Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурной практики «Hand made» в системе дополнительного образования
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования 10
1.1 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Возможности культурной практики «Hand Made» в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования 29
2.1 Исследование уровня развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста посредством культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования 43
2.3 Выявление динамики уровня развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 72
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность культурной практики «Hand Made» в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность культурной практики «Hand Made» в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, что позволило сделать следующие выводы:
1. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческого воображения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития творческого воображения у детей 5-6 лет является недостаточно раскрытой, сложной, но актуальной.
Нами были рассмотрены и уточнены такие понятия, как «творческое воображение», которое рассматривается нами как психический процесс, в котором действительность отражается в специфической форме создания чего-то субъективно новаторского, то есть созданный продукт обладает новизной для самого создателя, в то время как в обществе является уже известным; «культурная практика» - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявлен недостаточный уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет, что связанно с недостаточным педагогическим воздействием.
3. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования возможно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда различными материалами для таких техник, как декупаж, квиллинг, работа с фоамираном;
- определены этапы реализации культурной практики «Hand Made»: эмоционально-мотивационный, содержательный, оценочно-рефлексивный;
- разработана и апробирована совместная деятельность педагога и детей по развитию творческого воображения.
4. В результате проведенной работы по развитию творческого воображения у многих детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Полученные данные показывают, что количественные показатели высокого уровня экспериментальной группы возросли с 14% до 41%, таким образом, качественный прирост составил 27%.
Анализируя подробнее, мы видим, что все дети, у которых на констатирующем этапе был диагностирован низкий уровень развития творческого воображения, на контрольном этапе показывали средний результат, поэтому количественные результаты среднего уровня также увеличились с 36% до 50%.
Что касается показателей низкого уровня, то они стали ниже с 50% до 9%. Следовательно, работа, направленная на развитие творческого воображения у детей 5-6 лет, достигла своей цели.
В контрольной группе также наблюдается несущественная положительная динамика. Мы видим, что динамика результатов в экспериментальной группе существенно повысилась. В контрольной группе повышение незначительное. Тем самым это доказывает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, а также получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.