Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки 9
1.1 Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников 6-7
лет с тяжелыми нарушениями речи в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика лепки как средства развития мелкой
моторики у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки... 25
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 6-7
лет с тяжелыми нарушениями речи 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию мелкой
моторики у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки 35
2.3 Оценка динамики уровня развития мелкой моторики рук у
детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список испытуемых, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Количественные результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента
Приложение В Количественные результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента _
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребенка. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа детей с диагнозом «тяжелое нарушение речи».
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии и с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
У детей с тяжелым нарушением речи наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии.
Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи играет важную роль в овладении предметно-практической деятельностью, в развитии двигательных навыков, необходимых в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. Также позитивно влияет на функционирование речевых зон в головном мозге. Вследствие чего - у ребенка сформируется координация движений пальцев рук, будет развита речевая деятельность и подготовка к школе. Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики обладает развитой памятью, вниманием, связной речью, логически рассуждает, овладевает навыками письма. Еще И. Кант писал: «Рука - это вытекший наружу мозг». На основе теории о связи мелкой моторики и психических процессов построены многочисленные рисуночные тесты. Ручная умелость стоит у истоков эволюции человечества.
Особенности развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи находят свое отражение в работах Л.И. Аксеновой, Е.Ф. Архиповой, Н.А. Бернштейна, М.Б. Зацепиной, Б.Г. Мещеряковой, С.Д. Забрамной, Л.М. Лапшиной, В.А. Левченко, З.П. Малевой и других.
Существует большое количество способов развития мелкой моторики. Одним из таких способов является изобразительная деятельность, а именно лепка.
Лепка как форма развития мелкой моторики чрезвычайно многообразна. Дети лепят из пластилина, глины, теста, кинетического песка, тем самым решается еще одна задача - это формирование знаний о свойствах материалов и их различий.
Основным инструментом в лепке являются руки детей, следовательно, уровень умения зависит от степени владения собственными руками. В этой связи лепка является самой доступной для самостоятельного усвоения ребенком. Стараясь точно передать форму предмета, ребенок активно работает пальцами, в процессе чего с помощью тактильных ощущений, координации с глазами, в работу включаются сразу оба полушария головного мозга (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального).
Однако, как показывает практика, современные дети испытывают определенные трудности в работе, требующей развитой мелкой моторики . Они не умеют пользоваться ножницами, правильно держать карандаш и ручку, манипулировать мелкими предметами.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием лепки народной глиняной игрушки в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности лепки как средства развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из данной проблемы, была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки будет возможным, если:
- обогащен центр изобразительной деятельности материалами и оборудованием для совместной со взрослым деятельности детей по лепке и росписи народной глиняной игрушки;
- разработана и апробирована серия конспектов непрерывной образовательной деятельности «Дымковская игрушка» по лепке и росписи народной глиняной игрушки с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки.
4. Выявить динамику уровня развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
- исследования относительной связи развития руки и мозга (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец);
- работы, рассматривающие методику развития мелкой моторики у дошкольников (М. Монтессори, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов);
- исследования об обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, в том числе и лепке (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
-психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБУ детский сад № 104 «Соловушка». В исследовании приняли участие 11 детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности лепки народной глиняной игрушки в развитии мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования:
- определены критерии качественной оценки развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- дано теоретическое обоснование возможности развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: серии конспектов непрерывной образовательной деятельности «Дымковская игрушка» по лепке и росписи народной глиняной игрушки с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (27 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 15 рисунками и 1 таблицей.
Мелкая моторика кистей рук имеет огромное значение в жизни человека. Без овладения мелкой моторикой трудными для выполнения становятся бытовые, учебные, творческие задачи. Что касается детей в возрасте 6-7 лет, развитие мелкой моторики занимает важную роль в процессе подготовки детей к школьному обучению. В рамках данного исследования был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, в результате которого были сформулированы выводы о взаимосвязи развития мелкой моторики и лепкой. Таким образом, развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Для изучения состояния уровня развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи был подобран диагностический инструментарий, соответствующий задачам исследования и возрасту испытуемых. В результате проведенной первичной диагностики уровня развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи были получены данные, свидетельствующие о низком развитии.
Мы предположили, что развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки будет возможным, если:
- обогащен центр изобразительной деятельности материалами и оборудованием для совместной со взрослым деятельности детей по лепке и росписи народной глиняной игрушки;
- разработана и апробирована серия конспектов непрерывной образовательной деятельности «Дымковская игрушка» по лепке и росписи народной глиняной игрушки с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
В этой связи, в рамках исследования были спроектированы и реализованы конспекты непрерывной образовательной деятельности по лепке и росписи глиняной дымковской игрушки. Предполагалось, что изготовление и роспись дымковской игрушки с детьми 6-7 лет позволит повысить уровень овладения кинетическими и кинестетическими способностями, координацией движения глаз и рук. В процессе изготовления игрушки дети выполняли приемы лепки из глины (вытягивание, скатывание, примазывание, сжатие). В процессе росписи готового изделия выполнялись различные геометрические орнаменты, в которых от детей требовалось соблюдение ритма, размера.
Для того, чтобы оценить насколько эффективная проведенная работа, мы обратились к повторной диагностике, в результате которой получены данные, свидетельствующие о повышении уровня развития мелкой моторики в целом.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством лепки, была достигнута.
Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования.
1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1983. Т. 4. 234 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. М. : Издательство «Просвещение». 1991. 294 с.
3. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб. : Издательство «Питер», 2000. 32 с.
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество М. : Просвещение, 2006. 160 с.
5. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. Методика исследования моторики. М. : Госмедиздат, 1930, ч. 2, 174 с.
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов. М. : Скрипторий, 2003, 2006. 80 с.
7. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». М., 2007. 160 с.
8. Зинченко В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно - историческая психология, 2006.
9. Казакова И. С. Учимся рисовать и лепить животных. М. : Чистые пруды, 2006. 32 с.
10. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. №1. С. 21-23.
11. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М. : Просвещение, 2009. 176 с.
12. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М. : Мнемозина, 2012. 157 с.
13. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. : Просвещение, 2011. 191 с.
14. Комарова Т. С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. М., 1979. 35 с.
15. Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика. 2005. № 6. С.36-41.
16. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб. : Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. 320 с.
17. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб. : Детство-пресс, 2019.
18. Озерецкий Н. И. Моторная одаренность. М., 2012. 145 с.
19. Парамонова Л. А. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду. М. : Просвещение, 2009. 192 с.
20. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 221 с.
21. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 28-36.
22. Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. М. : Рипол Классик, 2010. 205 с.
23. Степанова О. А. Программа развития движений пальцев и кистей рук первоклассников // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 8. С. 3-8.
24. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1988. 272 с.
25. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. М. : Изд-во «Айрис-Пресс». 2017.
26. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1986. 278 с.
27. Хананова И. Соленое тесто. М. : Аст Пресс Книга, 2011. 104 с.