Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурной практики «Hand made» в системе дополнительного образования

Работа №111529

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования 10
1.1 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Возможности культурной практики «Hand Made» в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования 29
2.1 Исследование уровня развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста посредством культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования 43
2.3 Выявление динамики уровня развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 72



Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность культурной практики «Hand Made» в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность культурной практики «Hand Made» в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, что позволило сделать следующие выводы:
1. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческого воображения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития творческого воображения у детей 5-6 лет является недостаточно раскрытой, сложной, но актуальной.
Нами были рассмотрены и уточнены такие понятия, как «творческое воображение», которое рассматривается нами как психический процесс, в котором действительность отражается в специфической форме создания чего-то субъективно новаторского, то есть созданный продукт обладает новизной для самого создателя, в то время как в обществе является уже известным; «культурная практика» - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявлен недостаточный уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет, что связанно с недостаточным педагогическим воздействием.
3. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурной практики «Hand Made» в системе дополнительного образования возможно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда различными материалами для таких техник, как декупаж, квиллинг, работа с фоамираном;
- определены этапы реализации культурной практики «Hand Made»: эмоционально-мотивационный, содержательный, оценочно-рефлексивный;
- разработана и апробирована совместная деятельность педагога и детей по развитию творческого воображения.
4. В результате проведенной работы по развитию творческого воображения у многих детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Полученные данные показывают, что количественные показатели высокого уровня экспериментальной группы возросли с 14% до 41%, таким образом, качественный прирост составил 27%.
Анализируя подробнее, мы видим, что все дети, у которых на констатирующем этапе был диагностирован низкий уровень развития творческого воображения, на контрольном этапе показывали средний результат, поэтому количественные результаты среднего уровня также увеличились с 36% до 50%.
Что касается показателей низкого уровня, то они стали ниже с 50% до 9%. Следовательно, работа, направленная на развитие творческого воображения у детей 5-6 лет, достигла своей цели.
В контрольной группе также наблюдается несущественная положительная динамика. Мы видим, что динамика результатов в экспериментальной группе существенно повысилась. В контрольной группе повышение незначительное. Тем самым это доказывает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, а также получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.




1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - Петрозаводск : Скандинавия, 2004. - 208 с.
2. Анфисова, С.Е. Особенности проектирования и реализации культурной практики «Hand made» в образовательном процессе ДОО / С.Е. Анфисова, Н.А. Мартынова, И.А. Надежкина // Психологопедагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы науч.-практич. конф. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - С. 674-679.
3. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Я. Ассман. - М. : Языки славянской культуры, 2004 - 370 с.
4. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе интеграции. ФГОС [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. - М. : Учитель, 2017. - 92 с.
5. Брыкина, Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами [Текст] / Т.И. Брыкина - М. : Педагогическое общество России,
- 147 с.
6. Василенко, М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы [Текст] / М.Ю. Василенко. - М. : Сфера, 2018. - 128 с.
7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. - М. : Владос-пресс,
- 160 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Мышление и речь : сборник. - М. : Астрель, 2011. - С. 467-564.
9. Дъяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дъяченко. - М. : Мозаика-синтез, 2008. - 129 с.
10. Дыбина, О.В. Психология и педагогика творчества в период детства: электронное учебное пособие [Электронный ресурс] / О.В. Дыбина.
Тольятти : Издательство ТГУ, 2018. - Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru.
11. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Сфера, 2018. - 128 с.
12. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и
творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск : Смоленский
государственный педагогический институт им. К. Маркса, 1974. - 152 с.
13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009 - 448 с.
14. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 192 с.
15. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
184 с.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ