Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общие теоретические основы производства по делам об административных правонарушениях 8
1.1. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях 8
1.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 14
1.3. Принципы производства по делам об административных правонарушениях 28
Глава 2 Стадии производства по делам об административных правонарушениях 42
2.1. Возбуждение дел об административных правонарушениях 42
2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении 50
2.3 Пересмотр постановлений и решения по делам об административных правонарушениях 62
2.4. Исполнение постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 66
Заключение 74
Список используемой литературы и источников 78
Актуальность темы исследования. С начала появления социальных взаимоотношений, возникающих в области государственного управления и сопряженных с использование норм об административных правонарушениях, возникает потребность в их регулировании. Устройством для координации правоприменительной деятельности государственных органов и их должностных лиц является применение мер воздействия ими в рамках своих полномочий. Производство по делам об административных правонарушениях - это вид правоприменительной деятельности, осуществляемый специально уполномоченными органами.
Производство по делам об административных правонарушениях призвано защищать нарушенные права и интересы граждан, общества и государства. В этом заключается основная роль этого института административного права. Восстановление пострадавших общественных отношений от административного правонарушения является еще одной функцией производства по делу об административных правонарушениях. Однако восстановление всех пострадавших от административного правонарушения прав и интересов граждан, общества и государства возможно не всегда из-за несовершенств административного законодательства в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
Несовершенство законодательства в сфере производства по делам об административных правонарушениях связано с тем, что законодатель уделяет мало внимания нормам, регулирующим данный институт. Безусловно, отношения, находящиеся под влиянием Уголовного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и Кодекса об административном судопроизводстве не менее важны норм, регулирующих отношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому, на наш взгляд, представляется несправедливым уделение столь малого внимания производству по делам об административных правонарушениях, ведь административные правонарушения совершаются, во - первых, гораздо чаще других видов правонарушений и преступлений, а, во - вторых, принятие решение по делу об административном правонарушении не менее трудоемкий процесс, чем принятие решения по иным видам процессуальных отраслей российского права.
Цель исследования. Целью работы исследование механизма правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях.
Задачи исследования. Для того, чтобы достичь цели, мы поставили эти задачи:
• Определить содержание понятия производства по делам об административных правонарушениях;
• Раскрыть задачи производства по делам об административных правонарушениях;
• Охарактеризовать принципы и структуру производства по делам об административных правонарушениях;
• Проанализировать стадию возбуждения дел об административном правонарушении;
• Изучить стадию рассмотрения дел об административных правонарушениях;
• Выявить особенности стадии пересмотра дел об административных правонарушениях;
• Выявить стадии исполнения производства дел об административных правонарушениях.
Объект исследования. Отношения, связанные с производством по делам об административных правонарушениях.
Методология исследования. В рамках работы были использованы методы анализа и синтеза, метод аналогии, историко-правовой метод для сравнения нормативных источников разных исторических периодов, статистический метод для подведения итогов официальной судебной статистики. Работа имеет теоретическую значимость в связи с тем, что акцентирует внимание на некоторых спорных вопросах и предлагает варианты ответов на них, данный материал может служить базой для более обширного исследования.
Теоретическая база исследования. Основой исследования являются работы С.В. Комлева, М.Я. Масленникова, С.З. Женетля, А.П. Коренева, Н.Г. Салищева, А.П. Шергина, Е.С. Изюмовой и др.
Нормативная база исследования. Нормативной основой исследования являются положения Конституции РФ и нормы КоАП РФ, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.
Практическая база исследования. Практическую основу работы составили акты судебного толкования (в частности, постановления Пленума Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и др., а также статистические данные (в частности, статистические данные, собранные ФССП).
Структура работы. Структурно работа включает введение, где обосновывается актуальность выбранной тематики исследования, две главы, где первая посвящена общим теоретическим основам производства по делам об административных правонарушениях, а вторая фиксирует анализ административно-правовых норм, которые регламентируют стадии производства по делам об административных правонарушениях. В заключении перечислены основные выводы, сделанные в процессе изучения темы и написания работы. В списке используемой литературы и используемых источников отражены все нормативно-правовые акты, акты судебной практики, научные работы и электронные материалы из сети Интернет, использованные в работе.
Содержание термина «производство по делам об административных правонарушениях» формируется юридической науке. Обусловлено тем, что в административном законодательстве нет норм, раскрывающих содержание данного термина.
Производство по делам об административных правонарушениях является частью административного процесса. В юридической науке можно встретить несколько подходов, объясняющих сущность административного процесса. Наиболее популярными среди исследователей являются широкий, сторонники которого включают в содержание административного процесса включают в него правотворческий, наделительный и юрисдикционный процессы, и узкие подходы к пониманию сущности административного процесса.
Исследователи, признавая производство по делам об административных правонарушениях частью административного процесса, понимают его как порядок, регламентированный нормами административно - процессуального права, или, как система соответствующих стадий. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется судами и иными юрисдикционными органами (на этом основании представители юридической науке разновидности производства по делам об административных правонарушениях: внесудебный административный процесс; судебный административный процесс).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела. По нашему мнению, задачи производства по делам об административных правонарушениях считаются реализованными, если лицо, осуществляющее производство по делам об административных правонарушениях, установило:
• наличие или отсутствие состава административного правонарушения;
• обстоятельства, которые характеризуют личность правонарушителя;
• характер и размер вреда от административного правонарушения;
• обстоятельства, наличие которых исключают или освобождают лицо от административной ответственности или наказания;
• смягчающие или отягчающие обстоятельства.
Особенностью производства по делам об административных правонарушениях является то, что механизм правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях регламентируют правовой статус (правовое положение) большего количества субъектов права. Анализируя его содержание, можно увидеть следующие виды (группы) участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях (судебные и иные юрисдикционные органы); лицо, в отношении которого ведется производство по делам об административных правонарушениях; потерпевшие; лица, которые представляют или защищают интересы правонарушителей и потерпевших; лица, содействующие проведению производства по делам об административных правонарушениях.
На основании анализа административного законодательства, правоприменительной практики и научной юридической литературы можно сделать вывод, что административные нормы, регламентирующие правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях должны быть усовершенствованы законодателем (в частности, в административное законодательство должны быть выключены нормы, которые определяют момент, когда лицо приобретают тот или иной правовой статус в производстве по делам об административных правонарушениях).
Принципы права в российской правовой системе имеют большое значение. Во-первых, они создают необходимую базу для всех остальных норм права. Во-вторых, они выступают как самостоятельные нормы- принципы, на которые ссылаются субъекты правоприменения в правоприменительной практике. В-третьих, они способствуют формированию адекватного правосознания у населения, которому зачастую достаточно знать базовые правовые постулаты для эффективной и правомерной жизнедеятельности. В административное законодательство включены общие для российского правопорядка и специальные для производства по делам об административных правонарушениях принципы.
Производство по делам об административных правонарушениях начинается стадией возбуждения дела. Элементы данной стадии обусловлены особенностями реализуемой формы производства. В рамках некоторых форм производства предусматривается составление протокола и проведение административного расследования.
Данная стадия производства обладает особым значением, так как в ее рамках определяются основания и поводы для возбуждения дела, исследуется и фиксируется вся необходимая информация для дальнейшего осуществления производства. В рамках данной стадии принимается о необходимости продолжения дальнейшего производства административного дела.
Рассмотрение дела регламентируется КоАП РФ. В рамках данного этапа изучаемого вида производства предполагается осуществление комплекса процессуальных действий. Результатом рассмотрения дела выступает решение соответствующего органа или должностного лица, оформленного в виде постановления, виды которых установлены в административном законодательстве. Рассмотрение дела представляет является важнейшим этапом производства по делам об административных правонарушениях, так как на данном этапе принимается решение о наличии или отсутствии фактических и процессуальных оснований применения административной ответственности.
Факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях является стадия пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях. Главной целью данной стадией является проверка законности и обоснованности постановлений и (или) решений, принимаемых в процессе и по итогам производства.
В рамках данной стадии может быть проверена законность и обоснованность вступивший и не вступивший в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях.
Обязательной стадией производства по делам об административных правонарушениях является исполнение постановлений. Данная стадия завершает производство по делам об административных правонарушениях.
1. Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с. - ISBN 978-5-00156-083-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1216381 (дата обращения: 18.04.2021). - Режим доступа: по подписке.
2. Бакурова Наталья Николаевна Исполнение постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний: общая характеристика исполнительного производства // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnenie-postanovleniy-o-naznachenii-otdelnyh- vidov-administrativnyh-nakazaniy-obschaya-harakteristika-ispolnitelnogo (дата обращения: 24.04.2021).
3. Безрукавая Н.И. Формы участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях // Законность. 2020. N 11. С. 31 - 36.
4. Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: // https://fssp.gov.ru/statistics (дата обращения: 29.04.2021).
5. Великанов К. В. Подведомственность дел об административных правонарушениях: вопросы системы // Территория науки. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvedomstvennost-del-ob-administrativnyh- pravonarusheniyah-voprosy-sistemy (дата обращения: 17.04.2021).
6. Великанов К.В., Кодлубай Д.В. Проблемы совершенствования организационно-правового механизма отзыва депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления // Территория науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/articleZnZproblemy-sovershenstvovaniya-organizatsionno- pravovogo-mehanizma-otzyva-deputatov-predstavitelnogo-organa-munitsipalnogo (дата обращения: 26.06.2021).
7. Горовенко С.В. Процессуальные формы возбуждения дела об административном правонарушении: проект новый - проблемы старые // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №3 (37). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/protsessualnye-formy-vozbuzhdeniya-dela-ob- administrativnom-pravonarushenii-proekt-novyy-problemy-starye (дата обращения: 01.05.2021).
8. Захарова А.В. Реализация конституционного принципа гуманизма в уголовном праве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №10-2. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZrealizatsiya-konstitutsionnogo-printsipa- gumanizma-v-ugolovnom-prave (дата обращения: 11.04.2021).
9. Иванова С. И. Особенности и сроки рассмотрения заявлений об административных правонарушениях, совершенных неустановленными лицами // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. №2 (5). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZosobennosti-i-sroki-rassmotreniya-zayavleniy-ob- administrativnyh-pravonarusheniyah-sovershennyh-neustanovlennymi-litsami (дата обращения: 01.05.2021).
10. Изюмова Евгения Сергеевна. Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного права // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. №6. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZproizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-v-sisteme-administrativnogo-prava (дата обращения: 06.04.2021).
11. Илюшин Алексей Владимирович. Отдельные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2011. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZotdelnye-problemy-proizvodstva-po-delam-ob- administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 29.04.2021).
12. Ким Юлия Васильевна Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях // Отечественная юриспруденция. 2017. №3 (17). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-stadiy-proizvodstva-po- delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 23.05.2021).
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СПС Консультант Плюс.
14. Косак Андрей Викторович О процессуальных сроках при рассмотрении дел об административных правонарушениях // Вестник ЮГУ. 2007. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-protsessualnyh-srokah-pri- rassmotrenii-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 18.04.2021).
15. Мальцев Г.В. Социальные основания права. — М.: Норма — ИНФРА-М, 2011. — 800 с.
...