Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №111695

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы развития познавательной активности
детей 6-7 лет посредством проектной деятельности
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития
познавательной активности детей 6-7 лет
1.2 Характеристика проектной деятельности как средства
развития познавательной активности детей 6-7 лет
Глава 2 Экспериментальное исследование развития познавательной
активности детей 6-7 лет посредством проектной деятельности
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет познавательной
активности
2.2 Содержание и организация работы по развитию
познавательной активности детей 6-7 лет посредством
проектной деятельности
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет
познавательной активности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальной
работе
Приложение Б Технологическая карта информационного проекта
«Музей куклы»

Актуальность проблемы развития познавательной активности
дошкольников обусловлена этапом личностного развития детей и
необходимостью овладения новым видом деятельности – учебной.
Экспериментаторские и исследовательские навыки заложены в ребенке от
рождения. Ему интересно все новое, необычное, он стремится познать
сущность окружающих предметов, их назначение, возможности
использования. В дальнейшем у дошкольника развивается интерес к
исследованию процессов и явлений внешнего мира. Между тем, дети 6-7 лет
еще в большей степени ориентированы на игру как ведущий способ
взаимодействия. У них, как правило, слабо выражена внутренняя мотивация
к учению.
В этой связи перед педагогами стоит важная задача: определить
способы развития познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста в соответствии с их интересами, потребностями и возрастными
особенностями.
Проблеме развития познавательной активности дошкольников
посвящены работы Ю.Ю. Березиной, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгер,
Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, А.В. Запорожца, Р.С. Немова,
Н.Н. Поддъякова, Е.Р. Фадеевой, М.Б. Шумакова и других исследователей.
Большинство исследователей, таких как А.А. Вербицкий,
А.М. Матюшкин, Т.А. Платонова, и другие исследователи выделяют среди
критериев развития познавательной активности ребенка внутреннюю
мотивацию, побуждающую к познавательно-исследовательской
деятельности.
Существенное значение для формирования личности ребенка и ее
убеждений имеет практико-ориентированная деятельность, основанная на
активной познавательно-исследовательской деятельности. Именно поэтому в
современных Федеральных государственных образовательных стандартахдеятельностному подходу и формированию у детей дошкольного возраста
самостоятельности и умений познавательно-исследовательской деятельности
уделяется повышенное внимание. Особенное место познавательно-
исследовательская деятельность и исследовательские методы познания
занимают в практике дошкольного образования, обладающего широкими
возможностями для организации детских исследований и образования
дошкольников в условиях творческого поиска.
Концептуальные идеи, заложенные в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (2013), направляют
деятельность педагогов по пути поиска эффективных форм и методов
формирования личности ребенка, в основу которого заложено
индивидуальное развитие, стимулирование самообразовательной,
практической познавательно-исследовательской деятельности.
Одним из ведущих средств образовательной работы является проектная
деятельность, позволяющая в ходе создания проекта детям получить
представления по проблеме и связать их с жизнью. Опыт, который
приобретают воспитанники в ходе реализации проекта, становится
бесценным достоянием, соединяя в себе представления, умения и ценности.
Проектная деятельность помогает развивать у дошкольников
самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к
самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Данные качества
обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Потому внедрение проектной деятельности в образовательный процесс
существенно повышает инициативу и познавательную активность детей
старшего дошкольного возраста, позволяет детям проявлять и развивать свои
творческие, коммуникативные и организаторские способности, способствует
формированию у детей активной гражданской позиции.
Проблема организации проектной деятельности в условиях
дошкольной образовательной организации рассматривается в работахВ.Н. Белкиной, Н.Е. Вераксы, Н.А. Виноградовой, И.И. Елагиной,
Н.А. Кочкиной, Л.А. Пьянковой, И.В. Штанько и других ученых.
При этом в большинстве источников в основном раскрыты аспекты
использования проектов в обучении школьников и недостаточно освещены
особенности организации проектной деятельности в условиях дошкольной
образовательной организации.
На основании вышеизложенного, нами было установлено
противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет
познавательной активности и недостаточным использованием такого
средства как проектная деятельность.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему
исследования: какова возможность развития познавательной активности
детей 6-7 лет посредством использования проектной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развитие познавательной активности детей 6-7 лет
посредством проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность развития у детей 6-7 лет познавательной активности
посредством проектной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет
познавательной активности.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития
у детей 6-7 лет познавательной активности.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, что развитие у
детей 6-7 лет познавательной активности посредством проектной
деятельности возможно, если:
– осуществлен отбор содержания и тематики проектов в соответствии с
интересами детей, образовательными целями и возрастными
особенностями дошкольников; используются средства и методы повышения мотивации
дошкольников для включения в проектную деятельность (проблемные
задания, элементы игры, загадки, сказки и другие);
– проекты включены в образовательный процесс в рамках совместной
деятельности детей, педагога и родителей.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет
познавательной активности посредством проектной деятельности.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет познавательной
активности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию
познавательной активности детей 6-7 лет посредством проектной
деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 6-7 лет познавательной
активности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный
анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
– теоретические положения о роли деятельностного подхода в
образовании детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский,
Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и другие ученые);
– теоретические положения о развитии познавательной активности
детей дошкольного возраста (В.В. Щетинина, О.С. Газман,
Н.В. Грачева, А.В. Шишова)
– теоретические положения, представляющие методические основы
организации проектной деятельности детей дошкольного возраста
(Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.В. Штанько).Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность
использования проектной деятельности для развития познавательной
активности детей 6-7 лет; уточнены показатели и уровни развития у детей 6-7
лет познавательной активности.
Теоретическая значимость: заключается в том, что уточнены и
конкретизированы представления об особенностях развития у детей 6-7 лет
познавательной активности и дано теоретическое обоснование содержания
работы по развитию познавательной активности детей 6-7 лет посредством
проектной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования педагогами дошкольных образовательных организаций в
своей работе разработанных диагностических материалов и содержания
работы по развитию познавательной активности детей 6-7 лет посредством
проектной деятельности.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 17 города
Сызрани СП «Детский сад № 66». В исследовании приняли участие 20 детей
6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и
2 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами и 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста
является тем личностным потенциалом, который способствует
гармоничному, эффективному развитию личности в различных аспектах
жизни. Она помогает сделать жизнь интересной и насыщенной, яркой и
разнообразной. При этом от того, насколько успешным будет развитие
познавательной сферы ребенка в дошкольном возрасте, во многом зависит
успешность его самореализации, социализации, интеллектуального и
культурного взаимодействия в будущем.
Проблеме развития познавательной активности дошкольников
посвящены работы Ю.Ю. Березиной, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгер,
Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, А.В. Запорожца, Р.С. Немова,
Н.Н. Поддъякова, Е.Р. Фадеевой, М.Б. Шумакова и других исследователей.
В данной работе исследована возможности возможность развития
познавательной активности детей 6-7 лет посредством использования
проектной деятельности.
Проблема организации проектной деятельности в условиях
дошкольной образовательной организации рассматривается в работах
В.Н. Белкиной, Н.Е. Вераксы, Н.А. Виноградовой, И.И. Елагиной,
Н.А. Кочкиной, Л.А. Пьянковой, И.В. Штанько и других ученых.
Экспериментальное исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № 17
города Сызрани СП «Детский сад № 66». В исследовании приняли участие 20
детей 6-7 лет.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать
следующие выводы:
– к низкому уровню развития познавательной активности мы условно
отнесли 6 детей (30%);
– к среднему уровню развития познавательной активности мы условно
отнесли 10 детей (50– к высокому уровню развития познавательной активности мы условно
отнесли 4 ребенка (20%);
– наиболее высокими оказались такие показатели познавательной
активности: интерес к познанию процессов и явлений окружающей
жизни и умение задавать вопросы. Тогда как эмоциональная
вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность;
активность по поиску и анализу информации, отстаиванию
собственного мнения; активность в выполнении заданий необычным
способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы
выражены несколько слабее.
Полученные результаты обусловливают необходимость
целенаправленной и специально организованной работы по развитию
познавательной активности детей 6-7 лет.
На этапе формирующего эксперимента мы разработали содержание и
организовали работу по развитию познавательной активности детей 6-7 лет
посредством проектной деятельности.
Мы предположили, что развитие у детей 6-7 лет познавательной
активности посредством проектной деятельности возможно, если:
– осуществлен отбор содержания и тематики проектов в соответствии с
интересами детей, образовательными целями и возрастными
особенностями дошкольников;
– используются средства и методы повышения мотивации
дошкольников для включения в проектную деятельность (проблемные
задания, элементы игры, загадки, сказки и другие);
– проекты включены в образовательный процесс в рамках совместной
деятельности детей, педагога и родителей.
Мы выбрали 2 информационных проекта для развития познавательной
активности детей 6-7 лет «Музей куклы» и «В мире животных». Тематика
проектов соответствовала комплексно-тематическому планированию
основной образовательной программы дошкольного образования ГБОУСОШ № 17 города Сызрани СП «Детский сад № 66» в рамках реализации
содержания образовательной области «Познавательное развитие». Темы
проектов соответствовали интересам детей, содержание проектной
деятельности соответствовало возрасту детей, участвующих в реализации
проектов.
В рамках каждого проекта нами были подобраны средства и методы
повышения мотивации дошкольников для включения в проектную
деятельность. Нами были организованы разнообразные дидактические игры,
проблемные ситуации, сказки и рассказы, загадки и многое другое.
Проектная деятельность (реализация информационных проектов
«Музей куклы» и «В мире животных»), которую мы организовали на
формирующем этапе нашего экспериментального исследования,
способствовала развитию у детей 6-7 лет всех показателей уровня развития
познавательной активности:
– развивалось творческое воображение детей, логическое мышление;
– формировалось умение детей самостоятельно анализировать и
систематизировать полученные знания;
– у детей появилась активная жизненная позиция;
– расширялись представления детей о явлениях окружающего мира;
– развивался интерес детей к познанию процессов и явлений
окружающей жизни;
– развивалась эмоциональная вовлеченность детей в познавательно-
исследовательскую, конструктивно-модельную, игровую,
изобразительную, двигательную деятельность;
– формировалось умение детей задавать вопросы;
– развивалась активность детей по поиску и анализу информации,
отстаиванию собственного мнения в ходе выполнения разнообразных
заданий;
– развивалась активность детей в выполнении заданий необычным
способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы.Результаты проделанной работы – динамику уровня развития у детей 6-
7 лет познавательной активности – мы выявили на этапе контрольного среза:
количество детей с высоким уровнем развития познавательной активности
повысилось на 30%; количество детей с низким уровнем развития
познавательной активности снизилось на 10%.
В ходе контрольного среза использовались те же диагностические
методики, критерии оценки результата и материал, что и на этапе
констатирующего эксперимента.
Выявленная положительная динамика уровня развития познавательной
активности свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи
решены, гипотеза подтвердилась.
Полученные результаты могут быть использованы педагогами
дошкольных образовательных организаций в своей работе по развитию
познавательной активности детей 6-7 лет посредством проектной
деятельности


1. Абдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр // Проблемы
педагогики. 2016. № 5 (16). С. 40–42.
2. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении / Под ред.
Г. И. Щукиной. М. : Просвещение, 2017. 176 с.
3. Белкина В. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении // Ярославский педагогический вестник.
Ярослав, 2011. Т. II. № 4. С. 131–135.
4. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного
развития. 2013. № 8. С. 192–195.
5. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. Ростов н/Д., 2003. 163 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. :
Просвещение, 2018. 464 с.
7. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в
процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. № 5.
С. 23–27.
8. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду:
творческие проекты // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. 2010.
№ 2. С. 31–36.
9. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду :
пособие М. : Айрис-Пресс, 2008. 208 с.
10. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей //
Народное образование. 1998. № 8. С. 108–111.
11. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для
академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт,
2017. 284 с.12. Годовикова Д. Б. Развитие познавательной активности
дошкольников как следствие их ориентировочно-исследовательской
деятельности в новой ситуации // Новые исследования в психологии. 2004.
№ 2. С. 29–31.
13. Елагина И. И. Проектная деятельность как современная технология
развития дошкольников (из опыта работы) // Вопросы дошкольной
педагогики. 2017. № 2 (8). С. 25–26.
14. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей. М. : Владос, 2015. 112 с.
15. Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы
всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / //
Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 12–18...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ