ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
1.1. Скоростно-силовая подготовка в тренировочном процессе
лыжников-гонщиков
1.2. Возрастные особенности формирования скоростно-силовых качеств
и специальной выносливости у лыжников-гонщиков
1.3.Средства и методы развития скоростно-силовых качеств и
специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Результаты констатирующего исследования
3.2. Комплексы средств ОФП и СФП для развития скоростно-силовых
качеств и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков
3.3. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Большое внимание к скоростно-силовой
подготовке в лыжном спорте объясняется дальнейшей интенсификацией
тренировочного процесса, связанной с развитием лыжного спорта:
усложнением лыжных трасс, появлением более энергоёмких коньковых
ходов и постоянно возрастающей конкуренции на международных
соревнованиях. Скорость лыжника-гонщика при передвижении по дистанции
зависит от мощности усилий, развиваемых при отталкивании, что зависит от
скоростно-силовой подготовленности спортсмена.
Данная подготовленность, являясь составной частью современного
тренировочного процесса, играет немаловажную роль в подготовке
лыжников-гонщиков, так как направлена на повышение функциональных
возможностей спортсменов и влияют на скорость, и технику.
Однако, в литературе, нет единого мнения и методики направленной на
развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости у юных
лыжников-гонщиков, несмотря на то, что занимает одно из важнейших мест
в подготовке лыжников.
Развитие общих и специальных качеств выносливости у лыжников-
гонщиков по мнению К.Ю. Белоликова и Е.А. Грозина , подразумевает
использование комплексных тренировочных средств [7].
Развивать «специальную» силу А.Г. Баталов предлагает
специфическими средствами, в частности, имитацией лыжных ходов с
резиновыми амортизаторами [5].
В. Н. Манжосов и В.П. Маркин указывают, что решать задачу развития
скоростной выносливости в основном предназначен интенсивный бег по
пересечённой местности [31].
Для развития скоростно-силовых качеств А.Н. Семейкин рекомендует
использовать систему развивающих и поддерживающих нагрузок. А.В.Шишкина считает, что наилучшим средством скоростно-силовой подготовки
является прыжковая имитация в подъёмы с палками [49].
Как видно из анализа научно-методической литературы, на
сегодняшний день до сих пор нет единого мнения о конретных методах и
средствах направленных на развитие скоротно-силовых качеств и
специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков.
Таким образом, проблема исследования заключалась в поиске
наиболее эффективных методов и средств развития скоростно-силовых
качеств и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков.
Объект исследования – процесс развития скоростно-силовых качеств
и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков.
Предмет исследования – скоростно-силовые качества и специальная
выносливость у юных лыжников-гонщиков.
Цель исследования – повышение уровня развития скоростно-силовых
качеств и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков.
Гипотеза исследования состоит в том, что внедрение в учебно-
тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков разработанных нами
комплексов средств ОФП и СФП направленных на развитие скоростно-
силовых качеств и специальной выносливости позволит улучшить
результаты их выступления на соревнованиях.
Исходя из поставленной цели и гипотезы решались следующие задачи
исследования:
1. Выполнить анализ литературных источников по выбранной теме
исследования.
2. Определить наиболее эффективные методы и средства развития
скоростно-силовых качеств и специальной выносливости у юных
лыжников-гонщиков.3. Экспериментально изучить процесс развития скоростно-силовых
качеств и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков, с
использованием разработанных нами комплексов средств ОФП и СФП.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработанные
нами комплексы средств ОФП и СФП направленные на развитие скоростно-
силовых качеств и специальной выносливости позволили улучшить
результаты выступления на соревнованиях у юных лыжников-гонщиков.
Практическая значимость. Положительные результаты исследования
позволяют разнообразить учебно-тренировочную деятельность юных
лыжников. Данная методическая разработка может быть рекомендована для
широкого использования в практической работе различных ДЮСШ,
СДЮШОР по лыжным гонкам.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась СДЮШОР
№1 г.о.Тольятт
В результате проделанной работы нами были сформулированы
следующие выводы:
1. Обзор и анализ литературы по теме исследования позволил изучить
состояние исследуемой проблемы скоростно-силовой подготовки на
сегодняшний день. Это позволило ознакомиться со сведениями, которые
касались вопроса не только скоростно-силовой подготовки, но и специальной
выносливости лыжников-гонщиков в целом.
2. Было выявлено, что для развития скоростно-силовых качеств и
специальной выносливости необходимо использовать следующие методы и
средства.
В подготовительном периоде неспецифические упражнения:
-упражнения с отягощением;
- упражнения с мячами;
- метание камней и легкоатлетических снарядов;
- разнообразные прыжки, многоскоки.
В специально-подготовительные специфические упражнения:
- упражнения с резиновыми амортизаторами и блоками;
- имитация лыжных ходов;
- передвижение на лыжероллерах.
В соревновательном периоде это прохождение различных отрезков,
различной крутизны, с разной интенсивностью и интервалами отдыха.
3. Сведения, полученные в результате данного анализа литературы,
позволили разработать нам комплексы ОФП и СФП, направленные на
развитие силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости
у юных лыжников-гонщиков и провести экспериментальную часть
исследования.4. Экспериментальная проверка разработанных нами комплексов
средств ОФП и СФП показывает достоверный уровень повышения
эффективности развития силовых и скоростных качеств лыжников
экспериментальной группы, по показателям:
- в показателях передвижения на лыжероллерах без помощи рук в
подъем 3-4
0, результаты улучшились в ЭГ на 3,6 сек., а в КГ на 2 сек.;
- передвижение с помощью одних рук в подъем 50
, прирост результатов
ЭГ составил 3,4 сек., а в КГ - 2,4 секунды.
В показателях скоростной выносливости прирост результатов, по трем
тестам, составил 5,4 сек., 2,1 сек и 1,8 сек., в экспериментальной группе, по
сравнению с 4 сек., 1,1 и 1,3 сек., контрольной группы.
Кроме того, в экспериментальной группе произошел достоверный
прирост результатов:
- на дистанции 5 км – на 59 сек;
-на дистанции 10 км – на 1 мин и 20 сек;
на дистанции 15 км – на 2 мин 19 сек.
В то же время у лыжников контрольной группы эти изменения составили
всего:
- на дистанции 5 км - 23 сек;
- на дистанции 10 км - 44 сек;
- на дистанции 15 км – на 1 мин 08 сек.
5. Разработанные нами комплексы средств ОФП и СФП, направленные
на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости у юных
лыжников-гонщиков в ходе экспериментальной проверки показала свою
эффективность и могут быть рекомендованы для широкого использования в
практической работе.
6. Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу
исследования, что внедрение в учебно-тренировочный процесс юных
лыжников-гонщиков разработанных нами комплексов средств ОФП и СФПнаправленных на развитие скоростно-силовых качеств и специальной
выносливости позволит улучшить результаты их выступления на
соревнованиях.
1. Антонов, Ю.С. Индивидуальные различия в физической подготовленности
лыжников-гонщиков //Лыжный спорт/ Ю.С.Антонов. – 1984. - № 1. – С. 4-7.
2. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов/ Л.Я. Аркаев, Н.Г.Сучилин. М.:
Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
3. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов
олимпийского класса // Теория и практика физической культуры/
В.К.Бальсевич. - 2001. - № 4. - С.9-10.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и
практика: учебное пособие/ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. – М.:
Академия, 2006. – 528 с.
5. Баталов, А.Г. Нормирование интенсивности тренировочных нагрузок в
лыжных гонках: методические разработки/ А.Г.Баталов. - М.: Физическая
культура и спорт, 1991. – 96 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология/ М.М.Безруких, В.Д.Сонькин. –
3-е изд. – М.: Академия, 2008. – 415 с.
7. Белоликов, К.Ю. Пути совершенствования методики подготовки
лыжников-гонщиков в соревновательном периоде // Лыжный спорт/
К.Ю.Беликов, Е.А. Грозин. - 1981. - №2. - С.7-9.
8. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебное пособие/ И.М. Бутин. – М.:
Академия, 2000. – 368 с.
9. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебник/ И.М. Бутин. – М.: Владос-Пресс,
2003. – 192 с.
10. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта/
Л.В.Волков. – М.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
11. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля
соревновательных и тренировочных нагрузок. – М.: Просвещение, 2005.
– 146 с.12. Дворник, Л.С. Использование отягощений на тренировках/ Л.С.
Дворник, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко // Физкультура и спорт. – № 3.
– 2000. – С. 15-17.
13. Залетаев, И.П. Общеразвивающие упражнения И.П. Залетаев, С.А.
Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 2002. – 120 с.
14. Зациорский, В. Физические качества спортсмена: основы теории и
методики воспитания/ В. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 159
с.
15. Иванов, О. Г. Повышение мощности отталкивания и оптимизация
техники работы руками в тренировочном процессе лыжников-гонщиков:
Учеб. пособие / О. Г. Иванов, H. Е. Каппель. – Новосибирск, 1984. - 82