Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИГОРНОГО БИЗНЕСА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Понятие и история развития игорного бизнеса 7
1.2 Правовая основа регулирования игорного бизнеса 20
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА 27
2.1 Налогообложение игорного бизнеса 27
2.2 Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации 36
2.3 Ответственность за нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса 40
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
3.1 Перспективы развития налогового и иного законодательства в сфере игорного бизнеса в Российской Федерации 51
3.2 Негативные стороны существования игорного бизнеса в Российской Федерации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
В современном мире все быстрее и быстрее идет процесс экономической глобализации. Границы стираются, экономики разных стран все чаще стараются взаимодействовать друг с другом, появляются все больше и больше различных способов заработка, люди стараются создавать и осваивать новые направления бизнеса. Одним из таких новых видов предпринимательской деятельности, который начинает развиваться повсеместно на территории Российской Федерации, является игорный бизнес.
В последние годы, в России, а в принципе и во всем мире, очень бурно начали развиваться различные направления предпринимательской активности, которые используют разнообразные виды азартных игр в своей деятельности. Данный факт обусловлен самыми различными и неоднозначными причинами, начиная с повышения общего уровня образованности населения во всем мире, заканчивая желанием обычных людей использовать различные финансовые механизмы для того, чтобы получать дополнительный доход без нанесения вреда состоянию окружающей среды. По сути своей, этот процесс и эта ситуация очень важны, как для граждан отдельно взятой страны, допустим России, так и для населения всего мира. Однако без соответствующей правовой базы, без применения разнообразных инновационных методов и приемов, которые смогли поднять данный сегмент на совершенно новый уровень, это все не имело бы никакого смысла.
Одним из наиболее молодых, важных и интересных направлений в предпринимательском сегменте является отрасль игорного бизнеса. Данный вид экономических отношений является довольно универсальной схемой договоров, которая позволяют их владельцам применять ее в самых различных ситуациях, начиная с получения колоссальной прибыли, заканчивая финансированием различных социальных программ. И несмотря на то, что многие люди, особенно это очень заметно в России, до сих пор не знают всей сути работы данного бизнеса, этот предпринимательский сектор способен вывести экономику Российской Федерации на совершенно другой, более качественный уровень. Именно опираясь на то, что абсолютное большинство граждан Российской Федерации не знают всей сути функционирования игорного бизнеса и способов его благоприятного воздействия на экономику государства, мы решили, в целях освещения и краткого изложения вопроса, использовать именно проблему игорного бизнеса, как некой основы для перспективной предпринимательской деятельности граждан.
Цель работы - проанализировать сущность игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности, историю формирования данного института, правовое регулирование в Российской Федерации, а также перспективы его развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся на предпринимательском рынке в рамках функционирования игорного бизнеса.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие сущность, значение, налогообложение игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности.
Для осуществления поставленной цели потребуется выполнить определенные задачи:
• исследовать генезис формирования игорного бизнеса, как в России, так и во всем мире.
• исследовать правовую основу регулирования игорного бизнеса на территории Российской Федерации.
• исследовать вопрос налогообложения игорного бизнеса на территории Российской Федерации.
• исследовать вопрос государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации.
• исследовать ответственность за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса на территории Российской Федерации.
• исследовать перспективы развития налогового и иного законодательства в сфере игорного бизнеса в Российской Федерации.
• исследовать негативные стороны существования игорного бизнеса в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования были использованы исторический, статистический, формально-логический, метод системного анализа, сравнительно-правовой метод научного познания.
При написании дипломной работы были рассмотрены публикации и исследования современных авторов, касающиеся вопросов изучения сущности игорного бизнеса, истории его формирования, правовых основ существования данного института, а также проблем и перспектив его развития. Исследование данных вопросов невозможно без изучения специализированной литературы. Для этого были изучены многочисленные публикации на тему игорного бизнеса, его роли в современной жизни общества, правовая основа игорного бизнеса в современной России, существования перспектив в игорном бизнесе.
Из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов:
Во-первых, игорный бизнес - есть вид предпринимательской деятельности, который направлен на получение дохода от участия людей в азартных играх и пари в виде выигрыша или платы за проведение самих азартных игр.
Во-вторых, несмотря на свою, сравнительно недолгую, историю становления игорного бизнеса в России, этот вид предпринимательской деятельности по-настоящему бурно развивался на территории этой страны.
В-третьих, правовое регулирование игорного бизнеса в России должно развиваться постоянно, для того чтобы российская экономика смогла полноценно функционировать и приносить пользу людям. На данный момент, законодательство Российской Федерации нельзя считать совершенным в плане регулирования вопроса, касающегося игорного бизнеса. Существующая система налогового, административного и уголовного наказания явно не соответствует реалиям современной экономики и социальной жизни. Рекомендовано в некоторых случаях ужесточить регулирование игорного бизнеса по этим направлениям, а в некоторых случаях - наоборот, смягчить с целью дальнейшего развития данного вида предпринимательской деятельности. Более того, отсутствует полноценная судебная практика по вопросам осуществления азартных игр в качестве средства для инвестирования.
В-четвертых, деятельность Правительства Российской Федерации не направлена на поддержание и развитие, как игорного бизнеса, так и всей предпринимательской деятельности в стране. Однако, исходя из практики существования развитых предпринимательских рынков, где присутствует игорный бизнес, стимулирование игорного бизнеса и его составляющих способно привлечь в национальную экономику значительные финансовые инвестиции.
В-пятых, в Российской Федерации отсутствуют полноценные интернет- платформы для работы, в сфере игорного бизнеса. Такая ситуация оказывает негативное влияние на состояние российской экономики, поскольку люди, в поисках площадок для осуществления азартных игр, используют зарубежные сайты, прибыль от использования которых поступает в другие государства.
К конкретным мерам, которые призваны улучшить ситуацию с развитием игорного бизнеса в Российской Федерации, а также с его правовым регулированием в стране, можно отнести:
Во-первых, изменение ставки налога на игорный бизнес на территории России. Следует изменить налоговую нагрузку на каждый объект налогообложения в игорном бизнесе. В Налоговый кодекс Российской Федерации необходимо внести изменения, что ставка налога для одного игорного стола должна устанавливаться Правительством субъекта Российской Федерации, но она не должна быть меньше 100 000 рублей, но и не больше 500 000 рублей. В Налоговый кодекс Российской Федерации нужно внести изменения, что ставка налога для одного игрового автомата должна устанавливаться Правительством субъекта Российской Федерации , но она не должна быть меньше 10 000 рублей, но и не больше 50 000 рублей. В Налоговый кодекс Российской Федерации следует внести изменения, что ставка налога для одного процессингого центра букмекерской конторы и тотализатора должна устанавливаться Правительством субъекта Российской Федерации, но она не должна быть меньше 100 000 рублей, но и не больше 500 000 рублей. В Налоговый кодекс Российской Федерации необходимо внести изменения, что ставка налога для одного процессингого центра интерактивных ставок букмекерской конторы и тотализатора должна устанавливаться Правительством субъекта Российской Федерации, но она не должна быть меньше 3 000 000 рублей, но и не больше 4 000 000 рублей. В Налоговый кодекс Российской Федерации нужно внести изменения, что ставка налога для одного пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора должна устанавливаться Правительством субъекта Российской Федерации, но она не должна быть меньше 20 000 рублей, но и не больше 30 000 рублей. Можно сделать вывод, что увеличивая налоговую нагрузку на игорный бизнес, субъекты Российской Федерации получат дополнительный доход в бюджет субъекта Российской Федерации, что позволит использовать полученные средства на общественно-полезные цели. А с учетом специфики деятельности игорного бизнеса, повышение налоговой нагрузки в среднем на 40% не позволит организаторам игорного бизнеса ощутить тяжесть данного налогообложения.
Во-вторых, необходимо ввести определенные налоговые льготы для игорного бизнеса. Следует внести некоторые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся предоставления льгот отдельным субъектам игорного бизнеса. Так, довольно целесообразно ввести налоговые льготы, в виде налоговых каникул на период 1 год, для организаторов игорного бизнеса, которые будут вести игорный бизнес на территории некоторых регионов Российской Федерации. К таким регионам можно отнести: Магаданская область, Чукотский автономный округ, республика Саха и другие. Можно сделать вывод, что введение подобных мер благоприятно скажется на развитии данных регионов, как в экономическом, так и в туристическом направлении.
В-третьих, необходимо ужесточить наказание за правонарушения, связанные с игорным бизнесом. Данные ужесточения должны быть внесены в налоговое законодательство, административное законодательство и уголовное законодательство. Так, следует внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, что, если организатор игорного бизнеса нарушит установленный срок подачи заявления о постановке своего бизнеса на учет в налоговой, на такого организатора будет возложен штраф в размере 30 000 рублей. В случае если организатор игорного бизнеса будет осуществлять деятельность по проведению азартных игр, без постановки на учет своего бизнеса в налоговой, на такого организатора будет возложен штраф в размере 30% от полученного организатором дохода за этот период функционирования игорного бизнеса, но не менее 70 000 рублей. В случае если организатор игорного бизнеса не уплатит или не полностью уплатит подлежащие уплате суммы налога, на такого организатора будет возложен штраф в размере 40% или 60%, который будет дифференцироваться в зависимости от степени вины организатора. Также следует внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, что если организатор игорного бизнеса организует и проводит азартные игры вне игорной зоны, либо осуществляет данную деятельность без получения специального разрешения (лицензии), на такого организатора будет возложен штраф в размере от 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей с конфискацией всего игрового оборудования. В случае, если лицо предоставит помещение для незаконной организации или проведения азартных игр, на такое лицо будет возложен штраф в размере от 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей, при этом, повторное совершение данного правонарушения, влечет наложение штрафа на такое лицо в размере от 2 500 000 рублей до 5 000 000 рублей. В случае, если лицо, которое не достигло 18 лет, будет находиться в игорном заведении, на организатора игорного заведения будет возложен штраф в размере от 100 000 рублей до 250 000 рублей. В случае, если организатор игорного бизнеса будет осуществлять в букмекерской конторе или тотализаторе прием ставок и выплату выигрышей по ним без предъявления участником игры документа, удостоверяющего личность, на такого организатора будет возложен штраф в размере от 100 000 рублей до 250 000 рублей. Также необходимо внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, что если организатор игорного бизнес совершит мошенничество, на такого организатора будет возложен штраф в размере до 1 000 000 рублей или дохода организатора за период до 5 лет, либо будут возложены обязательные работы сроком до 960 часов, либо будут возложены исправительные работы сроком до 5 лет, либо будут возложены принудительные работы сроком до 10 лет с ограничением свободы на срок до 3 года или без такового, либо будет возложено лишение свободы на срок до 10 лет с ограничением свободы на срок до 3 года или без такового. Если организатор игорного бизнеса организует или проводит азартные игры вне игорной зоны, либо без лицензии или специального разрешения, на такого организатора будет возложен штраф в размере от 1 000 000 рублей до 5 000 000 рублей или в размере дохода организатора за период от 5 года до 10 лет, либо будет возложено ограничение свободы на срок до 10 лет, либо будет возложено лишение свободы на срок до 10 лет. В случае, если организатор игорного бизнеса, уклонится от уплаты налогов, сборов или страховых взносов подлежащих уплате, на такого организатора будет возложен штраф в размере от 1 000 000 рублей до 3 000 000 рублей или в размере дохода организатора за период от 3 лет до 5 лет, либо влечет принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права заниматься игорным бизнесом на срок до 5 лет или без такового, либо влечет лишение свободы на срок до 8 лет с лишением права заниматься игорным бизнесом на срок до 5 лет или без такового. В случае, если организатор игорного бизнеса скроет деньги, либо имущество организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам или страховым взносам, на такого организатора будет возложен штраф в размере от 2 000 000 рублей до 5 000 000 рублей или в размере дохода организатора за период до 5 лет с лишением права заниматься игорным бизнесом на срок до 5 лет или без такового, либо влечет лишение свободы на срок до 8 лет с лишением права заниматься игорным бизнесом на срок до 5 лет или без такового. Можно сделать вывод о том, что введение подобных ожесточений в законодательство Российской Федерации, приведет к положительному эффекту, потому что с учетом специфики организаторов игорного бизнеса, только такими мерами можно достичь необходимой предпринимательской дисциплины. Более того, введение ожесточающих мер будет повышать выполнение функций наказания: будет повышаться качество исправления наказуемых, будет повышаться эффективность предупреждения новых правонарушений, будет повышаться уровень восстановления социальной справедливости.
В-четвертых, необходимо ввести дифференцированную систему налогообложения игорного бизнеса. Так, необходимо, чтобы налоговые ставки в Московской области и Ленинградской области были, в среднем, в 3 раза выше по сравнению с налоговыми ставками в среднем по стране. А налоговые ставки в республике Саха, в Ненецком автономном округе и в Магаданской области, напротив, были, в среднем, в 3 раза ниже по сравнению с налоговыми ставками в среднем по стране. Для того чтобы осуществить данные нововведения, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Стоит отметить, что введение подобных изменений позволит повысить уровень легитимности власти, а также позволит выровнять уровень дохода по регионам, который на данный момент сильно разрознен.
В-пятых, необходимо повысить возрастной порог доступности граждан к азартным играм. Так, следует, чтобы данный порог увеличился с 18 лет до 23 лет.
В-шестых, необходимо создать федеральный фонд, куда будут поступать 20% всех поступающих региональных налогов с игорного бизнеса со всей Российской Федерации. Средства данного фонда должны будут направляться на развитие транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, чтобы содействовать развитию внутреннего туризма в стране.
Таким образом, введение подобных мер позволит игорному бизнесу стать катализатором преобразования российской транспортной, экономической и туристической инфраструктуры, позволит повысить уровень легитимности власть и уровень одобрения игорного бизнеса.
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации» часть первая от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Библиотечка "Российской газеты" - № 17. - 2000г. - с.6.
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63- ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
6. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 7.
7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
Специальная литература
8. Ашмарина Е.М. Финансовое право. - М.: Издательство Юрайт, 2016 - 442 с.
9. Бирман А. Казино изнутри. Игорный бизнес Москвы. - М.: Центрполиграф, 2017 - 147 с.
10. Борисов А.Н. Налог на игорный бизнес. - М.: Юрайт, 2014 - 212 с.
11. Вастович К.Д. Игорный бизнес. Польза и опасность. - М.: Статут, 2014 - 205 с.
12. Дерябина Е.М. Основы права. - М.: Проспект, 2017 - 336 с.
13. Ершова И.С. Предпринимательское право. - М.: Проспект, 2018 - 624 с.
14. Ефимова О.В. Предпринимательское право. - М.: Юрайт, 2016 - 318С.
15. Кашанин А.В. Российское право. - М.: Норма, 2014 - 800 с.
...