Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы и исследований по вопросам удовлетворенности трудом на основе учета социально-психологических особенностей организации 7
1.1 Изучение проблемы удовлетворенности трудом в трудах
отечественных и зарубежных психологов 7
1.2 Методы повышения удовлетворенности и мотивации персонала 15
Глава 2 Эмпирическое исследование удовлетворенности трудом на основе учета социально-психологических особенностей организации 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных 49
2.3 Описание результатов корреляционного анализа 59
2.4 Разработка программы повышения удовлетворенности
трудом на основе учета социально-психологических особенностей организации
Заключение 88
Список используемой литературы 90
Приложение А Лекция для руководителей на тему: «Стили управления коллективом (теория Курта Левина)» 95
Приложение Б. Программа тренинга «Один за всех и все за одного» 104
Работа, как ни одна другая деятельность, занимает большое количество времени человека, удерживая его в активном состоянии. Удовлетворенность трудом влияет на качество и количество результатов работы, а также является универсальным показателем при интерпретации различных поступков сотрудников и коллектива. Удовлетворенность трудом накладывает отпечаток на управление (способ, стиль, манеру общения руководящего звена) людьми удовлетворенными и неудовлетворенными. Поэтому важно понимать какими причинами, критериями обусловлена удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность трудом - это позитивное эмоциональное состояние, которое возникает у работника в результате оценки его деятельности. Очевидно, что чем более удовлетворен человек различными аспектами своей работы, тем более качественно он будет ее выполнять. Однако, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году не вполне удовлетворены или не удовлетворены вообще некоторыми аспектами трудовой деятельности были до 30% работающих граждан. В связи с этим возникает вопрос: с чем связана удовлетворенность трудом. В данной работе мы рассмотрим совокупность факторов, влияющих на данный показатель.
Объект исследования: удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: социально-психологические детерминанты удовлетворенности трудом (стиль и ролевая направленность руководителя; уровень развития коллектива; привлекательность организационной культуры).
Цель исследования: изучить социально-психологические детерминанты удовлетворенности трудом.
Гипотеза исследования состоит в том, что показатели удовлетворенности трудом усиливаются ролевым поведением руководителя, уровнем развития трудового коллектива, оценкой организационной культуры.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных психологов;
2) выявить показатели заявленных категорий: удовлетворенности трудом, ролевого поведения руководителя, уровня развития трудового коллектива;
3) проанализировать полученные данные и сделать выводы о взаимосвязи удовлетворенности трудом и социально-психологическими особенностями организации.
4) разработать программу повышения удовлетворенности трудом на основе учета социально-психологических особенностей организации.
Методы исследования:
1) теоретические (изучение и анализ психологической литературы);
2) эмпирические (психодиагностика);
3) методы обработки данных (методы количественного,
качественного, математическо-статистического анализа);
4) интерпретационный метод (структурный).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с применением диагностических методик:
- интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива Л.Г. Почебут;
- методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева;
- методика «Опросник привлекательности культуры», разработанная В.М. Снетковым
3. Качественный и количественный анализ полученных данных с использованием математической статистики.
Теоретическая значимость: проблема удовлетворенности трудом обладает высоким уровнем теоретической и практической значимости ввиду ее актуальности и востребованности. Существующие исследования рассматривают этот вопрос с разных сторон, но практически очень мало работ, изучающих эту проблему в сфере здравоохранения.
Практическая значимость: разработанная программа повышения удовлетворенности трудом на основе учета социально-психологических особенностей организации может быть рекомендована для проведения в конкретном медицинском учреждении, а в дальнейшем и в других организациях медицинского профиля.
Эмпирическая часть исследования была проведена на выборке, состоящей из 59 сотрудниц родильного дома. Базой исследования является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тольяттинская городская клиническая больница №2 имени В.В. Баныкина».
Работа проводилась в четыре этапа: теоретическое исследование проблемы, экспериментальное исследование, обработка полученных результатов, разработка программы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень развития группы как коллектива на основе интегральной самооценки является одинаковым вне зависимости от стиля руководства, если производственная группа характеризуется как «достаточно зрелая».
2. Сравнительный анализ удовлетворенности трудом при различных стилях руководства позволяет выявить некоторые различия, а именно, при коллегиальном силе управления коллективом этот показатель находится на более высоком уровне, тогда как при директивном стиле управления коллектива он несколько ниже. Таким образом, можно говорить о том, что стиль руководства коллективом влияет на степень привлекательности труда и удовлетворенности трудом как в целом, так и на удовлетворенность его отдельными аспектами.
3. При коллегиальном стиле управления коллективом наблюдаются положительные корреляции между степенью удовлетворенности ключевых потребностей сотрудников и такими свойствами группы, как сплоченность, интегративность, референтность, активность.
4. При директивном стиле управления коллективом могут наблюдаться как положительные положительные, так и отрицательные взаимосвязи между такими свойствами группы, как направленность, сплоченность, интегративность, подготовленность к деятельности, референтность, организованность и выраженными потребностями работников организации.
5. Степень развития коллектива в целом влияет на удовлетворенность сотрудников трудом, что происходит опосредованно через влияние стиля руководства коллективом.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 14 таблиц и 8 рисунков, список литературы, приложения. Основной текст работы изложен на 93 страницах
Результаты проведенного анализа теоретической составляющей данной работы позволяет утверждать, что изучением вопросов удовлетворенности трудом начали заниматься уже достаточно давно как в России, так и за рубежом. Проведено уже много исследований, однако эта тема остается актуальной и востребованной до сих пор. Вероятно, так будет всегда, пока существует трудовая деятельность - ведущая деятельность взрослого человека, самая длительная среди прочих. Тот факт, что такие категории, как удовлетворенность трудом, ролевая направленность руководителя, уровень развития коллектива продолжают изучаться достаточно интенсивно, а это подтверждается работами многих исследователей, в том числе и современных, в очередной раз подтверждает актуальность выбранной нами темы диссертации.
При написании данной работы были использованы труды таких авторов, как А.Н. Асаул, А.А. Трусь, В.Д. Дорофеев, И.Н. Есинова, О.Л. Задворная, А.Н. Занковский, А.В. Ильин, Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис, В.А. Спивак, Р.К. Несмеянова, С.А. Липатов, В.А. Кулганов, А.С. Новикова, К. Альдерфер, Ф. Герцберг, А. Маслоу, Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшар и других отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением интересующих нас вопросов.
В результате нашего исследования был обнаружен любопытный факт: сотрудниками родильного дома, на базе которого проводилась работа, ни разу не было указано на попустительский стиль руководства. Мы предполагаем, что это объясняется спецификой медицинской деятельности, требующей от персонала, в том числе и руководящего звена, высокой степени внимания, ответственности и включенности в процесс оказания помощи пациентам. Преобладающим является коллегиальный стиль управления коллективом. При этом стиле управления удовлетворяется большее количество потребностей сотрудников, чем при директивной ролевой направленности руководителя.
Уровень привлекательности труда достаточно низкий, то есть сотрудники мало удовлетворены своей работой. В добавок к прочим причинам это может объясняться еще и снижением престижности профессии, и все более частыми случаями требовательно-негативного отношения отдельных представителей социума к работникам медицинской сферы («вы должны», «вы обязаны», «вы давали клятву Гиппократа» и другие высказывания), в частности бюджетных организаций. Любопытными оказались данные о том, что при различных стилях руководства возникают корреляции между различными потребностями сотрудников и свойствами группы. В некоторых случаях направленность корреляции между одними и теми же критериями оценки меняется в зависимости от стиля руководства коллективом. Например, при коллегиальном стиле управления корреляция между заданными параметрами прямая («+»), а при директивном стиле управления - обратная («-»).
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о взаимосвязи удовлетворенности трудом с ролевым поведением руководителя и уровнем развития трудового коллектива, в результате изучения данной темы и анализа полученных данных подтвердилась.
Была разработана программа повышения удовлетворенности трудом на основе учета социально-психологических особенностей организации, содержащая различные предложения рекомендательного характера относительно различных сфер деятельности организации и коллектива, а также проведение лекции о стилях руководства для сотрудников руководящих должностей и разработанного нами тренинга «Один за всех и все за одного» для всех работников организации вне зависимости от занимаемой должности с целью развития активности, интегративности, сплоченности и референтности группы, положительно коррелирующих с удовлетворением различных потребностей в процессе трудовой деятельности.
На наш взгляд, для детального изучения всех аспектов, особенностей и нюансов трудовой деятельности с целью корректировки необходимых показателей путем разработки и внедрения программ, направленных в том числе на повышение уровня удовлетворенности трудом, в каждой организации должен быть штатный организационный психолог. Именно он сможет своевременно отслеживать зарождающиеся неблагоприятные изменения и вносить грамотные, продуманные, научно обоснованные коррективы.
Безусловно, в одном исследовании невозможно осветить все интересующие вопросы. Так, например, интересно было бы узнать, какие взаимосвязи потребностей работников со свойствами группы наблюдаются при попустительском стиле руководства коллективом. Или какие еще факторы кроме стиля руководства коллективом могут оказывать влияние на знак корреляций между потребностями сотрудников и свойствами коллектива. Поэтому мы считаем, что выбранное нами направление является перспективным, требующим более детального, глубокого изучения и проведения новых исследовательских работ.
1. Авдейчев А.А., Резинкина Ю.С. Особенности личности руководителя и эффективность его профессиональной деятельности // Прикладная психология. - 2000. - № 6. - С. 94-96.
2. Александрова Н.А., Васильцова, Л.А., Фатеева Н.Б. Основы кадровой политики и кадрового планирования. Екатеринбург: Изд-во УрГАУ, 2014.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.:
Финансы и статистика, 2011. 248 с.
4. Алексеенко Л.Ф. Проблемы повышения производительности труда в Республике Беларусь / Отдел кадров. 2002. - № 10(21)
5. Андреева Т. В. Менеджмент сегодня. М., 2007. - 345 с.
6. Антинази А. Энциклопедия социологии. 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/socio/fc/slovar- 209-3.htm#zag-3996
7. Аргайл М. психология счастья. СПб.: Питер, 2003
8. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб.: Гуманистика, 2006. 203 с.
9. Баленко Б.В. психология управления персоналом. Практикум: системно-ролевые упражнения, тесты: Учеб. Пособие. Тольятти: ТГУ, 2005. - 98 с.
10. Белоусова Е.А. Принудительная мотивация и её роль в стимулировании результативности труда // Вестшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта. 2003.-№ 1.
11. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев, 1990.
12. Бондюгова Т.В. Личность руководителя. Учебно-методическое пособие. Таганрог: РГСУ. Изд-ль А.Н. Ступин, 2012 - 91 с.
13. Борисова Е.М., Логинова, Г. П., Мдивани, М. О. Диагностика управленческих способностей// Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 112-121
14. Вайнштейн Л.А. Психология управления и основы лидерства: учебное пособие. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. - 279 с.
15. Вербицкий А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике 2013. - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru.
16. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2004. 224 с.
17. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х.-мл. организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000
18. Грачев, А.А. организационные факторы удовлетворенности трудом и жизнью рабочих и служащих. // Прикладная психология и организационное проектирование // Национальный психологический журнал. — 2006. — Ноябрь. — С. 69—78.
19. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб: Питер, 2007. - с. 832
20. Джери Д., Джери, Дж. Большой толковый социологический
словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999. - 544 с.
21. Джери Д. Джери Дж. Большой толковый социологический
словарь. М.: АСТ, Вече, 1999. Т. 2. П-Я. 528с.
22. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: Учеб. Пособие. Пенза: Изд-во ун-та, 2004. 142 с.
23. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учебное пособие. Киев. Кондор.2003. 462с.
24. Женщины и мужчины России // 2014: Стат.сб./Ж56 Росстат. - М., 2014. - 217с.
25. Женщины и мужчины России // 2016: Стат.сб./Ж56 Росстат. - М., 2016. - 208с.
26. Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. Формирование и развитие корпоративной культуры медицинских организаций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3. С. 142-149.
27. Занковский А.Н. Организационная психология. АМ.: Флинта: МПСИ, 2002. 648 с.
28. Зинченко В.П., Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
29. Капустин А. Мотивация менеджмента - залог стабильности компании // Управление компанией. 2003. - № 6.
30. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога- практика / М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
31. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско- английский словарь. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. 511 с.
32. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М., 1993.
33. Кулганов В.А., Новикова А.С. // Ученые записки Забайкальского
государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/komandoobrazovanie-kak-metod-povysheniya- udovletvoryonnosti-trudom-i-urovnya-razvitiya-maloy-sotsialnoy-rabochey- gruppy
34. Леевик Г.Е. Моделирование личности: новая система оценки и подбора персонала. СПб., 2003.
35. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 4. С. 62-63.
36. Мальцева Ю.А, Яценко О.Ю. Психология управления. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 92 с.
37. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1994
38. Несмеянова Р.К., Липатов С.А // Организационная психология // Взаимосвязь восприятия и привлекательности корпоративной культуры с организационной идентификацией сотрудников. 2017. Т. 7. № 3. С. 67-84.
39. Стеклова О.Е. Организационная культура: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 110 с.
40. Петраш М.Д. Эмоциональные характеристики и механизмы психологической за-щиты медперсонала скорой помощи. СПбГУ, факультет психологии. 2001.
41. Почебут Л.Г. Социальная психология. Питер; СПб.; 2010. 521 с.
42. Психологический словарь // Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика., 1983. 176 с.
43. Пуденко П.И. Как мотивировать продуктивную работу персонала. М.: ИУО, 2007
44. Пушных В.А. Межкультурный менеджмент: учебное пособие. 2¬е. изд. перераб. / Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 180 с.
45. Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как субъект и объект управления. Л, 1980. С. 97-113.
46. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд.,
перераб. и доп.-Мн.: Харвест, 2001.-976 с.- (Библиотека практической
психологии)
47. Словарь терминов антикризисного управления. 2000.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/anticris/73466
48. Смакоткина Н.Л. Психология менеджмента качества. М.:
«Европейский центр по качеству», 2002. - 76 с.
49. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: уч. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.
50. Соломанидина Т. О. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2009. - с. 128
51. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
52. Токарева Г.А. Психологические аспекты нравственного
компонента профессиональной деятельности менеджера. Санкт-Петербург, 2006 г. 180 с.
53. Толковый словарь по социологии. 2013. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/explanatory-
sociological/index.htm
54. Трусь А.А. Психология управления: учебное пособие. Минск: Высшая школа, 2014. - 320 с.
55. Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.
56. Хлопова Т. Без личного интереса нет трудовой активности // Служба кадров 2009. - № 1. - с. 15
57. Хорошев И.Г. Социология и психология управленческого труда в условиях перехода к рыночным отношениям: Учеб. Пособие / Регион. центр менеджмента и маркетинга "Прогресс", Чебоксар. фак. экономики и менеджмента С.-Петерб. гос. техн. ун-та. - Чебоксары; СПб.: СПбГТУ, 1995. - 111 с.
58. Alderfer CP. Existence, llelatedness and Growth: Human Needs in Organizational Settings. N. Y.: The Free Press, 1972.
59. Herzberg F. One more time: How do you motivate employees? // Harvard Business Review. 1987. January-February. - P. 109-120.
60. Kotter J.P., Heskett, J.L. Corporate culture and performance. N.Y.- 1992.- 214p.
61. Skinner B.F. The behavior of organisms: An experimental analysis. New York: Appleton-Century-Crofts, 1938.
62. Vroom V.H. Work and Motivation. N. Y.: Wiley, 1964.