Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях торговли (на примере Воронежской области)
|
Введение 4
Глава 1 Нормативно - правовые акты, определяющие статус государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации 11
1.1 Исторические предпосылки развития законодательства в части
трудовых правоотношений 11
1.2 Современное законодательство регламентирующее
правоотношения работодателя и работника 18
Глава 2 Основные направления деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов 21
2.1 Контрольно-надзорная деятельность Федеральной инспекции труда 21
2.2 Цели и задачи, решаемые государственной инспекцией труда в
Воронежской области 34
Глава 3 Анализ деятельности Государственной инспекции труда по осуществлению государственного контроля и надзора в части защиты трудовых прав работников 44
3.1 Проведение контрольно-надзорных мероприятий в организациях
торговли. Объективные нарушения. Ответственность за совершенные правонарушения 44
3.2 Проведение контрольно-надзорных мероприятий в части
соблюдения порядка содержания, заключения, изменения и прекращения действия трудового договора 48
3.3 Анализ контрольно-надзорной деятельности государственной
инспекции труда в части режима труда и отдыха 59
3.4 Контроль и надзор за соблюдением законодательства, в части
оплаты труда, установления минимального размера оплаты труда в том числе прожиточного минимума на территории Воронежской области 62
3.5 Осуществление государственного контроля и надзора за
соблюдением сроков выплаты окончательного расчета при увольнении 75
3.6 Осуществление федерального государственного надзора в части
оформления трудовых отношений и легализации оформления трудовых отношений в организациях торговли 79
3.7 Рассмотрение вопросов, связанных с оплатой труда в ночное время 83
3.8 Оплата времени простоя 89
3.9 Проведение контрольно-надзорных мероприятий по вопросам
дисциплинарных взысканий 96
Заключение 110
Список используемых источников 113
Глава 1 Нормативно - правовые акты, определяющие статус государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации 11
1.1 Исторические предпосылки развития законодательства в части
трудовых правоотношений 11
1.2 Современное законодательство регламентирующее
правоотношения работодателя и работника 18
Глава 2 Основные направления деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов 21
2.1 Контрольно-надзорная деятельность Федеральной инспекции труда 21
2.2 Цели и задачи, решаемые государственной инспекцией труда в
Воронежской области 34
Глава 3 Анализ деятельности Государственной инспекции труда по осуществлению государственного контроля и надзора в части защиты трудовых прав работников 44
3.1 Проведение контрольно-надзорных мероприятий в организациях
торговли. Объективные нарушения. Ответственность за совершенные правонарушения 44
3.2 Проведение контрольно-надзорных мероприятий в части
соблюдения порядка содержания, заключения, изменения и прекращения действия трудового договора 48
3.3 Анализ контрольно-надзорной деятельности государственной
инспекции труда в части режима труда и отдыха 59
3.4 Контроль и надзор за соблюдением законодательства, в части
оплаты труда, установления минимального размера оплаты труда в том числе прожиточного минимума на территории Воронежской области 62
3.5 Осуществление государственного контроля и надзора за
соблюдением сроков выплаты окончательного расчета при увольнении 75
3.6 Осуществление федерального государственного надзора в части
оформления трудовых отношений и легализации оформления трудовых отношений в организациях торговли 79
3.7 Рассмотрение вопросов, связанных с оплатой труда в ночное время 83
3.8 Оплата времени простоя 89
3.9 Проведение контрольно-надзорных мероприятий по вопросам
дисциплинарных взысканий 96
Заключение 110
Список используемых источников 113
Одной из важнейших задач демократического общества является защита прав человека, в том числе в сфере трудовых правоотношений. Наиболее сильно в защите нуждается работник, как более слабая сторона трудовых отношений.
В российском законодательстве четко закреплено право работника на самозащиту, на защиту интересов работника государством, в том числе общественных организаций [38]. Необходимо отметить, что в существующих реалиях работник зачастую становиться зависимым от работодателя, что в свою очередь, дает работодателю возможность для нарушения законных прав и интересов работников в части трудового законодательства. К сожалению, тенденция такова, что работник не всегда будет обращаться за защитой своих трудовых прав в компетентные органы, так как работодатель может применить различные методы воздействия на работника (лишения заработной платы или полностью ее невыплаты, наложить дисциплинарное взыскание или вовсе оставить работника без работы), поэтому работники не всегда обращаются за квалифицированной помощью, так как попросту боятся остаться без работы и средств к существованию.
Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в том числе и трудовых прав работников [1]. В свою очередь в статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Основополагающим принципом трудового права является принцип свободы труда. Данный принцип реализуется в различных правовых нормах. Понятие свободы труда, гласит о свободном выборе труда гражданином. Он может вступить в трудовые отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной экономической деятельностью [18]. Также в статье 2 Трудового Кодекса Российской Федерации закрепляется право каждого работника на справедливые условия труда тем самым обеспечивая работнику безопасный труд, отдых после работы в течении определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи [3]. Хотелось бы отметить, что статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на отдых.
Актуальность темы исследования связана с вопросами защиты прав и законных интересов граждан, которые занимают одно из важнейших мест в правовой системе Российской Федерации. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав работников торговли, используемый уполномоченными на то государственными органами, а также способом обеспечения законности и правопорядка в современном российском обществе.
Исследование в области защиты трудовых прав работников сегодня имеет большой интерес у ряда ученых как практический, так и теоретический [4]. Данные обстоятельства связанны с тем, что рынок труда активно развивается, так как все больше и больше открывается новых фирм, предприятий, где велик риск правонарушений в части трудового законодательства. Таким образом из сложившийся обстановки следует, что необходимо выработать концептуальные основы новой государственной политики в области организации правовой защиты трудовых прав работников.
Уже сегодня необходимо исследовать все параметры и содержание защиты трудовых прав работников [5]. Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области общей теории права, конституционного, трудового и гражданского права. В основу исследования положены труды ученых: Колобовой С.В., Толкуновой В.Н., Алексеева С.С., Мордовец А.С., Ведяхина В.М., Шубина Т.Б.,Коршунова Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломова Б.А., Миронова В.И., Гусова К.Н., Передерина С.В. и другие [25].
Целями исследования являются: рассмотрение функции Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов ее правового статуса в сфере труда с точки зрения защиты трудовых прав работников торговли; юридический анализ деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов в этой области. Исходя из целей исследования, поставлены следующие задачи:
- определить понятие правовой защиты трудовых прав работников торговли.
- рассмотрение форм реализации защитной функции Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов;
- определение системы и содержания федеральной инспекции труда и ее территориальных органов в области защиты трудовых прав работников торговли [28];
Объектом исследования данной работы является совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением надзора за соблюдением трудового законодательства в области торговли.
Предметом исследования являются теоретические положения трудового права, правовое регулирование надзора за соблюдением трудового законодательства, как способа защиты трудовых прав работников торговли.
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Конвенции и рекомендации Международной организации труда, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также другие международные документы, российское законодательства, законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты [40]. Кроме того, исследована правоприменительная практика.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одним из первых комплексных исследований проблемы государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников торговли, которое проведено после введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации. В данной работе проводиться комплексное исследование работы Государственной инспекции труда в Воронежской области в части осуществления федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и защиты трудовых прав работников.
Методы и методология проведения исследования. В магистерской диссертации в качестве методов исследования используется метод вторичного анализа имеющихся данных проведенных плановых и внеплановых проверок Государственной инспекцией труда в Воронежской области. Вместе с тем, был использован метод анкетирования работодателей на предмет правовой грамотности в части трудового законодательства [35].
В рамках написания диссертационной работы практическая значимость исследования заключается в выводах по результатам проведенных проверок. Наличие нарушений трудового законодательства, а также выданные предписания дают возможность работодателю повысить правовую грамотность в части трудовых вопросов.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования связана с рассмотренными в диссертационном исследовании нормативными правовыми документами, положениями, выводами и рекомендациями относительно федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, подтверждена анализом мнений государственных инспекторов труда в отношении действенности трудового законодательства.
Апробация результатов. На основании проведенных исследований и обобщении результатов можно сделать выводы о том, что Государственная инспекция труда в Воронежской области выявляет большое количество нарушений трудового законодательства в части соблюдения трудового законодательства. Так нарушения связаны с оформлением трудовых отношений, с оплатой труда работников торговли, проведения медицинских осмотров работников торговли, соблюдением режима труда и отдыха работников, выплаты окончательного расчета при увольнении.
Личный вклад автора в исследование. В процессе научной исследовательской работы автором проанализированы нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исследованы нарушения, допущенные в организациях торговли, касаемые трудового законодательства, разработаны и предложены рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе федерального государственного надзора.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы. Основная часть исследования изложена на 118 страницах, текст иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. контрольно- надзорными функциями в настоящее время наделены различные федеральные службы, в том числе Федеральная служба по труду и занятости, в состав которой входят ее территориальные органы - государственные инспекции труда. Последние осуществляют системный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [21]. Основной формой данной деятельности является проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда.
На основании проведенного анализа контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по труду и занятости, а также ее территориальных органов, было установлено, за шесть месяцев 2020 года общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контрольного органа, составило 7 988 263.
При этом количество проверок, проведенных во внеплановом порядке, - 41 788, что на 31,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 3 732 (что составляет 8,9% от общего количества проведенных проверок);
- по заявлениям (обращениям) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) всего - 35 922 (что составляет 85,9% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 1387 (что составляет 3,3% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя государственной инспекции труда, изданных в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 682 (что составляет 1,6% от общего количества проведенных проверок).
Данная тенденция, связанная со снижением количества проведенных проверок в 2020 году связана с пандемией коронавируса, которая существенно внесла коррективы в работу Федеральной инспекции труда [21].
Вместе с тем, необходимо отметить, что не смотря на ограниченный формат проведения проверок в 2020 г. в отношении подконтрольных субъектов, нарушений трудового законодательства не стало меньше, возможно, даже увеличилось.
Проводя аналитический анализ массовых нарушений трудового законодательства на территории Российской федерации, можно прийти к выводу, что существует ряд проблем, с которыми сталкиваются работники и работодатели, первой из которой является очень низкий уровень грамотности в правовой сфере - трудовом законодательстве. В том числе нельзя оставить без внимания и факт отсутствия системы эффективно воздействующих инструментов - экономических, правовых, уголовно-правовых, которые в свою очередь оказывали бы воздействие на работодателей для безоговорочного соблюдения требований трудового законодательства. Также сегодня отсутствует активная пропаганда вопросов трудового законодательства. Нельзя оставить без внимания тот факт, что в Российской Федерации, к сожалению, отсутствует системная, закрепленная законодательно координация всех действующих органов надзора и контроля, что является причиной дублирования функций, что в свою очередь не позволяет повысить в целом эффективность осуществления уполномоченными органами полномочий по осуществлению надзора и контроля в установленной сфере деятельности [5];
В связи с этим хотелось бы отметить, что актуальность избранной темы обусловлена необходимостью выработки теоретических положений и предложений, направленных на совершенствование норм трудового права, связанных с надзорной и контрольной деятельностью государственных инспекций труда в Российской Федерации для повышения эффективности правового регулирования этих отношений.
В российском законодательстве четко закреплено право работника на самозащиту, на защиту интересов работника государством, в том числе общественных организаций [38]. Необходимо отметить, что в существующих реалиях работник зачастую становиться зависимым от работодателя, что в свою очередь, дает работодателю возможность для нарушения законных прав и интересов работников в части трудового законодательства. К сожалению, тенденция такова, что работник не всегда будет обращаться за защитой своих трудовых прав в компетентные органы, так как работодатель может применить различные методы воздействия на работника (лишения заработной платы или полностью ее невыплаты, наложить дисциплинарное взыскание или вовсе оставить работника без работы), поэтому работники не всегда обращаются за квалифицированной помощью, так как попросту боятся остаться без работы и средств к существованию.
Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в том числе и трудовых прав работников [1]. В свою очередь в статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Основополагающим принципом трудового права является принцип свободы труда. Данный принцип реализуется в различных правовых нормах. Понятие свободы труда, гласит о свободном выборе труда гражданином. Он может вступить в трудовые отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной экономической деятельностью [18]. Также в статье 2 Трудового Кодекса Российской Федерации закрепляется право каждого работника на справедливые условия труда тем самым обеспечивая работнику безопасный труд, отдых после работы в течении определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи [3]. Хотелось бы отметить, что статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на отдых.
Актуальность темы исследования связана с вопросами защиты прав и законных интересов граждан, которые занимают одно из важнейших мест в правовой системе Российской Федерации. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав работников торговли, используемый уполномоченными на то государственными органами, а также способом обеспечения законности и правопорядка в современном российском обществе.
Исследование в области защиты трудовых прав работников сегодня имеет большой интерес у ряда ученых как практический, так и теоретический [4]. Данные обстоятельства связанны с тем, что рынок труда активно развивается, так как все больше и больше открывается новых фирм, предприятий, где велик риск правонарушений в части трудового законодательства. Таким образом из сложившийся обстановки следует, что необходимо выработать концептуальные основы новой государственной политики в области организации правовой защиты трудовых прав работников.
Уже сегодня необходимо исследовать все параметры и содержание защиты трудовых прав работников [5]. Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области общей теории права, конституционного, трудового и гражданского права. В основу исследования положены труды ученых: Колобовой С.В., Толкуновой В.Н., Алексеева С.С., Мордовец А.С., Ведяхина В.М., Шубина Т.Б.,Коршунова Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломова Б.А., Миронова В.И., Гусова К.Н., Передерина С.В. и другие [25].
Целями исследования являются: рассмотрение функции Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов ее правового статуса в сфере труда с точки зрения защиты трудовых прав работников торговли; юридический анализ деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов в этой области. Исходя из целей исследования, поставлены следующие задачи:
- определить понятие правовой защиты трудовых прав работников торговли.
- рассмотрение форм реализации защитной функции Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов;
- определение системы и содержания федеральной инспекции труда и ее территориальных органов в области защиты трудовых прав работников торговли [28];
Объектом исследования данной работы является совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением надзора за соблюдением трудового законодательства в области торговли.
Предметом исследования являются теоретические положения трудового права, правовое регулирование надзора за соблюдением трудового законодательства, как способа защиты трудовых прав работников торговли.
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Конвенции и рекомендации Международной организации труда, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также другие международные документы, российское законодательства, законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты [40]. Кроме того, исследована правоприменительная практика.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одним из первых комплексных исследований проблемы государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников торговли, которое проведено после введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации. В данной работе проводиться комплексное исследование работы Государственной инспекции труда в Воронежской области в части осуществления федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и защиты трудовых прав работников.
Методы и методология проведения исследования. В магистерской диссертации в качестве методов исследования используется метод вторичного анализа имеющихся данных проведенных плановых и внеплановых проверок Государственной инспекцией труда в Воронежской области. Вместе с тем, был использован метод анкетирования работодателей на предмет правовой грамотности в части трудового законодательства [35].
В рамках написания диссертационной работы практическая значимость исследования заключается в выводах по результатам проведенных проверок. Наличие нарушений трудового законодательства, а также выданные предписания дают возможность работодателю повысить правовую грамотность в части трудовых вопросов.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования связана с рассмотренными в диссертационном исследовании нормативными правовыми документами, положениями, выводами и рекомендациями относительно федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, подтверждена анализом мнений государственных инспекторов труда в отношении действенности трудового законодательства.
Апробация результатов. На основании проведенных исследований и обобщении результатов можно сделать выводы о том, что Государственная инспекция труда в Воронежской области выявляет большое количество нарушений трудового законодательства в части соблюдения трудового законодательства. Так нарушения связаны с оформлением трудовых отношений, с оплатой труда работников торговли, проведения медицинских осмотров работников торговли, соблюдением режима труда и отдыха работников, выплаты окончательного расчета при увольнении.
Личный вклад автора в исследование. В процессе научной исследовательской работы автором проанализированы нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исследованы нарушения, допущенные в организациях торговли, касаемые трудового законодательства, разработаны и предложены рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе федерального государственного надзора.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы. Основная часть исследования изложена на 118 страницах, текст иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. контрольно- надзорными функциями в настоящее время наделены различные федеральные службы, в том числе Федеральная служба по труду и занятости, в состав которой входят ее территориальные органы - государственные инспекции труда. Последние осуществляют системный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [21]. Основной формой данной деятельности является проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда.
На основании проведенного анализа контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по труду и занятости, а также ее территориальных органов, было установлено, за шесть месяцев 2020 года общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контрольного органа, составило 7 988 263.
При этом количество проверок, проведенных во внеплановом порядке, - 41 788, что на 31,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 3 732 (что составляет 8,9% от общего количества проведенных проверок);
- по заявлениям (обращениям) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) всего - 35 922 (что составляет 85,9% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 1387 (что составляет 3,3% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя государственной инспекции труда, изданных в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 682 (что составляет 1,6% от общего количества проведенных проверок).
Данная тенденция, связанная со снижением количества проведенных проверок в 2020 году связана с пандемией коронавируса, которая существенно внесла коррективы в работу Федеральной инспекции труда [21].
Вместе с тем, необходимо отметить, что не смотря на ограниченный формат проведения проверок в 2020 г. в отношении подконтрольных субъектов, нарушений трудового законодательства не стало меньше, возможно, даже увеличилось.
Проводя аналитический анализ массовых нарушений трудового законодательства на территории Российской федерации, можно прийти к выводу, что существует ряд проблем, с которыми сталкиваются работники и работодатели, первой из которой является очень низкий уровень грамотности в правовой сфере - трудовом законодательстве. В том числе нельзя оставить без внимания и факт отсутствия системы эффективно воздействующих инструментов - экономических, правовых, уголовно-правовых, которые в свою очередь оказывали бы воздействие на работодателей для безоговорочного соблюдения требований трудового законодательства. Также сегодня отсутствует активная пропаганда вопросов трудового законодательства. Нельзя оставить без внимания тот факт, что в Российской Федерации, к сожалению, отсутствует системная, закрепленная законодательно координация всех действующих органов надзора и контроля, что является причиной дублирования функций, что в свою очередь не позволяет повысить в целом эффективность осуществления уполномоченными органами полномочий по осуществлению надзора и контроля в установленной сфере деятельности [5];
В связи с этим хотелось бы отметить, что актуальность избранной темы обусловлена необходимостью выработки теоретических положений и предложений, направленных на совершенствование норм трудового права, связанных с надзорной и контрольной деятельностью государственных инспекций труда в Российской Федерации для повышения эффективности правового регулирования этих отношений.
В современной действительности весьма актуальна тема защиты трудовых прав работников. Ведь наше государство развивается, растут темпы производства, открываются все больше различных фирм и организаций. Залог успеха организации зависит от коллектива сотрудников, которые исполняют задачи поставленные руководством компании, организации или фирмы. К сожалению, сегодня некоторые работодатели пользуются недобросовестно трудовыми возможностями работников. В связи с чем возникает ряд проблем, которые в совокупности негативно влияют как на работника, так и на работодателя в целом.
При проведение Государственной инспекцией труда проверок исходя из расчета, что в месяц один инспектор проводит 15 проверок 10 из которых как правило всегда с нарушениями норм трудового законодательства. Наиболее распространенными нарушениями при проведении государственного надзора являются следующие нарушения:
- не заключаются в письменной форме трудовые договора с работниками
- трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми отношениями
- условия труда, а также гарантии и компенсации прописываются в трудовом договоре в ненадлежащем порядке.
- сроки выплаты заработной платы устанавливаются с нарушением установленных норм.
- нарушение сроков выплаты заработной платы
- задолженность по заработной платы перед работниками
- нарушение режимов труда и отдыха.
- нарушение сроков выплаты окончательного расчета при увольнении
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из главных способов защиты трудовых прав работников, а также профилактики трудовых правонарушений. При проведении государственного контроля и надзора большое внимание уделяется не только вопросам соблюдения трудового законодательства, но и условиям труда работников, которые не должны ухудшать их положение.
В магистерской диссертации была рассмотрена деятельность государственной инспекции труда - как органа, осуществляющего контроль и надзор за исполнением трудового законодательства на примере организаций торговли. В том числе в диссертационной работе уделялось внимание рассмотрению деятельности в целом Федеральной инспекции труда. Были рассмотрены вопросы ответственности должностных лиц организаций торговли за совершения нарушений в части трудового законодательства, а также законодательства об охране труда.
Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц основывается на принципах уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и прозрачности.
Согласно трудовому кодексу основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения защиты трудовых прав и свобод граждан; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов его нарушений.
К основным функциям Федеральной инспекции труда относятся: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, передача информации в соответствующие органы.
Трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов для того, чтобы в полной мере обеспечить гибкость государственного регулирования трудовых отношений, создать возможность для учета региональных особенностей организации труда и производства, реализации трудовых прав работников.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведенное исследование является комплексным, основанным на практической деятельности, которая включает в себя проблемы трудовых прав работников торговли и пути их решения. В том числе, в исследование рассматривается обобщенно работа Государственной инспекции труда в Воронежской области в части осуществления федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и защиты трудовых прав работников торговли.
Практическая значимость исследования заключается в выводах по результатам проведенных проверок. Наличие нарушений трудового законодательства, а также выданные предписания дают возможность работодателю повысить правовую грамотность в части трудовых вопросов.
В процессе научной исследовательской работы автором проанализированы нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исследованы нарушения, допущенные в организациях торговли, касаемые трудового законодательства, разработаны и предложены рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе федерального государственного надзора.
Цели, которые мы поставили в начале исследования, выполнены. Мы рассмотрели понятие защиты трудовых прав работников. При исследовании нашей темы мы выяснили, что основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Также мы дали понятие Федеральной инспекции труда, исследовали ее функции. Изучили обязанности государственных инспекторов труда, которые заключаются в соблюдении законов, хранении охраняемых законом тайн и др. Мы поняли, что значение Федеральной инспекции в системе защиты трудовых прав определяется тем, что именно она является специализированным институтом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
При проведение Государственной инспекцией труда проверок исходя из расчета, что в месяц один инспектор проводит 15 проверок 10 из которых как правило всегда с нарушениями норм трудового законодательства. Наиболее распространенными нарушениями при проведении государственного надзора являются следующие нарушения:
- не заключаются в письменной форме трудовые договора с работниками
- трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми отношениями
- условия труда, а также гарантии и компенсации прописываются в трудовом договоре в ненадлежащем порядке.
- сроки выплаты заработной платы устанавливаются с нарушением установленных норм.
- нарушение сроков выплаты заработной платы
- задолженность по заработной платы перед работниками
- нарушение режимов труда и отдыха.
- нарушение сроков выплаты окончательного расчета при увольнении
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из главных способов защиты трудовых прав работников, а также профилактики трудовых правонарушений. При проведении государственного контроля и надзора большое внимание уделяется не только вопросам соблюдения трудового законодательства, но и условиям труда работников, которые не должны ухудшать их положение.
В магистерской диссертации была рассмотрена деятельность государственной инспекции труда - как органа, осуществляющего контроль и надзор за исполнением трудового законодательства на примере организаций торговли. В том числе в диссертационной работе уделялось внимание рассмотрению деятельности в целом Федеральной инспекции труда. Были рассмотрены вопросы ответственности должностных лиц организаций торговли за совершения нарушений в части трудового законодательства, а также законодательства об охране труда.
Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц основывается на принципах уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и прозрачности.
Согласно трудовому кодексу основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения защиты трудовых прав и свобод граждан; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов его нарушений.
К основным функциям Федеральной инспекции труда относятся: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, передача информации в соответствующие органы.
Трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов для того, чтобы в полной мере обеспечить гибкость государственного регулирования трудовых отношений, создать возможность для учета региональных особенностей организации труда и производства, реализации трудовых прав работников.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведенное исследование является комплексным, основанным на практической деятельности, которая включает в себя проблемы трудовых прав работников торговли и пути их решения. В том числе, в исследование рассматривается обобщенно работа Государственной инспекции труда в Воронежской области в части осуществления федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и защиты трудовых прав работников торговли.
Практическая значимость исследования заключается в выводах по результатам проведенных проверок. Наличие нарушений трудового законодательства, а также выданные предписания дают возможность работодателю повысить правовую грамотность в части трудовых вопросов.
В процессе научной исследовательской работы автором проанализированы нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исследованы нарушения, допущенные в организациях торговли, касаемые трудового законодательства, разработаны и предложены рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе федерального государственного надзора.
Цели, которые мы поставили в начале исследования, выполнены. Мы рассмотрели понятие защиты трудовых прав работников. При исследовании нашей темы мы выяснили, что основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Также мы дали понятие Федеральной инспекции труда, исследовали ее функции. Изучили обязанности государственных инспекторов труда, которые заключаются в соблюдении законов, хранении охраняемых законом тайн и др. Мы поняли, что значение Федеральной инспекции в системе защиты трудовых прав определяется тем, что именно она является специализированным институтом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Подобные работы
- Защита от дискриминации в трудовых отношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



