Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №111875

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния проектной деятельности на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Характеристика и особенности развития детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи 10
1.2 Особенности формирования межличностных отношений у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи 18
1.3 Влияние проектной деятельности на формирование межличностных
отношений у детей 6-7 лет 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности 36
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 36
2.2 Разработка и апробация проекта «Народная игрушка» как средства
формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 57
2.3 Определение динамики изменения межличностных отношений у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 67
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложения 84


Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что первые моменты общения с ровесниками являются той основой, на которой выстраивается будущее социальное и моральное формирование дошкольника. Исходя из этого, можно считать, что вопрос о межличностном общении весьма важен для развития дошкольников. Межличностное общение между детьми требуют особенного внимания педагогов и психологов. В отношении детей с общим недоразвитием речи проблема межличностного общения особенно актуальна.
Вопросом межличностного общения среди детей с общим недоразвитием речи занимается специальная психология. Отечественные педагоги и психологи (Т.Н. Волковская, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, О.С. Ушаковой, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховской и другие) полагают, что имея проблемы с развитием речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируются характерные личностные проблемы в межличностном общении, среди которых присутствуют устойчивые затруднения в коммуникации, в общении дошкольников с родителями и педагогами, а так же с ровесниками, из-за присутствия у них заниженной самооценки.
О.А. Слинько проводя исследования, пришел к выводу, что если у детей наблюдаются проблемы в развитии речи, то непременно в коллективе сверстников будут проблемы в межличностном общении. Личность дошкольников с общим недоразвитием речи развивается с опорой на имеющийся у них дефект речи.
Общее недоразвитие речи ведет к проблемам в развитии самой личности дошкольников, усугубляя речевые проблемы. Эти дети, или мало говорят, или становятся замкнутыми. Из этого следует, что у детей с общим недоразвитием речи нарушена основная функция - коммуникативная, а это только увеличивает проблему речевого развития. При всем этом для того, чтобы помочь ребенку с общим недоразвитием речи нужно изначально определить проблему, найти пути ее решения и провести коррекционные действия.
Наличие речевых расстройств может привести к нарушениям межличностных отношений, к затруднению процесса межличностного взаимодействия детей.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях, направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - проектную деятельность.
Метод проектной деятельности является действенным средством развития межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи, он помогает совместному взаимодействию дошкольников. Проектный метод используют для того, чтобы показать детям, как можно правильно выстраивать сотрудничество с ровесниками. Родителями и педагогами в условиях речевой проблемы.
Именно проектная деятельность способствует формированию межличностных отношений и общению между детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На основе выше сказанного, выявляются противоречия между:
- необходимостью развивать межличностные отношения у детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием педагогов и воспитателей к этому процессу;
- объективной потребностью в рекомендациях по использованию проектной деятельности как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и нехваткой теоретических и практических исследований в этом направлении;
- актуализацией процесса поиска эффективных средств формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и слабой подготовкой воспитателей к реализации проектной деятельности.
Проблема исследования: как проектная деятельность влияет на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Выявленная актуальность, противоречия и проблема определили выбор темы исследования: «Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность проектной деятельности на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее, если будет:
- разработана система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- предметно-развивающая среда группы обогащена (дидактические игры, куклы, матрешки, раскраски) в процессе проведения проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- проведена образовательная работа с педагогами подготовительной группы;
- разработан и апробирован проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения в группе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования.
2. Разработать систему критериев и показателей оценки сформированное™ межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Обогатить предметно-пространственную среду подготовительной группы детей с общим недоразвитием речи.
4. Разработать и апробировать проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения.
5. Выявить динамику изменения уровня сформированное™ межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
Теоретической основой исследования явились:
- теория системного подхода (А.И Борисов, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.);
- теория деятельностного подхода (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, А.Г. Сиденко, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо и др.);
- теоретические исследования межличностных отношений (О.Л Леханова, М. И. Лисина, Т.А. Маркова, Е.О. Смирнова);
- концепции и теории, посвященные проблеме развития детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, Л.Г. Соловьева).
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей подготовительных групп, 20 детей - экспериментальная группа и 20 детей - контрольная группа, педагоги группы «Теремок» и «Гномики».
Основные этапы исследования
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017 г). На данном этапе была изучена специальная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Определены актуальность и аппарат исследования. Подобран комплекс диагностических заданий для проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь - июнь 2018 г). Этап проведения констатирующего этапа, анализ полученных результатов. Подбор и апробация проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в дополнительном образовании.
Третий этап (сентябрь 2018 - май 2019г). Анализ результатов формирующего эксперимента и проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. Окончательное оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- на основе системного и деятельностного подходов разработана и апробирована система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- организована предметно-пространственная среда группы для формирования межличностных отношений у детей с общим недоразвитием речи;
- разработан и апробирован проект «Народная игрушка», позволяющий развивать межличностные отношения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость: определены критерии качественной оценки коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, способствующие расширению возможностей дифференциальной диагностики межличностных отношений и построению коррекционной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации проекта «Народная игрушка», направленного на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности, который может быть использован педагогами в процессе формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, а также при подготовке будущих педагогов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретических позиций, теоретической и практической обоснованностью основных положений исследования и выводов; комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; результатам проведенной опытно-экспериментальной работы; эффективным внедрением полученных результатов в деятельность воспитателей подготовительной группы МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти.
Апробация результатов исследования результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии; на научно-практических конференциях разного уровня.
Материалы исследования опубликованы в 3 публикациях.
Личный вклад автора состоит в том, что была выявлена проблема, разработан и апробирован проект «Народная игрушка» по формированию межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности организовано поэтапно с учетом специфики общего недоразвития речи. Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
2. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством проектной деятельности проводим в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система дополнительной занятости детей, направлена на то, чтобы дошкольная жизнь стала для детей интересной и полезной. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
3. Показатели сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи определяются уровнем развития партнерских отношений между участниками образовательного процесса и умение детей сотрудничать друг с другом. Для этого применяют диагностические методики на определение избирательных предпочтений дошкольников и определение восприятия дошкольника в коллективе ровесников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, межличностные отношения - совокупность взаимодействий между людьми. В том числе между детьми дошкольного возраста. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами определенной группы благодаря разным видам общения. Наблюдаемые у детей с системными нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Взаимообусловленность нарушений речевых и межличностных отношений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи)».
«Проектная деятельность - сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса».
Проектная деятельность влияет и на формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет - межличностные отношения становится более разнообразными, сложно структурированными, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а считается открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен.
Этот вид деятельности имеет отличия от ежедневной образовательной деятельности. Его отличительная черта заключается в том, что детей помещают в естественную для них среду, в которой они с интересом начинают свое общение и выполняют разные виды деятельности. Эта деятельность выполняется всеми участниками проекта и состоит из поэтапного выполнения.
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий, проанализировать методическое обеспечение формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР и пришли к выводу, что сформированность межличностных отношений находится на недостаточном уровне.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали проекта «Народная игрушка» по формированию данного процесса. В соответствии с календарно-тематическим планом определили этапы работы в соответствии с поставленными задачами по формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР.
В контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с ОНР, применяя те же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к выводу, что у тех детей, с которыми мы занимались в рамках предложенного проекта показатели улучшились, а у остальных детей остались на прежнем уровне
Полученные результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что процесс формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее, если будут: разработана система критериев и показателей оценки сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; проведен проект «Народная игрушка» для развития межличностных отношений в группе; обогащена предметно-развивающая среда группы в процессе проведения проектной деятельности для формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; проведена образовательная работа с педагогами подготовительной группы.
Цели и задачи, которые были определены в самом начале исследования, выполнены. Если суммировать данные, полученные в исследовании о формировании межличностных отношений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, то приходишь к выводу, что ребенок изначально включен в межличностные отношения. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях происходит нравственное становление личности, при этом формировать межличностные отношения можно посредством проекта, что и было доказано в процессе проведенного исследования.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева, - М. : Аспект Пресс, 2016. - 354 с.
2. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст]: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями /Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова,
3. Л. Фигередо. - М. : Владос, 2015. - 178 с.
3. Борисов, А. Роскошь человеческого общения [Текст] /А. Борисов, - М. : Академия-Центр, 2013.-189 с.
4. Брудный, А.А. Психология общения. Понимание и общение [Текст] /
A. А. Брудный. - М. : АСТ, 2011. - 242 с.
5. Брушинский, А.В. Мышление и общение [Текст] / А.В. Брушинский,
B. А.Поликарпов. - Минск. : Университетское изд-во, 2011. - 248 с.
6. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст] / Т.Г. Григорьева. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 271 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Академия, 2013. - 254 с.
8. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] // Дефектология. - 2013. - №6. - С.7-16.
9. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С.63 -72.
10. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. - М. : Академия, 2015. - 205 с.
11. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М. : Академия, 2015. - 356 с.
12. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические проблемы
взаимоотношений в малых группах и коллективах [Текст] // Вопросы психологии. - 2016. - С. 6-18.
13. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015 . - №3. - С.34-36.
14. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : Владос, 2016. - 259 с.
15. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М. : Апрель Пресс, 2013. -248 с.
16. Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР [Текст] // Практическая психология и логопедия. Дайжест. - 2015. - №5. - С. 23-27.
17. Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст]
/ М.И. Лисина. - М. : Логос, 2015. - 196 с.
18. Люсова, Е.С. Особенности состояния игровой деятельности у
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Люсова. - Спб. : Питер, 2015. - 196 с.
19. Мустаева, Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С.14-19.
20. Маллаев, Д.М. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи IV уровня [Текст] / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.З. Гасанова. - М. : Академия, 2015. - 144 с.
21. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] : Пособие по дошкольному воспитанию / В.А. Недоспасова. - Тольятти. : Центр медиа образования, 2017. - 246с.
22. Немов, Р.С. Психология [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч- щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров / Р.С. Немов. - М. : Логос, 2016. - 445 с.
23. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М. : Владос, 2016. - 247 с.
24. Практикум по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.И. Щербакова. - М. : Логсо, 2015. - 345 с.
25. Рапацевич, Е.С. Золотая книга педагога [Текст] / под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск. : Современная школа, 2015. - 720 с.
26. Робер, М.А. Лидер и группа [Текст] / М.А. Робер, Ф. Тильман. - М. : АСТ, 2016. - 163 с.
27. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 2017. - №1. - С.62-67.
28. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 37-42.
29. Соколова, Н.В. Обучение детей ОНР [Текст] // Дефектология. - 2015. - № 1. - С. 55-63.
30. Эльконин Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры [Текст] /. - М. : Академия, 2015. - 256 с.
31. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н.Г. Яковлева. - М. : Сфера, 2002. - 247 с.
32. Bates Е., Bretherton I. And Snider. From First Words to Grammar: individual differences and dissociable mechanisms. - Cambridge, 2016. - P. 187.
33. Conger J.A. Inspiring others: The language of leadership //Academy of Management Executive, 2016. - № 5. - P. 31-45.
34. Dingwell W.O., Tuniks G. Government and Concord: a Study in Developmental Psycholingvistics /ZIssues in Lingvistics. - Ithaca, 2015. - P. 226с.
35. Nelson К. Individual differences in language development: Implication for development and language //Developmental Psychology. - 2016. - № 17.-P. 46 - 63.
36. Travis L. E. (ed.). Handbook of Speech Pathology. - New York : American Foundation for the Blind, 2015. - P. 119-136.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ