Психолого-педагогические условия развития вербального воображения у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
|
Ведение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Выявление уровня развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.3 Оценка динамики развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Материал для конспекта совместной деятельности «Юные детективы» 57
Приложение В Материал для конспекта совместной деятельности «Фразеологизмы»
Приложение Г Индивидуальное домашнее задание
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Выявление уровня развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.3 Оценка динамики развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Материал для конспекта совместной деятельности «Юные детективы» 57
Приложение В Материал для конспекта совместной деятельности «Фразеологизмы»
Приложение Г Индивидуальное домашнее задание
Актуальность исследования может быть объяснена тем, что «развитие воображения дошкольников заключается в том, что этот психический процесс является важнейшей частью любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение - это особое свойство человеческой психики, которое отделено от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку» [9] разумно создавать, планировать и управлять своей деятельностью.
«Развитие воображения дошкольников заключается в том, что этот психический процесс является важнейшей частью любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом» [8]. Именно воображение позволяет человеку разумно создавать, планировать и управлять своей деятельностью с самого детства у ребенка необходимо развивать воображение и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятием интеллекта. Развитие воображения у детей тесно связано с речью. Усвоение речи способствует развитию детского воображения, но при задержке речевого развития наблюдается отставание в развитии мышления и воображения. Развитое воображение - один из показателей готовности ребенка к школьному обучению.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня специфические особенности вербального воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставаний в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игра более однотипны, стереотипны, чем у детей без речевой патологии, они больше склоны к простому подражанию. Дети с общим недоразвитием речи III уровня чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для таких детей свойственны использовать штампы, инертность, длинные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются результатами теста Роршаха, где требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Ответы детей беднее, чем у сверстников без речевой патологии из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушения грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами, отмечает В.П. Глухов «С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих нарушением речи, в период дошкольного возраста наряду со снижением всех порогов чувствительности отмечается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка» [6].
Исследование процесса воображения в настоящее время затрагивает многих психологов и педагогов. Большой интерес для ученых представляют «вопросы об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности детей в творческой деятельности» [12]. В домашней психологии развитие воображения часто связано с развитием детской деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие) с освоением дошкольного возраста творческой деятельности: конструктивной, музыкальной, визуальной, художественной.
Это творческая способность, которая требует особого внимания для развития. Воображение интенсивно развивается в детстве. И если этот период особо не занимается ее развитием, то происходит активное снижение функции. В связи с этим возможности для воображения невелики, и это приводит к отсутствию личности, снижению творческих возможностей.
Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать воображение и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятием интеллекта.
Тема работы обоснована тем, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень словарного запаса, сложности в самостоятельном составлении рассказов, потому важно развивать вербальное воображение.
На основе всего вышесказанного, обнаруживается противоречие между необходимостью развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточностью разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия для развития вербального воображения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня возможно при следующих психолого-педагогических условиях, если:
- определены показатели для оценки уровня развития вербального воображения у детей 6-7 лет общим недоразвитием речи III уровня;
- проведена образовательная работа с детьми развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня построена по результатам констатирующего эксперимента;
- включены родители в индивидуальную работу для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать и апробировать психолого-педагогические условия для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);
- исследования, посвященные вербальному воображению детей (Л.Л. Кондратьева, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка». В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность реализации психолого-педагогических условий для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели развития вербального воображения, в соответствии с которыми подобраны диагностические методики; дана качественная характеристика уровней развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня воображения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что план по реализации психолого-педагогических условий для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (30 источников), 4 приложениями. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц и 12 рисунков. Текст работы представлен на 60 страницах.
«Развитие воображения дошкольников заключается в том, что этот психический процесс является важнейшей частью любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом» [8]. Именно воображение позволяет человеку разумно создавать, планировать и управлять своей деятельностью с самого детства у ребенка необходимо развивать воображение и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятием интеллекта. Развитие воображения у детей тесно связано с речью. Усвоение речи способствует развитию детского воображения, но при задержке речевого развития наблюдается отставание в развитии мышления и воображения. Развитое воображение - один из показателей готовности ребенка к школьному обучению.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня специфические особенности вербального воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставаний в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игра более однотипны, стереотипны, чем у детей без речевой патологии, они больше склоны к простому подражанию. Дети с общим недоразвитием речи III уровня чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для таких детей свойственны использовать штампы, инертность, длинные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются результатами теста Роршаха, где требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Ответы детей беднее, чем у сверстников без речевой патологии из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушения грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами, отмечает В.П. Глухов «С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих нарушением речи, в период дошкольного возраста наряду со снижением всех порогов чувствительности отмечается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка» [6].
Исследование процесса воображения в настоящее время затрагивает многих психологов и педагогов. Большой интерес для ученых представляют «вопросы об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности детей в творческой деятельности» [12]. В домашней психологии развитие воображения часто связано с развитием детской деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие) с освоением дошкольного возраста творческой деятельности: конструктивной, музыкальной, визуальной, художественной.
Это творческая способность, которая требует особого внимания для развития. Воображение интенсивно развивается в детстве. И если этот период особо не занимается ее развитием, то происходит активное снижение функции. В связи с этим возможности для воображения невелики, и это приводит к отсутствию личности, снижению творческих возможностей.
Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать воображение и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятием интеллекта.
Тема работы обоснована тем, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень словарного запаса, сложности в самостоятельном составлении рассказов, потому важно развивать вербальное воображение.
На основе всего вышесказанного, обнаруживается противоречие между необходимостью развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточностью разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия для развития вербального воображения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня возможно при следующих психолого-педагогических условиях, если:
- определены показатели для оценки уровня развития вербального воображения у детей 6-7 лет общим недоразвитием речи III уровня;
- проведена образовательная работа с детьми развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня построена по результатам констатирующего эксперимента;
- включены родители в индивидуальную работу для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать и апробировать психолого-педагогические условия для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);
- исследования, посвященные вербальному воображению детей (Л.Л. Кондратьева, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка». В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность реализации психолого-педагогических условий для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели развития вербального воображения, в соответствии с которыми подобраны диагностические методики; дана качественная характеристика уровней развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня воображения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что план по реализации психолого-педагогических условий для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (30 источников), 4 приложениями. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц и 12 рисунков. Текст работы представлен на 60 страницах.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются специфические особенности вербального воображения, обусловленные замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.
На констатирующем эксперименте нам было важно выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. С помощью теоретических исследований Л.С. Выготского, Л.Л. Кондратьевой, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Л.Д. Столяренко мы выделили показатели уровней вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и подобрали диагностические задания.
После проведения констатирующего эксперимента, мы выявили уровень вербального воображения у детей с ОНР III, у 60% детей отмечается средний уровень, у 40% детей низкий уровень. У таких детей слабо развит интерес к созданию чего-то нового, низкая впечатлительность, эмоциональность образов.
Исходя из этого, был проведен формирующий эксперимент по развитию вербального воображения у детей 6-7 с ОНР III уровня. Нами было проведено ряд занятий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
После формирующего эксперимента было проведено повторное обследование с целью выявления эффективности проведенных занятий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. По результатам контрольного эксперимента выявлено, у 80% детей отмечается средний уровень и 20% низкий уровень.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня оказалась эффективна и дала положительные результаты.
На констатирующем эксперименте нам было важно выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. С помощью теоретических исследований Л.С. Выготского, Л.Л. Кондратьевой, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Л.Д. Столяренко мы выделили показатели уровней вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и подобрали диагностические задания.
После проведения констатирующего эксперимента, мы выявили уровень вербального воображения у детей с ОНР III, у 60% детей отмечается средний уровень, у 40% детей низкий уровень. У таких детей слабо развит интерес к созданию чего-то нового, низкая впечатлительность, эмоциональность образов.
Исходя из этого, был проведен формирующий эксперимент по развитию вербального воображения у детей 6-7 с ОНР III уровня. Нами было проведено ряд занятий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
После формирующего эксперимента было проведено повторное обследование с целью выявления эффективности проведенных занятий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. По результатам контрольного эксперимента выявлено, у 80% детей отмечается средний уровень и 20% низкий уровень.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня оказалась эффективна и дала положительные результаты.



