ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния проектной деятельности на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Характеристика и особенности развития детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи 10
1.2 Особенности формирования межличностных отношений у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи 18
1.3 Влияние проектной деятельности на формирование межличностных
отношений у детей 6-7 лет 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности 36
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 36
2.2 Разработка и апробация проекта «Народная игрушка» как средства
формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 57
2.3 Определение динамики изменения межличностных отношений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 67
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложения 84
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния проектной деятельности на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Характеристика и особенности развития детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи 10
1.2 Особенности формирования межличностных отношений у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи 18
1.3 Влияние проектной деятельности на формирование межличностных
отношений у детей 6-7 лет 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности 36
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 36
2.2 Разработка и апробация проекта «Народная игрушка» как средства
формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 57
2.3 Определение динамики изменения межличностных отношений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 67
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложения 84
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что первые моменты общения с ровесниками являются той основой, на которой выстраивается будущее социальное и моральное формирование дошкольника. Исходя из этого, можно считать, что вопрос о межличностном общении весьма важен для развития дошкольников. Межличностное общение между детьми требуют особенного внимания педагогов и психологов. В отношении детей с общим недоразвитием речи проблема межличностного общения особенно актуальна.
Вопросом межличностного общения среди детей с общим недоразвитием речи занимается специальная психология. Отечественные педагоги и психологи (Т.Н. Волковская, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, О.С. Ушаковой, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховской и другие) полагают, что имея проблемы с развитием речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируются характерные личностные проблемы в межличностном общении, среди которых присутствуют устойчивые затруднения в коммуникации, в общении дошкольников с родителями и педагогами, а так же с ровесниками, из-за присутствия у них заниженной самооценки.
О.А. Слинько проводя исследования, пришел к выводу, что если у детей наблюдаются проблемы в развитии речи, то непременно в коллективе сверстников будут проблемы в межличностном общении. Личность дошкольников с общим недоразвитием речи развивается с опорой на имеющийся у них дефект речи.
Общее недоразвитие речи ведет к проблемам в развитии самой личности дошкольников, усугубляя речевые проблемы. Эти дети, или мало говорят, или становятся замкнутыми. Из этого следует, что у детей с общим недоразвитием речи нарушена основная функция - коммуникативная, а это только увеличивает проблему речевого развития. При всем этом для того, чтобы помочь ребенку с общим недоразвитием речи нужно изначально определить проблему, найти пути ее решения и провести коррекционные действия.
Наличие речевых расстройств может привести к нарушениям межличностных отношений, к затруднению процесса межличностного взаимодействия детей.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях, направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - проектную деятельность.
Метод проектной деятельности является действенным средством развития межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи, он помогает совместному взаимодействию дошкольников. Проектный метод используют для того, чтобы показать детям, как можно правильно выстраивать сотрудничество с ровесниками. Родителями и педагогами в условиях речевой проблемы.
Именно проектная деятельность способствует формированию межличностных отношений и общению между детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На основе выше сказанного, выявляются противоречия между:
- необходимостью развивать межличностные отношения у детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием педагогов и воспитателей к этому процессу;
- объективной потребностью в рекомендациях по использованию проектной деятельности как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и нехваткой теоретических и практических исследований в этом направлении;
- актуализацией процесса поиска эффективных средств формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и слабой подготовкой воспитателей к реализации проектной деятельности.
Проблема исследования: как проектная деятельность влияет на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Выявленная актуальность, противоречия и проблема определили выбор темы исследования: «Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность проектной деятельности на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее, если будет:
- разработана система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- предметно-развивающая среда группы обогащена (дидактические игры, куклы, матрешки, раскраски) в процессе проведения проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- проведена образовательная работа с педагогами подготовительной группы;
- разработан и апробирован проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения в группе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования.
2. Разработать систему критериев и показателей оценки сформированное™ межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Обогатить предметно-пространственную среду подготовительной группы детей с общим недоразвитием речи.
4. Разработать и апробировать проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения.
5. Выявить динамику изменения уровня сформированное™ межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
Теоретической основой исследования явились:
- теория системного подхода (А.И Борисов, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.);
- теория деятельностного подхода (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, А.Г. Сиденко, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо и др.);
- теоретические исследования межличностных отношений (О.Л Леханова, М. И. Лисина, Т.А. Маркова, Е.О. Смирнова);
- концепции и теории, посвященные проблеме развития детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, Л.Г. Соловьева).
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей подготовительных групп, 20 детей - экспериментальная группа и 20 детей - контрольная группа, педагоги группы «Теремок» и «Гномики».
Основные этапы исследования
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017 г). На данном этапе была изучена специальная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Определены актуальность и аппарат исследования. Подобран комплекс диагностических заданий для проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь - июнь 2018 г). Этап проведения констатирующего этапа, анализ полученных результатов. Подбор и апробация проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в дополнительном образовании.
Третий этап (сентябрь 2018 - май 2019г). Анализ результатов формирующего эксперимента и проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. Окончательное оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- на основе системного и деятельностного подходов разработана и апробирована система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- организована предметно-пространственная среда группы для формирования межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи;
- разработан и апробирован проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость: определены критерии качественной оценки коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, способствующие расширению возможностей дифференциальной диагностики межличностных отношений и построению коррекционной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации проекта «Народная игрушка», направленного на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности, который может быть использован педагогами в процессе формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, а также при подготовке будущих педагогов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретических позиций, теоретической и практической обоснованностью основных положений исследования и выводов; комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; результатам проведенной опытно-экспериментальной работы; эффективным внедрением полученных результатов в деятельность воспитателей подготовительной группы МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти.
Апробация результатов исследования результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии; на научно-практических конференциях разного уровня.
Материалы исследования опубликованы в 3 публикациях.
Личный вклад автора состоит в том, что была выявлена проблема, разработан и апробирован проект «Народная игрушка» по формированию межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности организовано поэтапно с учетом специфики общего недоразвития речи. Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
2. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности проводим в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система дополнительной занятости детей, направлена на то, чтобы дошкольная жизнь стала для детей интересной и полезной. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
3. Показатели сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи определяются уровнем развития партнерских отношений между участниками образовательного процесса и умение детей сотрудничать друг с другом. Для этого применяют диагностические методики на определение избирательных предпочтений дошкольников и определение восприятия дошкольника в коллективе ровесников.
Вопросом межличностного общения среди детей с общим недоразвитием речи занимается специальная психология. Отечественные педагоги и психологи (Т.Н. Волковская, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, О.С. Ушаковой, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховской и другие) полагают, что имея проблемы с развитием речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируются характерные личностные проблемы в межличностном общении, среди которых присутствуют устойчивые затруднения в коммуникации, в общении дошкольников с родителями и педагогами, а так же с ровесниками, из-за присутствия у них заниженной самооценки.
О.А. Слинько проводя исследования, пришел к выводу, что если у детей наблюдаются проблемы в развитии речи, то непременно в коллективе сверстников будут проблемы в межличностном общении. Личность дошкольников с общим недоразвитием речи развивается с опорой на имеющийся у них дефект речи.
Общее недоразвитие речи ведет к проблемам в развитии самой личности дошкольников, усугубляя речевые проблемы. Эти дети, или мало говорят, или становятся замкнутыми. Из этого следует, что у детей с общим недоразвитием речи нарушена основная функция - коммуникативная, а это только увеличивает проблему речевого развития. При всем этом для того, чтобы помочь ребенку с общим недоразвитием речи нужно изначально определить проблему, найти пути ее решения и провести коррекционные действия.
Наличие речевых расстройств может привести к нарушениям межличностных отношений, к затруднению процесса межличностного взаимодействия детей.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях, направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - проектную деятельность.
Метод проектной деятельности является действенным средством развития межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи, он помогает совместному взаимодействию дошкольников. Проектный метод используют для того, чтобы показать детям, как можно правильно выстраивать сотрудничество с ровесниками. Родителями и педагогами в условиях речевой проблемы.
Именно проектная деятельность способствует формированию межличностных отношений и общению между детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На основе выше сказанного, выявляются противоречия между:
- необходимостью развивать межличностные отношения у детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием педагогов и воспитателей к этому процессу;
- объективной потребностью в рекомендациях по использованию проектной деятельности как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и нехваткой теоретических и практических исследований в этом направлении;
- актуализацией процесса поиска эффективных средств формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и слабой подготовкой воспитателей к реализации проектной деятельности.
Проблема исследования: как проектная деятельность влияет на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Выявленная актуальность, противоречия и проблема определили выбор темы исследования: «Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность проектной деятельности на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее, если будет:
- разработана система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- предметно-развивающая среда группы обогащена (дидактические игры, куклы, матрешки, раскраски) в процессе проведения проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- проведена образовательная работа с педагогами подготовительной группы;
- разработан и апробирован проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения в группе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования.
2. Разработать систему критериев и показателей оценки сформированное™ межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Обогатить предметно-пространственную среду подготовительной группы детей с общим недоразвитием речи.
4. Разработать и апробировать проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения.
5. Выявить динамику изменения уровня сформированное™ межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
Теоретической основой исследования явились:
- теория системного подхода (А.И Борисов, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.);
- теория деятельностного подхода (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, А.Г. Сиденко, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо и др.);
- теоретические исследования межличностных отношений (О.Л Леханова, М. И. Лисина, Т.А. Маркова, Е.О. Смирнова);
- концепции и теории, посвященные проблеме развития детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, Л.Г. Соловьева).
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей подготовительных групп, 20 детей - экспериментальная группа и 20 детей - контрольная группа, педагоги группы «Теремок» и «Гномики».
Основные этапы исследования
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017 г). На данном этапе была изучена специальная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Определены актуальность и аппарат исследования. Подобран комплекс диагностических заданий для проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь - июнь 2018 г). Этап проведения констатирующего этапа, анализ полученных результатов. Подбор и апробация проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в дополнительном образовании.
Третий этап (сентябрь 2018 - май 2019г). Анализ результатов формирующего эксперимента и проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. Окончательное оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- на основе системного и деятельностного подходов разработана и апробирована система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- организована предметно-пространственная среда группы для формирования межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи;
- разработан и апробирован проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость: определены критерии качественной оценки коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, способствующие расширению возможностей дифференциальной диагностики межличностных отношений и построению коррекционной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации проекта «Народная игрушка», направленного на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности, который может быть использован педагогами в процессе формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, а также при подготовке будущих педагогов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретических позиций, теоретической и практической обоснованностью основных положений исследования и выводов; комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; результатам проведенной опытно-экспериментальной работы; эффективным внедрением полученных результатов в деятельность воспитателей подготовительной группы МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти.
Апробация результатов исследования результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии; на научно-практических конференциях разного уровня.
Материалы исследования опубликованы в 3 публикациях.
Личный вклад автора состоит в том, что была выявлена проблема, разработан и апробирован проект «Народная игрушка» по формированию межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности организовано поэтапно с учетом специфики общего недоразвития речи. Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
2. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности проводим в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система дополнительной занятости детей, направлена на то, чтобы дошкольная жизнь стала для детей интересной и полезной. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
3. Показатели сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи определяются уровнем развития партнерских отношений между участниками образовательного процесса и умение детей сотрудничать друг с другом. Для этого применяют диагностические методики на определение избирательных предпочтений дошкольников и определение восприятия дошкольника в коллективе ровесников.
Таким образом, межличностные отношения - совокупность взаимодействий между людьми. В том числе между детьми дошкольного возраста. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами определенной группы благодаря разным видам общения. Наблюдаемые у детей с системными нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Взаимообусловленность нарушений речевых и межличностных отношений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи)».
«Проектная деятельность - сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса».
Проектная деятельность влияет и на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет - межличностные отношения становится более разнообразными, сложно структурированными, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а считается открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен.
Этот вид деятельности имеет отличия от ежедневной образовательной деятельности. Его отличительная черта заключается в том, что детей помещают в естественную для них среду, в которой они с интересом начинают свое общение и выполняют разные виды деятельности. Эта деятельность выполняется всеми участниками проекта и состоит из поэтапного выполнения.
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий, проанализировать методическое обеспечение формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР и пришли к выводу, что сформированность межличностных отношений находится на недостаточном уровне.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали проекта «Народная игрушка» по формированию данного процесса. В соответствии с календарно-тематическим планом определили этапы работы в соответствии с поставленными задачами по формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР.
В контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР, применяя те же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к выводу, что у тех детей, с которыми мы занимались в рамках предложенного проекта показатели улучшились, а у остальных детей остались на прежнем уровне
Полученные результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее, если будут: разработана система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; проведен проект «Народная игрушка» для развития межличностных отношений в группе; обогащена предметно-развивающая среда группы в процессе проведения проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; проведена образовательная работа с педагогами подготовительной группы.
Цели и задачи, которые были определены в самом начале исследования, выполнены. Если суммировать данные, полученные в исследовании о формировании межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, то приходишь к выводу, что ребенок изначально включен в межличностные отношения. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях происходит нравственное становление личности, при этом формировать межличностные отношения можно посредством проекта, что и было доказано в процессе проведенного исследования.
Взаимообусловленность нарушений речевых и межличностных отношений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи)».
«Проектная деятельность - сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса».
Проектная деятельность влияет и на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет - межличностные отношения становится более разнообразными, сложно структурированными, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а считается открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен.
Этот вид деятельности имеет отличия от ежедневной образовательной деятельности. Его отличительная черта заключается в том, что детей помещают в естественную для них среду, в которой они с интересом начинают свое общение и выполняют разные виды деятельности. Эта деятельность выполняется всеми участниками проекта и состоит из поэтапного выполнения.
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий, проанализировать методическое обеспечение формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР и пришли к выводу, что сформированность межличностных отношений находится на недостаточном уровне.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали проекта «Народная игрушка» по формированию данного процесса. В соответствии с календарно-тематическим планом определили этапы работы в соответствии с поставленными задачами по формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР.
В контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР, применяя те же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к выводу, что у тех детей, с которыми мы занимались в рамках предложенного проекта показатели улучшились, а у остальных детей остались на прежнем уровне
Полученные результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее, если будут: разработана система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; проведен проект «Народная игрушка» для развития межличностных отношений в группе; обогащена предметно-развивающая среда группы в процессе проведения проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; проведена образовательная работа с педагогами подготовительной группы.
Цели и задачи, которые были определены в самом начале исследования, выполнены. Если суммировать данные, полученные в исследовании о формировании межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, то приходишь к выводу, что ребенок изначально включен в межличностные отношения. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях происходит нравственное становление личности, при этом формировать межличностные отношения можно посредством проекта, что и было доказано в процессе проведенного исследования.



