Введение 9
1. Литературный обзор 10
1.1 Свойства бензинов 10
1.2 Классификация автомобильных бензинов 14
1.3 Присадки и добавки 18
1.4 Технология смешения и оборудование 21
2. Практическая часть 23
2.1 Сравнение расчетных параметров получаемых рецептур с фактическими данными 23
2.2 Определение оптимальных рецептур с точки зрения экономической эффективности 27
2.3. Применение программного комплекса для решения задачи превращения некондиционного объема бензина в товарный продукт 31
2.4 Расчет смесителя с мешалкой для процесса компаундирования 36
3. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 39
4. Социальная ответственность 54
Заключение 72
В Российской федерации, также, как и во всем мире, производство нефтепродуктов на промышленных предприятиях, состоит из нескольких основных, последовательных этапов, таких как: первичная, вторичная переработка нефти и финальным процессом является процесс компаундирования. Прямая перегонка или первичная переработка — это разделение нефти на отдельные части (фракции) по температурам кипения при нагреве в атмосферных или вакуумных ректификационных колоннах. Так получают бензиновые, дизельные, керосиновые, лигроиновые фракции, которые далее используются при производстве различных марок моторных топлив. Вторичная переработка (деструктивные процессы от лат. destructio — нарушение, разрушение структуры) меняет химические свойства и структуру углеводородов, входящих в состав исходного сырья.
Все вышеперечисленные процессы позволяют увеличить выход светлых фракций из нефти до 60%. Компаундирование прямогонных фракций с продуктами вторичных процессов нефтепереработки и различными присадками, является конечным процессом производства дизельных топлив и товарных автомобильных бензинов. Цель дипломной работы - изучить процесс компаундирования как процесс получения товарных продуктов из нефти и с помощью специального программного обеспечения, рассчитать оптимальные, по экономическим параметрам, составы моторные топлива, удовлетворяющие стандарту Евро-5 и российским гостам.
В данной дипломной работе исследовался процесс компаундирования, его основные этапы и технология. Сконструирован смеситель с рамной мешалкой, для проведения финального процесса производства моторного топлива. Кроме того, с помощью программы «Compaunding», разработанной кафедре Химической технологии топлива Института природных ресурсов Томского политехнического университета и позволяющей рассчитывать показатели качества бензинов с учетом неаддитивности смешения потоков по октановому числу, было подобрано множество рецептур товарных бензинов разных марок.
По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Программа «Compaunding» зарекомендовала себя с наилучшей стороны. С ее помощью можно точно и быстро рассчитать октановые числа, физические данные и процентное содержание различных веществ в конечном продукте процесса компаундирования, что позволяет экономить время и денежные средства. Это подтвердил пересчет реальных показателей производства товарных бензинов с помощью данной программы.
2. Программа «Compaunding» выдает адекватные результаты с малой погрешностью. Так погрешности расчетных данных по относительно экспериментальных данных составила: по содержанию в товарных бензинах серы - 0,09%, бензола - 0,07%, олефинов - 0,14% и ароматических углеводородов - 0,09% не превышает 0,1%, а в показателях ОЧИ и ОЧМ - 0,13% и 0,11 соответственно.
3. Полученные рецептуры товарных бензинов различных марок - значительно выгоднее, с экономической точки зрения, чем реальные моторные топлива, которые производятся на НПЗ. Так себестоимость топлива марки 98А при реальном производстве составляет от 23149 до 24048 рублей за тонну, а стоимость аналогичного продукта рассчитанного с помощью программы «Compaunding» составляет от 21082 до 22567 рублей за тонну продукта. Что касается бензинов марки 80А - их себестоимость колеблется от 16176 до 17028 рублей за тонну, когда себестоимости топлива рассчитанного при помощи программы «Compaunding» составляют от 15627 до 16720 рублей. Таким образом выгода от внедрения в производство рассчитанных нами рецептур составит 2067 рублей с тонны топлива марки 98А и 549 рублей с тонны топлива марки 80А.