ВВЕДЕНИЕ 4
1 Состояние вопроса 6
1.1 Назначение рулевого управления 6
1.2 Требования, предъявляемые к конструкции рулевого управления 6
1.3 Классификация конструкций рулевого управления 7
1.4 Обзор и тенденции развития конструкции рулевого управления 9
1.5 Выбор и обоснование принятого варианта конструкции 11
2 Защита интеллектуальной собственности 12
3 Конструкторская часть 26
3.1 Тягово-динамический расчет автомобиля 26
3.2 Выбор компоновочной схемы объекта 42
3.3 Кинематические, динамические и др. расчеты 42
3.4 Выбор деталей, подлежащих расчёту, определение нагрузочных режимов. 49
3.5 Расчёт деталей 50
4. Технологическая часть 53
4.1 Ремонт рулевого механизма 53
4.2 Проверка технического состояния 55
4.3 Характерные неисправности рулевого управления 56
4.4 Модернизация рулевого механизма 57
5. Анализ экономической эффективности объекта 63
5.1 Анализ показателей работы технических служб 63
5.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 66
5.3 Расчет окупаемости 67
6. Безопасность и экологичность объекта 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автомобили, в течении процесса эксплуатации, постепенно утрачивают свои рабочие свойства, показатели которых снижаются ввиду износа деталей. Автомобиль считается исправным в тех случаях, когда его характеристики находятся в полном соответствии с требованиями нормативно-технологических документов. В отличие от исправных, работоспособные автомобили должны только тем требованиям, которые позволяют использовать их согласно прямому назначению, не представляя при этом угрозы безопасности движения. Переход автомобилей из исправного в неисправное, однако работоспособное состояние, называют повреждением. В свою очередь, переход автомобиля от работоспособного, к неработоспособному состоянию, называют отказом. Текущий ремонт автомобилей производится на специализированных автотранспортных предприятиях, благодаря которому должна быть обеспечена гарантированная работоспособность прошедшего стадию ремонта, автомобиля, на пробеге последующего планового ремонта. Со временем, длительная эксплуатация автомобилей приводит их в такое состояние, когда в условиях АТП, ремонт становится невозможен, либо экономически нецелесообразен, в таких ситуациях автомобили направляют на специализированное авторемонтное предприятие.
Приблизительно 70-75% от числа всех деталей автомобиля, которые поступают на капитальный ремонт, могут поступить повторно, или без ремонта, или же после их восстановления. Например, к таким относят большую часть дорогостоящих и наиболее сложных деталей, в том числе, цапфы, валы и оси, а также иные детали. Восстановление таких деталей в большинстве случаев варьируется в пределах 10-50% стоимости, от изначальной стоимости изготовления, при этом, помимо всего, достигается значительная экономия энергетических ресурсов и металла.
Обратившись к Правилам дорожного движения, можно легко найти перечень всех неисправностей, при наличии которых запрещено дальнейшее движение автомобиля, первое место из которых занимает неработоспособность тормозной системы, следующим пунктом числится рулевое управление. С объективной точки зрения, данная иерархия не верна поскольку, обладая определенными навыками вождения, в экстренной ситуации водитель может остановить автомобиль без тормозов, а при отказе рулевого управления, последствия могут быть значительно хуже, нежели при отказе тормозной системы.
Всегда следует помнить о том, насколько серьезными могут быть последствия неисправности рулевого управления, необходимо прислушиваться к личным ощущениям в процессе движения автомобиля. Вибрации и звуки, чаще всего являются индикаторами месторасположения возникших неисправностей автомобиля. В том случае, если подозрения в неисправности рулевого управления все же появились, необходимо безотлагательно, самостоятельно или же воспользовавшись услугами специалистов выявить и устранить данную неисправность.
В бакалаврской работе произведена модернизация рулевого управления легкового автомобиля 2-го класса, в частности в базовую конструкцию рулевого механизма Hyndai Elantra предлагается установить «Активное рулевое управление» с функцией сервотроника.
Электромеханический усилитель рулевого привода (EPS) снижает средний расход топлива по сравнению с обычным гидравлическим усилителем на величину о 0,3 л/100 км. Это также ведёт к снижению выброса Со2.
Т. к. в EPS нет масла, он более экологичен, чем гидроусилитель.
Вследствие особенностей системы EPS всегда оснащён функцией сервотроника. С помощью переключателя режимов динамики можно вызвать два разных режима работы рулевого управления «Стандартный» и «Спортивный».
Произведя экономический анализ проекта можно сказать, что
разработанный в проекте новый рулевой механизм является экономически
выгодным и целесообразным для внедрения в производство. Срок окупаемости проекта 1.3 года.