Формирование у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации 11
1.1 Ценностное отношение к истории края у школьников в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности формирования ценностного отношения у школьников 21
1.3 Модель формирования ценностного отношения младших
школьников к истории края в деятельности детско-юношеской организации 27
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников ценностного отношения к истории края 33
2.1 Изучение уровня сформированное™ у школьников ценностного
отношения к истории края 33
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-
юношеской организации 43
2.3 Динамика уровня сформированное™ ценностного отношения к
истории края у школьников 52
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Материал диагностических методик для определения уровня ценностного отношения у школьников к истории края 72
Приложение Б Обобщенные результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 74
Приложение В Обобщенные результаты проведения контрольного этапа эксперимента
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации 11
1.1 Ценностное отношение к истории края у школьников в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности формирования ценностного отношения у школьников 21
1.3 Модель формирования ценностного отношения младших
школьников к истории края в деятельности детско-юношеской организации 27
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников ценностного отношения к истории края 33
2.1 Изучение уровня сформированное™ у школьников ценностного
отношения к истории края 33
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-
юношеской организации 43
2.3 Динамика уровня сформированное™ ценностного отношения к
истории края у школьников 52
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Материал диагностических методик для определения уровня ценностного отношения у школьников к истории края 72
Приложение Б Обобщенные результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 74
Приложение В Обобщенные результаты проведения контрольного этапа эксперимента
Одной из главных проблем современной педагогической науки и практики является приобщение школьников к истории края и формирование у них ценностного отношения.
Актуальность исследования определена потребностью социума в развитии чувства любви к малой родине у школьников, к родному краю, дому, создание условий сохранения, а также возрождения национального сознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Только через осознание истории края школьники осознают свою причастность к родной стране, её прошлому, настоящему и будущему.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определяет, что «Формирование ценностного отношения к истории России и края является приоритетной задачей, требующей педагогического осмысления» [40].
Необходимость использования регионального компонента в формировании у школьников ценностного отношения к истории представлена в реализации задач историко-культурного стандарта, направленного на повышение качества исторического образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи историко-культурного стандарта предполагают «Создание условий для получения школьниками прочных знаний по истории, осознание места и роли истории края в историческом становлении страны, видеть и понимать её значение как части исторического процесса» [39].
Ценностное отношение к истории края находит свою значимость в реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и определяется как целенаправленная работа, способствующая формированию ценности родного края [6].
Согласно этим положениям из документов, современное образование ориентируется на развитие у школьников знаний о культуре и деятельности человека в исторической жизни края, формируя ценностное отношение к его истории. В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации сформулирован воспитательный идеал, в котором «выделяют знания истории России, культурные и духовные традиции народа и возможностью принимать и нести ответственность за судьбу Отечества. Поэтому необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к историческим событиям, поступкам людей, героев, проникнуться глубоким уважением к ним, понимать их сущность и проявлять интерес к изучению истории и следовать примеру граждан» [10].
Актуальность исследования со стороны практического аспекта связана с необходимостью обогащения содержания деятельности современной школы, совершенствование обучению истории края через деятельность детско-юношеской организации. Актуальность исследования заключается в том, что современная система образования большое внимание обращает на приобретение школьниками знаний об истории, их добывание, однако компонент ценностного отношения ребенка к ней остается нетронутым. Помимо этого, ценностное отношение является неотъемлемой частью каждого школьника, взаимодействующего с обществом. Изучение родной истории обеспечивает помощь школьникам в решении задач социально-значимой деятельности, формирует готовность жить и трудиться на благо своей родины, активно участвовать в её развитии, культурном обновлении.
Формирование у школьников ценности к истории края неразрывно связана с необходимостью внедрения и разработкой методики работы детско- юношеской организации. Для освоения истории края и формирования ценностного отношения необходимо использовать современные технологии, позволяющие систематизировать знания и побуждать учащихся к гражданской деятельности. Поэтому растёт необходимость использования в процессе обучения инновационных педагогических методик и технологий, которые обеспечат индивидуализацию обучения и воспитания, формирование интереса к предмету [17].
Из выше перечисленного, можно обозначить третье направление актуальности — социальное. Ценностное отношение к истории края является базовой функцией социализации человека, определяющаяся значимостью осознания и любви к своим предкам, чувство уважения к историческому прошлому. Тенденцией формирования ценностей в школьный период является активное развитие государственной идентичности, эмоционального отношения, познавательных интересов, нравственных норм поведения и освоения социально-значимой деятельности.
Использование исторических событий своего края в воспитании школьников является основой формирования ценностного отношения личности не только к истории своей малой родины, но и к мировой истории в целом. История России имеет глубокие исторические корни, именно история родного края помогает воспринимать историю изнутри, от себя, от истоков истории малой родины к большой истории страны. История края является основой жизнедеятельности всего государства и выступает в виде важного внутреннего ресурса развития общества, активной гражданской позиции школьников, готовности к развитию Отечества. Таким образом, данный факт обуславливает необходимость прививания нравственности младшим школьникам, а также осуществление их воспитания в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности и толерантности, что является одной из важнейших проблем современной педагогической науки [40].
Психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования у школьников ценностного отношения к истории края разнообразна. Работы Е.В. Бондаревской [3], Н.Е. Щурковой [46] рассматривают ценностно-ориентированный подход в воспитании личности школьников. М.Ю. Новицкая [27], Е.А. Ямбург [48] представляют значимость истории в процессе передачи ее ценностей следующим поколениям. В. А. Сухомлинский [36] и К. Д. Ушинский [38] в своих работах поднимают вопросы по формированию представлений о малой родине у школьников. Большой вклад в исследование по проблеме формирования представлений о малой родине сделали Д.С. Лихачев [22].
В исследованиях недостаточно учтены особенности деятельности детско-юношеской организации, направленной на формирование у школьников ценностного отношения к истории края, носящая большой воспитательный потенциал.
Изучение современной педагогической науки в области теории и практики по проблеме формирования у школьников ценностного отношения к истории края позволило выделить ряд противоречий между:
- осознанием необходимости процесса формирования ценностного отношения к истории края у школьников и отсутствием целенаправленной работы по ее развитию;
- необходимостью организации целенаправленного и эффективного процесса формирования ценностного отношения к истории края школьников и отсутствием программы для его реализации в деятельности детско- юношеской организации и недостаточным использованием деятельности детско-юношеской организации в изучении истории края;
- возможностью использования потенциала детско-юношеской организации для формирования у школьников ценностного отношения к истории края и неэффективной реализацией этого потенциала в воспитательной работе.
Стремление разрешить эти противоречия помогло сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия (возможности) детско-юношеской организации в формировании у школьников ценностного отношения к истории края?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования программы формирования ценностного отношения у школьников к истории края в деятельности детско- юношеской организации.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края в деятельности детско-юношеской организации.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на формирование ценностного отношения учащихся к истории родного края во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к истории края у школьников будет эффективным, если:
- разработана модель формирования у школьников ценностного отношения к истории края во внеурочной деятельности;
- содержательный компонент разработанной модели представляет собой программу внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти»;
- в программе будут использоваться формы и методы работы по формированию ценностного отношения: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края.
2. Выявить уровень сформированности ценностного отношения к истории родного края у третьеклассников.
3. Разработать и реализовать модель организации внеурочной деятельности школьников, содержащую программу формирования ценностного отношения к истории края.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования ценностного отношения у школьников в детско-юношеской организации.
Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
Философский смысл отношения и чувств к Родине с позиции ценности, культуры раскрыт в работах В.С. Библера, Г.И. Щукиной, Н.К. Крупской.
С педагогической точки зрения рассмотрены содержание, принципы и методы воспитания патриотических чувств в исследованиях К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого.
Исследования возрастных характеристик младших школьников Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Рассмотрены научные труды о патриотическом воспитании А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью уточнения понятия ценностное отношение школьника к истории родного края, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, обобщение экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №66» г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении двух лет и включало в себя три этапа.
Первый этап (2018) - анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, ставилась цель, уточнялась исходная гипотеза, формулировались задачи исследования, исследовалось современное состояние проблемы.
Второй этап (2018 - 2019) - осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа внеурочной деятельности на выделенных педагогических условиях.
Третий этап (2019 - 2020) - продолжалась осуществляться опытно-экспериментальная работа, реализовалась разработанная программа внеурочной деятельности, осуществлялась качественная и количественная обработка данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в:
- анализе психолого-педагогической литературы для определения актуальности проблемы формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края;
- определении педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения у школьников к истории родного края в деятельности детско-юношеской организации;
- выделении критерий, показателей и уровней сформированности ценностного отношения к родному краю у школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
1. Уточнено и дополнено содержание понятия «ценностное отношение к истории родного края», определяющее как качество отражения в сознании школьника конкретных ценностей, на которых он строит свои культурные ориентиры и образ жизни, свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
2. Теоретически обоснованы и разработаны показатели и диагностические методики определения уровня сформированности ценностного отношения у школьников к истории родного края.
3. Определены уровни и дана качественная характеристика сформированное™ ценностного отношения у школьников к истории родного края.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования, разработанной программы внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», педагогами на занятиях внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностное отношение к истории края как качество отражения в сознании школьника конкретных, социальных ценностей общества, уважения и любви к Родине, ее традициям и нормам, проявление патриотических чувств свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
2. Содержание программы способствует становлению личности, способной проявлять любовь к своей Родине, обогащению краеведческими знаниями, чувством уважения и гордости за историю края.
3. В программе внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», используются интересные и разнообразные формы работы: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
Актуальность исследования определена потребностью социума в развитии чувства любви к малой родине у школьников, к родному краю, дому, создание условий сохранения, а также возрождения национального сознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Только через осознание истории края школьники осознают свою причастность к родной стране, её прошлому, настоящему и будущему.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определяет, что «Формирование ценностного отношения к истории России и края является приоритетной задачей, требующей педагогического осмысления» [40].
Необходимость использования регионального компонента в формировании у школьников ценностного отношения к истории представлена в реализации задач историко-культурного стандарта, направленного на повышение качества исторического образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи историко-культурного стандарта предполагают «Создание условий для получения школьниками прочных знаний по истории, осознание места и роли истории края в историческом становлении страны, видеть и понимать её значение как части исторического процесса» [39].
Ценностное отношение к истории края находит свою значимость в реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и определяется как целенаправленная работа, способствующая формированию ценности родного края [6].
Согласно этим положениям из документов, современное образование ориентируется на развитие у школьников знаний о культуре и деятельности человека в исторической жизни края, формируя ценностное отношение к его истории. В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации сформулирован воспитательный идеал, в котором «выделяют знания истории России, культурные и духовные традиции народа и возможностью принимать и нести ответственность за судьбу Отечества. Поэтому необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к историческим событиям, поступкам людей, героев, проникнуться глубоким уважением к ним, понимать их сущность и проявлять интерес к изучению истории и следовать примеру граждан» [10].
Актуальность исследования со стороны практического аспекта связана с необходимостью обогащения содержания деятельности современной школы, совершенствование обучению истории края через деятельность детско-юношеской организации. Актуальность исследования заключается в том, что современная система образования большое внимание обращает на приобретение школьниками знаний об истории, их добывание, однако компонент ценностного отношения ребенка к ней остается нетронутым. Помимо этого, ценностное отношение является неотъемлемой частью каждого школьника, взаимодействующего с обществом. Изучение родной истории обеспечивает помощь школьникам в решении задач социально-значимой деятельности, формирует готовность жить и трудиться на благо своей родины, активно участвовать в её развитии, культурном обновлении.
Формирование у школьников ценности к истории края неразрывно связана с необходимостью внедрения и разработкой методики работы детско- юношеской организации. Для освоения истории края и формирования ценностного отношения необходимо использовать современные технологии, позволяющие систематизировать знания и побуждать учащихся к гражданской деятельности. Поэтому растёт необходимость использования в процессе обучения инновационных педагогических методик и технологий, которые обеспечат индивидуализацию обучения и воспитания, формирование интереса к предмету [17].
Из выше перечисленного, можно обозначить третье направление актуальности — социальное. Ценностное отношение к истории края является базовой функцией социализации человека, определяющаяся значимостью осознания и любви к своим предкам, чувство уважения к историческому прошлому. Тенденцией формирования ценностей в школьный период является активное развитие государственной идентичности, эмоционального отношения, познавательных интересов, нравственных норм поведения и освоения социально-значимой деятельности.
Использование исторических событий своего края в воспитании школьников является основой формирования ценностного отношения личности не только к истории своей малой родины, но и к мировой истории в целом. История России имеет глубокие исторические корни, именно история родного края помогает воспринимать историю изнутри, от себя, от истоков истории малой родины к большой истории страны. История края является основой жизнедеятельности всего государства и выступает в виде важного внутреннего ресурса развития общества, активной гражданской позиции школьников, готовности к развитию Отечества. Таким образом, данный факт обуславливает необходимость прививания нравственности младшим школьникам, а также осуществление их воспитания в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности и толерантности, что является одной из важнейших проблем современной педагогической науки [40].
Психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования у школьников ценностного отношения к истории края разнообразна. Работы Е.В. Бондаревской [3], Н.Е. Щурковой [46] рассматривают ценностно-ориентированный подход в воспитании личности школьников. М.Ю. Новицкая [27], Е.А. Ямбург [48] представляют значимость истории в процессе передачи ее ценностей следующим поколениям. В. А. Сухомлинский [36] и К. Д. Ушинский [38] в своих работах поднимают вопросы по формированию представлений о малой родине у школьников. Большой вклад в исследование по проблеме формирования представлений о малой родине сделали Д.С. Лихачев [22].
В исследованиях недостаточно учтены особенности деятельности детско-юношеской организации, направленной на формирование у школьников ценностного отношения к истории края, носящая большой воспитательный потенциал.
Изучение современной педагогической науки в области теории и практики по проблеме формирования у школьников ценностного отношения к истории края позволило выделить ряд противоречий между:
- осознанием необходимости процесса формирования ценностного отношения к истории края у школьников и отсутствием целенаправленной работы по ее развитию;
- необходимостью организации целенаправленного и эффективного процесса формирования ценностного отношения к истории края школьников и отсутствием программы для его реализации в деятельности детско- юношеской организации и недостаточным использованием деятельности детско-юношеской организации в изучении истории края;
- возможностью использования потенциала детско-юношеской организации для формирования у школьников ценностного отношения к истории края и неэффективной реализацией этого потенциала в воспитательной работе.
Стремление разрешить эти противоречия помогло сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия (возможности) детско-юношеской организации в формировании у школьников ценностного отношения к истории края?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у школьников ценностного отношения к истории края в деятельности детско-юношеской организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования программы формирования ценностного отношения у школьников к истории края в деятельности детско- юношеской организации.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края в деятельности детско-юношеской организации.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на формирование ценностного отношения учащихся к истории родного края во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к истории края у школьников будет эффективным, если:
- разработана модель формирования у школьников ценностного отношения к истории края во внеурочной деятельности;
- содержательный компонент разработанной модели представляет собой программу внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти»;
- в программе будут использоваться формы и методы работы по формированию ценностного отношения: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края.
2. Выявить уровень сформированности ценностного отношения к истории родного края у третьеклассников.
3. Разработать и реализовать модель организации внеурочной деятельности школьников, содержащую программу формирования ценностного отношения к истории края.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования ценностного отношения у школьников в детско-юношеской организации.
Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
Философский смысл отношения и чувств к Родине с позиции ценности, культуры раскрыт в работах В.С. Библера, Г.И. Щукиной, Н.К. Крупской.
С педагогической точки зрения рассмотрены содержание, принципы и методы воспитания патриотических чувств в исследованиях К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого.
Исследования возрастных характеристик младших школьников Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Рассмотрены научные труды о патриотическом воспитании А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью уточнения понятия ценностное отношение школьника к истории родного края, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, обобщение экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №66» г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении двух лет и включало в себя три этапа.
Первый этап (2018) - анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, ставилась цель, уточнялась исходная гипотеза, формулировались задачи исследования, исследовалось современное состояние проблемы.
Второй этап (2018 - 2019) - осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа внеурочной деятельности на выделенных педагогических условиях.
Третий этап (2019 - 2020) - продолжалась осуществляться опытно-экспериментальная работа, реализовалась разработанная программа внеурочной деятельности, осуществлялась качественная и количественная обработка данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в:
- анализе психолого-педагогической литературы для определения актуальности проблемы формирования ценностного отношения у школьников к истории родного края;
- определении педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения у школьников к истории родного края в деятельности детско-юношеской организации;
- выделении критерий, показателей и уровней сформированности ценностного отношения к родному краю у школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
1. Уточнено и дополнено содержание понятия «ценностное отношение к истории родного края», определяющее как качество отражения в сознании школьника конкретных ценностей, на которых он строит свои культурные ориентиры и образ жизни, свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
2. Теоретически обоснованы и разработаны показатели и диагностические методики определения уровня сформированности ценностного отношения у школьников к истории родного края.
3. Определены уровни и дана качественная характеристика сформированное™ ценностного отношения у школьников к истории родного края.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования, разработанной программы внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», педагогами на занятиях внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностное отношение к истории края как качество отражения в сознании школьника конкретных, социальных ценностей общества, уважения и любви к Родине, ее традициям и нормам, проявление патриотических чувств свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
2. Содержание программы способствует становлению личности, способной проявлять любовь к своей Родине, обогащению краеведческими знаниями, чувством уважения и гордости за историю края.
3. В программе внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», используются интересные и разнообразные формы работы: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определиться во мнении, что исследование ценностного отношения рассматривается в науках: педагогика, психология и философия. Следует отметить, при анализе психолого-педагогических источников удалось разобраться с трактовкой понятия «ценностное отношение». «Ценностное отношение к истории края» будет рассматриваться как качество отражающее в сознании школьника конкретных, социальных ценностей общества, уважения и любви к Родине, ее традициям и нормам, проявление патриотических чувств свое отношение к окружающим людям, к себе самому и к обществу в целом.
Для исследования ценностного отношения у школьников к истории родного края были использованы анкета «Истоки Родины» (авт. В. М. Хлыстова), тест «История родного края», модификация методики Сакса-Леви «Незаконченные предложения» (авт. М. В. Шакурова), «Я люблю малую родину» (авт. Т.М.Маслова), сочинение «Мой родной край», тест «Самооценка» (авт. Э.А. Баранова, К.Н. Волков, Г.Н. Казанцева, В.С. Юркевич). Исследование проводилось в три этапа. На начало исследования экспериментальный класс показал результаты с преобладанием низкого и среднего уровней. Следует отметить, что высокий уровень на этапе констатации исследования было зафиксировано в малом количестве.
На следующем этапе были разработаны занятие во время внеурочной деятельности с использованием краеведческих знаний и материалов. В качестве эксперимента была разработана программа внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», представленная в виде 5 модулей (разделов), посвященный кругу взаимоотношений школьника. При реализации программы использовались различные формы работы: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
В конце исследования испытуемый класс показал высокий и средний уровни. По блокам преобладают уровни ценностного отношения высокий и выше среднего. Необходимо отметить, что низкий уровень ценностного отношения к истории края в заключении исследования зафиксировано в меньшей степени. Сравнивая результаты на этапе констатации и на завершении исследования, делаем вывод, что при использовании программы с краеведческим содержанием в процессе воспитания школьников создаются условия для формирования ценностного отношения школьников к истории родного края. Так, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Если продолжить работу в патриотическом направлении дальше, систематически включая и расширяя краеведческие знания в разработке внеурочных занятий, то можно предположить, что развитие ценностного отношения школьников к истории края будет повышаться.
Для исследования ценностного отношения у школьников к истории родного края были использованы анкета «Истоки Родины» (авт. В. М. Хлыстова), тест «История родного края», модификация методики Сакса-Леви «Незаконченные предложения» (авт. М. В. Шакурова), «Я люблю малую родину» (авт. Т.М.Маслова), сочинение «Мой родной край», тест «Самооценка» (авт. Э.А. Баранова, К.Н. Волков, Г.Н. Казанцева, В.С. Юркевич). Исследование проводилось в три этапа. На начало исследования экспериментальный класс показал результаты с преобладанием низкого и среднего уровней. Следует отметить, что высокий уровень на этапе констатации исследования было зафиксировано в малом количестве.
На следующем этапе были разработаны занятие во время внеурочной деятельности с использованием краеведческих знаний и материалов. В качестве эксперимента была разработана программа внеурочной деятельности «Моя Родина - Тольятти», представленная в виде 5 модулей (разделов), посвященный кругу взаимоотношений школьника. При реализации программы использовались различные формы работы: творческая работа, экскурсия в библиотеку, по городу, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, гостиные, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.
В конце исследования испытуемый класс показал высокий и средний уровни. По блокам преобладают уровни ценностного отношения высокий и выше среднего. Необходимо отметить, что низкий уровень ценностного отношения к истории края в заключении исследования зафиксировано в меньшей степени. Сравнивая результаты на этапе констатации и на завершении исследования, делаем вывод, что при использовании программы с краеведческим содержанием в процессе воспитания школьников создаются условия для формирования ценностного отношения школьников к истории родного края. Так, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Если продолжить работу в патриотическом направлении дальше, систематически включая и расширяя краеведческие знания в разработке внеурочных занятий, то можно предположить, что развитие ценностного отношения школьников к истории края будет повышаться.
Подобные работы
- Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Формирование патриотических ценностей у подростков Красноярского края (на примере деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Состояние и перспективы развития спортивного детско-юношеского туризма в Красноярском крае
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Анализ современного состояния и развития туризма в Республике Тыва
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Исследовательская деятельность школьников в работе туристско-краеведческого кружка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием детского туризма в образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



