Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение сформированности трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде (Нижневартовский государственный университет)

Работа №111723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка».
Выборка: дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы.
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде …7
1.1. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………… 7
1.2. Характеристика, структура и содержание трудовых умений у детей 5-6 лет …15
Выводы по первой главе……29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению сформированности трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде…30
2.1. Методика констатирующего эксперимента.30
2.2. Уровни сформированности трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде…37
2.3. Анализ практики формирования трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет… 42
2.4. Проект технологии формирования трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет47
Выводы по второй главе ………57
Заключение ………………………………………………………………… 58
Список литературы………………. 60
Приложения ………………………………………………………………... 66

Разработка научно-теоретических и методических аспектов трудового воспитания дошкольников, в том числе и вопросов формирования трудовых умений в ручном труде связана с именами Р.С. Буре, В.П. Зинченко, М.В. Крулехт, Т.А. Марковой и др. Подходы к формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста определены в работах С.А. Козловой, Л.В. Куцаковой, Е.В. Михеевой и др. Формы и методы формирования трудовых умений в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста даны в качестве методических рекомендаций Г.Н. Годиной, З.А. Ефановой, А.Ф. Миколайчук и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию трудовых умений в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста в настоящее существуют противоречие: между необходимостью в формировании у детей 5-6лет трудовых умений в ручном труде и недостаточной разработанностью педагогических технологий по их формированию.
В связи с этим, актуальной становится проблема: какова педагогическая технология изучения сформированности трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии по формированию трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде.
Объект исследования: процесс социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сформированность трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде может быть более успешной, если:
- определено содержание понятий: «умения», «трудовые умения», «умения в ручном труде у детей 5-6 лет»;
- разработан проект технологии по формированию трудовых умений у детей 5-6 лет в ручном труде на основе исходного уровня их сформированности, который состоит из целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного модулей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет в педагогической науке.
2. Проанализировать состояние проблемы формирования трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет в педагогической теории и практике дошкольного образования.
3. Определить критерии, показатели и уровень сформированности трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет.
4. Методически обосновать проект педагогической технологии по формированию трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Одним из средств трудового воспитания является ручной труд. Важным условием успешности ручного труда является применение на занятиях разнообразия и вариантности работы, создание непривычной обстановки, интересное начало работы, увлекательные и многообразные материалы, необычные задания, возможность выбора. Важно, чтобы каждый раз педагог дошкольного образования создавал новую ситуацию, в которой дети, с одной стороны, могут применить ранее усвоенные знания, с другой – придумывают новые решения и творческие подходы, приобретают новые впечатления от созданных собственными руками предметов и конструкций. Именно это вызывает у детей 5-6 лет положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Ручной труд – это творчество ребёнка, в котором он создаёт нужные и эстетически значимые предметы. Ручной труд является декоративной, эстетическо-прикладной деятельностью ребёнка. При создании художественных предметов дошкольник учитывает качества материалов на основе ранее приобретённых знаний и представлений, практического опыта. В процессе изготовления поделок у детей вырабатывается система индивидуальных навыков и умений. Ручной труд благоприятствует развитию конструкторских умений, играет серьёзную роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его технических и творческих способностей, творческого воображения, любознательности.
Под трудовыми умениями принято понимать способность применять имеющиеся знания в практической деятельности, в том числе и в ручном труде, это совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести ребенок, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления.
В результате проведенного исследования, формирование трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет может быть реализовано в рамках педагогической модели, которая представлена следующими компонентами: целевой, содержательный, процессуально-методический (сочетание различных методов, средств и форм организации ручного труда в старшей дошкольной группе), результативно-критериальный.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет и то, что предлагаемые нами условия недостаточно представлены в педагогической практике. В целом у детей 5-6 лет сформированы трудовые умения в ручном труде, но имеются существенные проблемы. Уровни сформированности трудовых умений в ручном труде следующие: высокий уровень – 4 дошкольников (20%); средний уровень – 10 дошкольников (50%); низкий уровень – 6 дошкольников (30%).
Содержательно-технологический этап исследования был направлен на создание проекта педагогической технологии по организации работы по формированию трудовых умений в ручном труде у детей 5-6 лет. Содержание материала представлено блоками: «Работа с бумагой», «Работа с соленным тестом», «Аппликация».
Таким образом, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенов, Д. Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д. Е. Аксенов. – Москва : Просвещение, 2012. – 336 с.
2. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
3. Арнаутова, Е. Л. О воспитании трудолюбия / Е. Л. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 68-69.
4. Асочакова, Н. А. Трудовое воспитание дошкольников / Н. А. Асочакова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 9-3 (85). – С. 25-26.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л. И. Божович. – Москва : Академия, 2014. – 446 с.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л. Р.Болотина. – Москва : Академия, 2010. – 450 с.
7. Бороздин, Ю. А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.11 / Ю. А. Бороздин. – Курск, 2017. – 134 c.
8. Буре, Р. С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада / Р. С. Буре // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
9. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
10. Власова, Т. А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : дис. … канд. пед. наук / Т. А. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 245 с.
11. Галимзянова, З. Т. Мониторинг развития трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / З. Т. Галимзянова // Студенческий вестник. –2022. – № 12-1 (204). – С. 39-41.
12. Гимранова, А. М. Актуальность трудового воспитания старших дошкольников / А. М. Гимранова // В сборнике : Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-18.
13. Година, Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – Москва : Просвещение, 2016. – 230 с.
14. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
15. Диль-Илларионова, Т. В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Диль-Илларионова // В сборнике : Современная наука : актуальные вопросы, достижения и инновации. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск, 2021. – С. 28-31.
16. Ефанова, З. А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа / З. А. Ефанова. – Москва : Волгоград: Корифей, 2016. – 99 с.
17. Залялилева, Д. Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д. Р. Залялилева, Л. И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – Москва : Мозаика-синтез. – 2015. – № 5. – С. 18– 190.
18. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. – Москва : Гардарики, 2015. – 431 с.
19. Кисамеденова, Х. Г. Воспитание дошкольников 5-6 лет посредством трудовой деятельности / Х. Г. Кисамеденова // В сборнике : Наука и научный потенциал – основа устойчивого развития общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 91-94.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
21. Козлова, С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2016. –144 с.
22. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. испр. и доп. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – Москва : Инфра-М., 2016. – 80 с.
23. Крайнова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду / Л. В. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 35-39.
24. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 32-34.
25. Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе / С. Крохина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 3. – С. 86–93.
26. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир : Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М. В. Крулехт. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 150 с.
27. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. В. Куцакова. – Москва : Издательство «Совершенство», 2013. – 135 с.
28. Малунова, Г. С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. С. Малунова. – Улан-Удэ, 2011. – 41 с
29. Малунова, Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе / Г. С. Малунова. Монография. – Москва : АПК и ППРО, 2005. – 208 с.
30. Мамайчук, И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет / И. И. Мамайчук. – Москва : ТЦ «Сфера». – 2012. – 452 с.
31. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Кн. для воспитателя детского сада / Т. А. Маркова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 112 с.
32. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться : методическое пособие / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – Москва : ТЦ Сфера. 2012. – 64 с.
33. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – Москва : Инфра-М, 2016. – 448 с.
34. Миколайчук, А. Ф. Значимость трудового воспитания в развитии дошкольников / А. Ф. Миколайчук // Январские педагогические чтения. – 2021. – № 7 (19). – С. 129-135.
35. Михеева, Е. В. Методическая работа в ДОУ. Современные технологии обучения дошкольников / Е. В. Михеева. – Ульяновск : Учитель, 2014. – 223 с.
36. Неверович, Я. З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Открытая школа. – 2013. – №4. – С. 28-33.
37. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова / С. Л. Новоселова. – Москва : Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
38. Нургатина, И. Е. Особенности реализации образовательной области «Труд» в старшей группе дошкольного образовательного учреждения / И. Е. Нургатина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-1. – С. 97-100.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
40. Портнова, Н. И. Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников / Н. И. Портнова // Студенческий вестник. – 2022. – № 1-2 (193). – С. 43-45.
41. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. – Москва : Современное слово, 2016. – 720 с.
42. Сайгушева, Л. И. Приобщаем дошкольников к труду : учебно-метод. пособие / Л. И. Сайгушева, Ю. А. Мичурина. – Магнитогорск : МаГУ, 2014. – 62 с
43. Сайгушева, Л. И. Развитие личности в труде : учебно-метод. пособие / Л. И. Сайгушева, Ю. А. Мичурина. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 84 с.
44. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Академия, 2008. – 256 с.
45. Семенова, Н. А. Возможности исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников / Н. А. Семенова // Детский сад : теория и практика. – 2018. – № 8. – С. 70–76.
46. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов дошкольных отд-ний и фак. средних лед. учеб. заведений / Д. В. Сергеева. – Москва : Просвещение, 2015. – 96 с.
47. Тафинцева, Н. А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н. А. Тафинцева // Преемственность в образовании. – 2019. – № 21(03). – С. 169-174.
48. Фархшатова, И. А. К вопросу о трудовом воспитании старших дошкольников / И. А. Фархшатова // В сборнике : Наука и молодежь – 2020 : взгляд в будущее. международный научно-практический форум. – 2020. – С. 189-192.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
50. Шершнева, Е. И. Формы и методы трудового воспитания дошкольников / Е. И. Шершнева // Интерактивная наука. – 2022. – № 8 (73). –С. 42-43.
51. Щуркова, Н. Е. Педагогика / Н. Е. Щуркова. – Москва : Академия, 2015. – 623 с.
52. Черникова, Т. М. Трудовое воспитание как средство духовно-нравственного развития дошкольников / Т. М. Черникова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 4-3 (20). – С. 120-121.
53. Эльконин, Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. – Москва : Наука, 1981. – 458 с.
54. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
55. Явхута, М. В. Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников / М. В. Явхута // В сборнике : Образование: прошлое, настоящее и будущее. Материалы IX Международной научной конференции. Под редакцией И. Г. Ахметова [и др.]. – 2021. – С. 10-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ