Содержание
Введение 6
1. Общие особенности применения принудительных мер медицинского характера 11
1.1 Понятие, цели применения принудительных мер медицинского характера 11
1.2 Правовое регулирование применения принудительных мер медицинского
характера 19
2. Особенности назначения принудительных мер медицинского характера 23
2.1. Лица которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера 23
2.2 Особенности назначения принудительных мер медицинского характера, их виды 30
2.3 Особенности изменения, продления и прекращения принудительных мер медицинского характера 41
3. Практика применения принудительных мер медицинского характера 48
3.1 Практические особенности применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних 48
3.2 Некоторые особенности осуществления права на защиту при производстве назначения принудительных мер медицинского характера 54
3.3 Некоторые формы осуществления контроля при реализации
принудительных мер медицинского характера 59
Заключение 65
Список используемой литературы 71
Приложение А 76
Приложение Б 78
Приложение В 84
Аннотация. Введение.
Целью работы является - исследование понятия и особенностей назначения принудительных мер медицинского характера.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование понятия и правовых основ назначения принудительных мер медицинского характера;
- исследование лиц в отношении которых ведется производство о принудительных мерах медицинского характера, их правового положения;
- анализ порядка назначения принудительных мер медицинского характера, применяемых видов;
- исследование специфики изменения, продления и прекращения принудительных мер медицинского характера;
- анализ практики применения принудительных мер медицинского характера, а также выявление некоторых особенностей.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере назначения принудительных мер медицинского характера.
Предметом исследования являются нормы международного права, законы и подзаконные акты, судебная практика, по вопросам назначения принудительных мер медицинского характера, их изменения, продления и прекращения.
Законодательное определение принудительных мер медицинского характера отсутствует, однако указанный пробел в законодательстве восполняет правовая доктрина. Необходимо отметить, что и единого научного подхода к рассматриваемому вопросу нет. Самым емким понятием является следующее: «Принудительные меры медицинского характера - это меры государственного принуждения, применяемые судом к лицам, страдающим психическими расстройствами, в случае совершения ими общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом». Предлагаемое понятие отражает всю специфику рассматриваемой темы, а также содержит все характерные элементы принудительных мер медицинского характера.
При осуществлении производства о применении принудительных мер медицинского необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, международными актами, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ и другими законами, и подзаконными актами. При решении определенных вопросов, касающихся применения принудительных мер медицинского характера, необходимо руководствоваться положениями ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", ФЗ от 7 мая 2009 г. N 92-ФЗ "Об
обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров)
специализированного типа с интенсивным наблюдением», Законе РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и т.д.
Можно выделить три необходимых условия для назначения принудительных медицинских мер:
1. Совершение преступления.
2. Медицинское основание применение принудительных мер медицинского характера - это психическое расстройство психики, которое связано с возможностью причинения вреда себе или другому лицу.
3. Установление такого психического состояния, при котором возникает угроза причинения вреда непосредственно окружающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены исключительно судом и применены только к определенной категории лиц. К ним, в том числе относятся лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. При этом, суды должны учитывать:
- каков характер и степень расстройства психики,
- представляет ли рассматриваемое лицо опасность для себя и общества
- может ли это лицо причинить вред в значительном размере.
В учебниках по судебной психиатрии можно встретить утверждение, что применение принудительных мер медицинского характера имеет двоякую цель, с одной стороны, они направлены на излечение лиц, страдающих психическими заболеваниями, а с другой стороны преследуют цель защиты общества от возможных общественно опасных действий, совершаемых этими лицами в связи с имеющимся психическим заболеванием.
УК РФ в качестве целей закрепляет лишь предупреждение совершения новых преступлений, излечение лица, улучшение его психического состояния. Некоторые ученые предлагают обозначить и такую цель, как осуществление реабилитационных мер в социальной сфере, которые направлены на выработку у больного психическим расстройством навыков проживания в обществе в той мере, в какой это может быть возможно в условиях медицинского учреждения, которое осуществляет принудительное лечение. Поддерживается предложение выделить также в качестве цели необходимость обеспечения безопасности лица, имеющего психическое заболевание от самого себя и обеспечение безопасности общества от его возможного негативного поведения.
В уголовно-процессуальном праве лицо в отношении, которого ведется производство по применению мер медицинского характера не обладает каким-то определенным статусом. Так, рассматриваемое лицо не значится в роли субъекта уголовно-процессуальных правоотношений ни в разделе 2, ни в гл. 51 УПК РФ. На основании сказанного можно утверждать, что рассматриваемый субъект уголовного судопроизводства должен обладать процессуальным статусом, который будет учитывать особенности его правового положения.
При назначении принудительных мер медицинского характера можно выделить следующие особенности:
1. Назначение принудительных мер медицинского характера производится в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ, и относится к исключительному полномочию суда (п. 2 ч. 1 ст. 29 УПК РФ). Причем, как уже неоднократно сообщалось, По всем делам рассматриваемой категории обязательно должна быть проведена судебно-психиатрическая экспертиза.
Также, следует обратить внимание на то, что заключение эксперта оценивается дознавателем, следователем, судом наравне с другими доказательствами по делу и не может иметь заранее установленной силы.
2. Принудительные меры медицинского характера назначаются на основании постановления суда. Суд при назначении исследуемых мер не определяет их продолжительность их применения, поскольку срок наказания не зависит от продолжительности применения мер медицинского характера. Это объясняется индивидуальными психологическими особенностями личности, так как затруднительно заранее определить конкретную дату излечения или улучшения психического состояния.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:
- принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;
- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей
психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;
- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей
психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;
- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Закрепленные в уголовном законе виды принудительных мер медицинского характера различаются режимом содержания и интенсивностью медикаментозного воздействия, что связано с опасностью личности и ее наказанием.
4. Важно отметить и тот факт, что принудительные меры медицинского характера также могут назначаться наряду с наказанием.
Осуществление указанных уголовно-правовых мер, которые существуют параллельно с наказанием, имеют ряд особенностей. Принудительное лечение совместно с наказанием, могут быть применены в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние и страдающе болезненным состоянием психики, при котором вменяемость как необходимый критерий не исключается. При применении положений данного положения суд может помимо вынесения обвинительного приговора назначить ограниченно вменяемому лицу только лечение в амбулаторных условиях.
Назначенные принудительные меры медицинского характера могут быть изменены или прекращены. Для изменения или продления, указанных мер комиссия врачей-психиатров выносит заключение о необходимости продления или прекращения принудительного лечения.
На основании заключения, администрация учреждения, исполняющего принудительное лечение обращается с представлением в суд. В случае, если у больного сохранилась возможность причинения общественно опасного действия в отношении себя или окружающих, то речь идет о продлении лечения.
В течение долгого времени государство не осуществляло над педофилией должного жесткого контроля. В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК РФ принудительные меры медицинского характера по отношению к лицам страдающим педофилией могут быть назначены и в период условно-досрочного освобождения, при этом назначение может быть отбывания более мягкого вида наказания, либо после его отбытия во вне зависимости от принятия решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера в процессе отбывания наказания.
Специфической особенностью применения мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих педофилией является санкция, предусмотренная ч. 3 ст. 314 УК РФ. Так, в случае, если рассматриваемое лицо, уклоняется, от применения к нему принудительных мер медицинского характера, оно наказывается лишением свободы на срок до одного года.
Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обеспечивается уголовным законодательством,
распространяясь на все лиц участвующих в уголовном судопроизводстве. Обеспечение прав лиц, в отношении которого ведется производство по применению мер медицинского характера - особенный случай, поскольку им является лицо, как уже было ранее отмечено, совершившее предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, находившееся в состоянии невменяемости или после совершения преступления наступило психическое расстройство, в связи, с чем делается невозможным назначение или исполнение наказания, а также это лицо, совершившее преступление и страдающее психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 1 и 2 ст. 97 УК РФ).
Защитник, представляющий интересы лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, должен иметь соответствующие профессиональные качества, специальную подготовку и квалификацию. Он также должен обладать познаниями в области психологии, психиатрии, которые позволяют гарантировать правовую защиту лиц в отношении, которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Обязательное участие защитника необходимо с момента установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии у подозреваемого, обвиняемого физических или психических недостатков, в силу которых он не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950).
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018).
5. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017).
6. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018)"Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 07.05.2009 N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны
психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с
интенсивным наблюдением".
9. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 07.06.2017)"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
11. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения".
13. Абрамян С. К., Зайцев А И., Дмитриев И. С. Права человека и перспективы применения химической кастрации в России // Историческая и социально-образовательная мысль.- 2016.- № 6-1.-С. 317.
14. Булатов Б.Б. Правовое положение лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, нуждается в регламентации // Российский следователь. - 2015. - № 1. - С. 9 - 12.
15. Бойко А.И., Голик Ю.В., Елисеев С.А. и др. Ошибки в Уголовном кодексе // Российская газета. -2010. - № 12. - С. 9.
...