ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения 8
1.1 Проблемы развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей 6-7
лет с нарушением зрения 16
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения 22
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации психолого- педагогических условий развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с нарушением зрения 31
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у
детей 6-7 лет с нарушением зрения 31
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения 43
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение 66
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения 8
1.1 Проблемы развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей 6-7
лет с нарушением зрения 16
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения 22
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации психолого- педагогических условий развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с нарушением зрения 31
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у
детей 6-7 лет с нарушением зрения 31
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения 43
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение 66
При участии мышления возможно познание действительности, которое является важным структурным компонентом познавательной деятельности. Если бы не мышление, то человек не познавал бы предметы и явления, признаки, свойства которых нельзя воспринимать непосредственно. Установка причинно-следственных связей, раскрытие объективных закономерностей и их сущности может осуществляться только мыслительной деятельностью. Понимание своего сенсорного опыта позволяет вести поиск решения появившихся проблем, предвидеть течение событий, изменить и улучшить практику.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи: B. В. Богословский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров, C. Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ю.Т. Матасов, A. В. Петровский, Л.Д. Столяренко, А. Валлон, М. Коул, С. Скибнер изучали различные аспекты развития мышления с точки зрения природы происхождения, механизмов развития, дали характеристику видов мышления, выделили мыслительные операции, как составляющие мышления.
Многие тифлопсихологи и тифлопедагоги: М.И. Земцова, А.И. Зотов, Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, B. А. Феоктистова, С.М. Хорош считали, что заниматься изучением особенностей развития наглядно-образного мышления и его коррекцией у детей с нарушениями зрения необходимо в процессе их развития, так как коррекционные занятия учат ребенка с раннего возраста ориентироваться в окружающей обстановке, а в дальнейшем и в окружающем мире. Коррекционные занятия закладывают в ребенке умение выделять существенные связи и отношения между предметами и объектами действительности, что способствует повышению уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
Таким образом, изучение психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения является актуальным на современном этапе развития общества.
Исходя из этого, выявили противоречие между необходимостью изучать особенности развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения и недостаточной методической изученностью данного процесса.
На основании выделенного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет наиболее эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- обогащение адаптированной развивающей предметно-пространственной среды;
- использование педагогом в ходе организации образовательной работы с детьми в режимных моментах приемов развития наглядно-образного мышления;
- организация поэтапной работы по развитию у детей мыслительных операций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития наглядно-образного мышления в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей 6¬7 лет с нарушениями зрения.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
4. Выявить эффективность реализации психолого -педагогических условий для развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс взаимодействующих методов исследования, адекватных предмету исследования: анализ психолого- педагогической и специальной литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включённое); тестирование; экспериментальные методы (психолого - педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и
контрольный этапы); методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л.С. Выготского (о социальной ситуации развития, о формировании высших психических функций); А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (о развитии психики в деятельности); подходы к пониманию специфики психического развития детей дошкольного возраста, которые отражены в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера;
- теоретические положения по развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош.
Новизна исследования - определены и экспериментальным путем проверены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- обоснованы психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ с. Большая Рязань СПДС «Солнышко». В исследовании принимали участие 20 детей 6 -7 лет с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные нами психолого-педагогические условия могут реализовывать в своей работе воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и педагоги-психологи на этапе развитии наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований) и 3 приложений. Работа иллюстрируется 12 таблицами и 6 рисунками.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи: B. В. Богословский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров, C. Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ю.Т. Матасов, A. В. Петровский, Л.Д. Столяренко, А. Валлон, М. Коул, С. Скибнер изучали различные аспекты развития мышления с точки зрения природы происхождения, механизмов развития, дали характеристику видов мышления, выделили мыслительные операции, как составляющие мышления.
Многие тифлопсихологи и тифлопедагоги: М.И. Земцова, А.И. Зотов, Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, B. А. Феоктистова, С.М. Хорош считали, что заниматься изучением особенностей развития наглядно-образного мышления и его коррекцией у детей с нарушениями зрения необходимо в процессе их развития, так как коррекционные занятия учат ребенка с раннего возраста ориентироваться в окружающей обстановке, а в дальнейшем и в окружающем мире. Коррекционные занятия закладывают в ребенке умение выделять существенные связи и отношения между предметами и объектами действительности, что способствует повышению уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
Таким образом, изучение психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения является актуальным на современном этапе развития общества.
Исходя из этого, выявили противоречие между необходимостью изучать особенности развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения и недостаточной методической изученностью данного процесса.
На основании выделенного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет наиболее эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- обогащение адаптированной развивающей предметно-пространственной среды;
- использование педагогом в ходе организации образовательной работы с детьми в режимных моментах приемов развития наглядно-образного мышления;
- организация поэтапной работы по развитию у детей мыслительных операций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития наглядно-образного мышления в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей 6¬7 лет с нарушениями зрения.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
4. Выявить эффективность реализации психолого -педагогических условий для развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс взаимодействующих методов исследования, адекватных предмету исследования: анализ психолого- педагогической и специальной литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включённое); тестирование; экспериментальные методы (психолого - педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и
контрольный этапы); методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л.С. Выготского (о социальной ситуации развития, о формировании высших психических функций); А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (о развитии психики в деятельности); подходы к пониманию специфики психического развития детей дошкольного возраста, которые отражены в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера;
- теоретические положения по развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош.
Новизна исследования - определены и экспериментальным путем проверены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- обоснованы психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ с. Большая Рязань СПДС «Солнышко». В исследовании принимали участие 20 детей 6 -7 лет с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные нами психолого-педагогические условия могут реализовывать в своей работе воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и педагоги-психологи на этапе развитии наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований) и 3 приложений. Работа иллюстрируется 12 таблицами и 6 рисунками.
Таким образом, проведенное исследование по развитию наглядно - образного мышления у детей 6-7 лет позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, проблема развития мыслительных операций в старшем дошкольном возрасте это актуальная проблема, которая затрагивается в различных источниках психолого-педагогической литературы, касается аспектов развития мыслительных операций и форм мышления.
В нашем исследование отражены основные подходы, которые к касаются природы мышления, механизмов его развития, характерных особенностей развития операций анализа и синтеза, обобщения и сравнения. Проведен подробный анализ психолого-педагогических условий, которые способствуют повышению уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Но следует отметить, что несмотря на освещенность проблемы развития наглядно-образного мышления в литературе, многих исследователей интересует проблема по поиску эффективных путей развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Во-вторых, в ходе проведенного исследования установили, что мышления у детей с нарушением зрения развивается по тем же закономерностям, что и мышление у здоровых детей. У них формируются те же виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, те же действия: предметные, образные, умственные, те же операции и формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Однако мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения имеет свои специфические черты. Оно развивается медленнее, в более поздние сроки, в отличие от мышления у здоровых детей. Этапы развития мышления у детей 6-7 лет растянуты во времени.
В-третьих, мыслительные операции детей 6-7 лет с нарушением зрения отличаются качественными особенностями. Процессы анализа и синтеза фрагментарны, отличаются бессистемность, которая выражается в том, что дети беспорядочно рассматривают предмета, изображения, не могут сконцентрироваться на существенных свойствах предметов и явлений, сравнивают предметы по несущественным признакам.
В-четвертых, в ходе эксперимента разделили детей 6-7 лет с нарушениями зрения на следующие группы по особенностям мышления.
Первая группа - это дети, которые анализируют объекты полностью, дают им развернутую характеристику. Они выделяют в изображении большое количество признаков, которые характеризуют объект с точки зрения его многосторонности, но при этом отличаются непланомерностью и бессистемностью.
Вторая группа дети, непланомерно осуществляет процесс анализа, одностороннее рассматривает предметы и явления, в результате выделяют в предлагаемом объекте не все признаки, чем представители первой группы.
Дети третьей группы с трудом понимают словесную инструкцию. Им требуется дополнительная помощь. Анализ объектов отличается односторонностью, обедненностью, носит бессистемный характер.
Таким образом, выдвинутая гипотеза: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет наиболее эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• обогащение адаптированной развивающей предметно-пространственной среды;
• использование педагогом в ходе организации образовательной работы с детьми в режимных моментах приемов развития наглядно-образного мышления;
• организация поэтапной работы по развитию у детей мыслительных операций - доказана.
В результате работы на формирующем этапе эксперимента у детей произошли качественные изменения в мыслительных операциях. Они стали выделять большее количество признаков в объектах, давали ему характеристику с разных сторон, что свидетельствует о многосторонности процессов анализа и синтеза. Анализ объектов и явлений стал более полным, развернутым за счет увеличения количества называемых признаков, которые основаны на выделении существенных свойств объектов и явлений. Дети сопровождали свои практические действия с предметами словесными объяснениями, что делало процесс анализа более подробным и полным.
Таким образом, развитие наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
• осуществлять индивидуальный подхода к каждому ребенку исходя из его особенностей, интересов и возможностей развития;
• своевременно проводить психодиагностику для отслеживания динамики развития мышления и корректировки содержания работы по развитию наглядно-образного мышления у детей с нарушениями зрения;
• проводить коррекционную работу по развитию каждой мыслительной операции, на последующих этапах осуществлять комплексную работу по развитию форм мышления в целом.
Следовательно, проведенное исследование носит прикладной характер. Предложенная система работы может быть использована педагогами и психологами образовательных организаций для развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Выполненное исследование является основой для дальнейшего изучения процессов наглядно-образного мышления, для выделения эффективных путей, условий и методов развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, в частности, возможности устранения неравномерности развития анализа и синтеза, установления соответствия между этими процессами, обучение детей сложным, детальным элементам анализа объекта, сравнение его с учетом существенных признаков.
Во-первых, проблема развития мыслительных операций в старшем дошкольном возрасте это актуальная проблема, которая затрагивается в различных источниках психолого-педагогической литературы, касается аспектов развития мыслительных операций и форм мышления.
В нашем исследование отражены основные подходы, которые к касаются природы мышления, механизмов его развития, характерных особенностей развития операций анализа и синтеза, обобщения и сравнения. Проведен подробный анализ психолого-педагогических условий, которые способствуют повышению уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Но следует отметить, что несмотря на освещенность проблемы развития наглядно-образного мышления в литературе, многих исследователей интересует проблема по поиску эффективных путей развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Во-вторых, в ходе проведенного исследования установили, что мышления у детей с нарушением зрения развивается по тем же закономерностям, что и мышление у здоровых детей. У них формируются те же виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, те же действия: предметные, образные, умственные, те же операции и формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Однако мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения имеет свои специфические черты. Оно развивается медленнее, в более поздние сроки, в отличие от мышления у здоровых детей. Этапы развития мышления у детей 6-7 лет растянуты во времени.
В-третьих, мыслительные операции детей 6-7 лет с нарушением зрения отличаются качественными особенностями. Процессы анализа и синтеза фрагментарны, отличаются бессистемность, которая выражается в том, что дети беспорядочно рассматривают предмета, изображения, не могут сконцентрироваться на существенных свойствах предметов и явлений, сравнивают предметы по несущественным признакам.
В-четвертых, в ходе эксперимента разделили детей 6-7 лет с нарушениями зрения на следующие группы по особенностям мышления.
Первая группа - это дети, которые анализируют объекты полностью, дают им развернутую характеристику. Они выделяют в изображении большое количество признаков, которые характеризуют объект с точки зрения его многосторонности, но при этом отличаются непланомерностью и бессистемностью.
Вторая группа дети, непланомерно осуществляет процесс анализа, одностороннее рассматривает предметы и явления, в результате выделяют в предлагаемом объекте не все признаки, чем представители первой группы.
Дети третьей группы с трудом понимают словесную инструкцию. Им требуется дополнительная помощь. Анализ объектов отличается односторонностью, обедненностью, носит бессистемный характер.
Таким образом, выдвинутая гипотеза: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет наиболее эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• обогащение адаптированной развивающей предметно-пространственной среды;
• использование педагогом в ходе организации образовательной работы с детьми в режимных моментах приемов развития наглядно-образного мышления;
• организация поэтапной работы по развитию у детей мыслительных операций - доказана.
В результате работы на формирующем этапе эксперимента у детей произошли качественные изменения в мыслительных операциях. Они стали выделять большее количество признаков в объектах, давали ему характеристику с разных сторон, что свидетельствует о многосторонности процессов анализа и синтеза. Анализ объектов и явлений стал более полным, развернутым за счет увеличения количества называемых признаков, которые основаны на выделении существенных свойств объектов и явлений. Дети сопровождали свои практические действия с предметами словесными объяснениями, что делало процесс анализа более подробным и полным.
Таким образом, развитие наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
• осуществлять индивидуальный подхода к каждому ребенку исходя из его особенностей, интересов и возможностей развития;
• своевременно проводить психодиагностику для отслеживания динамики развития мышления и корректировки содержания работы по развитию наглядно-образного мышления у детей с нарушениями зрения;
• проводить коррекционную работу по развитию каждой мыслительной операции, на последующих этапах осуществлять комплексную работу по развитию форм мышления в целом.
Следовательно, проведенное исследование носит прикладной характер. Предложенная система работы может быть использована педагогами и психологами образовательных организаций для развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Выполненное исследование является основой для дальнейшего изучения процессов наглядно-образного мышления, для выделения эффективных путей, условий и методов развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, в частности, возможности устранения неравномерности развития анализа и синтеза, установления соответствия между этими процессами, обучение детей сложным, детальным элементам анализа объекта, сравнение его с учетом существенных признаков.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством применения нетрадиционных игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Формирование пространственных представлений у детей 7-10 лет с нарушением зрения на уроках по рисунку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Разработка эффективных технологий развития произвольной памяти старших дошкольников посредством игротерапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЙДЕТИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



