Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей 5-6 лет
ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности 8
1.2 Характеристика преобразовательной деятельности как средства
развития у детей 5-6 лет ручной умелости 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5 -6 лет ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности 18
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет ручной умелости 18
2.2 Содержание, формы, методы развития ручной умелости у детей
5-6 лет в процессе преобразовательной деятельности 34
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 5-6 лет ручной
умелости 39
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 55
Аннотация. Введение.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности преобразовательной деятельности в процессе развития ручной умелости у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития ручной умелости у детей 5 -6 лет.
Предмет исследования: преобразовательная деятельность как
средство развития у детей 5-6 лет ручной умелости.
Задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы развития у детей ручной умелости
раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать
преобразовательную деятельность и ее возможности в развитии ручной умелости.
2. Выявить начальный уровень развития у детей 5-6 лет ручной умелости.
3. Определить этапы и содержание работы с детьми по развитию ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет ручной умелости.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития ручной умелости у детей 5-6 лет является актуальной в настоящее время. Изучив исследования С.В. Погодиной, мы выявили, что одним из наиболее эффективных способов развития ручной умелости являются продуктивные виды деятельности: лепка, плетение, рисование, аппликация и др.
При изучении данной проблемы следует помнить, что преобразовательная деятельность имеет большой развивающий потенциал, дети проявляют к ней активный интерес. Проявление интереса к преобразовательной деятельности позволяет не только эффективно развивать ручную умелость детей, но и прививать им любовь к творчеству, умение видеть нестандартное решение проблем, а также находить альтернативные способы использования предметов и материалов.
В процессе рассмотрения понятия «ручная умелость» разграничили понятия «мелкая моторика» и «ручная умелость». Изучив исследования Т.С. Комаровой, выявили, что ручная умелость подразумевает под собой три компонента: способы использования орудий и материалов; связь
изображаемого предмета с изобразительным движением; действие восприятия (зрительный контроль).
Результаты констатирующего эксперимента свидетельтвуют о том, что в группе преобладает средний уровень (55% детей) развития ручной умелости. Вызывали затруднения мелкие движения рук, особенно связанные с продуктивными видами деятельности.
Формирующий эксперимент доказал, что развитие ручной умелости у детей 5-6 лет возможно поэтапно (мотивационного и деятельностного этапов). На каждом этапе эффективны мероприятия: просмотр выставок, проблемные ситуации, беседы, НОД с использованием преобразовательной деятельности, которые активизировали ручную умелость и побуждали детей к ее реализации в разных видах деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали динамику развития у детей 5-6 лет ручной умелости в преобразовательной деятельности. После проведения формирующего эксперимента в старшей возрастной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития ручной умелости. Они составляют 50%. Уменьшилось число детей с низким уровнем развития ручной умелости (15%). Дети активно, самостоятельно выполняют задания, точно и ловко координируют свои действия в пространстве. Лучшие результаты продемонстрировали Алёна Ч.,Сабина К. и Дарья К. Они ответственно относились к выполнению заданий и проявляли интерес к преобразовательной деятельности .
Данное исследование не исчерпало изучение всех аспектов проблемы. Интерес представляет исследование проблемы развития ручной умелости у детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности и получения продуктов труда.