Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей 5-6 лет
ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности 8
1.2 Характеристика преобразовательной деятельности как средства
развития у детей 5-6 лет ручной умелости 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5 -6 лет ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности 18
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет ручной умелости 18
2.2 Содержание, формы, методы развития ручной умелости у детей
5-6 лет в процессе преобразовательной деятельности 34
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 5-6 лет ручной
умелости 39
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 55
Аннотация. Введение.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности преобразовательной деятельности в процессе развития ручной умелости у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития ручной умелости у детей 5 -6 лет.
Предмет исследования: преобразовательная деятельность как
средство развития у детей 5-6 лет ручной умелости.
Задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы развития у детей ручной умелости
раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать
преобразовательную деятельность и ее возможности в развитии ручной умелости.
2. Выявить начальный уровень развития у детей 5-6 лет ручной умелости.
3. Определить этапы и содержание работы с детьми по развитию ручной умелости в процессе преобразовательной деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет ручной умелости.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития ручной умелости у детей 5-6 лет является актуальной в настоящее время. Изучив исследования С.В. Погодиной, мы выявили, что одним из наиболее эффективных способов развития ручной умелости являются продуктивные виды деятельности: лепка, плетение, рисование, аппликация и др.
При изучении данной проблемы следует помнить, что преобразовательная деятельность имеет большой развивающий потенциал, дети проявляют к ней активный интерес. Проявление интереса к преобразовательной деятельности позволяет не только эффективно развивать ручную умелость детей, но и прививать им любовь к творчеству, умение видеть нестандартное решение проблем, а также находить альтернативные способы использования предметов и материалов.
В процессе рассмотрения понятия «ручная умелость» разграничили понятия «мелкая моторика» и «ручная умелость». Изучив исследования Т.С. Комаровой, выявили, что ручная умелость подразумевает под собой три компонента: способы использования орудий и материалов; связь
изображаемого предмета с изобразительным движением; действие восприятия (зрительный контроль).
Результаты констатирующего эксперимента свидетельтвуют о том, что в группе преобладает средний уровень (55% детей) развития ручной умелости. Вызывали затруднения мелкие движения рук, особенно связанные с продуктивными видами деятельности.
Формирующий эксперимент доказал, что развитие ручной умелости у детей 5-6 лет возможно поэтапно (мотивационного и деятельностного этапов). На каждом этапе эффективны мероприятия: просмотр выставок, проблемные ситуации, беседы, НОД с использованием преобразовательной деятельности, которые активизировали ручную умелость и побуждали детей к ее реализации в разных видах деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали динамику развития у детей 5-6 лет ручной умелости в преобразовательной деятельности. После проведения формирующего эксперимента в старшей возрастной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития ручной умелости. Они составляют 50%. Уменьшилось число детей с низким уровнем развития ручной умелости (15%). Дети активно, самостоятельно выполняют задания, точно и ловко координируют свои действия в пространстве. Лучшие результаты продемонстрировали Алёна Ч.,Сабина К. и Дарья К. Они ответственно относились к выполнению заданий и проявляли интерес к преобразовательной деятельности .
Данное исследование не исчерпало изучение всех аспектов проблемы. Интерес представляет исследование проблемы развития ручной умелости у детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности и получения продуктов труда.
1. Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.А. Баландина. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 89 с.
2. Борисова, Е.В. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании [Текст] / Е.В. Борисова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - С. 2-8.
3. Венгер, Н.Б. Путь к развитию детского творчества [Текст] / Н.Б. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1983. - №11. - С. 32-35.
4. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с.
5. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление [Текст] / Н.Е. Веракса - Уфа: Вагант, 2006. - 212 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду
[Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1974. - 253 с.
7. Ветлугина, Н.А. Педагогические условия формирования художественной деятельности [Текст] / Н.А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 1977. № 1. С. 35-45.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1966. - 312 с.
10. Горунович, Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного труда [Текст] / Е.Б. Горунович. - Минск: МинскЛит, 1986. - 19 с.
11. Дыбина, О.В. Вещь как культурный артефакт в творческом развитии детей [Текст] / О.В. Дыбина // Проблемы педагогического образования. Сб. научных статей.- 2002. - №10 - С. 53-59.
12. Дыбина, О.В. По руслу созидания [Текст] / О.В. Дыбина Самарская Лука.- 2001. - №8. - С. 28-32.
13. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 162 с.
14. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Сфера, 2002. - 128 с.
15. Дыбина, О.В. Творчество как культурное качество человека [Текст] / О.В. Дыбина // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы. М., 2001. - С. 384-385.
...