Введение 3
1. Теоретические аспекты развития учреждения высшего образования 5
1.1 Развитие как основа функционирования образовательных учреждений
высшего образования 5
1.2 Основные направления развития образовательного учреждения 17
2. Оценка развития опорного ФГБОУ ВО «Тольяттинский
государственный университет» 26
2.1 Организационно-экономическая оценка ФГБОУ ВО «Тольяттинский
государственный университет» 26
2.2. Анализ развития опорного ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» 45
3. Разработка предложений по развитию образовательных учреждений на примере ФГБОУ ВО «ТГУ» 57
3.1 Разработка программы «Общая профориентационная подготовка» ... 57
3.2 Создание Центра разработки IT стартап-проектов 67
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложение 83
Аннотация. Введение.
Цель бакалаврской работы - разработка мероприятий по развитию образовательного учреждения высшего образования в рамках Программы развития опорного университета ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» на период 2017 - 2021 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность категории «развитие» и основные направления развития учреждений высшего образования;
- представить организационно-экономическую оценку ФГБОУ ВО
«Тольяттинский государственный университет»;
- оценить развитие опорного ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»;
- проанализировать Программу развития опорного университета ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» на период 2017 - 2021 гг.
развитию опорного ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»;
- предложить мероприятия, направленные на развитие ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Объектом исследования бакалаврской работы является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Предмет исследования: развитие образовательного учреждения высшего образования.
Тенденции развития общества свидетельствуют о все возрастающем значении образования и как инструмента создания интеллектуального потенциала государства, и как ресурса, обеспечивающего жизненное благополучие граждан, и как фактора конкурентоспособности отдельных фирм и государства в целом. Система образования превращается в приоритетную, ведущую сферу социально-экономической политики, становится индикатором и катализатором развития страны. Образование, с одной стороны, способствует формированию рыночного общества, а с другой, само отражает его состояние.
Стремительное развитие наукоемких производств, ускорение внедрения инновационных научных разработок в массовое производство, информатизация экономики предъявляют новые требования к науке, образованию и промышленности: их эффективное развитие возможно лишь на основе
интеграции этих векторов жизни общества. Сегодня драйверами развития экономики страны становятся опорные университеты, которые превращаются в центры инновационного и технологического развития регионов. Это обусловило определение цели бакалаврской работы как разработка мероприятий по развитию образовательного учреждения высшего образования в рамках Программы развития опорного университета ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» на период 2017 - 2021 гг.
В первой главе обоснована необходимость развития учреждений высшего образования с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций. Развитие вуза следует рассматривать как ключевой фактор инновационного развития региона. В Российской Федерации больше внимание уделяется вопросам развития учреждений высшего образования. Созданы государственные программы развития, поддержки и финансирования в целях улучшения ситуации в этой сфере и исходя из понимания того, что вузы являются одним из центром регионального и федерального развития. Приоритетным является проект «Вузы как центры пространства создания инноваций».
Во второй главе бакалаврской работы представлена организационноэкономическая оценка ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». Опорный Тольяттинский государственный университет играет определяющую роль в развитии города и региона в целом занимает, как флагман, ядро инженерного, технического, экономического, гуманитарного образования.
В бакалаврской работе описаны исторические вехи опорного ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» и определены перспективы развития университета в качестве инновационной площадки, генератора инноваций и новых технологий . В опорном Тольяттинском государственном университете разработана Программа развития, включающая ряд
стратегических проектов и задач, которые будут реализованы в Тольятти и регионе. а некоторые из проектов, ранее локализованных только в университете, будут расширены до регионального уровня, часть заявленных задач имеет значение для инновационного развития всей страны. В ТГУ была подготовлена Программа трансформации ТГУ в центр инновационного и технологического развития Самарской области как дальнейшая детализация и уточнение Программы развития опорного университета в целях перехода учебного заведения из типа классических в тип инновационных, задающих тренд в системе образования.
В третьей главе бакалаврской работы предложены мероприятия, направленные на привлечение абитуриентов, а также развития бизнес- образования в Тольяттинском государственном университете. Внедрение разработанной программы «Общая профориентационная подготовка» будет способствовать увеличению набора на направления подготовки «Менеджмент» и «Экономика». Создание Центра разработки IT стартап-проектов позволит запускать проекты студентов, чтобы уже во время их обучения возникала системы практической подготовки связанной с их будущей профессиональной деятельностью - для тех, кто выберет сферу предпринимательства.
Таким образом, цель бакалаврской работы достигнута, задачи выполнены.
1. Бондареико Д. В. Практические вопросы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов // Инновации в образовании. - 2017. - №4.
2. Все о дистанционном обучении DStudy.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.dstudy.ru
3. Институт проблем предпринимательства [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ippnou.ru
4. Институт современных технологий образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.insto.ru
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ict.edu.ru
6. Калмыков Н. Н., Сатырь Т. С. Российское высшее образование: взгляд экспертов // Социологические исследования. - 2016. - №8. - С. 97.
7. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю,. Русскова 0.Б Процедура оценки эффективности инновационных образовательных технологий по естественнонаучным и профессиональным дисциплинам// Инновации в образовании. - 2017. - №4. - С 46-48.
8. Липской Л.А. Сборник статей Актуальные вопросы развития образования в России и за рубежом / Липской Л.А. - М.: 2014. - 256 с.
9. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mon.gov.ru
10. Основы менеджмента [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. inform.od. ua
11. Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. -2017. -№1. - С. 23-35.
12. Приказ Минобрнауки России "О формировании рейтинга качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации" от 17.08.2016 № 1052 // Российская газета.
13. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания
инноваций» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Протокол № 9 от 25.10.2016) - Режим доступа:
https://www.tltsu.ru/about_the_university/transformation
14. Программа развития ТГУ как опорного университета (согласована вице
губернатором Самарской области и утверждена ректором ТГУ 17.07.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.tltsu.ru/about_the_university/transformation
15. Разработка бизнес-планов [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.bp-arkadia.ru
...