РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами 8
1.1 Развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Игры с правилами как средство развития внимания у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами 26
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 26
2.2 Содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами 39
2.3 Выявление динамики уровня развития внимания у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 48
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 61
Приложение В Комплекс игр с правилами 63
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 65
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами 8
1.1 Развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Игры с правилами как средство развития внимания у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами 26
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 26
2.2 Содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами 39
2.3 Выявление динамики уровня развития внимания у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 48
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 61
Приложение В Комплекс игр с правилами 63
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 65
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблеме внимания посвящено большое количество работ в психологии и образовании в силу ее важности и сложности. Внимание является необходимым условием эффективности различных видов деятельности человека, поэтому изучение проблем внимания у дошкольников с проблемами в развитии имеет большое практическое значение. Хотя внимание не имеет собственного специфического содержания в ходе выполнения других процессов, оно специфически связывает деятельность и образ. С изменением внимания меняется и четкость, и отчетливость содержания познавательной деятельности детей.
Внимание - одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное приобретение детьми с нарушениями развития доступных знаний, навыков и контактов со взрослыми. Если внимание отсутствует или нарушено, ребенок не может действовать по шаблонам, следовать словесным инструкциям и выполнять задания педагога.
Вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посвятили свои исследования Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.В. Ендовицкая, А.А. Люблинская, В.В. Ночевкина, В.Д. Небылицына, Т.В. Петухова, Е.П. Соколова, Д.И. Узнадзе, Е.Д. Хомская. Особенности развития свойств внимания детей с задержкой психического развития описаны в специальной литературе И.Л. Баскаковой, Л.Н. Блиновой, К.С. Лебединской.
Д.Б. Эльконин указывал на то, что игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, поэтому развитие психических процессов у детей наиболее эффективно в рамках игровой деятельности. Одним из средств развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются игры с правилами. Игры с правилами относятся к традиционным играм и многие из них передаются из поколения в поколение. Отличаются они единством структуры и сохранением базовых элементов. Игры с правилами - это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Выполнение игровых действий и правил требует проявления внимания, в частности произвольного, так как игра требует обязательного соблюдения определенных правил, сосредоточенности на них. Поэтому игры с правилами создают условия для развития внимания детей с задержкой психического развития.
Все вышеперечисленное приводит к противоречию между необходимостью развития внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием игр с правилами для данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы возможности игр с правилами как средства развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Тема исследования: «Развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игры с правилами как средство развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами будет возможно, если:
- разработан комплекс игр с правилами, направленный на развитие свойств внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организована совместная деятельность педагога и детей, направленная на развитие внимания посредством игр с правилами;
- расширено содержание развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми с правилами.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами.
4. Выявить динамику уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования проблемы развития внимания у детей с задержкой
психического развития (И.Л. Баскакова, Л.Н. Блинова, К.С. Лебединская);
- исследования особенностей развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, П.И. Зинченко, Л.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова);
- исследования игр с правилами, как средства развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Л.Н. Ефименкова, Е.Н. Краузе, Н.В. Нищева В.В. Юртайкин).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: определены возможности игр с правилами в развитии внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в работе охарактеризованы и уточнены уровни развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс игр с правилами, направленный на развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития может быть использован в коррекционно-развивающей работе педагогами и учителями- дефектологами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 наименований) и 4 приложений. Работа иллюстрируется 13 рисунками и 7 таблицами. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Внимание - одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное приобретение детьми с нарушениями развития доступных знаний, навыков и контактов со взрослыми. Если внимание отсутствует или нарушено, ребенок не может действовать по шаблонам, следовать словесным инструкциям и выполнять задания педагога.
Вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посвятили свои исследования Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.В. Ендовицкая, А.А. Люблинская, В.В. Ночевкина, В.Д. Небылицына, Т.В. Петухова, Е.П. Соколова, Д.И. Узнадзе, Е.Д. Хомская. Особенности развития свойств внимания детей с задержкой психического развития описаны в специальной литературе И.Л. Баскаковой, Л.Н. Блиновой, К.С. Лебединской.
Д.Б. Эльконин указывал на то, что игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, поэтому развитие психических процессов у детей наиболее эффективно в рамках игровой деятельности. Одним из средств развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются игры с правилами. Игры с правилами относятся к традиционным играм и многие из них передаются из поколения в поколение. Отличаются они единством структуры и сохранением базовых элементов. Игры с правилами - это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Выполнение игровых действий и правил требует проявления внимания, в частности произвольного, так как игра требует обязательного соблюдения определенных правил, сосредоточенности на них. Поэтому игры с правилами создают условия для развития внимания детей с задержкой психического развития.
Все вышеперечисленное приводит к противоречию между необходимостью развития внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием игр с правилами для данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы возможности игр с правилами как средства развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Тема исследования: «Развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игры с правилами как средство развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами будет возможно, если:
- разработан комплекс игр с правилами, направленный на развитие свойств внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организована совместная деятельность педагога и детей, направленная на развитие внимания посредством игр с правилами;
- расширено содержание развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми с правилами.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр с правилами.
4. Выявить динамику уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования проблемы развития внимания у детей с задержкой
психического развития (И.Л. Баскакова, Л.Н. Блинова, К.С. Лебединская);
- исследования особенностей развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, П.И. Зинченко, Л.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова);
- исследования игр с правилами, как средства развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Л.Н. Ефименкова, Е.Н. Краузе, Н.В. Нищева В.В. Юртайкин).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: определены возможности игр с правилами в развитии внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в работе охарактеризованы и уточнены уровни развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс игр с правилами, направленный на развитие внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития может быть использован в коррекционно-развивающей работе педагогами и учителями- дефектологами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 наименований) и 4 приложений. Работа иллюстрируется 13 рисунками и 7 таблицами. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Внимание - это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на объекте. Основным отличием детей с задержкой психического развития является недостаток внимания, который проявляется в их рассеянности, слабом внимании к словесной информации и недостаточной продуманности содержания. Дети с задержкой психического развития способны удерживать внимание не более 10-15 минут и быстро теряют суть повествования даже при наличии слабых внешних раздражителей.
Правила являются развивающим фактором для детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, то есть развивает произвольность. Правила побуждают детей быть активными: концентрировать свое внимание на игровой задаче и быстро реагировать (действиями, словами) на игровые ситуации. Игры с правилами могут быть одним из средств развития внимания дошкольников с задержкой психического развития. Особенностью игр с правилами является то, что для их освоения необходим специальный подготовительный этап изучения правил. Игры с правилами призваны формировать и развивать определенные качества личности ребенка.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования, показал следующие уровни развития внимания испытуемых: детей с низким уровнем развития внимания выявлено 6 детей (60%). Детей, имеющих средний уровень развития внимания выявлено 4 ребенка (40%). С высоким уровнем развития внимания не было выявлено. Так, для детей характерно слабое развитие всех его свойств. Если деятельность такому ребенку наскучила, его с легкостью может что-то отвлечь. Сниженный объем внимания говорит о том, что ребенку сложно удерживать внимание на большом количестве предметов одновременно. Можно сказать, что такие свойства внимания как объем, продуктивность, устойчивость, переключаемость и распределение не соответствуют возрастной норме развития.
Опираясь на полученные результаты, был разработан и реализован комплекс специально подобранных игр с правилами, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет с ЗПР. Игровая деятельность (включение дидактических игр) осуществлялась в процессе совместной деятельности педагога и детей. Занятия подобраны таким образом, чтобы качественно и со всех сторон развить все свойства внимания детей 6-7 лет с ЗПР. Также было расширено содержание предметно-пространственной среды дидактическими средствами развития внимания.
С целью выявления динамики развития внимания у детей 6-7 лет с ЗПР нами было проведено повторное диагностическое исследование. Анализ результатов, показал следующие изменения: детей с низким уровнем развития внимания выявлено 5 детей (50%). Детей, имеющих средний уровень развития внимания выявлено 5 детей (50%). Детей с высоким уровнем развития внимания не было выявлено. В целом на основе полученных результатов исследования прослеживается положительная динамика развития внимания у детей 6-7 лет. Общий анализ результатов свидетельствует о повышении уровня развития внимания также у 1 ребенка 6-7 лет с ЗПР. Динамика есть, но она незначительна, что свидетельствует о необходимости продолжения работы по повышению уровня развития внимания, включая не только игры с правилами, но и другие формы и методы в деятельность детей.
Можно констатировать, что выдвинутая гипотеза исследования была подтверждена, а цель - достигнута.
Правила являются развивающим фактором для детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, то есть развивает произвольность. Правила побуждают детей быть активными: концентрировать свое внимание на игровой задаче и быстро реагировать (действиями, словами) на игровые ситуации. Игры с правилами могут быть одним из средств развития внимания дошкольников с задержкой психического развития. Особенностью игр с правилами является то, что для их освоения необходим специальный подготовительный этап изучения правил. Игры с правилами призваны формировать и развивать определенные качества личности ребенка.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования, показал следующие уровни развития внимания испытуемых: детей с низким уровнем развития внимания выявлено 6 детей (60%). Детей, имеющих средний уровень развития внимания выявлено 4 ребенка (40%). С высоким уровнем развития внимания не было выявлено. Так, для детей характерно слабое развитие всех его свойств. Если деятельность такому ребенку наскучила, его с легкостью может что-то отвлечь. Сниженный объем внимания говорит о том, что ребенку сложно удерживать внимание на большом количестве предметов одновременно. Можно сказать, что такие свойства внимания как объем, продуктивность, устойчивость, переключаемость и распределение не соответствуют возрастной норме развития.
Опираясь на полученные результаты, был разработан и реализован комплекс специально подобранных игр с правилами, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет с ЗПР. Игровая деятельность (включение дидактических игр) осуществлялась в процессе совместной деятельности педагога и детей. Занятия подобраны таким образом, чтобы качественно и со всех сторон развить все свойства внимания детей 6-7 лет с ЗПР. Также было расширено содержание предметно-пространственной среды дидактическими средствами развития внимания.
С целью выявления динамики развития внимания у детей 6-7 лет с ЗПР нами было проведено повторное диагностическое исследование. Анализ результатов, показал следующие изменения: детей с низким уровнем развития внимания выявлено 5 детей (50%). Детей, имеющих средний уровень развития внимания выявлено 5 детей (50%). Детей с высоким уровнем развития внимания не было выявлено. В целом на основе полученных результатов исследования прослеживается положительная динамика развития внимания у детей 6-7 лет. Общий анализ результатов свидетельствует о повышении уровня развития внимания также у 1 ребенка 6-7 лет с ЗПР. Динамика есть, но она незначительна, что свидетельствует о необходимости продолжения работы по повышению уровня развития внимания, включая не только игры с правилами, но и другие формы и методы в деятельность детей.
Можно констатировать, что выдвинутая гипотеза исследования была подтверждена, а цель - достигнута.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ безопасного поведения у детей старшего возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение специфики произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Использование театрализованной деятельности для
формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Коррекционная работа по формированию социально-психологической
готовности к обучению в школе дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023



