Введение
Глава 1. Приватность в сети Интернет как проявление конституционного права на
неприкосновенность частной жизни
1.1. Формирование и развитие института неприкосновенности частной жизни
1.2. Понятие тайны переписки и иных сообщений
1.3. Приватность в сети Интернет: понятие, особенности и элементы
Глава 2. Проблемы реализации права на приватность в сети Интернет
2.1. Пределы вмешательства государства в тайну Интернет-сообщений
2.2. Анонимность в сети Интернет и проблемы её реализация
Глава 3. Проблемы правового регулирования Интернет-приватности в
отечественном и зарубежном законодательстве
3.1. Проблемы Интернет приватности в российском законодательстве
3.2. Международная практика по регулированию приватности в сети Интернет
Заключение
Список используемой литературы
Конституцией Российской Федерации провозглашаются права и свободы
человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими. Исходя
из них осуществляется правосудие. Одним из ключевых личных прав выступает
право на неприкосновенность частной жизни и тайну переписки. Данная работа
посвящена праву на приватность в сети Интернет, – неотъемлемому атрибуту
неприкосновенности частной жизни, его конституционно-правовой основе,
структуре и вопросам реализации.
Актуальность исследования заключается как в стремительном развитии
технологий Интернет-коммуникации, охватывающих нашу повседневную жизнь, так
и в растущем интересе их правового регулирования, границы которого являются по-
прежнему достаточно дискуссионными. При этом подобное регулирование со
стороны государства может как защищать ключевые права и свободы, включая
приватность и неприкосновенность частной жизни, свободу мысли и слова, так и
наоборот вступать с ними в конфликт.
Новые средства коммуникации, работающие через сеть Интернет, позволяют
вести общение с собеседником из любого конца света. При этом, несмотря на частое
утверждение «мне нечего скрывать», пользователи сети Интернет оставляют
множество «следов», что нередко может повлечь нарушение их прав и свобод в
будущем. Многие пользователи мессенджеров и социальных сетей так же уверены и
в конфиденциальности своих сообщений, что зачастую может быть далеко не так.
Причиной тому может быть множество факторов: как беспечность со стороны самих
пользователей, так и небрежность операторов данных сервисов, а также
противоправная деятельность третьих лиц. Особый интерес в контроле Интернет-
приватности могут иметь и различные государственные структуры. Вместе с тем та
самая грань, когда государственное вмешательство с целью защиты прав и свобод
переступает через эти самые права и свободы по-прежнему остаётся дискуссионной.В частности, раскрытие бывшим сотрудником Агентства национальной
безопасности (АНБ) США Эдвардом Сноуденом программы глобальной слежки как
за гражданами самих Соединённых Штатов, так и иностранными гражданами,
породило очередной виток ожесточённых дебатов об обоснованности данной
политики. Тем не менее указанный случай мог быть далеко не единичным, получив
столь яркое освещение во многом лишь благодаря своей глобальности. На практике
возможно множество локальных, менее освещаемых прецедентов. Стоит понимать,
что само по себе правовое регулирование может проявляться в различных формах:
как защищать непосредственно конвенционные и конституционные права,
гарантируя их соблюдение, так и наоборот переступать через них под тем или иным
предлогом.
Целью данной работы, в первую очередь, выступает нахождение
необходимого баланса, позволяющего максимально обеспечить реализацию и
защиту конституционных прав и свобод, а также предотвратить в отношении них
возможные противоправные действия и злоупотребления.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить ряд задач. Во-
первых, на основании анализа формирования и развития института
неприкосновенности частной жизни, становления международного и
внутригосударственного законодательства в указанной сфере дать определение
приватности в сети Интернет, её особенностей и элементов, соотнести её с
положениями Конституции Российской Федерации. Во-вторых, определить сферы и
общественные отношения, охватывающие данные положения. В-третьих,
проанализировать сложившуюся на данный момент ситуацию, выделить имеющиеся
проблемы и предложить оптимальные варианты их решения, соответствующие
ценностям, провозглашённым международными соглашениями и Конституцией
Российской Федерации. В-пятых, сделать соответствующие выводы на основании
приведённых в исследовании данных.Объектом исследования выступает непосредственно приватность в сети
Интернет как составная часть права на неприкосновенность частной жизни и тайны
сообщений в целом. В свою очередь предметом являются конституционно-правовые
вопросы, возникающие в процессе реализации и защиты права на приватность в сети
Интернет. При этом решение данных вопросов выступает одной из руководящих
задач исследования.
В процессе исследования были использованы такие методы, как анализ
существующего законодательства и текущей правовой доктрины, синтез полученной
в процессе исследования информации, сравнение международных соглашений и
нормативно-правовых актов Российской Федерации и зарубежных стран. Также
были учтены такие приёмы и методы, как сравнительный, правовой, исторический,
формально-юридический, технико-юридический и прочие.
Выявленные в процессе исследования положения обладают существенной
теоретической, научной и практической значимостью. Определение приватности в
сети Интернет, её концепция, особенности и элементы должны дополнить институт
неприкосновенности частной жизни, изучаемый наукой Конституционного права,
открывая новую сферу теоретической и концептуально-правой разработки в
указанной сфере. Практическая же значимость должна выражаться в качественных,
научно и технически обоснованных нормативно-правовых актах, преследующих
цели обеспечения реализации и защиты конвенционных и конституционных прав и
свобод человека и гражданина.
На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические
предложения:
1. Определено, что под приватностью в сети Интернет следует понимать
атрибут права на неприкосновенность частной жизни, общественные отношения,
возникающие при реализации человеком его права на конфиденциальную перепискуи общение через средства Интернет-коммуникации, и (или) его стремлении
сохранить своё пребывание в сети Интернет тайным от посторонних глаз.
2. Установлено, что элементами Интернет-приватности являются тайна
Интернет-сообщений и Интернет-анонимность. Под тайной Интернет-сообщений
подразумевается реализация человеком права на конфиденциальность его общения и
переписки через средства Интернет-коммуникации. В свою очередь Интернет-
анонимность включает в себя стремление сохранить в тайне непосредственно своё
пребывание в сети Интернет, инструментами реализации которого выступают
различного рода средства анонимизации.
3. На основании современной международной практики регулирования сферы
Интернет-приватности были выделены два подхода: социальный и государственный,
выявлены их руководящие принципы. Социальный, к приверженцам которого в
большей степени можно отнести страны Европейского Союза, представляет из себя
комплекс принципов и норм, сочетающих в себе прозрачность хранения личных
данных и максимальную их доступность для владельцев. В свою очередь
государственному, приверженцами которого в большей мере можно назвать Китай и
ближневосточные страны, присущ больший уровень вмешательства в отношения
сервиса и клиента, меньшая степень прозрачности, а также принципиально
доминирующие государственные интересы в отношении правового регулирования
данной сферы. Таким образом, социальному подходу соответствуют принципы
верховенства прав человека и гражданина, общественной прозрачности,
демократичности, а государственному, в свою очередь, – принципы верховенства
государственных интересов (в том числе выдаваемых за общественные или
коллективные) над правами личности, закрытости, недемократичности принятия
решений. Можно также выделить и переходную категорию, прибегающую к
методам и принципам обоих подходов, к приверженцам которой можно, например,
отнести как Российскую Федерацию, так и США.4. Был выявлен круг основных проблем Интернет-приватности. Ключевой
среди них выступает дискуссионность пределов вмешательства государства в сферу
приватности, где на одной чаше весов мы видим такие категории, как
неприкосновенность частной жизни, тайна переписки и сообщений, а на другой –
необходимость борьбы с преступностью, обеспечение прав и свобод личности, а
также благополучия общества. Проблемным является и вопрос этичности
мониторинга общего потока пользовательских сообщений, сбора их и хранения, а
также соответствия данной практики требованиям безопасности. Кроме того,
существенной проблемой выступает вопрос обоснованности и безопасности
передачи организаторами распространения информации ключей шифрования
правоохранительным органам. Стоит также выделить отсутствие должного
нормативного определения электронного наблюдения, несмотря на уже фактически
сложившиеся отношения и ресурсы для его осуществления, а также расплывчатое
нормативное регулирование использования средств кодирования (шифрования)
физическими лицами. Отдельного внимания заслуживает и проблема общей
безопасности хранения пользовательских данных как со стороны частных компаний,
так и со стороны государственных структур.
5. В целях обеспечения права граждан на Интернет-приватность необходимо
внести в законодательство следующие изменения и дополнения. В частности, статьи
10.1 федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», а также 46 федерального закона № 126-ФЗ «О
связи» следует дополнить нормой, обязывающей организатора распространения
информации в случае обнаружения утечки, а равно иной виновной компрометации
личной информации пользователей, переписок и их содержания уведомить
пострадавшую сторону немедленно (либо в кратчайшие сроки) после обнаружения
указанной компрометации. Необходимо и дополнение главы 13 КоАП РФ составом:
«Сокрытие должностным (юридическим) лицом факта утечки (компрометации)личной информации». Также в федеральный закон № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об
оперативно-розыскной деятельности» обосновано включение «электронного
наблюдения» в список оперативно-розыскных мероприятий, поскольку фактически
данные отношения уже сложились, но ещё не закреплены нормативно. При этом в
целях обеспечения прозрачности необходимо внесение в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации или федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности» чёткой классификации тех преступлений, при расследовании которых
может применяться электронное наблюдение, либо же конкретных случаев, когда
это оправдано или необходимо. Заслуживают законодательного закрепления и рамки
проведения электронного наблюдения с обязательным уведомлением оператора
связи. Представляет важность и внесение поправок в норму статьи 13.6. КоАП РФ,
уточняющих о запрете передачи через несертифицированные средства кодирования
(шифрования) исключительно сообщений и сведений, составляющих
государственную тайну, а также отражение в новой формулировке статьи или
отдельном правовом акте информации об отсутствии обязательной сертификации
средств кодирования (шифрования) массово применяемых для защиты сведений, не
составляющих государственную тайну. Кроме того, как минимум заслуживают
пересмотра и нормы статьи 64 федерального закона «О связи», обязывающие
операторов связи хранить Интернет-трафик абонентов, до разработки более
прозрачного и безопасного механизма реализации, не вступающего в конфликт с
конвенционным и конституционным правом на приватность. Представляет интерес и
положение статьи 10.1 федерального закона № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» о передаче организаторами
распространения информации ключей шифрования, заслуживающее значительного
пересмотра, либо полной отмены в связи с выявленными рисками и этическими
проблемами, а также технической невозможностью реализации в определённых
случаях. Так, передача ключей шифрования третьим лицам может бытьпотенциально небезопасна для всех пользователей сервиса, либо организатор
распространения информации может вовсе не иметь доступа к сообщениям на
устройстве из-за технических особенностей используемых им технологий. Отдельно
стоит обратить внимание и на политику блокировок Интернет-ресурсов, не
преследующих преступных целей и готовых к сотрудничеству с
правоохранительными органами в плане пресечения противоправного публичного
контента. Предлагается практика по внесению Интернет-ресурсов, не
соответствующих в полней мере государственным стандартам, в публичный реестр
«сомнительных» сервисов при сохранении к ним доступа, но наложения некоторых
ограничений, вроде отказа от каких-либо налоговых послаблений или их
государственной финансовой поддержки. В противовес этому Интернет-ресурсам, в
полной мере соответствующим государственным стандартам, предлагается их
одобрение в виде выдаваемых электронных сертификатов, а также возможности
некоторых налоговых послаблений, либо финансовой господдержки, если Интернет-
ресурс является отечественным. Таким образом, обеспечивается баланс между
ограничением доступа к Интернет-ресурсам, действительно, преследующим
противоправные цели, и сохранением за пользователем выбора в условиях
справедливой конкуренции. Говоря о порядке функционирования такого
инструмента как VPN, обоснованным решением стал бы пересмотр нормы о запрете
доступа с иностранных VPN-серверов к ограниченным на территории РФ Интернет-
ресурсам в связи с нахождением и функционированием указанных серверов в
иностранной юрисдикции, а также сомнительной возможностью реализации данных
норм из-за особенностей функционирования данной технологии. В свою очередь со
стороны VPN-провайдеров, чьи серверы физически расположены на территории РФ
и дают возможность выхода в сеть Интернет от российского IP-адреса, взаимной
мерой стало бы соблюдение ими действующего российского законодательства. При
использовании же зарубежных VPN-серверов достаточной мерой может выступитьпредупреждение пользователей о возможной доступности Интернет-сайтов с
содержанием, признанным в их стране нахождения незаконным, и о возможной
юридической ответственности за противоправные действия, совершаемые с
помощью данных сервисов. Помимо перечисленного выше, в связи с достаточно
частым применением положения статьи 138.1 УК РФ в отношении лиц, не имеющих
умысла нарушать право приватности других, и мнением Конституционного суда РФ,
подчёркивающим руководящую роль умысла в составе указанного преступления,
должной мерой стал бы пересмотр положений данной нормы и легализация
исключительно бытовых сценариев использования указанных инструментов. Говоря
о киберпреступлениях, результатом которых стала незаконная эксплуатация чужих
IP-адресов для совершения правонарушений, необходимой мерой может стать
выделение из статей 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) и
273 (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных
программ) УК РФ отдельного состава правонарушения, предусматривающего
юридическую ответственность за незаконное использование IP-адреса другого лица.
Данная мера может быть полезна в связи с размытостью вышеуказанных составов, а
также стремительным технологическим развитием, ушедшим значительно вперёд с
момента введения данных составов. В целях гуманизации, допустимо разделение
данного состава на административный и уголовный. Административный,
наказываемый штрафом, возможно оставить на случаи, когда отсутствует конечный
ущерб, либо же он незначителен. Уголовный состав, в свою очередь, должен иметь
место в случае совершения от лица жертвы правонарушения, что опорочило её
доброе имя, а также причинение этими действиями существенного вреда.
«Незаконное» использование, в данном случае, должно предполагать использование
IP-адреса без ведома и согласия лица путём применения вредоносного программного
обеспечения, либо уязвимостей, а равно путём обмана или подбора пароля.Результаты исследования были апробированы при участии во Всероссийском
конкурсе молодёжи образовательных и научных организаций на лучшую работу
«Моя законотворческая инициатива», а также на Международных научно-
практических конференциях «Актуальные проблемы правотворчества и
правоприменительной деятельности в Российской Федерации» и «Актуальные
вопросы современного права. Пути теоретического и практического решения
проблем».
По теме диссертационного исследования были опубликованы следующие
работы:
1. Назаров С.А. IP-адрес как идентификатор при расследовании правонарушений
[Текст] / С.А. Назаров // Сборник статей Международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы правотворчества и
правоприменительной деятельности в Российской Федерации. Часть 2»
(Самара, 01.11.2017 г.). – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 40-44.
2. Назаров С.А. Концепция Интернет-приватности / С.А. Назаров // Сборник
статей Международной научно-практической конференции «Актуальные
вопросы современного права. Пути теоретического и практического решения
проблем» (Уфа, 01.03.2018 г.). – Уфа: Аэтерна, 2018. – С. 130-133.
3. Назаров С.А. Правовая охрана тайны сообщений в Российской Федерации /
С.А. Назаров // Сборник тезисов работ участников XI Всероссийского
конкурса молодёжи образовательных и научных организаций на лучшую
работу «Моя законотворческая инициатива» (II том). – М.: Государственная
Дума ФС РФ, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2016. – С.119-120.
Диссертация состоит из 3-х глав, 7 параграфов и 130 страниц.
Таким образом, на основании приведённой информации можно сделать вывод,
что приватность в сети Интернет, будучи составной частью конституционного права
на неприкосновенность частной жизни и тайну сообщений, выступает важной, но
ещё не до конца исследованной правоведами категорией. Являясь следствием
бурного развития Интернет-технологий за последние десятки лет, указанная сфера
обладает рядом особенностей, как технического, так и юридического характера. При
этом те методы регулирования, работающие в отношении аналоговых средств
коммуникации, как почтовая корреспонденция или телефонная связь, могут быть не
эффективными или даже вредными при взаимодействии с Интернет-инструментами.
Обращаясь к теоретической составляющей права на приватность в сети
Интернет, то стоит упомянуть о его элементах: тайне Интернет-сообщений, и
Интернет-анонимности. Под тайной Интернет-сообщений следует понимать
реализацию человеком права на конфиденциальность его общения и переписки через
средства Интернет-коммуникации: как правило мессенджеры, сервисы аудио- и
видеосвязи, а также личные сообщения в социальных сетях. Под Интернет-
анонимностью же – стремление сохранить в тайне своё пребывание в сети Интернет
путём использования средств анонимизации. Интересной особенностью указанных
элементов выступает их способность как коррелировать друг другу, так и
сосуществовать в раздельности. Так, в частности, не каждому может быть
принципиально сокрытие своего Интернет-трафика, имея лишь заинтересованность
в конфиденциальности своей Интернет-переписки. Иной же пользователь может
ожидать как сохранности в тайне самой переписки, так и всего своего трафика. Цели
же сокрытия подобного рода информации могут быть различны, но, должны
предполагать законность и добросовестность (например, нежелание потенциальной
слежки со стороны различных сервисов и Интернет-служб, или психологическая
удовлетворенность своей приватностью). Стоит помнить, что, порой, даннымисредствами пользуются и для противоправных целей, что, очевидно, не может
подпадать под защиту законом. Однако, умаление прав неопределённого числа
добросовестных пользователей путём автоматической слежки и прочего
мониторинга является так же недопустимым, поскольку ограничение права на тайну
переписки и иных сообщений допускается Конституцией только на основании
судебного решения в отношении конкретного лица или определённой группы лиц,
имеющих отношение к рассматриваемому делу.
Говоря о взаимодействии правоохранительных органов и организаторов
распространения информации, прежде всего мы можем выделить необходимость
выработки политики заинтересованности обеих сторон в эффективном
противодействии реальной преступности, не нарушая при этом прав добросовестных
пользователей. Тем не менее, возможны и случаи расхождения мнений, в том числе
вследствие различной юрисдикции и иных причин. Однако, и в подобных случаях
возможны компромиссы, выражающиеся, к примеру, в сохранении
неприкосновенности личных переписок пользователей, но в блокировке публичных
страниц, аккаунтов, групп или чатов, пропагандирующих терроризм и иную
преступную деятельность. Возможно и достижение соглашений по выявлению
создателей подобного рода страниц и чатов, их активных участников для
дальнейших разбирательств, поскольку подобная деятельность так или иначе
публична, и раскрытие связанных с ней данных не грозит приватности
добросовестных пользователей. При этом по-прежнему сохраняется необходимость
выработки на международном уровне адекватной, соответствующей времени и
принципам прав человека политики взаимодействия организаторов распространения
информации и государственных структур по противодействию международной
преступности. При этом организаторы распространения информации, будучи
профессионалами в указанной сфере, должны выступать полноправными
участниками данного диалога.Нами были рассмотрены и основные проблемы реализации права приватности
в сети Интернет на примере элементов Интернет-приватности – тайны Интернет-
сообщений и Интернет-анонимности. С одной стороны, отсутствие вовсе какого-
либо контроля в данной сфере может стимулировать рост правонарушений, создавая
иллюзию полной безнаказанности, с другой же – тотальный контроль и массовая
слежка нарушают право на неприкосновенность частной жизни и тайну переписки
добросовестных граждан, способствует их необоснованной самоцензуре даже в
конфиденциальном общении. Любое вмешательство государства должно быть
обоснованным и нести цель защиты прав и законных интересов его граждан. Одним
из негативных примеров такого вмешательства можно назвать, в частности, историю
бывшего сотрудника АНБ США Эдварда Сноудена, раскрывшего миру информацию
о глобальной правительственной слежке. Однако, не только государственные
структуры могут быть заинтересованы в слежке за пользователями сети Интернет.
Таковыми могут быть и крупные Интернет-корпорации, собирающие «Большие
данные» пользователей, как правило, в рекламных целях, но нередко с
возможностью их дальнейшей перепродажи третьим лицам. В данном случае, даже
передача обезличенной информации должна сопровождаться уведомлением
пользователя о передаваемых им данных, и возможностью его отказа.
Нами были изучены и проблемы Интернет-приватности в российском
законодательстве, а также международная практика по данному вопросу. Хотя до
недавнего времени сфера Интернет-приватности в Российской Федерации не была
столь ярко освещена вниманием, в последние годы вопросы её регулирования
встают всё более остро. Началом же ему послужило введение в 1996 году Системы
оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), обновляющейся и развивающейся до
сих пор. И хотя первая версия была заточена лишь на прослушивание телефонных
переговоров, последнее её поколение включает в себя внушительную систему сбора
и хранения данных, включая информацию о перемещениях, телефонные переговоры,сообщения и Интернет-трафик, а также достаточно широкие полномочия
правоохранительных органов по обращению с данным комплексом. Хотя аналоги
СОРМ присутствуют и в странах ЕС, а также США, российская версия имеет
определённые проблемы. Наиболее острой из них выступает низкий уровень
прозрачности как для граждан в целом, так и для операторов связи, что препятствует
должному общественному контролю данной сферы, и создаёт почву для различных
злоупотреблений и превышений полномочий со стороны правоохранительных
органов. В свою очередь для общества работа над данными проблемами в сторону
большей прозрачности функционирования СОРМ становится всё более актуальной
при стремительном росте интернетизации и растущем охвате ею нашей жизни.
Также было определено, что в целях обеспечения права граждан на Интернет-
приватность необходимо внести в действующее законодательство ряд изменений и
дополнений. В частности, статьи 10.1 федерального закона № 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации», а также 46
федерального закона N 126-ФЗ «О связи» следует дополнить нормой, обязывающей
организатора распространения информации в случае обнаружения утечки, а равно
иной виновной компрометации личной информации пользователей, переписок и их
содержания уведомить пострадавшую сторону немедленно (либо в кратчайшие
сроки) после обнаружения указанной компрометации. Необходимо и включение в
главу 13 КоАП РФ состава: «Сокрытие должностным (юридическим) лицом факта
утечки (компрометации) личной информации». Также в федеральном законе № 144-
ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» обоснованно включение
«электронного наблюдения» в список оперативно-розыскных мероприятий,
поскольку фактически данные отношения уже сложились, но ещё не закреплены
нормативно. При этом в целях обеспечения прозрачности необходимо внесение в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации или федеральный закон
«Об оперативно-розыскной деятельности» чёткой классификации тех преступлений,при расследовании которых может применяться электронное наблюдение, либо же
конкретных случаев, когда это оправдано или необходимо. Заслуживают
законодательного закрепления и рамки проведения электронного наблюдения, где
уведомление оператора связи становилось бы обязательным. Представляет также
важность внесение поправок в норму статьи 13.6. КоАП РФ, уточняющих о запрете
передачи через несертифицированные средства кодирования (шифрования)
исключительно сообщений и сведений, составляющих государственную тайну, и
отражение в новой формулировке статьи в виде примечания или отдельном
правовом акте об отсутствии обязательной сертификация средств кодирования
(шифрования) массово применяемых для защиты сведений, не составляющих
государственную тайну. Кроме того, как минимум заслуживают пересмотра и нормы
статьи 64 федерального закона «О связи», обязывающие операторов связи хранить
Интернет-трафик абонентов, до разработки более прозрачного и безопасного
механизма реализации, не вступающего в конфликт с конвенционным и
конституционным правом на приватность. Заслуживает внимания и положение
статьи 10.1 федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» о передаче организаторами распространения
информации ключей шифрования, которое заслуживает значительного пересмотра,
либо полной отмены в связи с выявленными рисками и этическими проблемами, а
также технической невозможностью реализации в определённых случаях. Так,
передача ключей шифрования третьим лицам может быть потенциально небезопасна
для всех пользователей сервиса, либо организатор распространения информации
может вовсе не иметь доступа к сообщениям на устройстве из-за технических
особенностей используемых им технологий. Отдельное внимание стоит обратить и
на политику блокировки Интернет-ресурсов, не преследующих противоправных
целей и готовых к сотрудничеству с правоохранительными органами в плане
пресечения незаконного публичного контента. Предлагается практика по внесениюИнтернет-ресурсов, не соответствующих в полней мере государственным
стандартам, в публичный реестр «сомнительных» сервисов при сохранении к ним
доступа, но наложения некоторых ограничений, вроде отказа от каких-либо
налоговых послаблений или их государственной финансовой поддержки. В
противовес этому Интернет-ресурсам, в полной мере соответствующим
государственным стандартам, предлагается их одобрение в виде выдаваемых
электронных сертификатов, а также возможности некоторых налоговых
послаблений, либо финансовой господдержки, если Интернет-ресурс является
отечественным. Таким образом, обеспечивается баланс между ограничением доступа
к Интернет-ресурсам, действительно, преследующим противоправные цели, и
сохранением за пользователем выбора в условиях справедливой конкуренции.
Говоря о порядке функционирования такого инструмента как VPN, обоснованным
стал бы пересмотр нормы о запрете доступа с иностранных VPN-серверов к
ограниченным на территории РФ Интернет-ресурсам в связи с нахождением и
функционированием указанных серверов в иностранной юрисдикции, а также
сомнительной возможностью реализации данных норм из-за особенностей
функционирования данной технологии. В свою очередь со стороны VPN-
провайдеров, чьи серверы физически расположены на территории РФ и дают
возможность выхода в сеть Интернет от российского IP-адреса, взаимной мерой
стало бы соблюдение ими действующего российского законодательства. При
использовании же зарубежных VPN-серверов достаточной мерой может выступить
предупреждение пользователей о возможной доступности Интернет-сайтов с
содержанием, признанным в их стране нахождения незаконным, и о возможной
юридической ответственности за противоправные действия, совершаемые с
помощью данных сервисов. В связи с достаточно частым применением положения
статьи 138.1 УК РФ в отношении лиц, не имеющих умысла нарушать право
приватности других, и мнением КС РФ, подчёркивающим руководящую рольумысла в составе указанного преступления, должной мерой стал бы пересмотр
положений данной нормы и легализация исключительно бытовых сценариев
использования указанных инструментов. Говоря о киберпреступлениях, результатом
которых стала незаконная эксплуатация чужих IP-адресов для совершения
правонарушений, необходимой мерой может стать выделение из статей 272
(неправомерный доступ к компьютерной информации) и 273 (создание,
использование и распространение вредоносных компьютерных программ) УК РФ
отдельного состава правонарушения, предусматривающего юридическую
ответственность за незаконное использование IP-адреса другого лица. Данная мера
может быть полезна в связи с размытостью вышеуказанных составов, а также
стремительным технологическим развитием, ушедшим значительно вперёд с
момента введения данных составов. В целях гуманизации, допустимо разделение
данного состава на административный и уголовный. Административный,
наказываемый штрафом, возможно оставить на случаи, когда отсутствует конечный
вред, либо же он незначителен. Уголовный состав, в свою очередь, должен иметь
место в случае совершения от лица жертвы правонарушения, что опорочило её
доброе имя, а также причинение этими действиями существенного вреда.
«Незаконное использование» в данном случае должно предполагать использование
IP-адреса без ведома и согласия лица путём применения вредоносного программного
обеспечения, либо уязвимостей, а равно путём обмана или подбора пароля.
Обратившись к международной практике в отношении Интернет-приватности,
мы увидим её существенное многообразие в зависимости от региона. Тем не менее, в
общих чертах можно выделить «социальный» и «государственные» подходы к
регулированию приватности в сети Интернет. «Социальный», к приверженцам
которого в большей мере относятся страны Европейского Союза, представляет из
себя комплекс принципов и норм, сочетающих прозрачность хранения личных
данных и максимальную их доступность для владельцев, включающую право отказаот хранения и распоряжения своих личных данных третьими лицами, в том числе и
после передачи. В свою очередь «государственному» подходу, приверженцами
которого можно назвать Китай и ближневосточные страны, присущ больший
уровень вмешательства в отношения сервиса и клиента, меньшая степень
прозрачности, а также руководящая роль государственных интересов в отношении
правового регулирования данной сферы. Таким образом, социальному подходу
соответствуют принципы верховенства прав человека и гражданина, общественной
прозрачности, демократичности, а государственному, в свою очередь, – принципы
верховенства государственных интересов (в том числе выдаваемых за общественные
или коллективные) над правами личности, закрытости, недемократичности принятия
решений. Можно также выделить и отдельную переходную категорию, к которой,
например, можно отнести как Российскую Федерацию, так и США. Главным
образом отнесение к данной категории обуславливается сложностью определения
превалирования того или иного подхода, а также попытками властей урвать те или
иные принципы управления из обеих систем. Однако, подобную категорию сложно
выделить и в какую-то отдельную или уникальную, поскольку тот или иной
использующийся принцип уже присущ конкретной стороне, которая под весом
принятых решений рано или поздно начнёт доминировать. В случае же
ориентирования на ту или иную модель, основными выгодополучателями могут
выступать как общество в целом, а также население с его правами и свободами при
общественном подходе, либо же государство и его органы в случае
государственного. При выборе второго, в зависимости от конкретной страны и её
политической обстановки, наличие в руках государства столь мощного инструмента
может привести к различным последствиям, – как к обеспечению безопасности за
счёт давления, отсутствия прозрачности и росту бюрократизации, эффективность
которой, впрочем, так же можно подвергнуть критике, так и подавлению
инакомыслия под размытыми предлогами. Говоря о Российской Федерации, можносделать вывод, что с учётом таких ошибок советского периода, как наличие
репрессивных механизмов и нередких должностных злоупотреблений, очередной
разворот к превалированию государства над личностью и обществом нельзя назвать
необходимым, обоснованным и соответствующим действующим конституционным
принципам, провозглашающим человека, его права и свободы высшей ценностью.
Нормативно правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948) // Официальный сайт Организации объединённых наций. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml/ (Дата
обращения: 22.02.2018).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме
04.11.1950) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный
ресурс] // Компания «Консультант Плюс (Дата обращения: 22.02.2018).
3. Конституция Российской Федерации: закон от 12.12.1993 / Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант
Плюс» (Дата обращения: 22.02.2018).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ / Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
(Дата обращения: 22.02.2018).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 N
63-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный
ресурс] // Компания «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.02.2018).
6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ / Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
(Дата обращения: 22.02.2018).
7. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»: / Справочно-
правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания
«Консультант Плюс» (Дата обращения 22.02.2018).8. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ / Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант
Плюс» (Дата обращения: 22.02.2018).
9. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ /
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] //
Компания «Консультант Плюс» (Дата обращения: 15.04.2018).
10. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные
законодательные акты Российской в части установления дополнительных мер
противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» /
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] //
Компания Консультант Плюс (Дата обращения: 22.02.2018).
11. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-
ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] //
Компания «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.02.2018).
12. Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 «Об утверждении
перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации» / Справочно-
правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания
«Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.02.2018).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2018 № 21 «О
внесении изменений в Правила взаимодействия организаторов распространения
информации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет “ с
уполномоченными государственными органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской
Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801220009?index=0&range
Size=1/ (Дата обращения: 22.02.2018).14. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 445 «Об
утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений
пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков,
видео- и иных сообщений пользователей услугами связи» [Электронный ресурс]
// Официальный Интернет-портал правовой информации. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804190032?index=0&range
Size=1 (Дата обращения: 19.04.2018).
15. Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской
Федерации от 16.01.2008 № 6 «Об утверждении Требований к сетям
электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий» /
Справочно-правовая система «Гарант» // Компания «Гарант» (Дата обращения:
22.02.2018).