Ведение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Выявление уровня развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических условий по развитию вербального воображения у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.3 Оценка динамики развития вербального воображения у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Материал для конспекта совместной деятельности «Юные детективы» 57
Приложение В Материал для конспекта совместной деятельности «Фразеологизмы»
Приложение Г Индивидуальное домашнее задание
Актуальность исследования может быть объяснена тем, что «развитие воображения дошкольников заключается в том, что этот психический процесс является важнейшей частью любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение - это особое свойство человеческой психики, которое отделено от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку» [9] разумно создавать, планировать и управлять своей деятельностью.
«Развитие воображения дошкольников заключается в том, что этот психический процесс является важнейшей частью любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом» [8]. Именно воображение позволяет человеку разумно создавать, планировать и управлять своей деятельностью с самого детства у ребенка необходимо развивать воображение и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятием интеллекта. Развитие воображения у детей тесно связано с речью. Усвоение речи способствует развитию детского воображения, но при задержке речевого развития наблюдается отставание в развитии мышления и воображения. Развитое воображение - один из показателей готовности ребенка к школьному обучению.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня специфические особенности вербального воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставаний в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игра более однотипны, стереотипны, чем у детей без речевой патологии, они больше склоны к простому подражанию. Дети с общим недоразвитием речи III уровня чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для таких детей свойственны использовать штампы, инертность, длинные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются результатами теста Роршаха, где требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Ответы детей беднее, чем у сверстников без речевой патологии из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушения грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами, отмечает В.П. Глухов «С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих нарушением речи, в период дошкольного возраста наряду со снижением всех порогов чувствительности отмечается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка» [6].
Исследование процесса воображения в настоящее время затрагивает многих психологов и педагогов. Большой интерес для ученых представляют «вопросы об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности детей в творческой деятельности» [12]. В домашней психологии развитие воображения часто связано с развитием детской деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие) с освоением дошкольного возраста творческой деятельности: конструктивной, музыкальной, визуальной, художественной.
Это творческая способность, которая требует особого внимания для развития. Воображение интенсивно развивается в детстве. И если этот период особо не занимается ее развитием, то происходит активное снижение функции. В связи с этим возможности для воображения невелики, и это приводит к отсутствию личности, снижению творческих возможностей.
Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать воображение и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятием интеллекта.
Тема работы обоснована тем, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень словарного запаса, сложности в самостоятельном составлении рассказов, потому важно развивать вербальное воображение.
На основе всего вышесказанного, обнаруживается противоречие между необходимостью развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточностью разработанностью психолого-педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия для развития вербального воображения детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня возможно при следующих психолого-педагогических условиях, если:
- определены показатели для оценки уровня развития вербального воображения у детей 6-7 лет общим недоразвитием речи III уровня;
- проведена образовательная работа с детьми развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня построена по результатам констатирующего эксперимента;
- включены родители в индивидуальную работу для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать и апробировать психолого-педагогические условия для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);
- исследования, посвященные вербальному воображению детей (Л.Л. Кондратьева, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка». В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность реализации психолого-педагогических условий для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели развития вербального воображения, в соответствии с которыми подобраны диагностические методики; дана качественная характеристика уровней развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня воображения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что план по реализации психолого-педагогических условий для развития вербального воображения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (30 источников), 4 приложениями. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц и 12 рисунков. Текст работы представлен на 60 страницах.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются специфические особенности вербального воображения, обусловленные замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.
На констатирующем эксперименте нам было важно выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. С помощью теоретических исследований Л.С. Выготского, Л.Л. Кондратьевой, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Л.Д. Столяренко мы выделили показатели уровней вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и подобрали диагностические задания.
После проведения констатирующего эксперимента, мы выявили уровень вербального воображения у детей с ОНР III, у 60% детей отмечается средний уровень, у 40% детей низкий уровень. У таких детей слабо развит интерес к созданию чего-то нового, низкая впечатлительность, эмоциональность образов.
Исходя из этого, был проведен формирующий эксперимент по развитию вербального воображения у детей 6-7 с ОНР III уровня. Нами было проведено ряд занятий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
После формирующего эксперимента было проведено повторное обследование с целью выявления эффективности проведенных занятий по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. По результатам контрольного эксперимента выявлено, у 80% детей отмечается средний уровень и 20% низкий уровень.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с ОНР III уровня оказалась эффективна и дала положительные результаты.
1. Боровик О. Развитие воображения : Методические рекомендации. М. : ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. С. 3-30.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте : Хрестоматия по возрастной психологии. М. : ИПП., 1996. С. 28.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М. : Просвещение, 1991. 47 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2003. С. 12-19.
5. Гаврилова Т. П. Игра в работе педагога : Практическое пособие. Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2007, С. 51-53.
6. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : МГПОУ, 1995. С. 50-55.
7. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. С. 28-30.
8. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. М. : 2008. С. 30-33.
9. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. С. 8-13.
10. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. М. : 1993. С. 14-20.
11. Иванова Э. Творческое воображение. М. : 2015. С. 51-53.
12. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : 1985. 34 с.
13. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие. М. : 2013. С. 24-30.
14. Короткова О. В. Как развивать творческие способности у дошкольников. М. 2014, С. 1-5.
15. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. : МГУ, 1979. 145 с.
16. Коффка К. Основы психического развития. М. : 2017, 356 с.
17. Кравцова Е. В. Развитие воображения. М. : Просвещение, 1989. С. 60.
18. Ляшко Т. Игра, творчество, развитие. М. : Просвещение, 2014. С. 7¬10
19. Мухина В. С. Психология дошкольника. М.: 1975. 310 с.
20. Немов Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В III-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : 1995. 442 с.
21. Петровский А. В. Воображение. М. : Общая психология, 1977. С. 39.
22. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М. : Знание, 2003. 94 с.
23. Рибо Т. Творческое воображение. СПб. 1901. С. 23.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : 1989. 512 с.
25. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону : 2000. 135 с.
26. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург : У-Фактория, 2012. 189 с.
27. Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. М. : 2006. С. 34-38.
28. Фадеева О. В. Воображение в структуре познания. М. : 1994. 215 с.
29. Эльконин Д. Б. Детская психология. Москва : Академия, 2004. 384 с.
30. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций. Казань: Казанский университет, 2013. 143 с.