Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации

Работа №111518

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации 11
1.1 Ценностное отношение к истории края у школьников в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности формирования ценностного отношения у школьников 21
1.3 Модель формирования ценностного отношения младших
школьников к истории края в деятельности детско-юношеской организации 27
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников ценностного отношения к истории края 33
2.1 Изучение уровня сформированное™ у школьников ценностного
отношения к истории края 33
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-
юношеской организации 43
2.3 Динамика уровня сформированное™ ценностного отношения к
истории края у школьников 52
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Материал диагностических методик для определения уровня ценностного отношения у школьников к истории края 72
Приложение Б Обобщенные результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 74
Приложение В Обобщенные результаты проведения контрольного этапа эксперимента


Одной из главных проблем современной педагогической науки и практики является приобщение школьников к истории края и формирование у них ценностного отношения.
Актуальность исследования определена потребностью социума в развитии чувства любви к малой родине у школьников, к родному краю, дому, создание условий сохранения, а также возрождения национального сознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Только через осознание истории края школьники осознают свою причастность к родной стране, её прошлому, настоящему и будущему.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определяет, что «Формирование ценностного отношения к истории России и края является приоритетной задачей, требующей педагогического осмысления» [40].
Необходимость использования регионального компонента в формировании у школьников ценностного отношения к истории представлена в реализации задач историко-культурного стандарта, направленного на повышение качества исторического образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи историко-культурного стандарта предполагают «Создание условий для получения школьниками прочных знаний по истории, осознание места и роли истории края в историческом становлении страны, видеть и понимать её значение как части исторического процесса» [39].
Ценностное отношение к истории края находит свою значимость в реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и определяется как целенаправленная работа, способствующая формированию ценности родного края [6].
Согласно этим положениям из документов, современное образование ориентируется на развитие у школьников знаний о культуре и деятельности человека в исторической жизни края, формируя ценностное отношение к его истории. В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации сформулирован воспитательный идеал, в котором «выделяют знания истории России, культурные и духовные традиции народа и возможностью принимать и нести ответственность за судьбу Отечества. Поэтому необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к историческим событиям, поступкам людей, героев, проникнуться глубоким уважением к ним, понимать их сущность и проявлять интерес к изучению истории и следовать примеру граждан» [10].
Актуальность исследования со стороны практического аспекта связана с необходимостью обогащения содержания деятельности современной школы, совершенствование обучению истории края через деятельность детско-юношеской организации. Актуальность исследования заключается в том, что современная система образования большое внимание обращает на приобретение школьниками знаний об истории, их добывание, однако компонент ценностного отношения ребенка к ней остается нетронутым. Помимо этого, ценностное отношение является неотъемлемой частью каждого школьника, взаимодействующего с обществом. Изучение родной истории обеспечивает помощь школьникам в решении задач социально-значимой деятельности, формирует готовность жить и трудиться на благо своей родины, активно участвовать в её развитии, культурном обновлении.
Формирование у школьников ценности к истории края неразрывно связана с необходимостью внедрения и разработкой методики работы детско- юношеской организации. Для освоения истории края и формирования ценностного отношения необходимо использовать современные технологии, позволяющие систематизировать знания и побуждать учащихся к гражданской деятельности. Поэтому растёт необходимость использования в процессе обучения инновационных педагогических методик и технологий, которые обеспечат индивидуализацию обучения и воспитания, формирование интереса к предмету [17].
Из выше перечисленного, можно обозначить третье направление актуальности — социальное. Ценностное отношение к истории края является базовой функцией социализации человека, определяющаяся значимостью осознания и любви к своим предкам, чувство уважения к историческому прошлому. Тенденцией формирования ценностей в школьный период является активное развитие государственной идентичности, эмоционального отношения, познавательных интересов, нравственных норм поведения и освоения социально-значимой деятельности.
Использование исторических событий своего края в воспитании школьников является основой формирования ценностного отношения личности не только к истории своей малой родины, но и к мировой истории в целом. История России имеет глубокие исторические корни, именно история родного края помогает воспринимать историю изнутри, от себя, от истоков истории малой родины к большой истории страны. История края является основой жизнедеятельности всего государства и выступает в виде важного внутреннего ресурса развития общества, активной гражданской позиции школьников, готовности к развитию Отечества. Таким образом, данный факт обуславливает необходимость прививания нравственности младшим школьникам, а также осуществление их воспитания в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности и толерантности, что является одной из важнейших проблем современной педагогической науки [40].
Психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования у школьников ценностного отношения к истории края разнообразна. Работы Е.В. Бондаревской [3], Н.Е. Щурковой [46] рассматривают ценностно-ориентированный подход в воспитании личности школьников. М.Ю. Новицкая [27], Е.А. Ямбург [48] представляют значимость истории в процессе передачи ее ценностей следующим поколениям. В. А. Сухомлинский [36] и К. Д. Ушинский [38] в своих работах поднимают вопросы по формированию представлений о малой родине у школьников. Большой вклад в исследование по проблеме формирования представлений о малой родине сделали Д.С. Лихачев [22].
В исследованиях недостаточно учтены особенности деятельности детско-юношеской организации, направленной на формирование у школьников ценностного отношения к истории края, носящая большой воспитательный потенциал.
Изучение современной педагогической науки в области теории и практики по проблеме формирования у школьников ценностного отношения к истории края позволило выделить ряд противоречий между:
- осознанием необходимости процесса формирования ценностного отношения к истории края у школьников и отсутствием целенаправленной работы по ее развитию;
- необходимостью организации целенаправленного и эффективного процесса формирования ценностного отношения к истории края школьников и отсутствием программы для его реализации в деятельности детско- юношеской организации и недостаточным использованием деятельности детско-юношеской организации в изучении истории края;
- возможностью использования потенциала детско-юношеской организации для формирования у школьников ценностного отношения к истории края и неэффективной реализацией этого потенциала в воспитательной работе.
Стремление разрешить эти противоречия помогло сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия (возможности) детско-юношеской организации в формировании у школьников ценностного отношения к истории края?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования программы формирования ценностного отношения у школьников к истории края в деятельности детско- юношеской организации.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края в деятельности детско-юношеской организации.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на формирование ценностного отношения учащихся к истории родного края во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к истории края у школьников будет эффективным, если:
- разработана модель формирования у школьников ценностного отношения к истории края во внеурочной деятельности;
- содержательный компонент разработанной модели представляет собой программу внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти»;
- в программе будут использоваться формы и методы работы по формированию ценностного отношения: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края.
2. Выявить уровень сформированности ценностного отношения к истории родного края у третьеклассников.
3. Разработать и реализовать модель организации внеурочной деятельности школьников, содержащую программу формирования ценностного отношения к истории края.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования ценностного отношения у школьников в детско-юношеской организации.
Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
Философский смысл отношения и чувств к Родине с позиции ценности, культуры раскрыт в работах В.С. Библера, Г.И. Щукиной, Н.К. Крупской.
С педагогической точки зрения рассмотрены содержание, принципы и методы воспитания патриотических чувств в исследованиях К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого.
Исследования возрастных характеристик младших школьников Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Рассмотрены научные труды о патриотическом воспитании А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью уточнения понятия ценностное отношение школьника к истории родного края, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, обобщение экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №66» г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении двух лет и включало в себя три этапа.
Первый этап (2018) - анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, ставилась цель, уточнялась исходная гипотеза, формулировались задачи исследования, исследовалось современное состояние проблемы.
Второй этап (2018 - 2019) - осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа внеурочной деятельности на выделенных педагогических условиях.
Третий этап (2019 - 2020) - продолжалась осуществляться опытно-экспериментальная работа, реализовалась разработанная программа внеурочной деятельности, осуществлялась качественная и количественная обработка данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в:
- анализе психолого-педагогической литературы для определения актуальности проблемы формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края;
- определении педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения у школьников к истории родного края в деятельности детско-юношеской организации;
- выделении критерий, показателей и уровней сформированности ценностного отношения к родному краю у школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
1. Уточнено и дополнено содержание понятия «ценностное отношение к истории родного края», определяющее как качество отражения в сознании школьника конкретных ценностей, на которых он строит свои культурные ориентиры и образ жизни, свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
2. Теоретически обоснованы и разработаны показатели и диагностические методики определения уровня сформированности ценностного отношения у школьников к истории родного края.
3. Определены уровни и дана качественная характеристика сформированное™ ценностного отношения у школьников к истории родного края.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования, разработанной программы внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», педагогами на занятиях внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностное отношение к истории края как качество отражения в сознании школьника конкретных, социальных ценностей общества, уважения и любви к Родине, ее традициям и нормам, проявление патриотических чувств свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
2. Содержание программы способствует становлению личности, способной проявлять любовь к своей Родине, обогащению краеведческими знаниями, чувством уважения и гордости за историю края.
3. В программе внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», используются интересные и разнообразные формы работы: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволил определиться во мнении, что исследование ценностного отношения рассматривается в науках: педагогика, психология и философия. Следует отметить, при анализе психолого-педагогических источников удалось разобраться с трактовкой понятия «ценностное отношение». «Ценностное отношение к истории края» будет рассматриваться как качество отражающее в сознании школьника конкретных, социальных ценностей общества, уважения и любви к Родине, ее традициям и нормам, проявление патриотических чувств свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
Для исследования ценностного отношения у школьников к истории родного края были использованы анкета «Истоки Родины» (авт. В. М. Хлыстова), тест «История родного края», модификация методики Сакса-Леви «Незаконченные предложения» (авт. М. В. Шакурова), «Я люблю малую родину» (авт. Т.М.Маслова), сочинение «Мой родной край», тест «Самооценка» (авт. Э.А. Баранова, К.Н. Волков, Г.Н. Казанцева, В.С. Юркевич). Исследование проводилось в три этапа. На начало исследования экспериментальный класс показал результаты с преобладанием низкого и среднего уровней. Следует отметить, что высокий уровень на этапе констатации исследования было зафиксировано в малом количестве.
На следующем этапе были разработаны занятие во время внеурочной деятельности с использованием краеведческих знаний и материалов. В качестве эксперимента была разработана программа внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», представленная в виде 5 модулей (разделов), посвященный кругу взаимоотношений школьника. При реализации программы использовались различные формы работы: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
В конце исследования испытуемый класс показал высокий и средний уровни. По блокам преобладают уровни ценностного отношения высокий и выше среднего. Необходимо отметить, что низкий уровень ценностного отношения к истории края в заключении исследования зафиксировано в меньшей степени. Сравнивая результаты на этапе констатации и на завершении исследования, делаем вывод, что при использовании программы с краеведческим содержанием в процессе воспитания школьников создаются условия для формирования ценностного отношения школьников к истории родного края. Так, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Если продолжить работу в патриотическом направлении дальше, систематически включая и расширяя краеведческие знания в разработке внеурочных занятий, то можно предположить, что развитие ценностного отношения школьников к истории края будет повышаться.



1. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры) / С. Ф. Анисимов. М. : Мысль, 2010. 183 с.
2. Брослав Н. И. Формы патриотического воспитания младших школьников в современном подростковом клубе // Евразийский союз ученых. 2015. № 2-4. С. 7-9.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования. Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.
4. Бывшева М.В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 57- 63.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. 48 с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» Постановление
Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) URL: http://static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf(дата обращения: 15.01.2019)
7. Горшкова Е.Б. Актуальные направления развития ценностных отношений у младших школьников // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 2. С. 29-33.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2014. 695 с.
9. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М. : ЭКСМО- ПРЕСС, 2010. 686 с.
10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2011. 24 с.
11. Доманский В.А. Воспитание любви к родине, её истории и духовной культуре в процессе изучения творчества новокрестьянских поэтов // Воспитание в современной образовательной среде : Материалы региональной научно-практической конференции . 2011. С. 33-46.
12. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты духовно-нравственных ценностей младших школьников в современной школе // Вестник Бурятского государственного университета 2014. № 1. С. 62-65.
13. Ершова С.В. Теоретическое осмысление категории «ценность» и «ценностное отношение» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59.
14. Касьяненко А.А. Методическая разработка «Интерективные упражнения для формирования гражданской компетенции» // Классный руководитель. 2017. № 2. С. 30-41.
15. Кондукторова Н.В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания школьников // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1. С. 3-7.
16. Копылов В.В. Воспитание гражданственности и патриотизма. Клуб «Патриот» // Классный руководитель. 2017. № 2. С. 42-47.
17. Коротаева Е.В. Воспитательный потенциал регионально-ориентированной программы для школьников «Грани Урала» // Тенденция развития психологии и педагогики. Уфа, Аэтерна, 2015. С. 118-121.
18. Круглов В.В. На полпути к вершине (материалы о жизни и работе детских разновозрастных самоуправляемых сообществ): учебно- методическое пособие для руководителей детских общественных объединений. М.: МГПУ, 2017. 172 с.
19. Костригин А. А. Представление и отношение к патриотизму у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 1. С. 23-41.
20. Кузина Т.В. Программа факультативного курса «Краеведение» // Классный руководитель. 2017. № 2. С. 23-26.
21. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 480 с
22. Лихачев Д. С. Школа на Васильевском: Кн. для учителя / Д. С. Лихачев. М.: Просвещение, 2011.159 с.
23. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42-59.
24. Любимов Л.Л. Российская школа: воспитание
гражданственности // Вопросы образования. 2013. С. 278-299.
25. Молчанова Н. В. Применение потенциала туристской деятельности в области патриотического воспитания // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 63-67.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
27. Новицкая М.Ю. Курс «Введение в народоведение» - азбука народной культуры // Начальная школа. 2000. № 8 С.112-119.
28. Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: метод. пособие / М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова. М.: Дрофа, 2010. 154с.
29. Петракова Л.Е. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края. 2013. № 3 (33). С. 174-179.
30. Полетаева О.В. Морозова М.А. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях современности // Образование и воспитание. 2016. № 5. С. 51-52.
31. Селиванова Н.Ф. Современные проблемы воспитания в
образовательных учреждениях // Воспитание школьника. 2012. № 5. С. 5-11.
32. Селиванова О.Н. Формирование ценностных ориентаций
обучающихся // Воспитание школьников. 2008. № 10. С. 21-23.
33. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию/ В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М. : Академия, 2013. 192 с.
34. Сонин В. А. Тест культурно-ценностных ориентаций // Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004.
35. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А.Сухомлинский. М : Молодая гвардия, 1978. 175 с.
36. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А.Сухомлинский. Изд-во : Педагогика, 1990. 288 с.
37. Татарова, С. П. Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен // Педагогический имидж. 2019. Т. 13, № 3. С. 431-441.
38. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Педагогические сочинения. М. : Гранд айр пресс. 2004
39. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки Российской Федерации.
http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 5.06.19).
40. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.07.2012 г. № 111- ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
41. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Харламов. М. : Гардарики, 2007. 520 с
42. Хотина, Ю. В. Поисковое движение в деятельности военно-патриотического воспитания молодежи Кубани // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 7. С. 198-204.
43. Черемилова И.А., Морозова С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 119-121.
44. Шевцова, М. М. К вопросу о патриотическом воспитании детей и молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33 (1). С. 185-193.
45. Шепелева Т.Е. Соотношение терминов «гражданская
компетенция», «гражданская компетентность» с понятием
«гражданственность» // Мир науки. 2016. № 2. С. 1-9.
46. Щуркова Н.Е. Методика и технология учебного курса Нравственные основы жизни человека // Начальная школа. 2013. № 7. С.51¬56.
47. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142— 147.
48. Ямбург Е. А. Воспитание историей / Е. А. Ямбург. М. : Знание, 1989. 78 с.
49. The duty to resist: Redefining the basics for today’s schools Gert Biesta // RoSE - Research on Steiner Education. - Vol. 6. - 2015. C. 1 - 11.
50. Seung-jin Chung The Development of Attitudes to Historic Conservation - From Eurocentrism to Cultural Diversity // ARCHITECTUR AL RESEARCH, Vol. 12, No. 1(June 2010), pp. 25-32.
51. Intercultural Education from Russian Researches Perspective Roza Valeeva and Agzam Valeeva, Procedia - Social and Behavioral Sciences, 237 (2017), 1564 - 1571.
52. Baader, F. Philosophische Schriften und Aufsatze (German Edition) / F.Baader. - 2011. - 496 с.
53. Monteiro S., L.S.Almeida. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/(дата обращения: 03.08.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ