Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей детей младших школьников в досуговой деятельности
1.1 Проблема исследования творческих способностей личности
младших школьников в психолого- педагогической литературе
1.2 Педагогический условия развития творческих способностей
младших школьников в досуговой деятельности
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития
творческих способностей младших школьников в досуговой деятельности
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших
школьников
2.2 Разработка и реализация содержания педагогических условий для
развития творческих способностей младших школьников в
досуговой деятельности
2.3 Выявление уровня творческих способностей младших
школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты диагностики по критерию «особенности
проявления художественных способностей» на
констатирующем этапе
Приложение Б Результаты диагностики по критерию «определение
способности воображения младших школьников к переносу
свойств знакомого предмета в новую ситуацию» на
констатирующем этапе
Приложение В Результаты диагностики по критерию «определение
продуктивности мышления младших школьников» на
констатирующем этапе
Приложение Г Результаты диагностики по критерию «определение гибкости
и оригинальности мышления младших школьников» на
констатирующем этап Приложение Д Результаты диагностики по критерию «особенности
проявления художественных способностей» на контрольном
этапе
Приложение Е Результаты диагностики по критерию «определение
способности воображения младших школьников к переносу
свойств знакомого предмета в новую ситуацию» на
контрольном этапе
Приложение Ж Результаты диагностики по критерию «определение
продуктивности мышления младших школьников» на
контрольном этапе
Приложение И Результаты диагностики по критерию «определение гибкости
и оригинальности мышления младших школьников» на
контрольном этапе
Задача развития творческих способностей человека в современных
условиях приобретает лидирующую роль: качество и скорость развития
будущего определяется наличием и реализацией творческого потенциала
подрастающего поколения.
Анализируя опыт образовательных учреждений В.В. Утемов [27]
показывает, что на действия в незнакомой ситуации способны лишь 15%
детей; и только 5% предпочитают активные творческие виды деятельности,
остальные являются сторонниками пассивных действий (смотреть, слушать).
Такое положение заставляет «бить тревогу» и практиков, и активизирует
работу исследователей в теоретическом и методическом планах.
Многообразие и сложность проблемы творчества представлена в трудах
ученых различных научных областей: А.В. Бакушинского, B.C. Библера,
Б.Р. Виппера, Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Е.С. Громова,
Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, А.Л. Никифорова, А.Я. Пономарева и др.
Сенситивным периодом для педагогического влияния в указанном
направлении является младший школьный возраст. Дети этого возраста
проявляют повышенную восприимчивость к творчеству, способность к поиску
знаний, показывают высокие результаты целенаправленного развития
художественно-творческих способностей. Эту тему разрабатывали многие
исследователи: Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина,
Т.С. Комарова, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее –
ФГОС) во главу угла ставят развитие личности школьника, развитие качеств,
интегративный характер которых сможет обеспечить социальную успешность
подрастающего поколения. Среди таких качеств – способность ребенка
применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности в новых
условиях, в ходе развития этих условий, их изменения преобразовывать
способы деятельности, способность предложить свой замысел и воплотить егов видах художественной деятельности адекватно возрастным особенностям.
Развитие творческих способностей во многом зависит от того, насколько
ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Огромное
значение для этого процесса имеет грамотно построенная досуговая
деятельность, которая в настоящее время практически не используется в
системе образовательных учреждений.
В психолого-педагогической литературе (А.В. Антонова, Т.Н. Доронова,
М.Б. Зацепина, Е.П. Климова, Т.С. Комарова, Т.А. Котлякова, Н.Н. Поддьяков,
О.А. Соломенникова и др.), на профессиональных блогах и
специализированных сайтах (М.В. Гайдабура, Н.Г. Пищикова,
Ю.Б. Стрельникова, А.В. Щербакова и др.) представлены многочисленные
публикации, обобщающие результаты реализации государственных и
вариативных программ по организации досуговой деятельности младших
школьников. Формирование и развитие творческих способностей младших
школьников в силу возрастных особенностей происходит именно в досуговой
деятельности.
Интересной, информативной и развивающей деятельность в сфере
культуры и досуга возможна при наличии ряда факторов: тесная связь с
народной культурой, историей; профессионализм и мастерство педагогов;
творческие способности родителей; регулярное посещение выставок, театров,
библиотек, музеев; эстетические занятия на природе. Досуговые и культурно-
развивающие мероприятия в образовательных организациях должны
проходить в комфортной, доброжелательной атмосфере, обеспечивающей
эмоциональные и культурные потребности детей; они должны способствовать
развитию духовности в детях и творческих наклонностей. Через мероприятия
культурно-досуговой направленности осуществляется знакомство и
вхождение ребенка в мир культуры. Содержательная часть такой деятельности
очень разнообразна и способствует всестороннему развитию личности
каждого конкретного малыша и всех детей, поскольку такие мероприятия
обладают социально-значимыми целями. Программы досуговой работы вобразовательных организациях имеют игровую, коммуникативную,
познавательную, эстетическую и творческую направленность, благодаря чему
удовлетворяются различные запросы детей. Данные основания позволяют
досуговую деятельность рассматривать в качестве духовного пространства,
обеспечивающего детям широкие возможности вхождения в культурную
среду. Однако научить ребенка наполнить свое время содержательной
творческой деятельностью – это педагогическая задача.
Проблема настоящего исследования заключается в определении
педагогических условий развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста в досуговой деятельности с применением
нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия
развития творческих способностей младших школьников в досуговой
деятельности.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников в
досуговой деятельности.
Предмет исследования – развитие творческих способностей в процессе
обучения младших школьников в досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей в процессе
обучения младших школьников в досуговой деятельности будет эффективным
при условии, если:
- будут подобраны и реализованы такие педагогические условия, как:
возможность самосовершенствования, осознание принадлежности к
социально-исторической общности, развитие социальной активности,
развитие эстетических, нравственных и культурных ценностей;
- будет составлена и апробирована программа досуговой деятельности,
способствующая реализации творческого потенциала младших
школьников.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме развитиятворческих способностей младших школьников в досуговой
деятельности;
- выявить уровень развития творческих способностей у школьников;
- разработать и реализовать содержание педагогических условий для
развития творческих способностей младших школьников в досуговой
деятельности;
- доказать эффективность разработанных педагогических условий для
развития творческих способностей младших школьников в досуговой
деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: диагностика уровня сформированности логического
мышления у младших школьников, математическая обработка.
Практическая значимость исследования состоит в возможности для
педагогов образовательных учреждений применить результаты
положительного опыта использования досуговой деятельности в развитии
творческих способностей младших школьников.
Новизна исследования состоит в том, что выявлены критерии уровня
сформированности творческих способностей младших школьников,
разработана и реализована программа досуговой деятельности, которая
создает такие педагогические условия, как: возможность
самосовершенствования, осознание принадлежности к социально-
исторической общности, развитие социальной активности, развитие
эстетических, нравственных и культурных ценностей, что позволяет
реализовать творческий потенциал младших школьников.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась в МБОУ г.о.
Тольятти «Школа №74 имени Героя Советского Союза Владимира Петровича
Кудашова».
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
первой главе исследования охарактеризована проблема исследования
творческих способностей личности младших школьников в психолого-
педагогической литературе. Для этого было выбрано следующее определение
творчества – это деятельность, которая порождает нечто качественно новое,
неповторимое, оригинальное, общественно уникальное. Успешность процесса
определяется наличием у человека конкретных способностей –
индивидуально-психологических особенностей, которые определяют его
предрасположенность к какой-либо деятельности. Период младшего
школьного возраста у ребенка наиболее благоприятен к развитию
художественных, творческих задатков и способностей. Педагогическим
работникам нельзя не учитывать специфические особенности развития
психологии и физиологии детей этого возраста, чтобы организация досуговой,
воспитательной и образовательной работы была грамотно выстроена.
В настоящем исследовании взято за основу следующее определение
творческих способностей, сформулированное А.Н. Лук: «творческие
способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и
навыками, необходимыми для того или иного вида творчества» [16, c. 96].
Творческие способности обусловливаются соответственной и
конкретной педагогически регулируемой деятельностью, а также
психическими процессами: развитие восприятия, воображения, мышления с
учетом возрастных особенностей воспитанников. В настоящем исследовании
будем использовалось следующее определение досуговой деятельности,
сформулированное Т.А. Бекоевой: «досуг – это сложное социальное явление,
включающее отдых, самообразование и творчество, позволяющее по
собственному усмотрению использовать свое свободное время для развития
имеющихся способностей» [3, c. 7]. Профессиональная и грамотная
организация досуга, как составной части жизни общества, оказывает
значительное влияние на социальную среду и особенно обладает воздействиемна подрастающее поколение, на формирование личностных качеств у детей.
Наибольшую роль в этой деятельности имеют все виды искусства.
В данном исследовании сделан основной акцент на умение ребят
заполнять свободное время творческими содержательными занятиями –
проблема, которую должны решить педагоги родители. Занятия
изобразительным искусством являются для младших школьников одним из
наиболее распространённых видов досуговой деятельности, особенно в
рамках школьного учреждения. Традиционное рисование требует от ребенка
длительной подготовки, высокого уровня овладения «академическим»
набором техник. При отсутствии этих знаний и навыков у ребенка может
пропадать интерес к рисованию, поскольку результат его усилий не всегда
соответствует задуманному образу. Вариативность, выбор форм, методов и
приемов изображения обеспечивают нетрадиционные техники рисования.
Поэтому именно применение нетрадиционных техник рисования
наиболее применимо в досуговой деятельности. Создание непосредственной,
доброжелательной атмосферы на занятиях способствует корректирующим
действиям со стороны педагогов, направленных на технику исполнения.
Эффективно протекает развитие творческих способностей ребенка при
совместном и равном участии его и взрослых. На взрослых лежит
ответственность на правильный показ техник, способов, они знакомят ребенка
с миром творческих возможностей, обеспечивают необходимые условия и
мотивацию для проявления индивидуального решения.
При выявлении уровня развития творческих способностей у младших
школьников на констатирующем этапе исследования был сделан вывод о том,
что уровень творческих способностей младших школьников в данных группах
испытуемых сформирован преимущественно на уровне «ниже среднего». Это
является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного
овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о
необходимости проведения дополнительной, специально организованнойработы, направленной на развитие творческих способностей младших
школьников.
Следующим этапом работы стало проведение формирующего
эксперимента с детьми экспериментальной группы в досуговой деятельности
для того, чтобы разработать и реализовать содержание педагогических
условий для развития творческих способностей младших школьников. Для
решения условий гипотезы были подобраны задания, проводимые в рамках
досуга детей, направленные на развитие творческих способностей младших
школьников, предполагающие проблемные ситуации. При этом в процессе
организации изобразительной досуговой деятельности детей был
предусмотрен отдельный этап для освоения школьниками нетрадиционных
способов рисования.
На этапе контрольного эксперимента была доказана эффективность
разработанных педагогических условий для развития творческих
способностей младших школьников в досуговой деятельности.
В результате создания педагогических условий в досуговой
деятельности, способствующей повышению уровня творческих способностей,
творческие способности младших школьников экспериментальной группы
увеличились. В контрольной группе значительных изменений выявлено не
было.
Таким образом, на основании проведенного эксперимента можно
сделать вывод о том, что проведенная работа показала свою эффективность
при решении поставленных задач. Нетрадиционные техники рисования в
досуговой деятельности вызывают яркий эмоциональный отклик у детей, они
не ограничиваются художественной деятельностью в детском саду, но и
продолжают заниматься дома, привлекают родителей, приносят готовые
работы педагогу (таким образом происходит постоянная отработка навыков,
приемов изобразительных техник).
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи
решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы [Электронный ресурс].
URL: http://схемо.рф/shemy/psihologija/aismontas-b-b-obschaja-psihologija-
shemy-2003-g/221.html (дата обращения: 02.09.2021).
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М. :
Карапуз, 2009. 298 с.
3. Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие
самоактуализации личности // Концепт. 2018. № 6. С. 4-12.
4. Библер В. С. Мышление как творчество [Электронный ресурс]. URL:
https://www.livelib.ru/book/1000531958-myshlenie-kak-tvorchestvo-v-s-bibler
(дата обращения: 04.08.2021).
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей
[Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1002371625-
psihologiya-tvorcheskih-sposobnostej-bogoyavlenskaya-db (дата обращения:
10.08.2021).
6. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986. 314 с.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Юрайт, 2019.
349 с.
8. Ермолаева-Томина Е. Б. Психология художественного творчества. М.
: Академический Проект, 2003. 304 с
9. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка. М. : Педагогика,
1996. 400 с.
10. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М. : Римис, 1987. 228 с.
11. Комарова Т. С. Детское худодественное творчество. М. : Мозаика-
синтез, 2015. 412 с.
12. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.
: Просвещение, 1985. 96 с.
13. Корсунский Е. А. Актуальные проблемы психологии чтения
[Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006988322 (датаобращения: 24.08.2021).
14. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок – младший школьник:
новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное
воспитание. 2016. № 9. С. 17-25.
15. Лепская Н. А. Диагностика художественного развития младших
школьников. Методика «5 рисунков»: Пособие для учителя. М. : Инженер,
1995. 54 с...