Дисциплинарная ответственность государственных служащих
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы дисциплинарной ответственности государственных служащих 6
1.1 Государственный служащий как субъект применения
дисциплинарной ответственности 6
1.2 Понятие и принципы дисциплинарной ответственности
государственных служащих 14
Глава 2 Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности 25
2.1 Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих 25
2.2 Дисциплинарное производство: понятие и стадии 28
Глава 3 Правовые и практические проблемы применения дисциплинарной ответственности государственных служащих 38
3.1 Правовые проблемы и практика привлечения государственных
служащих к дисциплинарной ответственности 38
3.2 Совершенствование законодательного регулирования
дисциплинарной ответственности государственных служащих 49
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 63
Глава 1 Теоретические основы дисциплинарной ответственности государственных служащих 6
1.1 Государственный служащий как субъект применения
дисциплинарной ответственности 6
1.2 Понятие и принципы дисциплинарной ответственности
государственных служащих 14
Глава 2 Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности 25
2.1 Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих 25
2.2 Дисциплинарное производство: понятие и стадии 28
Глава 3 Правовые и практические проблемы применения дисциплинарной ответственности государственных служащих 38
3.1 Правовые проблемы и практика привлечения государственных
служащих к дисциплинарной ответственности 38
3.2 Совершенствование законодательного регулирования
дисциплинарной ответственности государственных служащих 49
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 63
Актуальность исследования определяется тем, что именно дисциплинарной ответственности отведена одна из важнейших ролей в системе предотвращения совершаемых государственными служащими различного рода правонарушений и преступлений. Совершенствование в этом направлении правовой базы - необходимое условие усиления эффективности и уровня государственной службы. Естественно, что эта эффективность, зависит не только от работоспособности и усердия служащего, но также от внутреннего его убеждения в неизбежности наказания за совершенный проступок.
В настоящее время, наиболее актуальный вопрос - ослабление служебной дисциплины, связанное с коррумпированностью некоторых государственных служащих и присутствием существенных дефектов в служебном законодательстве, отражающихся на результативности дисциплинарного производства по фактам совершения дисциплинарного проступка. Это свидетельствует о необходимости пересмотра существующего законодательства о государственной службе, дисциплинарных проступках и дисциплинарной ответственности за их совершение.
Проблема ответственности государственных служащих в течение многих лет постоянно привлекала внимание широкого круга исследователей различных отраслей права, таких, как О.В. Абрамова, З.О. Александрова, Л.А. Сыроватская, Л.А. Чиканова и другое. Среди представителей современной отечественной правовой науки, в трудах которых нашли отражение отдельные теоретические аспекты дисциплинарной ответственности государственных служащих, можно отметить Е.В. Аляксину, Е.М. Быцай, О.И. Горбовского, В.А. Абрамова, А.С. Ермакову, О.Н. Ланину, А.Я. Петрова, О.А. Скачко, И.И. Танасиенко, А.С. Архиреева, В.В. Лазарева, В.Е. Степенко, Д.И. Кирпач, А.М. Тулуш, Е.С. Трушникову, А.С. Худжиеву, И.С. Шевлякову, и других авторов.
Цель исследования - изучение особенностей правового регулирования и проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- охарактеризовать государственного служащего как субъекта применения дисциплинарной ответственности;
- определить понятие и принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих;
- рассмотреть дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих;
- определить понятие и стадии дисциплинарного производства;
- проанализировать правовые проблемы и практика привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности;
- предложить меры совершенствования законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, применения и реализации дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Предметом исследования являются нормативные акты, устанавливающие дисциплинарную ответственность государственных служащих, материалы правоприменительной практики.
Теоретической основой исследования выступают научные труды авторов, изучавших вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих - О.В. Бушуева, Е.М. Быцай, А.О. Власова, О.И. Горбовский, В.А. Абрамов, А.С. Ермакова, М.Б. Ермолов, Д.В. Журавлева, О.А. Косотурова, О.Н. Ланин, Э.Л. Лещина, Д.Р. Мазитова, Е.С. Майстренко, А.А. Максимова, А.А. Маркович, М.А. Машакова, Н.Н. Мукасеева, Г.В.
Огрина, А.Ю. Наниз, А.М. Новикова, А.Я. Петров, М.В. Пресняков, Е.А. Рогожкина, К.В. Селеверстова, О.А. Скачко, С.А. Смирнов, В.Е. Степенко, Д.И. Кирпач, Д.С. Шлома, Д.Н. Кархалев, В.Д. Юнсон, и других.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ [12], Трудового кодекса РФ [47], Федерального закона от 11 августа 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [50], Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы» [52], Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [51], других нормативных актов в данной сфере.
Методологической основой исследования выступают общенаучный диалектический метод познания, а также специальные методы исследования. К специальным методам исследования относится прежде всего: фoрмaльнo- лoгичecкий, cрaвнитeльнo-прaвoвoй, cиcтeмнo-cтруктурный виды анализа.
Научная новизна исследования состоит в изучении проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих в Российской Федерации, а также разработке предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
В настоящее время, наиболее актуальный вопрос - ослабление служебной дисциплины, связанное с коррумпированностью некоторых государственных служащих и присутствием существенных дефектов в служебном законодательстве, отражающихся на результативности дисциплинарного производства по фактам совершения дисциплинарного проступка. Это свидетельствует о необходимости пересмотра существующего законодательства о государственной службе, дисциплинарных проступках и дисциплинарной ответственности за их совершение.
Проблема ответственности государственных служащих в течение многих лет постоянно привлекала внимание широкого круга исследователей различных отраслей права, таких, как О.В. Абрамова, З.О. Александрова, Л.А. Сыроватская, Л.А. Чиканова и другое. Среди представителей современной отечественной правовой науки, в трудах которых нашли отражение отдельные теоретические аспекты дисциплинарной ответственности государственных служащих, можно отметить Е.В. Аляксину, Е.М. Быцай, О.И. Горбовского, В.А. Абрамова, А.С. Ермакову, О.Н. Ланину, А.Я. Петрова, О.А. Скачко, И.И. Танасиенко, А.С. Архиреева, В.В. Лазарева, В.Е. Степенко, Д.И. Кирпач, А.М. Тулуш, Е.С. Трушникову, А.С. Худжиеву, И.С. Шевлякову, и других авторов.
Цель исследования - изучение особенностей правового регулирования и проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- охарактеризовать государственного служащего как субъекта применения дисциплинарной ответственности;
- определить понятие и принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих;
- рассмотреть дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих;
- определить понятие и стадии дисциплинарного производства;
- проанализировать правовые проблемы и практика привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности;
- предложить меры совершенствования законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, применения и реализации дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Предметом исследования являются нормативные акты, устанавливающие дисциплинарную ответственность государственных служащих, материалы правоприменительной практики.
Теоретической основой исследования выступают научные труды авторов, изучавших вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих - О.В. Бушуева, Е.М. Быцай, А.О. Власова, О.И. Горбовский, В.А. Абрамов, А.С. Ермакова, М.Б. Ермолов, Д.В. Журавлева, О.А. Косотурова, О.Н. Ланин, Э.Л. Лещина, Д.Р. Мазитова, Е.С. Майстренко, А.А. Максимова, А.А. Маркович, М.А. Машакова, Н.Н. Мукасеева, Г.В.
Огрина, А.Ю. Наниз, А.М. Новикова, А.Я. Петров, М.В. Пресняков, Е.А. Рогожкина, К.В. Селеверстова, О.А. Скачко, С.А. Смирнов, В.Е. Степенко, Д.И. Кирпач, Д.С. Шлома, Д.Н. Кархалев, В.Д. Юнсон, и других.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ [12], Трудового кодекса РФ [47], Федерального закона от 11 августа 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [50], Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы» [52], Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [51], других нормативных актов в данной сфере.
Методологической основой исследования выступают общенаучный диалектический метод познания, а также специальные методы исследования. К специальным методам исследования относится прежде всего: фoрмaльнo- лoгичecкий, cрaвнитeльнo-прaвoвoй, cиcтeмнo-cтруктурный виды анализа.
Научная новизна исследования состоит в изучении проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих в Российской Федерации, а также разработке предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе магистра исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Соблюдение дисциплины является основной обязанностью, возложенной на государственных гражданских служащих, в случае несоблюдения наступает дисциплинарная ответственность, которая служит основным видом ответственности в данной сфере.
Дисциплинарная ответственность - самостоятельный вид ответственности, который выражается в неисполнении государственным служащим своих трудовых обязанностей или же в их ненадлежащем исполнении.
Под принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих следует понимать основополагающие идеи, начала, которые характеризуют суть и содержание данного вида ответственности. На данном этапе развития государственной службы, до сих пор, легально не сформированы принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Под дисциплинарным проступком понимается нарушение служащим установленной дисциплины, а именно, в совершении противоправного, виновного исполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на сотрудника должностных обязанностей. Перечень дисциплинарных проступков является неисчерпывающим, именно это является особенностью дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Дисциплинарные проступки, в отличии от дисциплинарных взысканий, прямо предусмотрены законодательно и не подлежат толкованию.
Анализируя существующие виды дисциплинарных взысканий, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе», можно утверждать, что большая часть взысканий, такие как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, носят моральных характер, другая же часть - это санкции, направленные на задерживание должностного роста, перемещения по службе или, в крайнем случае, лишающие возможность продолжать службу в государственной органе.
Как показало проведенное исследование, дисциплинарное производство имеет свою внутреннюю организационную структуру, которая может быть представлена в виде конкретных процессуальных стадий, в пределах каждой из которых участники обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. В действующих нормативно-правовых актах данные стадии четко не регламентированы, что безусловно является пробелом законодательства.
При этом, отсутствие определения и четкого разделения стадий дисциплинарного производства является наиболее значимой проблемой среди обозначенных и серьезным пробелом в федеральном законодательстве, поскольку предоставляет одной из сторон дисциплинарного производства - представителю нанимателя - слишком широкое усмотрение в ведении дисциплинарного производства. Выделение стадий дисциплинарного производства и рассмотрение самого понятия являются объективной необходимостью правильного и справедливого правоприменения. Также, стадии дисциплинарного производства необходимо разделить на обязательные и факультативные и четко регламентировать их сроки и результаты в едином правовом акте.
В ходе исследования был выявлен целый ряд правовых и практических проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Так, как показало проведенное исследование, проблемным на практике является вопрос, связанный с разграничением дисциплинарной, уголовной, административной ответственности государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей. Целесообразно внести такие изменения в законодательство, как нормативное закрепление термина дисциплинарная ответственность, с наличием всех существенных критериев, которые бы отличали данный вид ответственности от всех остальных видов юридической ответственности, а также создать единый кодифицированный акт в данной сфере.
В законодательстве, регламентирующем дисциплинарную ответственность государственных служащих, вопросы дисциплинарного производства урегулированы недостаточно, что не позволяет на должном уровне обеспечить не только всестороннее и полное расследование дела о дисциплинарном проступке, устранение возникающих в практической деятельности проблем, повышение качества проведения служебных проверок, и, как следствие, уровень служебной дисциплины на государственной службы, а также, реализацию государственным служащим в полной мере своих прав.
Так, например, нормативно не определен полный перечень участников дисциплинарного производства либо детально определенный их статус, не выделяются стадии производства, которое может быть упрощенным и обычным, разнятся основания привлечения к ответственности, давностные и процессуальные сроки, зачастую не определен порядок разбирательства по дисциплинарному делу и его процессуальная фиксация (формы документов), виды используемых доказательств, субъект, принимающий решение, порядок обжалования принятого решения и правовой статус лица, подающего жалобу, рассматриваемую в административном порядке и остальное.
Отдельно необходимо отметить проблему, что действующее законодательство не определяет порядок обжалования дисциплинарных взысканий. В данной связи необходимо внести в действующее законодательство норму, устанавливающую порядок обжалования конкретных дисциплинарных взысканий и сроки подачи жалобы.
В целом, проведенное в данной выпускной квалификационной работе магистра исследование правовых и практических проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих позволяет сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства:
- целесообразным видится разработка и принятие Кодекса дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации, который включал бы все материальные и процессуальные аспекты этого правового института. В данном акте предлагается рассмотреть: состав дисциплинарного проступка, принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих, систематизировать требования к служебному поведению гражданского служащего, обозначить список дисциплинарных взысканий с исчерпывающим списком оснований их применения, установить и урегулировать стадии дисциплинарного производства;
- необходимо дополнить ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и включить в перечень дисциплинарных взысканий такие меры как: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы;
- необходимо дополнить ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» положением, которое устанавливает деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные и указать, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено дополнительное взыскание (денежный штраф; уменьшение оклада);
- ч. 2 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, который не применяет в отношении виновного дисциплинарного производства, несет за это дисциплинарную ответственность»;
- необходимо закрепить нормативное законодательное урегулирование перечня обстоятельств, которые смягчают дисциплинарную ответственность государственного гражданского служащего и исчерпывающий перечень обстоятельств ее отягчающих;
- необходимо включить в ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» п. 8.1 следующего содержания «По окончании одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 57 настоящего Федерального закона или ранее, по инициативе представителя нанимателя или по ходатайству его непосредственного руководителя, гражданский служащий направляется на внеочередную аттестацию в соответствии с положениями ст. 48 настоящего Федерального закона».
Соблюдение дисциплины является основной обязанностью, возложенной на государственных гражданских служащих, в случае несоблюдения наступает дисциплинарная ответственность, которая служит основным видом ответственности в данной сфере.
Дисциплинарная ответственность - самостоятельный вид ответственности, который выражается в неисполнении государственным служащим своих трудовых обязанностей или же в их ненадлежащем исполнении.
Под принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих следует понимать основополагающие идеи, начала, которые характеризуют суть и содержание данного вида ответственности. На данном этапе развития государственной службы, до сих пор, легально не сформированы принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Под дисциплинарным проступком понимается нарушение служащим установленной дисциплины, а именно, в совершении противоправного, виновного исполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на сотрудника должностных обязанностей. Перечень дисциплинарных проступков является неисчерпывающим, именно это является особенностью дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Дисциплинарные проступки, в отличии от дисциплинарных взысканий, прямо предусмотрены законодательно и не подлежат толкованию.
Анализируя существующие виды дисциплинарных взысканий, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе», можно утверждать, что большая часть взысканий, такие как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, носят моральных характер, другая же часть - это санкции, направленные на задерживание должностного роста, перемещения по службе или, в крайнем случае, лишающие возможность продолжать службу в государственной органе.
Как показало проведенное исследование, дисциплинарное производство имеет свою внутреннюю организационную структуру, которая может быть представлена в виде конкретных процессуальных стадий, в пределах каждой из которых участники обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. В действующих нормативно-правовых актах данные стадии четко не регламентированы, что безусловно является пробелом законодательства.
При этом, отсутствие определения и четкого разделения стадий дисциплинарного производства является наиболее значимой проблемой среди обозначенных и серьезным пробелом в федеральном законодательстве, поскольку предоставляет одной из сторон дисциплинарного производства - представителю нанимателя - слишком широкое усмотрение в ведении дисциплинарного производства. Выделение стадий дисциплинарного производства и рассмотрение самого понятия являются объективной необходимостью правильного и справедливого правоприменения. Также, стадии дисциплинарного производства необходимо разделить на обязательные и факультативные и четко регламентировать их сроки и результаты в едином правовом акте.
В ходе исследования был выявлен целый ряд правовых и практических проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Так, как показало проведенное исследование, проблемным на практике является вопрос, связанный с разграничением дисциплинарной, уголовной, административной ответственности государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей. Целесообразно внести такие изменения в законодательство, как нормативное закрепление термина дисциплинарная ответственность, с наличием всех существенных критериев, которые бы отличали данный вид ответственности от всех остальных видов юридической ответственности, а также создать единый кодифицированный акт в данной сфере.
В законодательстве, регламентирующем дисциплинарную ответственность государственных служащих, вопросы дисциплинарного производства урегулированы недостаточно, что не позволяет на должном уровне обеспечить не только всестороннее и полное расследование дела о дисциплинарном проступке, устранение возникающих в практической деятельности проблем, повышение качества проведения служебных проверок, и, как следствие, уровень служебной дисциплины на государственной службы, а также, реализацию государственным служащим в полной мере своих прав.
Так, например, нормативно не определен полный перечень участников дисциплинарного производства либо детально определенный их статус, не выделяются стадии производства, которое может быть упрощенным и обычным, разнятся основания привлечения к ответственности, давностные и процессуальные сроки, зачастую не определен порядок разбирательства по дисциплинарному делу и его процессуальная фиксация (формы документов), виды используемых доказательств, субъект, принимающий решение, порядок обжалования принятого решения и правовой статус лица, подающего жалобу, рассматриваемую в административном порядке и остальное.
Отдельно необходимо отметить проблему, что действующее законодательство не определяет порядок обжалования дисциплинарных взысканий. В данной связи необходимо внести в действующее законодательство норму, устанавливающую порядок обжалования конкретных дисциплинарных взысканий и сроки подачи жалобы.
В целом, проведенное в данной выпускной квалификационной работе магистра исследование правовых и практических проблем применения дисциплинарной ответственности государственных служащих позволяет сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства:
- целесообразным видится разработка и принятие Кодекса дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации, который включал бы все материальные и процессуальные аспекты этого правового института. В данном акте предлагается рассмотреть: состав дисциплинарного проступка, принципы дисциплинарной ответственности государственных служащих, систематизировать требования к служебному поведению гражданского служащего, обозначить список дисциплинарных взысканий с исчерпывающим списком оснований их применения, установить и урегулировать стадии дисциплинарного производства;
- необходимо дополнить ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и включить в перечень дисциплинарных взысканий такие меры как: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы;
- необходимо дополнить ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» положением, которое устанавливает деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные и указать, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено дополнительное взыскание (денежный штраф; уменьшение оклада);
- ч. 2 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, который не применяет в отношении виновного дисциплинарного производства, несет за это дисциплинарную ответственность»;
- необходимо закрепить нормативное законодательное урегулирование перечня обстоятельств, которые смягчают дисциплинарную ответственность государственного гражданского служащего и исчерпывающий перечень обстоятельств ее отягчающих;
- необходимо включить в ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» п. 8.1 следующего содержания «По окончании одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 57 настоящего Федерального закона или ранее, по инициативе представителя нанимателя или по ходатайству его непосредственного руководителя, гражданский служащий направляется на внеочередную аттестацию в соответствии с положениями ст. 48 настоящего Федерального закона».
Подобные работы
- Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, цели, основания и функции и признаки
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - «Дисциплинарная ответственность государственных служащих и ее роль в обеспечении национальной безопасности»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Особенности дисциплинарной ответственности в системе государственно-служебных отношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2024 - Актуальные проблемы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2018 - Ответственность государственных гражданских служащих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017



