Введение
Глава 1 Основные характеристики договора перевозки
1.1 Понятие договора автомобильной перевозки грузов
1.2 Субъекты договора автомобильной перевозки грузов
1.3 Права и обязанности сторон договора
Глава 2 Порядок заключения договора
2.1 Заключение договора автомобильной перевозки груза
2.2 Содержание договора автомобильной перевозки груза
Глава 3 Ответственность сторон по договору автомобильной перевозки грузов
3.1 Виды ответственности автомобильного перевозчика
3.2 Ответственность заказчика за несоблюдение условий договора
автомобильной перевозки грузов
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
С развитием рыночных отношений возросла нагрузка на отрасль
перевозки грузов в торговой сфере. Транспорт является одним из важнейших
направлений развития экономики. Автотранспортная перевозка грузов
является одним из основных способов перемещения товаров. Кроме того, в
период пандемии и самоизоляции большие обороты начала набирать интернет-
торговля, которая также с каждым годом увеличивает нагрузку на
автомобильную перевозку грузов.
На небольшие и средние расстояния продавцам наиболее выгодно
использовать именно перевозку автомобильным транспортом. Такая перевозка
осуществляется быстрее и практичнее. В этой связи исследование договора
автомобильной перевозки грузов особенно актуально в настоящее время,
поскольку понимание всех нюансов договора будет способствовать
наивысшей степени эффективности его использования как со стороны
заказчика, так и со стороны перевозчика. В настоящее время с каждым годом
растет количество контрагентов по договору перевозки грузов автомобильным
транспортом, это означает, что потребитель сможет выбирать тот вариант,
который в наибольшей степени удовлетворяет его нуждам.
Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ договора
автомобильной перевозки грузов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
– провести анализ понятия договора автомобильной перевозки грузов;
– исследовать участников договора автомобильной перевозки грузов;
– проанализировать права и обязанности сторон;
– изучить заключение договора автомобильной перевозки груза;
– изучить содержание договора автомобильной перевозки груза;
– проанализировать виды ответственности автомобильного перевозчика;рассмотреть ответственность заказчика за несоблюдение условий
договора автомобильной перевозки грузов.
Объектом научного исследования являются правоотношения, которые
возникают при заключении договора автомобильной перевозки грузов.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является договор
автомобильной перевозки грузов.
Теоретическую основу данного исследования составляют работы
известных авторов таких, как Сергея Никитича Братусь, Михаила Исааковича
Брагинского, Василия Владимировича Витрянского, Владимира Абрамовича
Егиазарова, Олимпиада Соломоновича Иоффе, Александра Петровича
Сергеева, Евгений Алексеевича Суханова и др. Представленные авторы имеют
известность в юриспруденции. Многие из них на настоящий момент являются
действующими преподавателями в высших образовательных учреждениях. Их
работы активно используются в качестве учебных пособий для изучения
отраслей права. Также Витрянский В.В и Суханов Е.А по состоянию на 18
сентября 2018 года входят в состав Совета по кодификации и
совершенствованию гражданского законодательства и принимали активное
участие в разработке поправок в Гражданский Кодекс.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя анализ
федерального законодательства Российской Федерации, регулирующего
наследственные отношения, в частности Гражданский Кодекс Российской
Федерации [1], Федеральный закон от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта» [2], а также другое законодательство в указанной сфере.
Методологической основой исследования являются общенаучные и
частно-научные методы: анализ научной литературы, обобщение, сравнение,
структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки
данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно
способствует пониманию правовых основ организации автомобильнойперевозки грузов. Практическая значимость исследования заключается в
выявлении прав, обязанностей сторон и возможных мер ответственности по
договору автомобильной перевозки груза.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с
подпунктами, заключения, списка используемой литературы и
использованных источников. В первой главе рассматриваются основные
характеристики договора автомобильной перевозки грузов, во второй главе
рассматривается порядок заключения, изменения, прекращения договора, в
третьей главе рассматривается ответственность сторон по договору
автомобильной перевозки грузов. В заключении данной работы подводятся
итоги исследования и формируются окончательные выводы
по рассматриваемой теме.
Договор перевозки груза – это договор, в соответствии с которым одна
сторона, которой является перевозчик, берет на себя обязательства доставить
груз, переданный второй стороной, то есть отправителем, в указанный пункт
назначения и выдать управомоченному на получение лицу, то есть
получателю, указанный груз, а отправитель, в свою очередь, обязуется
оплатить перевозку по установленным тарифам. В зависимости от различных
оснований в литературе проводится классификация договоров перевозки. В
дипломной работе внимание автора будет сосредоточено на договоре
автомобильной перевозки грузов. [23]
Субъектами договора автомобильной перевозки груза выступают
грузоотправитель и перевозчик. При этом грузополучатель выступает третьим
лицом, в пользу которого заключается договор, поскольку грузоотправитель и
перевозчик не обладают никакими правовыми средствами за19ставить
получить груз получателя в случае его отказа.
Основной обязанностью перевозчика является доставка груза из пункта
А в пункт Б в оговоренные договором сроки и обеспечение сохранности груза
в течение его перевозки. В свою очередь, основной обязанностью отправителя
является передать груз и оплатить перевозку. Получатель обладает правом
требования выдать ему груз перевозчиком, а также правом требования
возмещения убытков в случае, если груз при транспортировке был поврежден
или утерян. [19] Субъектами договора, то есть его сторонами, как было
определено в параграфе втором данной главы, являются только
грузоотправитель и грузоперевозчик. Отправитель и перевозчик по договору
автомобильной перевозки груза наделены обязанностями, которым
корреспондирует право требовать исполнения соответствующей обязанности
другой стороной.
Специфика договора перевозки грузов автомобильным транспортом
состоит в том, что заключению такого договора должны предшествоватьопределенные предпосылки. Такие предпосылки встречаются в различных
формах. Ими могут являться: организационный договор, заявка, разовый заказ.
Транспортную накладную, которая в обязательном порядке должна быть
составлена при договоре о перевозке грузов автомобильным транспортом,
следует признать формой данного договора. В совокупности транспортная
накладная и правовые формы предпосылок заключения договора перевозки
обуславливают важнейшие вопросы организации непосредственной перевозки
груза. Такие правовые формы определяют условия перевозки грузов и
являются доказательством заключения договора перевозки и его условий.
Также наличие таких правовых форм предоставляет право на распоряжение
грузом при осуществлении автомобильных перевозок. Перечисленные
транспортные документы должны составляться с учетом требований
законодательства к их форме и обязательных сведений о перевозимом грузе, а
также сведений о грузоотправителе, перевозчике и грузополучателе.
Договор перевозки груза является реальным. Он считается заключенным
с момента передачи перевозчику груза и составления транспортной накладной.
Условия заключения договора, содержащиеся в законодательстве РФ,
обязательны для применения всеми субъектами права, которые вступают в
отношения по поводу перевозки грузов автомобильным транспортом.
Законодательство Российской Федерации детально регламентирует
содержание договора перевозки груза автомобильным транспортом.
Содержание договора включает в себя совокупность прав, обязанностей
грузоотправителя и перевозчика, а также регламентирует все детали
исполнения обязательства. Правилами перевозки груза предусмотрены
необходимые к соблюдению положения о сроках перевозки, определения
массы груза, порядке приема груза и его выдаче, а также другие важнейшие
положения, которые способствуют успешному исполнению обязательства по
перевозке груза автомобилем.
Несмотря на то, что в науке ведутся споры о необходимости
предварительных процедур для заключения договора перевозки груза, следуетсделать вывод, что в настоящий момент для автомобильной перевозки груза
такие этапы не являются обязательными. Договор перевозки груза
автомобильным транспортом прекращается с выполнением взятого на себя
обязательства по перевозке груза перевозчиком в полном объеме.
Неисполнение сторонами взятых на себя обязанностей по договору приводит к
ненадлежащему исполнению договора, что является основанием для
наступления ответственности по данному виду договора.
В Российской Федерации действуют меры ответственности для обеих
сторон договора. Они могут быть предусмотрены законодательством или
непосредственно в тексте договора, поскольку договор перевозки груза
автомобильным транспортом носит диспозитивный характер и регулируется
нормами гражданского права. Основная мера ответственности заказчика в
данном виде договора – штраф, однако помимо штрафа предусмотрена также
обязанность в указанных в законодательстве случаях возместить убытке
другой стороне.
Ответственность перевозчика можно разделить на ответственность за
неподачу транспортного средства или средств, ответственность за сохранность
перевозимых грузов и ответственность за просрочку в доставку груза. Данные
условия являются существенными для договора перевозки груза
автомобильным транспортом, поэтому их невыполнение влечет за собой
наступление ответственности со стороны перевозчика. Частой проблемой при
загруженности автомобильного средства является порча перевозимого груза. К
сожалению, со стороны перевозчика не предоставляется подтверждение о
исправности транспортного средства из-за чего заказчик и получатель не
могут быть уверенны, что их товар доедет в целости и сохранности. С одной
стороны порча груза легко решается через оплату ущерба, с другой стороны
для предпринимателей страдает не только груз, который они отправляют через
доставку, но и их репутация, которую деньгами не исправить.
В работе предлагается уточнить статью 791 Гражданского Кодекса и
дополнить следующим образом: «Перевозчик обязан представить отправителюгруза по его требованию документы, свидетельствующие о технической
исправности транспортного средства». Таким документом может выступить
документ о техническом осмотре транспортного средства, его диагностическая
карта, заключение специалиста и т.д.
Кроме того, в Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта представляется необходимым внести изменения в
часть 1 статьи 9: «Перевозчик обязан представить отправителю груза по его
требованию документы, свидетельствующие о технической исправности
транспортного средства». Предлагаемые изменения представляются
необходимыми с целью обеспечения обязательства перевозчика подать
исправное транспортное средство для перевозки груза и дать отправителю и
получателю уверенность в сохранности груза.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы
были решены задачи по проведению анализа понятия договора перевозки
грузов, исследованию участников договора перевозки грузов, анализу прав и
обязанностей сторон, изучению заключения и содержания договора
автомобильной перевозки груза, анализу видов ответственности
автомобильного перевозчика и заказчика за несоблюдение условий договора
автомобильной перевозки грузов. Цель выпускной квалификационной работы,
а именно, провести анализ договора автомобильной перевозки грузов,
достигнута в полном объеме.
1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву.
– М., 1940. – 192 с.
2. Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение
плана железнодорожной перевозки грузов. – М., 1959. – 176 с.
3. Борисов А.Н., Карачун С.М. Комментарий к Федеральному закону
Российской Федерации от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта» (постатейный). М., 2009.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга
третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: Статут, 2020 г. –
1055 с.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: В 5 кн. – М.,
2020. Кн. 4. – 1078 с.
6. Братусь С.Н., Лунц Л.А. Вопросы хозяйственного договора. – М.,
Госюриздат. 1950. – 155 с.
7. Витрянский В.В. Договор перевозки конкретного груза. – М.:
Хозяйство и право, 2001. – 526 с.
8. Витрянский В.В. Договор перевозки. — М., 2001. – 526 с.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // СПС
КонсультантПлюс.
10. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное
право: Курс лекций. Под общ. ред. О.Н. Садикова. – М., 2006. – 704 с.
11. Гражданское право: В 2 т. / Под ред. М.М. Агаркова и Д.М.
Генкина. – М., 1944. Т. 2. – 319 с.
12. Гражданское право: в 2 т.: учебник / под ред. Б.М. Гонгало. М.,
201б. С.281.13. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II, полутом 2 / Отв. ред.
Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. (автор главы - Г.П. Савичев). – М., 2000.
– 704 с.
14. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т. 2 / под ред. Сергеева А.П. –
М.: РГ-Пресс, 2018 г. – Ч. II. – 880 с.
15. Гуревич Г.С. К вопросу о правовой природе договора перевозки
грузов // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 67.
– Кишинев. – 1968. – С. 42-43.