Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностей и удовлетворенности трудом у молодых педагогов дошкольной организации 8
1.1 Теоретический анализ проблемы ценностей личности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Проблема удовлетворенности трудом в современной психологии 12
1.3 Теоретический анализ возрастных особенностей молодых педагогов 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностей и удовлетворенности трудом молодых педагогов дошкольной организации 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Выявление особенностей ценностей и удовлетворенности трудом 32
2.3 Рекомендации для руководителей и молодых педагогов, направленные на активизацию профессиональных ценностей 47
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 57
В настоящее время в России имеет место глобальная проблема трансформации трудовых ценностей, когда старая система мотивации претерпела разрушения, при переходе к новым рыночным отношениям, а новая еще не выстроена. Эти процессы напрямую коснулись ценностных приоритетов в сфере труда. И затронули они в, большей степени, прежде всего молодое поколение, как более восприимчивое и мобильное. Большой вклад в эти трансформации вносит негативное воздействие СМИ в контексте популяризации общества потребления, следствием чего является отстранение от трудовой деятельности. Также особенностью современной молодежи является то, что на данном этапе высокая мотивация к труду у молодых людей основана не столько на том, чтобы стать профессионалом высокого уровня, а, в основном, на получении материального достатка, успешного построения карьеры и самореализации. Данный момент можно рассматривать как положительную тенденцию.
Развитие страны напрямую зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. И изучение ценностных ориентаций и предпочтений позволяет понять направленность трудовой активности. Из этого вытекает потребность комплексного подхода к изучению трудовых ценностей, дабы на ключевые места во всех отраслях (включая дошкольное образование) пришли специалисты высокого уровня.
Большой вклад в изучении проблемы ценностей внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи. В зарубежной социологии и психологии эти проблемы освещались в трудах М. Рокича, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, У. Томаса, Т. Парсонса, и многих других.
Среди отечественных ученых, уделявших особое внимание проблеме, структуре и теории ценностей, следует выделить труды В. А. Ядова, Н.А. Журавлевой, Н.И. Лапина, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова, И.М. Поповой, В.П. Тугаринова и многих других.
Сущность и природа ценностей молодого поколения, в частности процесс их формирования, рассматривались в работах З.Т. Голенковой, Ю.А. Зубок, В. Лукова, Ю. Лясниковой, В.С. Магуна, А.В. Петровой, Л.В. Рожковой, Е.Ю. Рудкевич, В.Е. Семенова, В. И. Чупрова и других.
Анализ трудовых ценностей молодежи представлен в работах Ж.Г. Озерниковой, Д.Л. Константиновского, Т.В. Хлоповой.
Огромный вклад в развитие проблемы удовлетворенности трудом внесли Ф. Файоль, Г. Форд, А. Маслоу, Ф. Херцберг, Ф. Тейлор, Б.Ф. Скиннер, К. Альдерфер, Л. Портер, В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслов, И.М. Попов, В.Д. Патрушева, Н.А. Калмакан и др.
В результате существенных трансформаций трудовых ценностей у молодых специалистов возникает неудовлетворенность трудом, и они увольняются на этапе адаптации.
Анализ практики показывает, что в системе дошкольного образования в результате этих явлений образуется ощутимая кадровая ниша: опытные педагоги уходят на заслуженный отдых, а молодые не задерживаются на рабочих местах.
Выявленные факты позволяют сформулировать проблему: каким образом обеспечить привлекательность дошкольной организаций для молодежи? На основании выявленных фактов сформулирована проблема исследования: у молодых педагогов существуют особенности в ценностях и в удовлетворенности трудом.
Цель исследования: изучить ценности и удовлетворенность трудом у молодых педагогов дошкольной организации.
Объект исследования: ценности личности.
Предмет исследования: психологическая характеристика ценностей и удовлетворенности трудом у молодых педагогов дошкольной организации.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретические подходы проблемы ценностей в период молодости;
• выявить особенности ценностей к труду и уровень удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности у молодых специалистов;
• проанализировать полученные результаты и сделать выводы по состоянию ценностей к труду;
• предложить рекомендации для руководителей и педагогов дошкольной организации по актуализации профессиональных ценностей.
• Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценности молодых педагогов дошкольной организации характеризуются особенностями возраста, где приоритетное место занимают здоровье, любовь и семья, а удовлетворенность трудом определяется достижениями в работе и профессиональной ответственностью.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.
2. Психодиагностические методы:
• методика М.Рокича «Ценностные ориентации»;
• методика «Тест на определение удовлетворенности личности своим трудом» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова;
• анкета открытого типа «Изучение субъективного представления руководителей о молодых педагогах»;
• анкета открытого типа «Изучение субъективных представлений молодых педагогов о педагогической профессии».
3. Методы обработки данных:
а) качественный метод;
б) количественный метод;
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 24 руководителя и 24 педагога АНО ДО «Планета детства «Лада».
Эмпирическая база: АНО ДО «Планета детства «Лада».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В результате теоретического анализа ценностей и удовлетворенности трудом мы пришли к следующим выводам:
Значение ценностей в жизни всегда имеет определяющее значение. Основной упор делается на роли ценностей для личности, влияние на ее поведение, и на общество в целом. Ценности выступают регулятором активности человека в виде идеалов, норм, критериев, нравственных оценок действий.
Понятие удовлетворенности трудом мы рассматриваем в контексте трудовых ценностей. Главной задачей всех исследований удовлетворенности трудом является определение ее критериев. Можно выделить основные группы критериев: содержание и характер работы, условия, оплата труда, стиль руководства, окружение и психологический климат в коллективе, престижность работы, удовлетворенность карьерой и возможностями роста. Сумма всех факторов интегрируется в общую удовлетворенность трудом, которую можно из мерить в процентном соотношении. Опытный руководитель должен уделять особое внимание такому показателю как уровень удовлетворенности трудом в его организации, ведь удовлетворенный сотрудник - ключ к успеху всей организации.
Анализируя возрастные особенностей молодых педагогов, мы выявили, что по основным периодизациям молодые педагоги относятся к периоду ранней взрослости (20-35 лет). Особенность психосоциального развития основывается на реализации двух аспектов: «Я» как члена семьи и «Я» профессионального. На этот период у молодых людей выпадает кризис тридцати лет, когда происходит первое сравнение между желаемым и действительным.
В эмпирической части исследования нам удалось выяснить следующее:
В первую пятерку предпочитаемых ценностей (терминальных), значимых для педагогов вошли: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, интересная работа, развитие. Таким образом по анализу терминальных ценностей можно сделать следующий вывод: в своей жизни молодые специалисты стремятся к здоровью, любви, крепкой семье, уверенности в себе и работе, при условии, что она интересная. На место значимых ценностей инструментальных педагоги выбрали воспитанность, честность, ответственность, самоконтроль, образованность, жизнерадостность.
Если рассматривать две группы ценностей «терминальные» и «инструментальные» во взаимосвязи по принципу цель и инструменты для их достижения, то можно сделать вывод, что молодые педагоги считают, что чтобы прийти к своим главным целям (а это - здоровье, любовь, крепкая семья, уверенность в себе и интересная работа), то им необходимо быть воспитанным, честным, ответственным, само дисциплинированным, образованным, жизнерадостным. Данный факт подтверждает первую часть нашей гипотезы.
В результате исследования удовлетворенности трудом молодые педагоги показали высокий и средний уровень удовлетворенности трудом, в котором на первом мест стоят такие категории как: удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами, удовлетворенность условиями труда и удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, что противоречит нашей гипотезе, в части того, что удовлетворенность трудом определяется достижениями в работе и профессиональной ответственностью.
Проведя исследование и сделав выводы, мы составили рекомендации для руководителей, направленные на активизацию профессиональных ценностей.
По результатам нашей работы, можно сделать общий вывод, что гипотеза подтвердилась лишь частично, в части того, что ценности молодых педагогов дошкольной организации характеризуются особенностями возраста, где приоритетное место занимают здоровье, любовь и семья. А в части того, что удовлетворенность трудом определяются достижениями в работе и профессиональной ответственности, мы подтверждение не получили. Выяснение причин данного факта требует дальнейших исследований.
1. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб.: Академический проект, 1997. - 260 с.
2. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М.: Вебер - Прогресс, 1990. - 808 с.
3. Герцберг, Ф. Мотивация в работе [Текст] / Ф. Герцберг. - М.: Вершина, 2006. - 240 с.
4. Дёмин, А.Н. Особенности формирования трудового сознания молодёжи (1995 - 2001 годы) [Текст], доклад / А.Н. Дёмин /Интернет. — конференция «Поиск эффективных институтов для России XXI века» 2003.
5. Джери, Д., Джери, Дж. Большой толковый социологический словарь в 2х томах [Текст]/ пер. с англ. Н.Н. Марчук. / Д. Джери, Т. 2. Москва. - Вече, 1999. - 366 с.
6. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения [Текст]/ Э. Дюркгейм // Соц. исследования. - 1991. - № 2. - С. 106-114.
7. Здравомыслов, А.Г., Ядов, В.А. Человек и его работа в СССР и после: [Текст]/ Учебное пособие для вузов. А.Г. Здравомыслов, 2-е изд., испр. и доп.// А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с
8. Здравомыслов, А.Г., Ядов, В.А. Социология в России [Текст]/ А.Г. Здравомыслов //2-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект-пресс , 2003. - 484 с.
9. Зиммель, Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни [Текст]/ Г. Зиммель.- М.: Юристъ, 1996. - 608с.
10. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
11. Кошарный, В.П., Корж, Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи [Текст]/ В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 127.
12. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003.
13. Краткий психологический словарь [Текст]/ Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с. - ISBN 5222-00239-X.
14. Краткий словарь по социологии [Текст]/ под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - Москва: Политиздат, 1989. - 418 с.
15. Магун, В.С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения [Текст]/ Россия: трансформирующееся общество // В.С Магун. - Под редакцией В.А. Ядова. - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. - 640 с.
...