Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовная ответственность за преступления против основ конституционного строя

Работа №111975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Общая уголовно-правовая характеристика основ конституционного
строя как социально-правовой категории
1.1 Основы конституционного строя как объект уголовно-правовой охраны10
1.2 Государственная политика в сфере уголовно-правовой охраны основ
конституционного строя
1.3 Система преступлений, посягающих на основы конституционного строя,
по УК РФ
Глава 2 Преступления против соблюдения конституционных основ
государственного и общественного устройства
2.1 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
(ст. 277 УК РФ)
2.2 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.
278 УК РФ)
2.3 Вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ)
2.4 Осуществление деятельности на территории РФ иностранной или
международной неправительственной организации, в отношении которой
принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее
деятельности (ст. 284.1 УК РФ)
Глава 3 Преступления экстремистской направленности
3.1 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.
280 УК РФ)
3.2 Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на
нарушение территориальной целостности РФ (ст. 280.1 УК РФ)
3.3 Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства (ст. 282 УК РФ)
3.4 Организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ)
3.5 Организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ)
3.6 Финансирование экстремистской деятельности (ст. 2823 УК РФ)
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность темы исследования. Национальная безопасность как
системообразующая категория иных видов безопасности является объектом
уголовно-правовой охраны. Среди правовых мер обеспечения национальной
безопасности особое место занимают уголовно-правовые меры [110, с. 147-
148].
Национальная безопасность как состояние защищенности общественных
отношений определяется через отсутствие угроз, их своевременное
обнаружение и нейтрализацию. Безусловно, наивысшую степень опасности
для национальной безопасности представляет вся совокупность угроз.
Вместе с тем, каждая разновидность угроз требует к себе отдельного
внимания с целью ее комплексного анализа и выработки наиболее
эффективных мер их нейтрализации в целях обеспечения в конечном итоге
национальной безопасности как всеобщего блага. Среди основных
социальных угроз национальной безопасности наиболее значимы и опасны
угрозы криминального характера. Соответственно, в целом одной из
наиболее значимых угроз национальной безопасности является преступность
как негативное социально-правовое явление [107, с. 26-32].
Конституция РФ в главе 1 прямо и непосредственно закрепляет основы
конституционного строя (далее – ОКС), что свидетельствует о значимости и
фундаментальности данного института для государственного и
общественного устройства РФ [42].
В связи с этим преступные посягательства на ОКС являются одной из
самых серьезных угроз для национальной безопасности, включая
безопасность государства, общества и личности.
В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом
Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, подчеркивается, что «практика
свержения легитимных политических режимов, провоцированиявнутригосударственной нестабильности и конфликтов получает все более
широкое распространение» [85].
Охрана ОКС напрямую связана с противодействием экстремизму. К
числу таких угроз относится экстремистская деятельность, направленная на
насильственное изменение конституционного строя РФ, а также деятельность
радикальных объединений и группировок, использующих
националистическую и религиозную идеологию экстремистского толка,
иностранных и международных неправительственных организаций,
направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ,
дестабилизацию внутриполитической ситуации и создание социальной
напряженности в стране.
В целом среди преступлений против ОКС большую часть составляют
именно преступления экстремистской направленности. Так, например, за
период с 2003 по 2015 гг. количество ежегодно регистрируемых таких
преступлений увеличилось почти в 14 раз: если в 2003 г. было
зарегистрировано 73 экстремистских преступления, то в 2015 г. – уже 1007
[105, с. 7]. По данным Генпрокуратуры РФ, за 12 месяцев 2018 года в России
было зарегистрировано уже 1265 преступлений экстремисткой
направленности [84, с. 6].
Преступления против ОКС не ограничиваются проявлением в
политической сфере, они могут создавать угрозу для межнациональных
(межэтнических) и межконфессиональных отношений.
Все эти обстоятельства заставляют государство для своего
самосохранения и для обеспечения безопасности общества искать и внедрять
эффективные средства и меры охраны основ конституционного строя.
Одними из ключевых и наиболее значимых среди них являются уголовно-
правовые меры.
В связи с этим уголовная политика России активно развивается в
данном направлении. Имеет место криминализация новых преступлений,направленных против ОКС, закрепление в Уголовном кодексе РФ 1996 г. [92]
новых запретов, ужесточение санкций.
В целом уголовное законодательство в этой части в последние годы
усиленно реформируется. Так, в 2013 г. была закреплена уголовная
ответственность за сепаратизм – ст. 280.1, в 2014 г. введена ст. 282.3, в
2015 г. – ст. 284.1.
Однако лишь введение и усиление уголовной ответственности за
отдельные преступления против ОКС не может решить данной проблемы,
необходим постоянный теоретический анализ и научные исследования в
данном направлении, с целью выработки рекомендаций по
правоприменению, анализа судебной практики, выявления проблем и
формулирования предложений по их решения.
Таким образом, актуально, а также теоретически и практически
значимо комплексное исследование проблем теории, законодательства и
практики уголовно-правовой охраны ОКС.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном
анализе государственной уголовно-правовой политики России в сфере
охраны ОКС.
Для достижения данной цели был поставлен ряд ключевых задач
исследования:
 анализ соответствующих положений уголовного и смежного с ним
законодательства в сфере охраны ОКС;
 анализ составов преступлений, посягающих на ОКС;
 анализ правоприменительной практики и данных официальной
статистики в сфере уголовно-правовой охраны ОКС;
 выявление теоретических, законодательных и
правоприменительных проблем охраны ОКС уголовно-правовыми
средствами;
 формулирование предложений по решению выявленных проблем и
недостатков в анализируемой сфере.Объектом исследования послужили общественные отношения в сфере
уголовно-правовой охраны ОКС.
Предметом исследования являются положения УК РФ, посредством
которых реализуются меры уголовно-правовой охраны ОКС. Также нормы
смежных отраслей законодательства (например, конституционного,
административного и др.) и отраслей знаний (статистика, политология,
социология и др.).
Методологическую основу исследования определил системный
комплексный подход и частно – научные методы познания – сравнительно-
правовой, историко-правовой, формально-юридический, что позволило
всесторонне рассмотреть проблематику темы исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1) Поскольку конституционный строй является социально-правовым
явлением, то его границы выходят за рамки правовых, поэтому данная
категория является многофункциональной и связана со многими иными
общественно-государственными явлениями и происходящими в масштабе
всей страны процессами.
Конституция РФ в главе 1 прямо и непосредственно закрепляет основы
конституционного строя (далее – ОКС), что свидетельствует о значимости и
фундаментальности данного института для государственного и
общественного устройства РФ. При этом нормативного определения данного
понятия нет, в связи с чем нет единства во мнениях относительно его
содержания.
В сфере уголовно-правовой охраны ОКС применим именно
юридический подход к определению их сущности, в соответствии с которым
закрепленные в основном законе основы государственного и общественного
устройства подлежат безоговорочной охране независимо от их субъективных
оценок на предмет соответствия каким-либо идеалам.
Категория «конституционный строй» применима к любому
государству, имеющему конституцию. Следовательно, любое такоегосударство может принимать меры по охране ОКС, в том числе уголовно-
правовыми средствами.
2) Учитывая значимость конституционного строя для государства и
общества, преступления против его основ обладают повышенной
общественной опасностью и требуют использования наиболее жестких
правовых мер воздействия, в частности уголовно-правовых. Посредством
реализации уголовной политики обеспечивается уголовно-правовая охрана
такого блага и явления как ОКС. Защита ОКС является приоритетным
направлением уголовной политики.
К числу гарантий защиты и охраны ОКС относятся и уголовно-
правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против
основ конституционного строя.
Преступность деяний, посягающих на ОКС, устанавливается гл. 29 УК
РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности
государства». На сегодняшний день с учетом изменений и дополнений УК
РФ к ним относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 277, 278, 279, 280,
2801
, 282, 2821
, 2822
, 2823
и 2841 УК РФ.
3) В теории имеют место различные подходы к классификации
преступлений против ОКС. Условно их можно подразделить на две
подгруппы:
 преступления против соблюдения конституционных основ
государственного и общественного устройства (ст.ст. 277, 278, 279
и 284.1 УК РФ);
 преступления против конституционных основ равенства граждан и
состояния защищенности от угроз экстремистского характера –
преступления экстремистской направленности (ст.ст. 280, 280.1,
282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ).
Эта и любая другая классификации достаточно условны, так как
большинство рассматриваемых преступлений можно одновременно отнести
к различным подгруппам.Например, экстремизм – явление многообразное и в связи с этим
способное проникнуть в любые сферы общественной жизни и
государственного устройства. Поэтому привести однозначную и четкую
классификацию этих преступлений не представляется возможным.
4) Важное значение имеет вопрос о категоризации данных
преступлений. С учетом изменений и дополнений УК РФ в этой части
данные преступления подразделяются на три категории:
 средней тяжести (ч. 1 ст. 280, ч. 2 ст. 280, ч. 1 ст. 2801
, ч. 2 ст. 2801
,
ч. 1 ст. 282 УК РФ);
 тяжкие (ч. 2 ст. 282, ч. 1 ст. 2821
, ч. 11
ст. 2821
, ч. 2 ст. 2821
, ч. 1
ст. 2822
, ч. 11
ст. 2822
, ч. 2 ст. 2822
, ч. 1 ст. 2823
, ч. 2 ст. 2823
, ст. 2841
УК РФ);
 особо тяжкие (ст. 277, ст. 278, ст. 279, ч. 3 ст. 2821
, ч. 3 ст. 2822 УК
РФ).
Получается, что половина составов данных преступлений относятся к
тяжким, что свидетельствует о степени их общественной опасности и, как
следствие, о степени их наказуемости, а в целом это свидетельствует о
жесткости государственной уголовной политики в данной сфере.
Нормативную базу исследования составило конституционное,
административное и уголовное законодательство. Прежде всего,
Конституция РФ в редакции 2020 г., УК РФ, Концепция общественной
безопасности 2013 г., Стратегия национальной безопасности 2015 г.,
Стратегия противодействия экстремизму 2020 г.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых, таких
как А.Г. Хлебушкин, В.К. Дуюнов, П.В. Агапов, С.С. Босхолов,
Н.А. Лопашенко, С.В. Дьяков, А.П. Кузнецов, А.А. Вихров, В.В. Меркурьев,
Т.В. Кленова, Л.Л. Кругликов, Т.В. Пинкевич и др.
Практическую базу исследования составили материалы судебной
практики Верховного Суда РФ, акты судебного толкования ПленумаВерховного Суда РФ, официальные данные о деятельности Минюста РФ,
Генпрокуратуры РФ, МИД РФ, Росфинмониторинга.
Аппробация результатов исследования заключается в том, что автор
принял участие в Круглом столе на тему «Реакция государства на преступное
поведение, уголовно-правовое воздействие и уголовная ответственность в
системе мер обеспечения национальной безопасности», проходившем на базе
Института права Тольяттинского госуниверситета.
Кроме того, по теме исследования в журнале «Международный журнал
гуманитарных и естественных наук» (№ 10-4 (49) за 2020 год) была
опубликована статья «Экстремизм как угроза основам конституционного
строя и безопасности государства» в объеме 0,25 п.л.
Структура и объем исследования. Структура работы соответствует
цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав,
включающих тринадцать параграфов, заключения и списка используемой
литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Помимо положений, вынесенных нами на защиту, в результате
проведенного исследования мы пришли также к следующим выводам и
предложениям.
ОКС являются одним из ключевых и основополагающих элементов
национальной безопасности страны и тесно связаны с таким качеством
государственного и общественного устройства как стабильность. Учитывая
значимость конституционного строя, посягательства на его основы весьма
опасны для государства и общества
Экстремистская деятельность многообразна, имеет много
разновидностей и проявляется во многих сферах жизнедеятельности
общества и государства. Преступления против ОКС проявляются не только в
политической сфере, но и в иных сферах, например, в межнациональных
(межэтнических) и межконфессиональных отношениях. Криминальные
формирования экстремистской направленности опасны своим
деструктивным влиянием на общество.
Все эти обстоятельства заставляют государство для своего
самосохранения и для обеспечения безопасности общества искать и внедрять
эффективные средства и меры охраны основ конституционного строя.
Одними из ключевых и наиболее значимых среди них являются уголовно-
правовые меры.
В связи с этим уголовная политика России активно развивается в
данном направлении. Имеет место криминализация новых преступлений,
направленных против ОКС, закрепление в Уголовном кодексе РФ 1996 г.
новых запретов, ужесточение санкций.
В целом уголовное законодательство в этой части в последние годы
усиленно реформируется. Так, в 2013 г. была закреплена уголовная
ответственность за сепаратизм – ст. 280.1, в 2014 г. введена ст. 282.3, в
2015 г. – ст. 284.1.Половина составов данных преступлений относятся к тяжким, что
свидетельствует о степени их общественной опасности и, как следствие, о
степени их наказуемости, а в целом это свидетельствует о жесткости
государственной уголовной политики в данной сфере.
Качество деятельности государства возможно только при обеспечении
безопасности государства и охраны ОКС. В уголовном праве это выражается
в криминализации соответствующих деяний, что нормативно выражается в
статьях гл. 29 УК.
1) применительно к ст. 277 УК:
 в качестве потерпевшего могут выступать только
государственные и общественные деятели российской
политической системы. Соответственно, посягательства на жизнь
иностранных государственных и общественных деятелей должно
квалифицироваться по другим статьям УК, так как не направлено
непосредственно против основ конституционного строя России
(напр., ст.ст. 105, 360 и др.);
 термин «посягательство» не предполагает обязательности факта
наступления смерти. Соответственно, невозможно покушения на
данное преступление, оно должно квалифицироваться как
оконченный состав. Нельзя согласиться с предложением о замене
термина «посягательство» на термин «убийство», поскольку
основным объектом здесь являются именно основы
конституционного строя, а не жизнь человека;
2) применительно к ст. 278 УК:
 это насильственное преступление, его обязательным
объективным признаком является способ совершения, который
выражен в насилии. При этом для квалификации не имеет
значения характер и степень такого насилия – опасное либо не
опасное для жизни и здоровья; ошибочно считать, что при насильственном удержании власти
субъект специальный – носитель власти, обязанный ее передать.
Обязанность передать власть лежит на обладающем ей лице, но
участвовать в воспрепятствовании передаче могут и любые
другие лица, поэтому субъект рассматриваемого преступления
является общим;
3) применительно к ст. 279 УК:
 обязательными признаками данного преступления являются
вооруженность и массовость, то есть вооруженный мятеж – это
массовые совместные вооруженные действия против законной
власти и конституционного строя;
 объективную сторону данного преступления следует дополнить
таким деянием, как руководство вооруженным мятежом, а пока
такие действия следует квалифицировать как организацию
вооруженного мятежа;
4) применительно к ст. 280 УК:
 понятие «призыв» трактуется шире, чем общепринятое. Так,
призывающие обращения не всегда выражаются в краткой
форме, оно может представлять из себя целую программу
действий. Также призывы могут иметь не только политический,
но и, например, религиозный характер;
 поскольку закон относит к экстремистской деятельности также
деяния, которые являются административными
правонарушениями, то в ст. 280 УК следует предусмотреть
оговорку, что речь идет о призывах к осуществлению только
преступной экстремистской деятельности;
5) применительно к ст. 280.1 УК:
 призывы к совершению действий, направленных на увеличение
(приращение) территории РФ, не образуют состава данногопреступления, так как в этом случае речь не идет о нарушении
территориальной целостности РФ;
 следует учитывать, что статьи 280 и 280.1 УК РФ соотносятся
как общая и специальная нормы. Соответственно, в случае
возникновения конкуренции между ними содеянное должно
квалифицироваться по ст. 280.1 УК;
6) применительно к ст. 282 УК:
 обязательным субъективным признаком состава является
специальная цель – возбуждение ненависти либо вражды или
унижение достоинство человека либо группы лиц по признакам
пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения
к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Соответственно, при отсутствии такой цели не образует состав
данного преступления высказывание в научных или
политических дискуссиях и текстах суждений и умозаключений
с приведением фактов межнациональных,
межконфессиональных или иных социальных отношений, сама
по себе критика политических, идеологических, религиозных
объединений, убеждений, обычаев, критика в СМИ политиков,
их действий и убеждений;
 распространение соответствующей литературы следует
квалифицировать по этой статье только при условии наличия
цели возбуждения ненависти или вражды;
7) применительно к ст. 282.1 УК:
 экстремистское сообщество является разновидностью
организованной группы, поэтому для квалификации содеянного
по ст. 282.1 УК РФ не требуется наличия признаков преступного
сообщества;
 учитывая, что целью экстремистского сообщества является
подготовка или совершение преступлений экстремистскойнаправленности, а последние предполагают наличие мотивов
политической, идеологической, расовой, национальной или
религиозной ненависти или вражды либо мотивов ненависти
или вражды в отношении какой-либо социальной группы,
названные мотивы являются обязательным признаком данного
преступления;
8) применительно к ст. 282.2 УК:
 обязательным условием привлечения к уголовной
ответственности по ст. 282.2 УК является наличие вступившего
в законную силу судебного решения о ликвидации или запрете
деятельности такой организации в связи с осуществлением
экстремистской деятельности. Официальный перечень таких
организаций размещен на официальном сайте Минюста России,
в нем содержится 78 организаций политического, религиозного,
спортивного и иного толка. Это говорит о бланкетном характере
диспозиции данной статьи;
9) применительно к ст. 282.3 УК:
 деяние представляет собой особый вид пособничества
совершению преступлений экстремистской направленности
либо деятельности экстремистского сообщества или
экстремистской организации посредством их финансового
обеспечения, которое решением законодателя приобрело статус
самостоятельного преступления;
 для квалификации содеянного как финансирование необходимо,
чтобы имела место не только передача средств, но и их
принятие адресатом, иначе речь может идти лишь о покушении
на такое финансирование;
10) применительно к ст. 2841 УК:
 обязательным условием привлечения к уголовной
ответственности является административная преюдиция, то естьсовершение указанных действий лицом, которое ранее
привлекалось к административной ответственности за
аналогичное деяние по ст. 20.33 КоАП РФ 2 раза в течение 1-го
года;
 норма данной статьи является бланкетной, так как отсылает к
«Перечню иностранных и международных
неправительственных организаций, деятельность которых
признана нежелательной на территории Российской
Федерации», размещенному на официальном сайте Минюста
России, который включает 29 зарубежных неправительственных
организаций.
Однако лишь введение и усиление уголовной ответственности за
отдельные преступления против ОКС не может решить данной проблемы,
необходим постоянный теоретический анализ и научные исследования в
данном направлении, с целью выработки рекомендаций по
правоприменению, анализа судебной практики, выявления проблем и
формулирования предложений по их решениям.
В целом надежное и эффективное обеспечение национальной
безопасности возможно только комплексно, с применением всей
совокупности имеющихся у государства ресурсов, сил, инструментов и
средств воздействия, направленных на нейтрализацию опасности, исходящей
от соответствующих угроз.


1. Агапов П.В. Публичные призывы к осуществлению
террористической деятельности или публичное оправдание терроризма:
анализ законодательной новации // Уголовное право. 2017. № 1. С. 4-6.
2. Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за
содействие террористической деятельности: тенденции современной
уголовной политики. – Саратов, 2007. 144 с.
3. Агаев Г.А. Преступления против порядка управления (проблемы
теории и практика применения законодательства): Дисс. … д-ра юрид. наук.
– СПб., 2006. 348 с.
4. Агузаров Т.К., Грачева Ю.В., Чучаев А.И. Охрана власти в
уголовном праве России (de lege lata и de lege ferenda). – М. : Проспект, 2016.
126 с.
5. Андрюхин Н.Г., Борисов С.В. Предпосылки, содержание и значение
новых разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации о
квалификации и доказывании преступлений экстремистской направленности,
совершаемых с использованием сети Интернет. // Вестник Московского
университета МВД России. 2019. № 4. С. 67-72.
6. Арефьева Л.В., Магомедов Г.А. Проблема разжигания национальной
и религиозной нетерпимости в современных СМИ // Российский следователь.
2012. № 19. С. 27-30.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:
учебник.- 13-е изд., изм. и доп. – М. : Норма: Инфра-М, 2018. 767 с.
8. Балеев С.А. О понятии соучастия в преступлении в действующем
уголовном законе // Российский следователь. 2010. № 13. С. 17-19.
9. Бешукова З.М. Преступления, связанные с осуществлением
экстремистской деятельности (сравнительно-правовое исследование). –
Пятигорск, 2011. 208 с.
10. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм вРоссии. – М. : ЮНИТИ, 2003. 264 с.
11. Борисов В.И., Илюхов А.А., Кажанов О.А. Словарь по
конституционному праву Российской Федерации. М. : Изд. «Экономика»,
2013. 366 с.
12. Борисов С.В., Вагурин Д.В. Надзор за исполнением законов о
противодействии экстремизму в молодежной среде // Законность. 2013. № 4.
С. 9-14.
13. Босхолов С.С. Уголовная политика современной России в
условиях конституционно-правового реформирования: Автореф. дис. ... д-ра
юрид. наук. – М., 1999. 41 с.
14. Бурковская, В.А. Криминальный религиозный экстремизм:
уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дисс. ...
д-ра юрид. наук. – М., 2006. 469 с.
15. Быков В.М. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О
судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности»:
научный комментарий // Право и политика. 2011. № 9. С. 1477-1483...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ