Ю.Н. Олейник, Н. Аккерман, К. Альт, Н.В. Александрова, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова, Н.Я. Соловьева, Гребенников И.В. и многие другие.
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности в юношеском возрасте к созданию семьи.
Объект исследования - психологическая готовность к созданию семьи.
Предмет исследования - психологической готовности к созданию семьи у юношей и девушек в позднем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования — психологическая готовность к созданию семьи в позднем юношеском возрасте, будет характеризоваться сформированностью когнитивного компонента личности, а также напряжённостью и несформированностью эмоционального компонента готовности личности к созданию семьи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической готовности к созданию семьи в юношеском возрасте в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария для исследования психологической готовности к созданию семьи.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности юношества к созданию семейной жизни.
4. Проанализировать эмпирические данные, сделать выводы, составить рекомендации.
Методологические основы исследования:
1. Принцип детерминизма (совокупность, знаний, представлений убеждений, мотивов).
2. Принцип системности (целостность, структурность,
иерархичность семейной системы).
3. Принцип единства сознания и деятельности (влияние психологической готовности к семейной жизни, на продуктивность совместной деятельности в браке).
4. Теория отношений В.Н. Мясищева.
5. Аналитический подход (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Методы исследования:
1 .Теоретический анализ литературы.
2. Методы психодиагностики:
• Метод анкетирования;
• Методика «Тест-карта оценка готовности к семейной жизни»
И.Ф. Юнда;
• Проективная методика «Моя будущая семья».
3. Качественный и количественный анализ.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть применены психологами как опора для создания программ психологического сопровождения, направленных на формирование готовности представителей юношеского возраста к созданию семьи, в консультативной и просветительской работе с будущими семьями.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 16 юношей и 16 девушек Тольяттинского государственного университета.
Но многие исследователи, как раз напротив считают, что семья - определяющая основа в развитии как психического, так и физического здоровья личности. В молодом возрасте, люди не задумываются о семье, о ее создании и значении в своей жизни. И для того, чтобы быть готовым к семейной жизни, необходимо знать и осознавать свои убеждения, свои ценности, так же представления о браке и семейной жизни.
Для создания хорошей и крепкой семьи, в которой общие интересы и общие убеждения, необходимо формировать готовность к созданию брака и семьи. Ведь как отмечает Вирджиния Сатир: «создание семьи, одно из наитруднейших дел на свете». И мы в свою очередь, полностью согласны с данным высказыванием.
Проблемой семьи занимались такие ученые как: Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, В. Сатир, А.И.Захаров, Ю.Н. Олейник, Н. Аккерман, К. Альт, Н.В. Александрова, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова, Н.Я. Соловьева, Гребенников И.В. и многие другие.
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности в юношеском возрасте к созданию семьи.
Объект исследования - психологическая готовность к созданию семьи.
Предмет исследования - психологической готовности к созданию семьи у юношей и девушек в позднем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования — психологическая готовность к созданию семьи в позднем юношеском возрасте, будет характеризоваться сформированностью когнитивного компонента личности, а также напряжённостью и несформированностью эмоционального компонента готовности личности к созданию семьи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической готовности к созданию семьи в юношеском возрасте в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария для исследования психологической готовности к созданию семьи.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности юношества к созданию семейной жизни.
4. Проанализировать эмпирические данные, сделать выводы, составить рекомендации.
Методологические основы исследования:
1. Принцип детерминизма (совокупность, знаний, представлений убеждений, мотивов).
2. Принцип системности (целостность, структурность,
иерархичность семейной системы).
3. Принцип единства сознания и деятельности (влияние психологической готовности к семейной жизни, на продуктивность совместной деятельности в браке).
4. Теория отношений В.Н. Мясищева.
5. Аналитический подход (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Методы исследования:
1 .Теоретический анализ литературы.
2. Методы психодиагностики:
• Метод анкетирования;
• Методика «Тест-карта оценка готовности к семейной жизни»
И.Ф. Юнда;
• Проективная методика «Моя будущая семья».
3. Качественный и количественный анализ.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть применены психологами как опора для создания программ психологического сопровождения, направленных на формирование готовности представителей юношеского возраста к созданию семьи, в консультативной и просветительской работе с будущими семьями.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 16 юношей и 16 девушек Тольяттинского государственного университета.
Семья - это первая ступень на пути к социализации каждого индивида.
Семья - это то, что окружает нас с рождения и на протяжении всей жизни, сначала это родительская семья, то место, где в нас закладывается самые базовые знания, ценности, убеждения, затем на основе этого уходя во взрослую жизнь, мы перенимаем знания и опыт в свою новую семью.
Юноши и девушки при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи, именно поэтому важно отдавать себе отчет, в понимании семьи, формировать знание о ее функциях и стадиях.
В случае гармоничных отношений в родительской семье юноши и девушки переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, и представления являются позитивно окрашенными. Вместе с тем, формируется готовность к созданию семьи, положительный эмоциональный фон, правильная мотивация на создание семьи, знания о базовых функциях семьи.
Как показало наше исследование, при наличии сформированных знаний и представлений о семье, негативно-аффективный компонент вышел на первый план, тем самым указывая на неготовность юношей и девушек к созданию семьи на данном этапе жизни. На первый план выходит профессиональное становление, поиск себя, и своего места в жизни.
Полученные и обработанные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза подтвердилась, когнитивный компонент готовности юношества к вступлению в семейную жизнь сформирован, однако эмоциональная составляющая отношения к будущей семье у юношей и девушек не сформирована, что позволяет нам сделать вывод о не сформированной готовности к созданию семейной жизни в позднем юношеском возрасте.
Для формирования готовности к созданию семьи и браку, необходимо проводить психопросветительские лекции в школах, колледжах и ВУЗах, что будет формировать знания юношей и девушек, и тем более осознанным будет вступления в брак, и тем меньше бракоразводных процессов.
Практическая значимость нашего исследования, для психологов - это материал для создания программ психопросвещения с целью представлений о будущей семье для работы с юношами от 15 до 18 в школах, так и для работы с молодежью от 18 до 23 лет в колледжах и ВУЗах.
Для педагогов - это материал, на основе которого возможно провести уроки о структуре семьи, для самих юношей и девушек - наглядное пособие для развития и формирования готовности к созданию семьи и брака.
Семья - это то, что окружает нас с рождения и на протяжении всей жизни, сначала это родительская семья, то место, где в нас закладывается самые базовые знания, ценности, убеждения, затем на основе этого уходя во взрослую жизнь, мы перенимаем знания и опыт в свою новую семью.
Юноши и девушки при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи, именно поэтому важно отдавать себе отчет, в понимании семьи, формировать знание о ее функциях и стадиях.
В случае гармоничных отношений в родительской семье юноши и девушки переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, и представления являются позитивно окрашенными. Вместе с тем, формируется готовность к созданию семьи, положительный эмоциональный фон, правильная мотивация на создание семьи, знания о базовых функциях семьи.
Как показало наше исследование, при наличии сформированных знаний и представлений о семье, негативно-аффективный компонент вышел на первый план, тем самым указывая на неготовность юношей и девушек к созданию семьи на данном этапе жизни. На первый план выходит профессиональное становление, поиск себя, и своего места в жизни.
Полученные и обработанные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза подтвердилась, когнитивный компонент готовности юношества к вступлению в семейную жизнь сформирован, однако эмоциональная составляющая отношения к будущей семье у юношей и девушек не сформирована, что позволяет нам сделать вывод о не сформированной готовности к созданию семейной жизни в позднем юношеском возрасте.
Для формирования готовности к созданию семьи и браку, необходимо проводить психопросветительские лекции в школах, колледжах и ВУЗах, что будет формировать знания юношей и девушек, и тем более осознанным будет вступления в брак, и тем меньше бракоразводных процессов.
Практическая значимость нашего исследования, для психологов - это материал для создания программ психопросвещения с целью представлений о будущей семье для работы с юношами от 15 до 18 в школах, так и для работы с молодежью от 18 до 23 лет в колледжах и ВУЗах.
Для педагогов - это материал, на основе которого возможно провести уроки о структуре семьи, для самих юношей и девушек - наглядное пособие для развития и формирования готовности к созданию семьи и брака.
Подобные работы
- Психологическая готовность к браку у молодежи (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Исследование психологической готовности молодежи к семейной жизни
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - «Психологическая готовность к браку у лиц юношеского возраста»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Представления о семье в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИОННО-
ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



