Защита государственного суверенитета Российской Федерации
|
Введение 4
Глава 1. Теория государственного суверенитета
§ 1. Понятие и сущность государственного суверенитета
§ 2. Государственный суверенитет в российской политико-правовой и
конституционной доктрине
Глава 2. Меры защиты государственного суверенитета Российской Федерации
§ 1. Понятие и общая характеристика конституционно-правовой защиты
государственного суверенитета Российской Федерации
§ 2. Конституционно-правовая защита государственного суверенитета Российской
Федерации в социально-экономической сфере
§ 3. Конституционно-правовая защита государственного суверенитета Российской
Федерации в политической сфере
§ 4. Конституционно-правовая защита государственного суверенитета Российской
Федерации в идеологической сфере
Заключение
Список используемых источников
Глава 1. Теория государственного суверенитета
§ 1. Понятие и сущность государственного суверенитета
§ 2. Государственный суверенитет в российской политико-правовой и
конституционной доктрине
Глава 2. Меры защиты государственного суверенитета Российской Федерации
§ 1. Понятие и общая характеристика конституционно-правовой защиты
государственного суверенитета Российской Федерации
§ 2. Конституционно-правовая защита государственного суверенитета Российской
Федерации в социально-экономической сфере
§ 3. Конституционно-правовая защита государственного суверенитета Российской
Федерации в политической сфере
§ 4. Конституционно-правовая защита государственного суверенитета Российской
Федерации в идеологической сфере
Заключение
Список используемых источников
Актуальность темы исследования. Современные тенденции военно-
политической и социально-экономической обстановки в мире находят
выражение в формировании комплекса вызовов и угроз международной
безопасности, стабильному и независимому развитию многих стран. В
качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступают
суверенитет и конституционный строй государств. В настоящее время
проблема защиты государственного суверенитета является крайне
актуальной для нашей страны.
Как отметил Президент РФ В. Путин на заседании Совета Безопасности
Российской Федерации 22 июля 2014 г., «суверенитет и территориальная
целостность – фундаментальные ценности. Речь идет об обеспечении
независимости и единства государства, надежной защите территории,
конституционного строя, своевременной нейтрализации внутренних и
внешних угроз. Однако сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и
санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается.
Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или
просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются»
1
.
Россия на протяжении всей своей истории всегда отстаивала свою
идентичность, свою независимость. Однако новые реалии, в том числе
возникновение таких явлений, как «гибридная война», игнорирование норм
международного права, прежде всего, так называемыми «западными
партнерами» заставляют по-новому взглянуть на проблему защиты
суверенитета.
Геополитические условия, влияющие на военно-политическую
обстановку в современном мире, способствуют, с одной стороны, усилению
борьбы США и их союзников за сохранение глобального доминирования, с
другой - формированию многополярного мира, сохранению государствами
суверенитета и национальной самобытности. В условиях турбулентности,
1 URL: http://www.kremlin.ru/news/46305 (дата доступа: 22.01.2018.продолжающейся девальвации норм международного права складывается
практика ограничения мировыми и ведущими региональными державами
суверенитетов отдельных государств, навязывания им определенных
антиконституционных политических сценариев для решения собственных
задач.
Вопросам суверенитета посвящены работы многих отечественных
правоведов: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой,
С.А. Бабурина, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, Б.С. Эбзеева и других.
Вместе с тем, современная теория конституционного права,
государственное строительство и международные отношения остро
нуждаются в концептуальном и политико-правовом обосновании защиты
государственного суверенитета.
Конституционное судопроизводство позволяет защищать
государственный суверенитет, опираясь на институты гражданского
общества, не прибегая к насилию и не задействуя в полном объеме
организационно-ресурсную мощь карательного механизма государства.
С учетом изложенного исследование вопросов защиты
государственного суверенитета в конституционно-правовой доктрине и
практике представляется значимым и актуальным.
Цель и задачи. Цель работы - комплексное исследование
конституционно-правовых механизмов защиты суверенитета Российской
Федерации. Для достижения заявленной цели автором поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать правовую основу суверенитета.
2. Раскрыть содержание конституционно-правовых мер защиты
суверенитета.
3. Выявить проблемы правового регулирования в сфере защиты суверенитета
государства конституционно-правовыми средствами.
Предметом работы являются конституционно-правовые
характеристики суверенитета Российской Федерации.Объектом работы являются общественные отношения,
урегулированные нормами конституционного права, в сфере защиты
суверенитета Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и
зарубежных ученых-юристов, политологов, исследующих проблематику
суверенитета государства.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция
РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные
акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, акты
конституционного правосудия.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может быть
основой для последующих исследований по данной темы. Практическая
значимость заключается в том, что отдельные выводы, сделанные в работе,
могут быть задействованы в правотворческой и правоприменительной
деятельности.
политической и социально-экономической обстановки в мире находят
выражение в формировании комплекса вызовов и угроз международной
безопасности, стабильному и независимому развитию многих стран. В
качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступают
суверенитет и конституционный строй государств. В настоящее время
проблема защиты государственного суверенитета является крайне
актуальной для нашей страны.
Как отметил Президент РФ В. Путин на заседании Совета Безопасности
Российской Федерации 22 июля 2014 г., «суверенитет и территориальная
целостность – фундаментальные ценности. Речь идет об обеспечении
независимости и единства государства, надежной защите территории,
конституционного строя, своевременной нейтрализации внутренних и
внешних угроз. Однако сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и
санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается.
Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или
просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются»
1
.
Россия на протяжении всей своей истории всегда отстаивала свою
идентичность, свою независимость. Однако новые реалии, в том числе
возникновение таких явлений, как «гибридная война», игнорирование норм
международного права, прежде всего, так называемыми «западными
партнерами» заставляют по-новому взглянуть на проблему защиты
суверенитета.
Геополитические условия, влияющие на военно-политическую
обстановку в современном мире, способствуют, с одной стороны, усилению
борьбы США и их союзников за сохранение глобального доминирования, с
другой - формированию многополярного мира, сохранению государствами
суверенитета и национальной самобытности. В условиях турбулентности,
1 URL: http://www.kremlin.ru/news/46305 (дата доступа: 22.01.2018.продолжающейся девальвации норм международного права складывается
практика ограничения мировыми и ведущими региональными державами
суверенитетов отдельных государств, навязывания им определенных
антиконституционных политических сценариев для решения собственных
задач.
Вопросам суверенитета посвящены работы многих отечественных
правоведов: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой,
С.А. Бабурина, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, Б.С. Эбзеева и других.
Вместе с тем, современная теория конституционного права,
государственное строительство и международные отношения остро
нуждаются в концептуальном и политико-правовом обосновании защиты
государственного суверенитета.
Конституционное судопроизводство позволяет защищать
государственный суверенитет, опираясь на институты гражданского
общества, не прибегая к насилию и не задействуя в полном объеме
организационно-ресурсную мощь карательного механизма государства.
С учетом изложенного исследование вопросов защиты
государственного суверенитета в конституционно-правовой доктрине и
практике представляется значимым и актуальным.
Цель и задачи. Цель работы - комплексное исследование
конституционно-правовых механизмов защиты суверенитета Российской
Федерации. Для достижения заявленной цели автором поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать правовую основу суверенитета.
2. Раскрыть содержание конституционно-правовых мер защиты
суверенитета.
3. Выявить проблемы правового регулирования в сфере защиты суверенитета
государства конституционно-правовыми средствами.
Предметом работы являются конституционно-правовые
характеристики суверенитета Российской Федерации.Объектом работы являются общественные отношения,
урегулированные нормами конституционного права, в сфере защиты
суверенитета Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и
зарубежных ученых-юристов, политологов, исследующих проблематику
суверенитета государства.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция
РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные
акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, акты
конституционного правосудия.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может быть
основой для последующих исследований по данной темы. Практическая
значимость заключается в том, что отдельные выводы, сделанные в работе,
могут быть задействованы в правотворческой и правоприменительной
деятельности.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие
выводы.
Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле -
верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее
пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно
решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать
реализацию своих властных полномочий в отношении всех субъектов права в
пределах территориальной юрисдикции. Чем шире спектр применяемых
государством полномочий по реализации своих внутренних и внешних
функций, тем больше оснований вести речь о глубоком наполнении
реального содержания государственного суверенитета.
На современном этапе государственный суверенитет уже не
отождествляется с абсолютной властью. Современное понимание
государственного суверенитета складывается из следующих элементов:
- пределы государственного суверенитета устанавливаются
Конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства;
- внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно
связаны с основополагающими правами и свободами человека. Суверенные
права государства не могут использоваться для открытого подавления и
произвольного ограничения прав и свобод человека. Государственные
органы, общественные объединения и должностные лица обязаны уважать и
обеспечивать реализацию основополагающих прав и свобод;
- внешние пределы государственного суверенитета определяются
международной правосубъектностью государства;
- ограничение полноты и мощи государственной власти обеспечивается
конституционными гарантиями (разделение властей; ответственность
должностных лиц разных уровней; невозможность неконституционного
порядка изменения или отмены Основного Закона и др.).
Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичнойхарактеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет
за собой снижение качественных характеристик реализации функций
государства в наиболее важных сферах общественной жизни или полную
утрату способности государства осуществлять самостоятельное управление
делами общества и государства. В силу этого государственный суверенитет
нуждается в защите.
В настоящее время, к сожалению, не соблюдаются нормы
международного права. Группа государств, во главе с США проводит
агрессивную международную политику, прикрываясь. Так называемыми,
демократическими ценностями. Формы иностранного вмешательства, в
основном сводятся к следующим механизмам:
- экономические санкции, блокады, эмбарго и демпинг;
- «цветные революции»;
- «гуманитарные» интервенции;
- тайная и открытая политическая, информационная, материально-
техническая и финансовая поддержка сепаратистских и иных
антигосударственных сил;
- открытое военное вторжение.
В настоящее время в России сформирована независимая национальная
конституционно-правовая система, позволяющая осуществлять ЗГС внутри
страны и за ее пределами, а также обеспечивать конституционные права и
свободы граждан во всех сферах общественной жизни.
Комплексное конституционно-правовое регулирование стратегически
важных групп общественных отношений, юридическое закрепление
суверенных прав государства, поступательное развитие конституционно-
правовой доктрины способствовали укреплению государственного
суверенитета РФ во всех сферах:
- социально-экономической (разработка системы гарантий социально-
экономических прав граждан, ограничение деятельности монополий,
обеспечение продовольственной безопасности, мобилизации игосударственного оборонного заказа, защита единого экономического
пространства, противодействие офшоризации экономики, стимулирование
репатриации капитала, легитимация специальных экономических, защитных,
антидемпинговых и иных мер ЗГС);
- политической (защита конституционных принципов формирования и
функционирования органов государственной власти, территориальной
целостности, верховенства Конституции РФ, правовое обоснование
несостоятельности региональных суверенитетов, регулирование статуса
личности, деятельности политических партий, СМИ, местного
самоуправления, подтверждение мер федерального принуждения);
- идеологической (защита государственного языка, культурного
достояния и национального культурного наследия, традиционных
религиозных ценностей, контроль реституционных процессов, развитие
системы образования и гражданско-патриотического воспитания,
противодействие фальсификации истории, обеспечение социокультурной
адаптации и интеграции мигрантов).
Системная работа федеральных и региональных органов власти,
ориентированная на выработку и отстаивание общегосударственных
интересов, задействование потенциала негосударственных (в том числе
муниципальных) структур в публично значимых целях, гибкое и адаптивное
использование уполномоченными субъектами адекватных правовых
механизмов ЗГС при наличии финансовой и ресурсной поддержки позволят
повысить не только эффективность отдельных звеньев государственного
механизма, но и функциональность государства в целом.
выводы.
Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле -
верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее
пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно
решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать
реализацию своих властных полномочий в отношении всех субъектов права в
пределах территориальной юрисдикции. Чем шире спектр применяемых
государством полномочий по реализации своих внутренних и внешних
функций, тем больше оснований вести речь о глубоком наполнении
реального содержания государственного суверенитета.
На современном этапе государственный суверенитет уже не
отождествляется с абсолютной властью. Современное понимание
государственного суверенитета складывается из следующих элементов:
- пределы государственного суверенитета устанавливаются
Конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства;
- внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно
связаны с основополагающими правами и свободами человека. Суверенные
права государства не могут использоваться для открытого подавления и
произвольного ограничения прав и свобод человека. Государственные
органы, общественные объединения и должностные лица обязаны уважать и
обеспечивать реализацию основополагающих прав и свобод;
- внешние пределы государственного суверенитета определяются
международной правосубъектностью государства;
- ограничение полноты и мощи государственной власти обеспечивается
конституционными гарантиями (разделение властей; ответственность
должностных лиц разных уровней; невозможность неконституционного
порядка изменения или отмены Основного Закона и др.).
Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичнойхарактеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет
за собой снижение качественных характеристик реализации функций
государства в наиболее важных сферах общественной жизни или полную
утрату способности государства осуществлять самостоятельное управление
делами общества и государства. В силу этого государственный суверенитет
нуждается в защите.
В настоящее время, к сожалению, не соблюдаются нормы
международного права. Группа государств, во главе с США проводит
агрессивную международную политику, прикрываясь. Так называемыми,
демократическими ценностями. Формы иностранного вмешательства, в
основном сводятся к следующим механизмам:
- экономические санкции, блокады, эмбарго и демпинг;
- «цветные революции»;
- «гуманитарные» интервенции;
- тайная и открытая политическая, информационная, материально-
техническая и финансовая поддержка сепаратистских и иных
антигосударственных сил;
- открытое военное вторжение.
В настоящее время в России сформирована независимая национальная
конституционно-правовая система, позволяющая осуществлять ЗГС внутри
страны и за ее пределами, а также обеспечивать конституционные права и
свободы граждан во всех сферах общественной жизни.
Комплексное конституционно-правовое регулирование стратегически
важных групп общественных отношений, юридическое закрепление
суверенных прав государства, поступательное развитие конституционно-
правовой доктрины способствовали укреплению государственного
суверенитета РФ во всех сферах:
- социально-экономической (разработка системы гарантий социально-
экономических прав граждан, ограничение деятельности монополий,
обеспечение продовольственной безопасности, мобилизации игосударственного оборонного заказа, защита единого экономического
пространства, противодействие офшоризации экономики, стимулирование
репатриации капитала, легитимация специальных экономических, защитных,
антидемпинговых и иных мер ЗГС);
- политической (защита конституционных принципов формирования и
функционирования органов государственной власти, территориальной
целостности, верховенства Конституции РФ, правовое обоснование
несостоятельности региональных суверенитетов, регулирование статуса
личности, деятельности политических партий, СМИ, местного
самоуправления, подтверждение мер федерального принуждения);
- идеологической (защита государственного языка, культурного
достояния и национального культурного наследия, традиционных
религиозных ценностей, контроль реституционных процессов, развитие
системы образования и гражданско-патриотического воспитания,
противодействие фальсификации истории, обеспечение социокультурной
адаптации и интеграции мигрантов).
Системная работа федеральных и региональных органов власти,
ориентированная на выработку и отстаивание общегосударственных
интересов, задействование потенциала негосударственных (в том числе
муниципальных) структур в публично значимых целях, гибкое и адаптивное
использование уполномоченными субъектами адекватных правовых
механизмов ЗГС при наличии финансовой и ресурсной поддержки позволят
повысить не только эффективность отдельных звеньев государственного
механизма, но и функциональность государства в целом.
Подобные работы
- Государственный суверенитет: современные подходы и взгляды(вариант 3, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (TУСУР))
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Суверенитет как элемент конституционно-правового статуса Российской Федерации (Военный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами по предметам совместного ведения: конституционно-правовое исследование
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ ПО ПРЕДМЕТАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ:
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Таможенная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





