Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика демократического политического режима 6
1.1 Понятие демократии 6
1.2 Формы демократии 9
Глава 2 Правовое положение личности в демократическом государстве 31
2.1 Понятие и правовые основы личности 31
2.2 Взаимодействие личности и государства 38
Глава 3 Отдельные вопросы реализации демократии в Российской Федерации 48
3.1 Проблемы демократии в современно России 48
3.2 Референдум как основной инструмент реализации демократических прав народа 49
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 69
Актуальность исследовательской работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением социальной значимости демократии как одного из видов политического режима и выражения государства. Прежде всего, наиболее резонансными вопросами в современной России являются определение политического режима Российской Федерации. Данный вопрос вытекает из общего представления политического режима России, поскольку в теории и Конституции РФ она является демократическим государством, но основные её элементы или формы проявления на практике часто не реализуются в деятельности государственных органов и их должностных лиц. Представляет также интерес вопрос о том, какие рамки в сфере реализации своих прав устанавливает российская демократия. Прежде всего, это касается в нарушении норм Конституции РФ в условиях осуществления государственной власти.
Анализируемая правовая категория - демократия - охватывает большой перечень государственных и правовых институтов, таких как: социальная справедливость, правовое государство, разделение властей, конституционность и конституционализм. Но, с точки зрения конституционного права основным источником власти в демократическом государстве выступает именно народ. Но, в российской модели демократии данный факт также имеет отдельные проблемы, решение которой является актуальным не только для настоящей исследовательской работы, но и на практики в целом.
Изложенные практические и теоретические проблемы определили цели, задачи, предмет и объект исследования.
Целью настоящей работы является комплексное исследование демократического политического режима в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• проанализировать понятие и формы демократии;
• рассмотреть процесс глобализации, как новый уровень демократии;
• определить место личности в демократическом государстве;
• выявить основные проблемы современной демократии.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления демократического политического режима Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации и некоторые международные договоры; труды ведущих ученых-юристов различных правовых школ и направлений по проблемным вопросам демократии в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это работы Н.А. Бобровой, А.А. Гогина, Н.М. Коркунова, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, Д.А. Липинского, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.Н. Станкина, Е.В. Титовой и других отечественных исследователей.
В рамках проводимого исследования нами исследовались существующие статистические данные, а также судебная практика и материалы СМИ, касающиеся обеспечения и защиты прав человека в Российской Федерации.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности различных ее аспектов.
Обоснованная актуальностью, целями и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, разделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы и использованных источников.
В истории развития любого современного государства демократия внесла свою лепту, что наблюдается даже в тех странах, в которых сохраняются антидемократичные режимы - авторитаризм и тоталитаризм.
Демократия в широком смысле - это народовластие. С научной точки зрения, демократия - это один из видов политического режима, который предполагает осуществление власти непосредственно народом, то есть любой человек, который относится к гражданам соответствующей страны через конкретные органы (органы государственной власти, органов местного самоуправления) осуществляет государственное управление. В демократическом государстве любой гражданин может вносить собственные инициативы по улучшению жизни населения, совершенствованию государственного аппарата. По мнению многих исследователей, такое государство является идеальным для жизни человека и реализации его прав, у подобного политического режима имеются и проблемы, которые мешают выразиться данной разновидности государственного режима полностью.
Основной принцип демократии - это разделение властей. Непосредственно в нашем государстве, в силу значительности роли Президента РФ в организации государственного управления, подобное разделение реализуется не полным образом.
В демократическом государстве права, свободы и законные интересы - это высшая ценность государства и лица, находящиеся у власти, должны обеспечивать их реализации. Данный принцип является фундаментом в построении судебной власти. Главная функция суда - отправление правосудия, а этот термин вытекает из принципа справедливости. В нашем государстве данный принцип реализуется не в полной мере, на наш некоторые существующие законы влекут ограничение прав человека и могут быть пересмотрены.
Референдум в России представляет собой важную форму выражения непосредственной демократии в виде всенародного голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам, имеющих общегосударственное (федеральное), региональное (на уровне субъектов РФ), местное (на уровне соответствующего муниципалитета) и международное значение, проводимое с целью принятия решения по соответствующим вопросам, имеющий обязательный и окончательный характер, которое проводиться в строго установленной законодателем форме и подлежит учету и отражению в соответствующем акте органа государственной власти или местного самоуправления.
Для России институт референдума является новшеством, но его становлению предшествует своя история.
Сегодня референдум является неотъемлемым институтом конституционного права и формой прямой демократии в России.
Возникает вопрос, возможно ли проведение референдума в России по таким важным вопросам, как о целесообразности проведения мероприятий по введению поправок в Конституцию РФ, либо о вступлении России в некоторые международные организации? Считаем, что данная проблема требует своего законодательного разрешения.
Эффект в проведении данной реформы будет выражаться в том, что правосознание граждан усилится, гражданами в большей степени будут ощущаться демократические начала государственного аппарата, их ценность и значимость в процессе организации государственного управления.
Таким образом, можно подвести итог, что как бы ни называло себя государство по Конституции РФ, оно всегда будет функционировать на основе своего исторического развития. Демократия в Российской Федерации существует еще довольно малое время, поэтому ее реализация сталкивается с целым перечнем проблем, требующих своего разрешения. Населению необходимо преодолеть правовой нигилизм и безграмотность, увеличить свое участие в осуществлении государственной власти.
1. Афанасьев В.С Общая теория права и государства: учебник для студентов. / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2017. 592 с.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017. 640 с.
3. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. 12-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2017. 768 с.
4. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. 2000. № 8. URL: https://www.lawmix.ru/comm/6703 (дата обращения 20.06.2020).
5. Боброва Н.А. «Отменяют независимость» / Анализ проекта поправок в Конституцию РФ, внесенных Президентом РФ в Государственную Думу 20 января 2020 года // URL: http://www.rospisatel.ru/bobrova1.html (дата обращения 30.04.2020).
6. Богатырев В. В. Глобализация позитивного права // Российский следователь. 2008. № 19. С. 19-30.
7. Василенко, И. А. Геополитика современного мира: учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
8. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография / Н.В. Витрук. М.: Изд-во РАП, 2008. 304 с.
9. Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика): Избранные труды (1991-2012 гг.) / Н.В. Витрук. М.: Норма, 2012. 688 с.
10. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). М.: Проспект, 2016. 328 с.
11. Джордж Сорос. Тезисы о глобализации // Вестник Европы. 2001. № 2. URL: https: //gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2500 (дата обращения 30.04.2020).
12. Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии 1991. № 3. URL: https://www. gumer.info/bibliotek Buks/History/Article/Dil KonIst.php (дата обращения 30.04.2020).
13. Дмитрук В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса. Минск: Амалфея, 2009. 184 с.
14. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. М.:Инфра, 2001. 624 с.
15. Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 53-67.
...